Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

242

 

§ 2. Скена

Мы уже видели, что в древнейшие времена, когда возникли первые зачатки драмы, действующее лицо выходило к хору и зрителям из шалаша или палатки, skhnh. Впоследствии эта палатка была заменена деревянным зданием, из которого актеры выходили

 

243

 

на место действия. Это здание сохранило за собой название skhnh (мы будем называть его скеной во избежание смешения с теперешним употреблением слова сцена). С IV в. стали строить каменные здания скены, а перед ними для каждого представления возводили временную деревянную стену (proskhnion), служившую декорацией. Около I в. до Р. X. этот временный проскений был заменен постоянным, т. е. каменной колоннадой, в которой промежутки между колоннами, за исключением немногих, служивших дверями, закрывались досками (pinakeV), на которых помещались различные картины и которые могли быть переменяемы, смотря по тому, каких перемен в декоративной обстановке требовало действие той или другой пьесы. На колоннаде, покрывая пространство между нею и передней стеной здания скены, лежал плоский помост. Таким образом, перед зданием скены оказывалась длинная узкая постройка, которая и вся в целом называлась проскением. На плане, помещенном выше, она обозначена прямоугольником вгзж. Проскений имел 10 — 12 футов над уровнем орхестры. Витрувий утверждает, что в греческом театре актеры играли наверху, на помосте, или на крыше проскения. Таково же было мнение, до последнего времени господствовавшее и в новой науке. Теперь оно начинает уступать другому, главным представителем которого является известный археолог и архитектор Дёрпфельд. Тщательно изучив остатки театральных зданий и воспользовавшись давно сделанным наблюдением, что при исполнении многих явлений греческих драм актер и хор должны были действовать в непосредственной близости друг к другу и, следовательно, на одной и той же плоскости, Дёрпфельд пришел к убеждению, что вообще в греческих театрах актеры играли не на скене, т. е. не на проскении, а у проскения, на орхестре, в той ее части, которая прилегала к проскению, что лишь в некоторых случаях, например, при исполнении ролей божеств, актеры являлись наверху проскения и что только в позднейших малоазиатских театрах, а затем в римских, возвышавшийся над поверхностью орхестры помост сделался постоянным местом игры актеров. Теория Дёрпфельда, подробнее всего разработанная им в труде, написанном в сотрудничестве с Рейшем *, не устранила еще всех затруднений, которые встречаются в свиде-

__________

* По прежним сообщениям о теории Дёрпфельда краткое ее изложение на русском языке дал Г. Г. Павлуцкий в ст. «Скенография у Греков» в Киевских Унив. Изв. 1888 г., а обозрение содержания книги Дёрпфельда и Рейша (W. Dorpfeld u. Е. Reisch, Das Griech. Theater. Beitrage zur Geschichte des Dionysostheater in Athen u. anderer Griech. Theater. Athen 1896) — С. П. Шестаков в Филол. Обозр. XII (1897), разд. 2, стр 97 cл.

 

 
244

 

тельствах Витрувия и других позднейших авторов, касающихся устройства греческого театра, но главные ее положения легко согласуются с теми данными, которые представляют остатки древних театральных зданий и устройство действия в сохранившихся греческих трагедиях и комедиях.

Место, с которого говорили актеры, называлось и logeion; с тех пор как таким местом постоянно стал служить высокий помост, он также обозначался этим словом.

Боковые пространства перед зданием скены в древнейших греческих театрах по большей части были открыты, а в позднейших греческих и в римских ограничивались боковыми стенами, за которыми часто находились флигеля, сообщавшиеся со скеной посредством дверей (такие флигеля назывались, вероятно, paraskhnia). Здание скены и боковые флигеля служили сборным местом для актеров, а также для хранения машин, декораций и театральных принадлежностей. Эти здания были крытые, тогда как орхестра и места для зрителей крыш не имели.

 

 

   

 



Rambler's Top100