Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
42

II

ПЕТРА

Когда девятнадцать лет тому назад я в первый раз был в Палестине, откуда лежит путь к Петре (см. карту 2), Амману и Джерашу, посещение этих городов не только занимало много времени, но и было трудным делом, а также сложным и дорогим — не по средствам молодому профессору Петербургского университета. В те дни для того, чтобы увидеть эти руины, надо было снаряжать караван, добывать охрану, получать от турецких чиновников irade. В сегодняшней Палестине все это изменилось. Появились англичане, а с ними оживление, как когда-то с римлянами, порядок и безопасность, хорошие дороги и новые способы передвижения. В Палестине автомобиль упразднил верблюда, а место irade султана, каваса консульства и турецкого заптие заняли мистер Томас Кук своими болтливыми гидами и полицейские нового правительства Заиорданского эмира. В Аммане появилась сравнительно чистая гостиница, предстоит открытие такой же в Джераше, а в долине Петры раскинулся лагерь-гостиница Томаса Кука. Ее спальни — в палатках и пещерных гробницах, домах древней Петры, есть роскошная палатка-столовая. Благодаря этим нововведениям потянулись и туристы, и отныне посетители Джераша и Петры считаются уже не единицами, как раньше, а десятками и сотнями. Несомненно, что скоро их будут тысячи.

Новые правители Палестины и Заиорданья делают все, чтобы всячески содействовать этому туристическому развитию области. Местное население относится ни враждебно, ни дружественно, возможно по причине своего смешанного происхождения. Некоторые из них — черкесы городов, выходцы из России, переселенные в Заиорданье Абдул-Гамидом, другие — евреи из Палестины и Ливана. Это — новые поселенцы, которые радуются возможности ограбить, не нарушая закона, иностранца и продать ему мелкие древности и то немногое, что производит страна. Бедуины пустыни косятся и не прочь пограбить, что делают от времени до времени. Но обходится им это дорого; по дороге в Петру в Маане, в пустыне, расположился лагерь нового Заиорданского легиона, организованного англичанами и оснащенного аэропланами, бараками и сараями для бронированных автомобилей. Кавалеристы этой военной силы — на лошадях и верблюдах, как когда-то при римлянах

43

Город Петра

Карта 2. Город Петра (по: Wiegand. Petra, fig. I; с разрешения профессора Виганда)

44

(верблюжья кавалерия называется теперь, впрочем, не дромадериями, как при римлянах, а «мэаристами»). Бронированные автомобили и аэропланы всегда в порядке, готовы налететь на бедуинов пустыни и заставить их дорого заплатить за набеги и похищение иностранцев. В результате шансы европейских и американских дам быть похищенными арабским шейхом стали весьма призрачными, что вынудило их довольствоваться романтическими приключениями в палатках Петры.

Подобно многим другим, для посещения Аммана, Джераша и Петры мы с женой воспользовались прозаическими услугами Кука, хотя это путешествие и дорого стоило, однако мы не нашли других способов основательно осмотреть Петру. Если путешественники хотят осмотреть только Амман и Джераш, без Петры, можно обойтись и без услуг мистера Кука, так как можно обратиться в бюро палестинских еврейских шоферов Палестины в Иерусалиме; это молодая и живая организация молодых сионистов, в основном эмигрантов из России. С их помощью легко можно дешево посетить Амман и Джераш. Тем не менее мы очень стремились в Петру, поэтому после нескольких дней, проведенных в Палестине, мы двинулись в Заиорданье.

С древнейших времен Палестина была любима археологами; еще Константин и Елена и, вероятно, многие до них делали там раскопки. Тем не менее Заиорданье — страна новая в отношении того, что касается изучения прошлого, раскопки там до самого последнего времени не проводились, да они и не могли проводиться в этой области. Даже сейчас организовать раскопки в Петре — нелегко. Фактически только спустя год после моего пребывания создалось особое общество для археологического исследования Петры, которое благодаря щедрой поддержке господина Генри Монда (Mond), насколько мне известно, уже проводило там работы в течение двух месяцев в 1920 г. Г. Хорсфилд (G. Horsfield) — директор Заиорданских раскопок, а госпожа Агнес Конвей назначена руководить экспедицией, однако работы в Петре ожидаются лишь в следующем году; я еще не знаю, будут ли они продолжаться в дальнейшем. Результаты никогда полностью не публиковались, однако похоже, что наиболее важным открытием является очень странная керамика, которую всю можно датировать. Возможно, что это поможет в дальнейшем исправить датировку некоторых наиболее важных зданий и гробниц Петры. Все предметы, найденные этой экспедицией, находятся в настоящее время в Фитцвильямском музее (Fitzwilliam Museum) Кембриджа.

