|
245
|
§ 4. Места для зрителей
Примыкавшее к орхестре пространство, в котором помещались
зрители, называлось qeatron в
собственном смысле как место, с которого можно было смотреть
на представления (qeasqai; зрители
— qeatai). По форме это же пространство
называлось koilon (лат. cavea).
Места для зрителей постепенно поднимались ступенями в виде
концентрических дуг над дугой орхестры, так что оба конца
их, ближайшие к скене, загибались один к другому, вследствие
чего крайние места были неудобны для зрителей; в некоторых
театрах это неудобство устранялось тем, что боковые места,
выходившие за половину окружности, продолжались параллельно
одни к другим, а не по направлению окружности (например,
в Афинах и Пирее). Ровно половину окружности места для зрителей
занимают только в римских театрах. Греки всегда старались
выбирать для постройки театра такую местность, которая представляла
бы меньше затруднений и издержек для устройства мест для
зрителей и устраняла бы опасность, что они могут обрушиться
от большого скопления людей. Наибольшие удобства в этом
отношении представлял покатый склон горы, по которому и
устраивались сиденья; для боковых мест обыкновенно делались
искусственные пристройки. Если не было естественной покатости,
то ее заменяли иногда искусственной насыпью, как, например,
в Мантинее, Эретрии и пр. Иногда, впрочем, театры устраивались
и на ровном месте на массивных фундаментах. Если естественная
покатость представляла собой скалу, то прямо в ней вырубались
места для сиденья (например, в Херонее, Аргосе, Сикионе,
частью и в Афинах), иногда выстилавшиеся потом мрамором;
если же покатость
|
|
|
246
|
состояла из земли, то ее искусственно выравнивали и затем
устраивали на ней каменные сиденья Греческие театры были
весьма
различных размеров: например, в Мегалопольском театре, самом
большом из известных нам в Греции (Павc. VIII, 32, 1), могло
помещаться до 44 000 зрителей, в Афинском — до 17 000 *,
самые
маленькие театры из числа сохранившихся в развалинах были
в
Херонее и Псофиде.
Ступени, на которых рассаживались зрители, носили названия:
baqra, edrai, edwlia, также qewrhthria
(по латыни: ordines, gradus, sedes, sedilia, subsellia,
spectacula); слово ikria, обозначавшее
деревянные подмостки для зрителей, употреблялось и для обозначения
мест в каменных театрах Каждое отдельное место называлось
qea, topoV, cwrion (лат. locus),
а устроенное в виде кресла — qronoV
или kaqedra, словами topoV,
cwrion или meroV обозначалась
и совокупность мест, предназначавшихся для целых корпораций
(например, topoV bouleutikoV, efhbikoV
и т. п.), места в самом нижнем ряду назывались proedria,
а в первоначальных деревянных театрах — prwton
xulon. Ступени делались, по Витрувию (V, 6, 3), от
1 фута 2 1/2 д. до 1 ф. 6 дюймов вышиною и от 2 до 2 1/2
ф. шириною; приблизительно такие размеры имеют ступени и
в сохранившихся развалинах. Передняя часть ступени употреблялась
для сиденья, а задняя, обыкновенно несколько углубленная,
— для помещения ног зрителей, сидевших в следующем ряду,
а также для прохода их на места. Верхняя поверхность плиты
для сиденья обыкновенно была горизонтальная, а иногда слегка
наклоненная вперед; встречаются также сиденья с углублениями,
в которые, без сомнения, клались подушки. Каменные спинки
делались редко и то только у рядов, непосредственно примыкавших
к проходу; иногда попадаются следы деревянных спинок. Отдельные
места, за весьма немногими исключениями, ничем не отделялись
одно от другого. Для почетных лиц устраивались особые кресла
со спинками, преимущественно в нижних рядах.
Для прохода на места для зрителей устраивались лестницы,
восходившие в виде лучей от нижнего до верхнего ряда мест.
Для сбережения места лестницы делались очень узкие, достаточные
для прохода лишь одного человека (в афинском театре они
имеют в ширину немного меньше аршина). Все пространство
для зрителей разделялось этими лестницами на клинья (kerkideV,
cunei). В больших театрах устраивались один или два широких
прохода (diazwmata,
|
|
__________
* Doerpfeld u. Reisch, Das griech Th., стр. 44.
|
|
247
|
baltei, praecinctiones), которые шли параллельно рядам
мест от одного конца полукруга до другого; этими проходами
ряды делились на два или на три яруса (zwnai).
