 |
244
|
§ 3. Орхестра
Главную часть греческого театра составляло круглое пространство,
лежавшее между передней стеной скены и нижним рядом мест
для зрителей. Во время представления здесь находился хор,
исполняя свои песни и пляски, от которых это пространство
получило название orchstra (от
orceisqai); по теории Дёрпфельда, здесь же происходило
и драматическое действие. Это пространство в древнейшие
времена представляло собою ровную площадку, усыпанную землей
или утрамбованную глиной; в римские времена, когда орхестра
употреблялась для гимнических или гладиаторских игр, встречается
название konistra (от koniV,
= лат. arena); в римские же времена встречается еще название
sigma, происшедшее от того, что
обращенная к зрителям полукруглая сторона площадки напоминала
собой позднейшую форму греческой буквы С. Для входа в орхестру
служили два прохода (parodoi),
находившиеся с правой и левой стороны между скеной и местами
для зрителей. Мы уже видели выше, что до возникновения драмы
дифирамбические хоры исполняли свои пляски вокруг алтаря
Диониса. Этот алтарь (qumelh),
по-видимому, остался навсегда непременной принадлежностью
орхестры; вокруг него группировался драматический хор, причем
его предводитель и
|
|
|
245
|
музыканты становились на ступенях алтаря *. Впоследствии
название qumelh употреблялось
иногда в значении целой орхестры, а в римские времена обозначало
даже сцену **.
|
|
__________
* Поэтому слова qumelh и skhnh
иногда противополагаются как символы музыки и драматического искусства,
и qumelikoi agwneV противопоставляются
сценическим (Стратоник у Афинея VIII, 359).
** Поэтому драматические художники или актеры обозначались выражением
oi apo thV qumelhV (Плут. Алекс. 67;
Дем. 12; Лук. О пляске 76 и неоднократно в схолиях Аристофана).
О разных значениях слова qumelh см. Dorpfeld
и. Reisch, Das griech. Th., стр. 278.
|
|
|
 |
|
|
 |
 |