В Джераше и Аммане работы начались уже несколько лет тому назад, началась и для них эра подземной работы, а не надземного собирания (см. рис. V). В Аммане высоко в цитадели начал свои раскопки итальянский ученый Гвиди (Guidi), где ему удалось открыть интереснейшие

45

памятники, свидетельствующие о кратковременном владычестве персов-сасанидов. Теперь там копает другой итальянский ученый; однако в Аммане копать трудно, так как новый город, быстро вырастающий из скромной кавказской деревни в грязную, но большую столицу Заиорданья, занял место древнего. Теперь остается мало надежды на то, чтобы когда-нибудь была раскопана его главная улица — караванная дорога. Однако, тем не менее, мы знаем, что она частично пролегала по сводам, покрывающим ложе реки, и была украшена портиками, общественными зданиями и триумфальными арками. Вдоль нее располагались главный храм и другие святилища, термы, еще частью сохранившиеся, и караван-сараи. Над рекой одиноко возвышаются могучие руины почти целого театра, свидетельствующие о богатстве и великолепии древнего города римского времени и о том, как много нужно еще сделать современному, чтобы хотя бы отдаленно приблизиться к старой Филадельфии.

Иное дело — Петра и Джераш. В Петре жалкие поселения бедуинов заняли только часть скальных домов и гробниц обширного некрополя, так что центр древнего города не населен. В Джераше новая кавказская деревня, основанная Абдул-Гамидом, заняла только бедные кварталы города, расположенные по ту сторону реки. Весь центр города, с его улицами и общественными зданиями, — масса поразительных, единственных в мире руин, с которыми, пожалуй, кроме Пальмиры на Востоке, не может соперничать ни один античный город на Западе, даже города Северной Африки.

О Петре написано много, и я не хочу повторять то, что уже сказано другими. Я испытываю искушение уподобить город чуду из «Тысячи и одной ночи». Когда спускаешься в долину реки, прорвавшей себе путь через темно-красные скалы Петры, кажется с высоты, что Петра — это большой причудливый нарост, кусок красно-лилового мяса, севший между золотом пустыни и зеленью холмов. Зрелище необычное, которое становится еще более необычным, когда кавалькада медленно проходит в ущелье реки и когда направо и налево идут ввысь пестрые — красные, оранжевые, лиловые, серые, зеленые пласты все сужающихся скалистых стен ущелья. Они дики и красочны; контраст света и тени; свет — ослепляющий, тени — черные. Иногда ничего не указывает на то, что это ущелье веками служило людям большой дорогой, по которой шагали верблюды, ослы и лошади, тянулись купцы-бедуины, ощущавшие, как и мы, если не прелесть, то ужас и мистическое очарованье ущелья. Иногда можно увидеть фасад зубчатой гробницы-башни или алтарь храма, расположенного высоко на вертикальных стенах с надписями и приветствиями некоему божеству, написанными на набатейском языке. Наш караван медленно идет по узкому ущелью до тех пор,

46

Петра

Рис. V. Петра:

1,2 — два вида Эль-Хазне (храм Тихе в Петре) (фото — Раад, Иерусалим)

47

пока перед нами внезапно не появляется сверкающий розово-оранжевый на солнце фасад храма или гробницы (см. рис. V). Изящные колонны, причудливые арки, соединяющие колонны и покрывающие ниши, статуи в нишах, — все это в каком-то новом, неожиданном для человека, знакомого с античностью в ее классическом аспекте, стиле. Как будто перед нами встала грандиозная декорация эллинистического театра, как будто высечена в скале часть стенной росписи Помпей, не четвертого, а второго стиля. Но эти параллели приходят в голову только некоторым путешественникам; другие могут хорошо разглядеть в них павильоны дворцов и парков эпохи барокко и рококо и сравнить ниши стен дворцов, фасады домов и церквей этих же стилей. Однако что это за памятники, которые напоминают барокко и рококо? Это храмы или гробницы? К какому периоду они относятся?

