|
242
|
§ 2. Скена
Мы уже видели, что в древнейшие времена, когда возникли
первые зачатки драмы, действующее лицо выходило к хору и
зрителям из шалаша или палатки, skhnh.
Впоследствии эта палатка была заменена деревянным зданием,
из которого актеры выходили
|
|
|
243
|
на место действия. Это здание сохранило за собой название
skhnh (мы будем называть его
скеной во избежание смешения с теперешним употреблением
слова сцена). С IV в. стали строить каменные здания скены,
а перед ними для каждого представления возводили временную
деревянную стену (proskhnion),
служившую декорацией. Около I в. до Р. X. этот временный
проскений был заменен постоянным, т. е. каменной колоннадой,
в которой промежутки между колоннами, за исключением немногих,
служивших дверями, закрывались досками (pinakeV),
на которых помещались различные картины и которые могли
быть переменяемы, смотря по тому, каких перемен в декоративной
обстановке требовало действие той или другой пьесы. На колоннаде,
покрывая пространство между нею и передней стеной здания
скены, лежал плоский помост. Таким образом, перед зданием
скены оказывалась длинная узкая постройка, которая и вся
в целом называлась проскением. На плане, помещенном
выше, она обозначена прямоугольником вгзж. Проскений
имел 10 — 12 футов над уровнем орхестры. Витрувий утверждает,
что в греческом театре актеры играли наверху, на помосте,
или на крыше проскения. Таково же было мнение, до последнего
времени господствовавшее и в новой науке. Теперь оно начинает
уступать другому, главным представителем которого является
известный археолог и архитектор Дёрпфельд. Тщательно изучив
остатки театральных зданий и воспользовавшись давно сделанным
наблюдением, что при исполнении многих явлений греческих
драм актер и хор должны были действовать в непосредственной
близости друг к другу и, следовательно, на одной и той же
плоскости, Дёрпфельд пришел к убеждению, что вообще в греческих
театрах актеры играли не на скене, т. е. не на проскении,
а у проскения, на орхестре, в той ее части, которая прилегала
к проскению, что лишь в некоторых случаях, например, при
исполнении ролей божеств, актеры являлись наверху проскения
и что только в позднейших малоазиатских театрах, а затем
в римских, возвышавшийся над поверхностью орхестры помост
сделался постоянным местом игры актеров. Теория Дёрпфельда,
подробнее всего разработанная им в труде, написанном в сотрудничестве
с Рейшем *, не устранила еще всех затруднений, которые встречаются
в свиде-
|
|
__________
* По прежним сообщениям о теории Дёрпфельда краткое ее изложение
на
русском языке дал Г. Г. Павлуцкий в ст. «Скенография у Греков» в
Киевских
Унив. Изв. 1888 г., а обозрение содержания книги Дёрпфельда и Рейша
(W. Dorpfeld u. Е. Reisch, Das Griech. Theater. Beitrage zur Geschichte
des
Dionysostheater in Athen u. anderer Griech. Theater. Athen 1896)
—
С. П. Шестаков в Филол. Обозр. XII (1897), разд. 2, стр 97 cл.
|
|
244
|
тельствах Витрувия и других позднейших авторов, касающихся
устройства греческого театра, но главные ее положения легко
согласуются с теми данными, которые представляют остатки
древних
театральных зданий и устройство действия в сохранившихся
греческих трагедиях и комедиях.
Место, с которого говорили актеры, называлось и logeion;
с тех пор как таким местом постоянно стал служить высокий
помост, он также обозначался этим словом.
Боковые пространства перед зданием скены в древнейших греческих
театрах по большей части были открыты, а в позднейших греческих
и в римских ограничивались боковыми стенами, за которыми
часто находились флигеля, сообщавшиеся со скеной посредством
дверей (такие флигеля назывались, вероятно, paraskhnia).
Здание скены и боковые флигеля служили сборным местом для
актеров, а также для хранения машин, декораций и театральных
принадлежностей. Эти здания были крытые, тогда как орхестра
и места для зрителей крыш не имели.
|
|
|
|
|