Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
5

ВВЕДЕНИЕ

Всякий, кому довелось хоть раз побывать в степных районах нашего юга, кто пересекал обширные пространства украинских, крымских, донских, прикубанских степей, знает характерную черту степного пейзажа —- округлые земляные холмы, то поодиночке, то группами разбросанные по степи. Это— курганы, могильные насыпи, сооруженные много столетий назад народами, давно исчезнувшими с лица земли.

Во многих местах Черноморского побережья — в Керчи и в окрестностях Николаева, в Анапе и около Севастополя — можно увидеть остатки древних стен, найти предметы, употреблявшиеся более двух тысяч лет назад: черепки посуды, окислившиеся медные монеты, осколки древней черепицы, а если посчастливится, то и кусок мрамора с высеченной на нем надписью, обломок изящной глиняной статуэтки, древнее бронзовое или железное орудие. Все это — немые свидетели когда-то существовавшей здесь жизни, остатки больших городов или мелких поселений, в которых жили многие поколения.

По этим древним памятникам и по сохранившимся письменным свидетельствам советские ученые — историки и археологи — восстанавливают картины давнего прошлого родной страны, изучают историю населявших ее народов, проникают в тайны древней культуры.

Одна из славных страниц прошлого нашей родины — история северного побережья Черного моря в скифосарматскую эпоху. В то время в причерноморских степях обитали многочисленные племена воинственных скифов, меотов, сарматов; на берегах Черного и Азовского морей процветали большие торговые и ремесленные города; здесь создавались прекрасные произведения искусства,

6

ремесла, существовали передовые для того времени рабовладельческие государства; здесь произошло первое в истории нашей родины крупное восстание рабов. Эта эпоха длилась тысячу лет — с VI в. до н. э. до IV в. н. э., и много памятников этого времени — остатков поселений, курганов, могильников, кладов—разбросано по степям юга.

Значительным явлением в жизни Северного Причерноморья в скифо-сарматскую эпоху было тесное соприкосновение обитателей степей и гор нашего юга с самой передовой тогда античной, греческой цивилизацией. Греки основали в Северном Причерноморье ряд рабовладельческих государств, включавших также многие местные племена. Эти государства оказали значительное влияние на развитие местных племен и народностей, не оставшееся бесследным для всей дальнейшей истории народов Восточной Европы, и в то же время играли не малую роль в экономической и политической жизни современного им греко-римского мира.

В середине I тысячелетия до н. э. Греция, раздробленная на множество мелких самостоятельных государств, была страной высокой культуры, основанной на передовой в то время рабовладельческой системе отношений. Эту культуру греки распространяли по всему Средиземноморью, принесли они ее и в Северное Причерноморье. Здесь греки-переселенцы столкнулись с местными племенами, или, как они их называли, с варварами. Для грека варваром был всякий, кто не говорил на греческом языке, т. е. всякий иноземец. Обидного смысла это слово тогда не имело. Греки даже египтян, людей с более древней культурой, чем сами греки, называли варварами.

Мир варваров Северного Причерноморья не был однороден — различные племена находились на разных ступенях экономического, общественного и культурного развития, причем наиболее передовые из них уже вступили в стадию разложения родовых и возникновения классовых рабовладельческих отношений. Тесное соседство и постоянные связи с рабовладельческими греческими городами ускорили у этих племен распад прежних и вызревание

1 Следует иметь в виду, что счет годов и столетий до нашей эры ведется в обратном порядке: V век до нашей эры был ранее IV века, а за IV веком следовал III и т. д.; 340 год до н. э. был на 10 лет раньше 330 года; 290 год — это не конец, а начало III в. до н. э. и т. п.
7

новых социальных отношений. Античные государства оказали на местные племена значительное культурное воздействие. В свою очередь культура, быт и обычаи коренного населения страны оказали большое влияние на северочерноморских греков. В результате этого в Северном Причерноморье создалась неповторимая греко-варварская культура, оставившая нам замечательные памятники и образцы различного рода художественных изделий.