На все эти вопросы ученые не дают положительного ответа. Обычно это здание называют храмом Изиды, однако я думаю, что неправильно. Я согласен, что эта постройка — храм, а не гробница, но я уверен, что это храм не египетской богини и ее спутников. Скорее всего, это дом местной богини: Тихе, Фортуны, Гения города Петры, которая представляет собой эллинистический эквивалент иранского Хварено и семитской Гад и в то же время великой богини петрейских арабов — богини Луны Аллат. Та же самая богиня позже появляется на монетах Петры. Вместе с нею поклоняются также двум ее спутникам греческого происхождения, которых греки называют Диоскурами; оба — звезды небосклона: одна — утренняя звезда, а другая — вечерняя. Звезды покровительствовали грекам в их плаваниях по морю, для петрейских же арабов они указывали путь в темной пустыне. Они направляли их по пути, который вел к воде и богатству, они освещали им путь на чужбину и путь с чужбины на родину.

Датировка храма — это следующая проблема, и здесь я думаю, что не правы те, кто говорит о II или III вв. до н. э. Стиль постройки так нежен и изящен, орнаменты так грациозны и так одухотворенны, параллели со вторым помпеянским стилем так очевидны, что для меня нет сомнений: храм был сооружен мастерами позднеэллинистического времени.

От этого храма ущелье оживает — оживает рядом фасадов домов мертвых, окаймляющих ущелье. Бесчисленные гробницы покрывают своими фасадами стены скал ущелья (см. рис. VII). Перед нами возникают то колоссальные башни-алтари с причудливыми зубцами ассирийского типа, вырезанные в таком глубоком рельефе, что почти свободно стоят на фоне скалы, то мелкие и крупные фасады того же типа в низком и высоком рельефе. И рядом с этим местным стилем фасадов — эллинистические фасады, состоящие из портиков и колонн с местными и греческими капителями. Иногда фасады украшены гре-

48

Петра

Рис. VI. Петра:

театр; 2 — арки над главной улицей (фото — Американская колония, Иерусалим)

49

ческими статуями. Иногда эти эллинистические фасады достигают высоты в один, два и даже три этажа.

В целом некрополь — фантастический город мертвых, или лучше такая же декорация сцены какого-то огромного сказочного театра. Ущелье все расширяется. Однако здесь часть старых гробничных фасадов разрушена для того, чтобы дать место встроенному в скалу изящному театру, украшенному сверкающими, врезанными в скалу ступенями (см. рис. VI, 1). Вот направо — стена, вся покрытая самыми фантастическими из всех фасадов. Это эллинистические гробницы — самые знаменитые фасады Петры, которые нам всем известны по репродукциям и по кинематографу. За ними, в долине реки, расположена котловина, где петрейские купцы решили выстроить свой город так, чтобы он со всех сторон был окружен отвесными скалами с тысячами гробниц, врезанных в них.

Для туриста Петра не только город гробниц, но и город, окруженный скальными святилищами (см. рис. VIII, 1). Их можно найти везде, и они хорошо сохранились. От города живых и через окружающее его кольцо города мертвых тянутся крутые тропы, подчас превращающиеся в ступени, к вершинам гор, где с древнейших времен местные бедуины почитали своих богов, не в храмах, как их эллинизированные потомки, а под открытым небом. И верховные боги Петры Дюшара, бог Солнца, и Аллат, богиня Луны, стояли здесь и ждали поклонения не в обличии людей, а в виде фетишей или обелисков (см. рис. VIII, 2). Символом Дюшары был фаллический обелиск или черный метеор, упавший с неба. Такой же метеор стоит и в Мекке. Кровавые жертвоприношения этим богам совершались в горных святилищах на грубых, высеченных в скале, алтарях — прототипах надгробных памятников. Не одни полудикие, кочевые племена, кланы и семьи арабов почитали богов на этих площадках и алтарях; по священным тропам тянулись к ним из города и городские жители (см. рис. IX, 2). Храмы их города — дань его жителей моде; свою настоящую молитву они творили там, на вершинах гор, днем — так близко от дарителя жизни вечного Солнца, утопая в лучах его, или ночью — в таинственном единении с великой магической богиней — серебристой Луной, чье мерцание обволакивало их.

