Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
13

Глава первая

ПЛЕМЕНА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

Около 3000 лет назад, в начале I тысячелетия до н. э., обширные пространства степей Восточной Европы, примыкающие с севера к берегам Черного моря, были заняты племенами, известными под именем киммерийцев.

Знаменитый греческий историк и географ, «отец истории», как его часто называют, Геродот, живший в V в. до н. э. и посетивший Северное Причерноморье, сообщает, что киммерийцы занимали некогда эту страну. Правда, к тому времени, когда жил Геродот, никаких киммерийцев уже не существовало, но воспоминание о них сохранилось в памяти населения, от которого Геродот получал сведения, и отразилось в названиях некоторых мест в Северном Причерноморье. Так, Керченский пролив назывался у греков Боспором Киммерийским (по-гречески Боспор [Босфор]— переправа быка); на его берегах находились поселения, называвшиеся Киммерик и Киммерий; в том же районе существовали какие-то Киммерийские стены. Эти названия указывают как будто на то, что основными районами расселения киммерийцев были восточный Крым и северный Кавказ. Однако Геродот говорит, что киммерийцам принадлежала вся страна, которую позднее заняли скифы, т. е. все Северное Причерноморье, и что существует могила «киммерийских царей» у реки Тирас, т. е. у Днестра. Повидимому, киммерийцы заселяли все причерноморские степи, но, может быть, в восточном Крыму и на Таманском полуострове они задержались дольше, чем в других местах.

14

Северное Причерноморье в VI—II вв. до н. э.

Северное Причерноморье в VI—II вв. до н. э.

15

Впрочем, у нас есть свидетельства о киммерийцах значительно более древние. Ассирийские надписи конца VIII и VII в. до н. э. говорят о «народе Гимиррай», в котором, несомненно, нужно видеть киммерийцев. Киммерийцы вторгались из Северного Причерноморья через Кавказ в Закавказье, в Малую и Переднюю Азию, грабили древневосточные государства Урарту, Ассирию, доходили до границ Египта. Почти одновременно с киммерийцами стали совершать набеги на Ассирию и скифы, которые иногда действовали вместе с киммерийцами.

Археологически культура киммерийцев изучена еще очень плохо. Им приписывают различные памятники, находимые в разных районах Северного Причерноморья в относящиеся к переходной эпохе от бронзового к железном/ веку. Наиболее вероятно киммерийское происхождение некоторых древностей, найденных на Керченском и Таманском полуостровах,— это каменные полированные и бронзовые топоры, обломки посуды, две плоские каменные плиты, очень грубо и схематически изображающие человеческие фигуры (рис. 1). Может быть, киммерийцами были возведены и некоторые древнейшие сооружения в этом районе, например вал, пересекающий Керченский полуостров

Изваяние киммерийского времени из Тиритаки.

Рис. 1. Изваяние киммерийского времени из Тиритаки.

16

с юга на север в нескольких километрах к западу от Керчи (рис. 2), и каменная кладка так называемого Золотого кургана, состоящая из огромных каменных глыб (рис. 3).

Раскопки древнегреческого городка Киммерика (у горы Опук в 50 км к югу от Керчи), самое название которого уже наводит на мысль, что в этом месте должно было находиться поселение киммерийцев, обнаружили под остатками построек античного времени более древние памятники. Здесь были открыты остатки землянок, глиняные статуэтки, много каменных орудий и обломков посуды, которые должны быть датированы концом II и началом I тысячелетия до н. э. и принадлежат скорее всего киммерийцам. Таким образом, здесь впервые письменные данные о киммерийцах, сохранившие нам греческое название этого города, подтверждаются археологическим материалом.

Представить хозяйство и культуру киммерийцев очень трудно, так как относящиеся к ним памятники мало изучены. Киммерийцы, вероятно, в большинстве своем были скотоводами, разводившими преимущественно лошадей. Может быть, их упоминает легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде», когда говорит о «дивных доителях кобылиц и млекоедах». Впрочем, это можно отнести и к скифам. Киммерийцы занимались и земледелием — об этом свидетельствуют найденные обломки кремневых и бронзовых серпов.

Геродот рассказывает, что киммерийцы, вытесненные из Северного Причерноморья скифами, переправились в Малую Азию и там осели. В этом рассказе отразились воспоминания о действительных событиях: смене киммерийского преобладания в Северном Причерноморье скифским, о походах киммерийцев в Малую Азию. Но вряд ли вытеснение киммерийцев из Северного Причерноморья было полным. Вероятно, некоторые из киммерийских племен были вытеснены, другие могли смешаться со скифами, а третьи могли сохраниться. Существует предположение, что прямыми потомками киммерийцев были тавры, жившие уже в скифское время в горах Крыма; по их имени греки дали название и всему Крымскому (Таврическому) полуострову. Некоторые ученые связывают с киммерийцами происхождение и другой группы пле-

17

Древний вал на Керченском полуострове

Рис. 2. Древний вал на Керченском полуострове.