Наши знания об античных государствах и народах Северного Причерноморья в скифо-сарматскую эпоху отрывочны и неполны. Местные народы тогда еще не знали письменности и не могли оставить связного изложения своей истории. Очень ценные сведения по географии, этнографии, истории и экономике Северного Причерноморья содержатся в дошедших до нас произведениях греческих и римских писателей, ученых, ораторов. политических и военных деятелей, интересовавшихся Причерноморьем. Но большинство из них касается этих вопросов вскользь, по какому-нибудь частному поводу, без связного повествования. Кроме того, многие сочинения древних авторов до нас не дошли или сохранились лишь в отрывках, пересказанных более поздними писателями.

Свидетельства древних писателей не равноценны. Одни авторы были лучше осведомлены, другие хуже; одни стремились писать объективно, другие сознательно искажали действительность в угоду какой-нибудь политической или морально-нравоучительной тенденции: одни сообщали о действительно имевших место важнейших событиях, другие предпочитали легенды, анекдоты, сомнительные истории. Чтобы установить историческую истину, приходится кропотливо сопоставлять свидетельства разных писателей, разбираться в частых противоречиях, проверять факты по другим доступным источникам.

Археологические памятники, по которым мы можем судить о древнейшем прошлом нашей страны,— это главным образом остатки древних поселений и могильники. Существуют и другие виды археологических памятников — остатки древних дорог, оборонительных валов, выработок рудников, святилища, клады и пр., но они встречаются значительно реже. Поселения древних людей могли быть обнесены оборонительными стенами или валами, или быть неукрепленными, как современные деревни.

8

Остатки первых в археологии принято называть городищами, остатки вторых — селищами.

Хорошо известны и систематически исследуются огромные городища — остатки античных городов на северном берегу Черного моря. Изучаются городища и во внутренних районах Причерноморья: в бассейнах Кубани, Дона, Днепра, в Крыму и в других местах,— это руины укрепленных поселений местных племен. Селища, остатки небольших сельских поселений, еще многочисленнее, но они пока сравнительно слабо изучены.

На месте каждого человеческого жилья, а тем более в большом населенном пункте постепенно накапливается всякий мусор, строительные и производственные отходы и обломки, разрушенные или разобранные постройки, выброшенные и потерянные вещи, остатки пищи и т. д. Все это смешивается с грязью, песком или землей, образуя слой, который в археологии называется культурным слоем.

Если поселение существует долго, в течение нескольких сотен или тысяч лет, то постепенно все новые и новые пласты культурных остатков наслаиваются друг на друга и толщина культурного слоя становится очень значительной, достигая иногда нескольких метров.

Когда город или деревня перестают по той или иной причине существовать, а жители покидают это место или погибают (например, при разгроме города неприятелем, от пожара или другого стихийного бедствия), здания и постройки постепенно ветшают, разрушаются; постепенно, в течение веков, руины древнего поселения заносятся пылью, песком и оказываются погребенными в земле. Только отдельные случайно сохранившиеся постройки, рельеф местности да встречающиеся на поверхности земли черепки, монеты, строительные обломки могут свидетельствовать о том, что на этом месте когда-то была жизнь. Чтобы проникнуть в тайны этой жизни, производят археологические раскопки, благодаря которым ученые вновь открывают памятники седой древности, способные рассказать нам о быте, культуре, общественной и хозяйственной жизни давно умерших поколений.

При раскопках открывают и изучают самые различные древности, или, как их называют археологи, вещественные памятники — остатки жилых зданий или помещений производственного назначения, обломки древней глиня-

9

ной посуды, которые обычно составляют основное содержание культурного слоя античных поселений, орудия и оружие, украшения, предметы искусства или культа и многое другое. Иногда встречаются и надписи, высеченные на камне или на металле, нацарапанные или оттиснутые на глиняной посуде. Изучением их занимается специальная наука — эпиграфика. Другая наука — нумизматика — изучает найденные монеты и денежное обращение в древних государствах.