Появляется новое видение. Из расщелины скалы струится проток, поток живительной и животворящей воды. И тут, конечно, вырастает святилище (см. рис. IX, 1). Это — пещера под нависающей скалой, в таинственном свежем полумраке. Священные тропы тянутся к ней, к ней шли паломники — попить живой воды за скромной трапезой в пещере, превращенной в столовую.

Гробниц и горных святилищ множество, однако в дополнение к ним был и город живых, такой же, как Мекка времени до Магомета, город такой же, как Джераш и Амман, как Пальмира, другим словами — кара-

50

Петра. Скальные гробницы

Рис. VII. Петра. Скальные гробницы:

1 — гробница обелисков (фото — Американская колония, Иерусалим);

2 — гробница-урна

51

ванный город. Это был город богатых и изворотливых купцов, но это был город причудливый и своеобразный в своем кольце красных скал. От него мало что сохранилось, но планировка ясна. Недавно, фактически во время войны, немецкому археологу Виганду, директору Берлинского музея классических древностей, впервые в истории удалось набросать план этого города. Дополнения к нему были сделаны британской экспедицией, о которой я уже упоминал.

Основные черты топографии города ясны. Три ущелья, связывавшие Петру с внешним миром, являлись главными входами в нее; это — Баб-эс-Сик, о котором я уже говорил, Тугхара — на юге и Туркмание — на севере. Вполне вероятно, что территория позднего города не совпадает с таковой античного. Это были крепость и пещерный город, известные нам по Библии и ранним упоминаниям о Петре. Возможно, что укрепленная цитадель располагалась на Эль Хабисе, на возвышении над котловиной Петры и ее поздних построек.

На севере, вблизи крепости Эль Хабис, два романтических ущелья — Эс-Сияг и Эль Муесра, которые были исследованы господином Хорсфилдом и госпожой Конвей. Они нашли там остатки нескольких больших и богатых домов, высеченных в скалах. Некоторые из этих домов в более позднее время были превращены в гробницы. Обнаружено несколько нетронутых гробниц, в которых найдена керамика, относящаяся к сравнительно раннему периоду. Это делает вероятным то, что дома, вырезанные в скалах, представляли собой жилища обитателей Петры во времена, когда она впервые стала богатым и преуспевающим центром караванной торговли.

В связи с этим я хочу отметить, что дома, высеченные в скалах, напоминают нам подобные подземные дома, которые иногда встречаются в Африке. Только немногие знакомы с богатым подземным городом римского времени, который в Тунисе известен под названием Bulla Regia, однако Garian, подобный город рядом с Триполи, населенный арабами и евреями, часто посещают, и те, кто видел его, понимают, о чем я говорю.

В позднеэллинистическое и раннеримское время Петра спустилась в ущелье и изменила свой характер, она из подземного превратилась в наземный город. Возможно, что именно в это время она была обнесена стеной, которую по-прежнему можно видеть, хотя она и не целиком совпадает со стеной византийского времени, сохранившейся очень хорошо. Датировка ранних стен Петры неясна, что дает повод для различных спекуляций на протяжении очень длительного времени, так как никаких раскопок ни вдоль стен, ни под ними не велось. Тем не менее я хочу отметить, что ни Диодор, чье описание восходит к концу IV или началу III в. до н. э., ни Страбон, отразивший условия, сложившиеся в конце II в. до н. э., не упоминают о фортификации Петры.

52

Похоже, что в ранненабатейское время только цитадель была укреплена, а последние набатейские цари построили стены в то время, когда они могли воспользоваться анархией позднеэллинистических дней и создать свою Сиро-Аравийскую державу.

