Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

ВВЕДЕНИЕ

Мыслители Древней Греции сыграли выдающуюся роль в истории формирования и развития всей духовной культуры человечества. Огромен их вклад и в историю политикоправовой мысли. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.

Творческими усилиями древнегреческих исследователей был совершен переход от мифологического восприятия окружающего мира, в том числе мира человеческих отношений, к рационально-логическому способу его познания и объяснения. На этой новой, теоретической базе ими были впервые поставлены, разработаны и концептуально оформлены фундаментальные проблемы обширной политико-правовой тематики.

Характеризуя причины, определившие особое место древнегреческой мысли во всей истории культуры, Ф. Энгельс писал: «Если метафизика права по отношению к грекам в подробностях, то в целом греки правы по отношению к метафизике. Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечила ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» 1.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 369.
4

Эта высокая оценка относится и к достижениям древних греков в области учений о государстве, праве, политике, которые столь же значительны, как и их философские успехи. Кстати говоря, политико-правовая мысль Древней Греции развивалась в тесной связи с философией, разделяя ее достоинства и недостатки.

Политические и правовые учения Древней Греции — сложный объект исследования, большая и трудная тема. В настоящей работе предпринята попытка дать освещение основных идей, концепций и учений ведущих представителей древнегреческой политико-правовой мысли на различных этапах ее эволюции — от истоков до заката.

В нашей литературе (философской, исторической и юридической) отсутствует специальная монографическая разработка названной темы в целом. Правда, различным ее аспектам уделено довольно много внимания в трудах советских философов и историков в связи с анализом собственно философской или общеисторической проблематики 2. Что же касается специальных юридических исследований, то, за редким исключением, она освещалась лишь в учебниках по истории политических учений 3.

2 См., например: Асмус В. Ф. Платон. М.: Мысль, 1969; Он же. Государство.— В кн.: Платон. Соч. М.: Мысль, 1971, т. 3, ч. 7, с. 579—613; Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.: Наука, 1966; Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М.: Наука, 1976; Доватур А. И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л.: Наука, 1965; Древняя Греция. М.: Изд-во АН СССР, 1956; История античной диалектики. М.: Мысль, 1972; Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972; Он же. Сократ. М.: Мысль, 1976; Он же. Некоторые проблемы раннегреческой философии.— Вопр. философии, 1976, № 12, с. 150—154; Кессиди Ф. X., Соколова О. И. Античность и современность.— Вопр. философии, 1973, № 9, с. 143—147; Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969; Он же. Законы.— В кн.: Платон. Соч. М.: Мысль, 1972, т. 3, ч. 2, с. 583—602; Лурье С. Я. Демокрит. Л.: Наука, 1970; Рожанский И. Д. Анаксагор. М.: Наука, 1972; Чанышев А. Н. Эгейская предфилософия, М.: Изд-во МГУ, 1970; Шталь И. В. Гомеровский эпос. М.: Высшая школа, 1975; Материалисты Древней Греции. М.: Г осполитиздат, 1955.
3 См.: Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947; История политических учений. М.: Госюриздат, 1960; История политических учений. М.: Выс-
5

Между тем проблематика политико-правовых учений Древней Греции, несомненно, заслуживает специального внимания и самостоятельного исследования. По своему содержанию она носит комплексный, междисциплинарный характер и находится на стыке истории политических и правовых учений, истории философии, философии государства и права и т. д. В настоящей работе она освещается главным образом как тема истории политических и правовых учений, хотя в ней рассматриваются также и вопросы более широкого, междисциплинарного профиля.

Поэтому в рамках традиционного для истории политических учений так называемого портретного способа изложения материала освещается и целый ряд проблем общеметодологического характера. С этим связан содержащийся в работе анализ философских, гносеологических, этических аспектов затрагиваемых политико-правовых учений, их конкретно-исторического характера и общетеоретического смысла и т. д. Кроме того, в работе прослеживается связь идей в истории становления и развития древнегреческой политико-правовой мысли, освещаются основные направления ее влияния на последующие политические и правовые учения.

шая школа, 1971, ч. 1; Политические учения: история и современность, Домарксистская политическая мысль. М.: Наука. 1976; Каленский В. Г. Социология рабовладельческого государства в IV—VI книгах «Политики» Аристотеля.— Проблемы государства и права. М.: 1975, вып. 10; Луковская Д. И. У истоков правовой мысли в Древней Греции.— Правоведение, 1977, № 1; Абашмадзе В. В. Очерки по истории политических учений. Тбилиси, 1977, ч. 2. На груз. яз.

Подготовлено по изданию:

Нерсесянц В.С.
Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979.- 264 с.
© Издательство «Наука», 1979 г.



Rambler's Top100