Раскопки грунтовых и курганных могильников также дают много материалов для суждения о быте и культуре древнего населения. Религиозные представления греков и местных племен заставляли их при погребении умершего класть в могилу различные вещи: древние верили, что эти предметы могут пригодиться человеку в загробном мире. При этом чем знатнее и богаче был умерший, тем больше вещей клали с ним в могилу и тем дороже были эти вещи. При раскопках могил находят не только остатки одежды и украшения, но и оружие, посуду, остатки пищи, принадлежности туалета, монеты и т. п. В скифских курганах обычны также захоронения лошадей, иногда в очень большом количестве, конской сбруи, колесниц, а иногда и убитых слуг-рабов.

Раскопки курганов знакомят также с устройством погребальных сооружений, которые часто делались из дерева или камня. Отдельные сооружения являлись выдающимися произведениями архитектурного искусства, некоторые из них были украшены живописью. При раскопках скифских и греческих погребений были найдены те великолепные образцы ювелирных изделий, древних расписных ваз, которые являются украшениями коллекций Государственного Эрмитажа в Ленинграде, Музея изобразительных искусств в Москве и многих других музеев.

Изучение истории Северного Причерноморья началось сравнительно давно — еще в XVIII в. Тогда же были осуществлены первые раскопки одного из больших скифских курганов. В дальнейшем, в XIX в. раскопки и исследования греческих и скифских древностей нашего юга ведутся непрерывно и во все возрастающих масштабах.

Однако археологическая наука была тогда еще очень молода и несовершенна. Раскопки обычно имели одну цель — извлечь из земли ценные высокохудожественные

10

изделия, главным образом греческие, для пополнения музейных и частных коллекций. Археологические и нумизматические материалы, полученные при раскопках, обычно ценились только как произведения искусства; они не рассматривались как исторические источники, по которым исследователи могли бы судить о культуре, быте, экономической жизни древних народов. Правда, благодаря такому подходу к археологическому материалу было добыто огромное количество прекрасных произведений древнего искусства, большинство которых попало в Эрмитаж. Уже в первой половине XIX в. возникли первые археологические музеи на юге нашей страны, в непосредственной близости от раскопок,— Керченский, Феодосийский, Одесский; в этих музеях созданы значительные фонды из вещей, добытых при раскопках. Но в то же время неправильное понимание задач археологии и неверное направление археологической деятельности принесли огромный вред исторической науке и самим археологическим памятникам.

Раскапывали преимущественно погребальные памятники — курганы и грунтовые могильники, так как именно в погребениях обычно сохраняются целыми дорогие вазы и встречаются драгоценные украшения, оружие и пр. При раскопках поселений целые предметы встречаются очень редко, а дорогие металлические изделия почти никогда не попадаются.

Хотя исследования крупных античных городов эпизодически проводились и в XIX в., настоящие научные раскопки начались лишь с организации систематических раскопок Ольвии — в начале текущего столетия, а мелкие поселения античного времени до революции вообще не исследовались. Между тем изучение погребений не может дать той всесторонней картины жизни, быта и хозяйства древнего населения, которая выявляется при раскопках поселений; только такие раскопки, дополненные, конечно, исследованием и других археологических памятников, а также надписей, монет, письменных источников, могут дать представление о жизни древнего населения нашей родины.

Погоня за предметами искусства и редкими драгоценными вещами приводила к тому, что археологи в процессе раскопок не обращали внимания на рядовые находки. Исследователи не регистрировали, а часто просто выбрасывали как ненужный мусор обломки керамики, стро

11

ительные остатки, орудия и т. п. Таким образом пропадали именно те материалы, по которым можно судить об обычной, повседневной жизни простых людей, производителей материальных и культурных ценностей древнего общества. Так, в погоне за эффектными находками было погублено множество ценнейших памятников. Винить в этом археологов прошлого века нельзя — таков был тогда общий уровень археологической и исторической науки, но учитывать ошибки наших предшественников мы обязаны, чтобы не делать их самим, тем более, что в буржуазной археологии тенденция к поискам эффектных художественных изделий и пренебрежение к рядовому археологическому материалу и сейчас еще иногда имеют место.