План города внутри стен был обусловлен караванной торговлей. Ось города — центральная улица по реке — Вади Мусе, которая частью перекрыта сводами. Так называемая триумфальная арка — орнаментальные ворота, развалины которых сохранились и по сей день, переброшены через реку-улицу (см. рис. VI, 2). С одной стороны этой главной улицы, на западном плато города, на террасах, обращенных в сторону города, — храмы и общественные здания. Два храма по-прежнему высятся как гордые руины; один из них — Каср-Фираун, даже сохранил на стенах своей целлы остатки скульптурных украшений в технике стукко. До сих пор просматривается общий план трех больших рыночных площадей. Здесь были сосредоточены богатства, здесь банкиры, купцы, посредники и их агенты вели свои дела, здесь передавались из рук в руки золото и драгоценные камни, здесь сладко пахло тмином, а воздух был пропитан ароматом благовоний и других пахучих листьев и корней из Индии и Аравии.

По крайней мере, часть жилого квартала города по-прежнему состоит из домов, даже в позднее время вытесанных в скалах, в то время как часть образована домами на противоположном берегу главной улицы-реки. Здесь стены больших дворцов, и дворца царя царей, могли находиться бок о бок с другими большими жилыми домами.

В целом руины, как те, которые относятся к городу, так и те, которые относятся к святилищам, домам и фасадам гробниц, великолепны и исключительно романтичны, однако они сохранили мало воспоминаний об истории города. Его дома по-прежнему стоят покрытые пылью веков, фасады гробниц по-прежнему не датированы, надписи монотонны и бедны содержанием. Все теории об историческом развитии Петры и эволюции ее архитектурного стиля по-прежнему «висят в воздухе». Предположения тех, кто считает, что Петра утратила свое значение во времена Траяна, так же необоснованны, как и мысли тех, кто думает, что II в. н. э. был временем наибольшего расцвета. Единственные определенные сведения, существующие на сегодняшний день, — это полученные французским доминиканцем о. Жюссьеном (Jaussen) и Савиньяком (Savignac), который последовательно исследовал надписи и архитектуру подобных гробниц петрейских купцов в их караванном городе Эль Хегра. Теперь мы точно знаем, что в I в. н. э., т. е. в раннеимперское время, все типы этих петрейских гробниц, которые современными учеными так впечатляюще распределены по степени эволюции, использовались одновременно. Однако не хватает одного типа

53

Петра

Рис. VIII. Петра:

1 — скальное святилище: на переднем плане — большой фундамент с алтарем в центре, сзади слева — вырезанный в скале алтарь и основание для метеоритного камня Батила (Кааба); 2 — два обелиска (солнечные символы) (фото — Раад, Иерусалим)

54

Петра

Рис. IX. Петра:

1 — источник и святилище Источника (фото — Раад, Иерусалим); 2 — лестница на Джебель эн Умер (ведущая к скальному святилищу) (фото — госпожа Конвей)

55

гробниц, которые имели бы целиком эллинистические фасады, — факт, который подтверждает, что они относятся ко времени более позднему, чем период правления Августа, и могут относиться ко времени Диоклетиана. Они столь роскошны и великолепны, что не могли быть построены в какой-нибудь период упадка города.

Соответственно я предполагаю, что Петра — караванный город, переживала попеременно периоды расцвета и упадка. Ее деятельность началась во времена персидского господства, затем последовал раннеэллинистический период, который был одинаково тяжелым как политически, так и экономически. Ее золотой век начался в позднеэллинистическое время, когда ее торговля развилась до неимоверных масштабов. Именно в это время петрейские купцы появились севернее Сидона в Финикии и в Италии, например в Путеолах, где они образовали крепкую и богатую общину и имели даже свои собственные храмы. Похоже, что в это же время контроль над всеми караванными путями перешел в их руки и что в это время они создали свою караванную империю. Возможно, что этот период с небольшими перерывами длился чуть меньше трех веков, и примечательно, что именно от этих трех столетий, т. е. с 164 г. до н. э. до времени правления Траяна, до нас дошли имена набатейских царей. Похоже, что правление Августа было одним из периодов относительного упадка, хотя мы абсолютно уверенными в этом быть не можем.