С обеих сторон, обращенных к скене, пространство для зрителей
оканчивалось стенами (analhmmata),
которые косою линиею или уступами постепенно понижались
соответственно понижению рядов мест; непосредственно за
стенами было по лестнице для прохода на места; между стенами
и зданием скены были вышеупомянутые проходы (parodoi)
в орхестру, через которую зрители по лестницам проходили
на свои места; проходы эти были обычно открытые, лишь в
театрах римского стиля они имели крыши и тогда назывались
yalideV или ayideV.
С внешней стороны все пространство для зрителей замыкалось
полукруглой стеной, высота которой зависела от свойств покатости
(и потому с боков была обыкновенно больше, чем с задней
стороны). В более поздние времена вдоль этой стены, за верхним
рядом мест для зрителей, устраивались крытые портики, которые
могли доставлять зрителям убежище в дурную погоду. В некоторых
театрах и с этой стороны были проходы на места для зрителей.
В описанном нами виде театры еще не могли служить для драматических
представлений: для них требовались различного рода
приспособления, декорации и пр., о чем мы скажем ниже. Представления
в V и IV вв. до Р. X. давались только в праздники
Диониса, а во все остальное время театральные здания стояли
неукрашенными и пустыми; в таком виде они часто употреблялись
для различных целей, не имевших ничего общего с драматическими
представлениями. Прежде всего они, как в цветущие времена
Эллады
(ср. Фук. VIII, 93), так еще более в поздние, служили местом
народных собраний. В Афинах уже во времена Демосфена театр
был обычным местом собрания той экклесии, которая созывалась
по окончании великих Дионисий для обсуждения дел, имевших
отношение к празднику (Дем. Пр. Мид. 9). Позднее, приблизительно
с половины III в. до Р. X., стали происходить в театре все
народные
собрания, как регулярные, так и экстраординарные, так что
на Пниксе, прежнем месте собраний, народ стал собираться
только для выборов магистратов (Поллукс VIII, 133). В других
городах Эллады
этот обычай также настолько был распространен, что Цицерон
(Пр.
Флакка. 7, 16) видит в нем характерную особенность греческих
народных собраний. Эта склонность собираться в театре объясняется,
конечно, тем, что театр представлял несравненно более удобное
место
для размещения собравшегося народа, чем открытая площадь.
И в
те дни, когда совершались драматические представления, обыкно-
|
|
|
248
|
венно перед началом их, театр служил местом для таких объявлений
и провозглашений, которым хотели придать наибольшую гласность
и торжественность; так, например, здесь делались провозглашения
о венках и других почетных наградах, присужденных народом
заслуженным лицам, в Афинах производилось разделение остатков
дани (Исокр. О мире. 82), представлялись народу эфебы и
сироты
убитых на войне граждан (Исокр. ibid.; Арист. Аф. пол. 42;
Эсх.
Пр. Ктес. 154), объявлялись имена отпускаемых на волю рабов
и
пр. До нас дошло из Афин и других государств много почетных
декретов, в которых вслед за определением награды делается
оговорка, что провозглашение должно быть сделано в праздник
Дионисий в театре. Здесь же ставились статуи и делались
почетные
надписи не только в честь лиц, деятельность которых имела
более
или менее близкое отношение к театру, как, например, драматических
писателей, актеров и музыкантов, но и вообще лиц, оказавших
особенно важные услуги государству в военное или мирное
время.
Театры служили иногда также местом публичных чтений философов,
софистов и пр.
Со времен Александра Македонского (благодаря его любви
к играм всякого рода, кроме атлетических, Плут. Алекс. 4),
театральные представления стали терять свой священный характер
и начали устраиваться не только в Дионисовские праздники,
но и для торжественного празднования каких-либо важных событий
политической и общественной жизни. Рядом с ними стали даваться
в театрах и разные другие представления, не имевшие никакого
отношения к культу Диониса, как, например, представления
фокусников (qaumatopoioi, ср.,
например, Плут. Лик. 19), ученых животных и пр., а впоследствии
и перенесенные из Рима гладиаторские игры и звериные травли.
В частности, об афинском театре прибавим, что в нем еще
со времени Фемистокла происходили раз в год установленные
законом петушиные бои (Элиан Пестр, ист. II, 28).
|
|
|
|
|