Интерес к коллекционированию древних ваз, статуэток, монет и других вещей, развившийся сначала среди богатой дворянской знати, а затем и в буржуазно-интеллигентской среде царской России, привел к многочисленным хищническим раскопкам древних погребений. Такие раскопки вели ловкие люди, не имевшие никакого отношения к науке, с единственной целью добычи коллекционных вещей на продажу. Самые погребения при таких раскопках уничтожались, часть вещей разрушалась, остальные продавались в разные руки; сведения об их происхождении утрачивались, и они, как говорят археологи, становились беспаспортными. Эти вещи теряли значительную часть своей ценности для науки. Хищнической деятельности таких самовольных раскопщиков, которых на юге называли «счастливчиками», способствовало отсутствие в царской России четко разработанной системы охраны исторических памятников. Частная собственность на землю и недра позволяла владельцу земли производить на ней любые раскопки и считать себя хозяином всех найденных ценностей, в том числе и исторических.

В советской стране все археологические памятники — городища, курганы, древние архитектурные сооружения и т. п.— охраняются законом. Всякое уничтожение, порча или самовольная раскопка древних памятников карается. Даже если в процессе хозяйственного или промышленного строительства приходится сносить археологический памятник, сначала обязательно проводятся его раскопки, изучение и фиксация специалистами. Раскопки древних памятников разрешены только археологам, имеющим

12

специальную подготовку и необходимые для этого знания: на право раскопок Академией наук СССР или академиями наук союзных республик выдаются специальные разрешения — «открытые листы».

Ведя раскопки какого-нибудь археологического памятника, ученые обращают внимание на все находимые предметы древности. Обломки посуды говорят им о технике местного производства керамики (если эта посуда выделывалась на месте) или о торговых связях (если она была привозная); кости животных, птиц или рыб рассказывают о составе стада или о рыболовстве, о видах охоты или о формах скотоводства; обуглившиеся зерна, сельскохозяйственные орудия, ямы для хранения зерна дают представление о развитии и формах сельского хозяйства. Внимательное изучение каждой находки позволяет исследователю составить представление о той или иной стороне жизни древних людей. Особенно важно то, что все эти находки изучаются не изолированно, а в комплексе; они взаимно дополняют друг друга и в совокупности, подтвержденные письменными свидетельствами, дают более или менее точную картину давно прошедшей жизни.

В процессе раскопок археологи тщательно фиксируют все обнаруженные остатки и предметы — записывают, зарисовывают, фотографируют. Найденные вещи передают в музеи, где они хранятся и изучаются и где каждый интересующийся древнейшим прошлым своей страны может видеть вещественные остатки этого прошлого.

Археологическое исследование памятников античной культуры Северного Причерноморья проводится в настоящее время многими научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями Москвы, Ленинграда, Киева, Симферополя, Керчи и других городов по определенному плану. Раскапывают и большие античные центры — Ольвию, Пантикапей, Херсонес, Фанагорию, и второстепенные города, и мелкие сельские населенные пункты, и скифские и сарматские памятники — городища, курганы, и обширные некрополи — кладбища античных городов. Каждый новый год, каждый новый раскопочный сезон приносят все новые и новые материалы, открывают новые страницы в увлекательной книге отечественной истории, пополняют наши представления о далеком историческом прошлом нашей родины.

Подготовлено по изданию:

Шелов, Дмитрий Борисович.
Античный мир в Северном Причерноморье. М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. - 195 с.



Rambler's Top100