После правления Траяна в новой провинции Аравия Петра перестала быть важным торговым центром, хотя богатые люди по-прежнему жили за ее стенами и строили богатые гробницы для себя и своих потомков. Тогда центр торговли постепенно стал перемещаться в Босру, город, который превратился также в центр политической жизни. Мы не знаем, как долго продолжался период последнего упадка Петры, так как история этих лет так же темна, как и история ее возникновения.

Этот очерк ее возвышения и упадка основан на анализе ее архитектурных памятников, на изучении ее монет и на ее надписях, которые почти все, на набатейском языке. Очень редко встречаются и греческие. Большинство из них происходит не из самой Петры, а из зависимых от нее территорий в Аравии и из областей, на которые распространялись ее торговые интересы.

Тем не менее монеты и надписи дают нам только общее представление о ее развитии; они называют нам имена набатейских богов и царей, имена некоторых петрейских граждан, названия племен и родов. В них нет сведений об интересах Петры или видах ее деятельности, политической организации или экономической структуре. Иногда из этих источников можно почерпнуть некоторые сведения о правителях и полководцах, о феодальных династиях военных правителей отдельных

56

провинций, однако все они относятся ко времени Набатейской державы; мы также знаем имена командиров петрейского кавалерийского подразделения и о меаристах, которые защищали караванные пути, а также сирийские и аравийские владения набатейских царей. Интересно, что звания военных и должности правителей этих областей не арамейские, а греческие; они были стратегами, епархами, гиппархами, хили-архами. Очевидно, что только набатеям, когда они включили в состав своих владений эллинизированные территории на севере и создали военную и гражданскую организацию, которая не должна была быть чуждой их новым подданным, стали нужны эти звания. Парфяне в этот же самый период вынуждены были поступить таким же образом. Именно из-за этих новых подданных набатеи давали своим чиновникам должности стратегов и епархов, а своим полководцам — звания хили-архов и гиппархов, а для того, чтобы доставить им большее удовольствие, некоторые цари называли себя Филэллинами, хотя для своих прежних подданных они по-прежнему оставались «царями, которые вернули жизнь и спасли» или «царями, которые любят свой народ».

Тем не менее за этими званиями, за этими правителями мы чувствуем силу тех лукавых торговых князей, которые контролировали огромные караваны, медленно бредущие с севера на юг и с юга на север, которые, возможно, даже не заходили в Петру. Нигде более, ни даже в Пальмире или Джераше, так ясно не чувствуешь биения пульса торговой, караванной жизни, как в Петре. Нигде не ощущаешь так близко, так непосредственно того соединения горячей веры бедуина пустыни, руководителя караванов с лихорадочной жизнью купцов-спекулянтов, этого причудливого соединения, которое создало Магомета и его великую религиозную империю. В Мекке я не был; но атмосфера Петры такая же, как и Мекки, и здесь, в Петре, я впервые понял, откуда у арабов Магомета появились те черты, которые позволили им создать мировую религию и мировую империю, осуществить то, что когда-то осуществили шумеры и вавилоняне. Это никогда не удавалось осуществить евреям, которые с самого начала своей истории были слишком тесно связаны с одной страной, а их национальный характер был недостаточно гибким и многогранным. Всякому, кто хочет понять роль семитов в истории религии, культуры и государственности, я могу посоветовать одно: поезжайте в Петру, проведите несколько ночей в этой фантастической котловине, послушайте ночной вой шакалов, совершите паломничество к горным святилищам. Только так вы можете проникнуться былой жизнью Петры, самого великолепного из всех караванных городов,

Где по утренним пескам
Верблюд несет фимиам.

Подготовлено по изданию:

Ростовцев, М. И.
Караванные города / М. И. Ростовцев / пер., науч. ред., предисл. К. А. Аветисян. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2010. — 216 с., ил. — (Историческая библиотека).
ISBN 978-5-8465-1001-2 (Факультет филологии и искусств СП6ГУ)
ISBN 978-5-98187-530-4 (Нестор-История)
© К. А. Аветисян, перевод, науч. ред., предисл., 2010
© Нестор-История, 2010
© С. В. Лебединский, оформление, 2010



Rambler's Top100