18

мен — меотов и синдов, живших по берегам Азовского моря и в Прикубанье.

Как бы то ни было, но в VII в. до н. э., т. е. к тому времени, когда греки близко познакомились с Северным Причерноморьем и стали основывать здесь свои города, в причерноморских степях преобладали племена скифов.

Важнейшим источником наших сведений о скифах, кроме археологических материалов, является «История» Геродота. Описанию Скифии и скифов «отец истории» посвятил всю IV книгу своего труда; он дает множество самых различных и всегда очень важных сведений о хозяйстве, быте, культуре и политической истории скифских племен. Эти сведения можно проверить по другим письменным источникам и по материалам археологии, причем замечательно, что чем дальше вперед продвигается изучение археологических памятников Скифии, тем все больше подтверждается достоверность тех картин жизни скифов, которые рисует нам Геродот и которые раньше вызывали иногда сомнение и недоверие.

Скифы занимали степные пространства Северного Причерноморья между Доном и Дунаем. Это была группа племен, отличавшихся иногда друг от друга условиями жизни и хозяйства, но родственных по культуре и языку, принадлежавшему к североиранской языковой группе. Геродот очень ясно подчеркивает этническое единство всего скифского мира и отличает скифов от других племен. Но в античной литературе существовало и другое

Каменная кладка «Золотого кургана».

Рис. 3. Каменная кладка «Золотого кургана».

Серебряная ваза из кургана Чертомлык.

Рис. 4. Серебряная ваза из кургана Чертомлык.

19

представление о Скифий; под этим названием объединялись часто все племена степной, лесостепной и даже лесной полосы не только Восточной Европы, но даже Азии, близкие к скифам по культуре, но безусловно отличные от них по языку и происхождению.

Среди скифов, по рассказу Геродота, господствующими были царские скифы. Это были скотоводы-кочевники, разводившие главным образом лошадей и кочевавшие со своими табунами по степям Приазовья. Прирожденные конники, большую часть своей жизни они проводили в седле. Лошади были для них не только средством передвижения, но и главным источником питания: конское мясо варили в больших бронзовых котлах, из кобыльего молока приготовляли кумыс и другие молочные продукты. На одной большой серебряной вазе, найденной в царском скифском кургане Чертомлык (около Никополя на Днепре), мастер-грек изобразил сцены приручения и обучения скифами степных коней (рис. 4). По этому и по другим изображениям мы можем хорошо представить себе внешний облик скифов. Они носили длинные волосы и бороды, одевались в кожаную или льняную одежду — длинные штаны и кафтан; костюм скифа дополняли мягкие кожаные сапоги и войлочная шапка. Для перевозки своих семей и имущества скифы использовали большие крытые повозки-фургоны на четырех колесах. Эти повозки служили и жилищами при временных остановках. Глиняные игрушки — модели таких повозок найдены при раскопках (рис. 5).

Кроме кочевых скифов существовали и оседлые скифские племена, занимавшиеся земледелием. Они жили, как свидетельствуют Геродот и данные археологических раскопок, по берегам Нижнего Днепра и Буга. Скифы-земледельцы сеяли пшеницу, просо, ячмень. Некоторые из этих племен не только сами употребляли возделываемый ими хлеб, но и продавали его греческому городу Ольвии, возникшему на берегу Днепро-Бугского лимана. По всем данным, земледелие скифов было плужным: хотя ни один скифский плуг не найден, но в скифской легенде о происхождении скифов, которую передал нам Геродот, упоминаются золотые плуг и ярмо, упавшие с неба. Сам Геродот прямо называет одно из северочерноморских племен скифами-пахарями. Хорошо известны скифские железные

20

серпы и каменные зернотерки, которые употреблялись для размола зерна на муку.

И в жизни скифов-земледельцев, повидимому, было все же много черт кочевого быта; в частности, и у них были воинственные дружины, состоявшие из всадников-воинов, ведших, вероятно, кочевую жизнь. Впрочем, земледельческие племена Северного Причерноморья в большинстве своем, повидимому, были нескифскими и жили за пределами той степной полосы, в которой находились собственно скифские племена.

Скифы-кочевники жили обычно в кибитках или в войлочных переносных юртах. Изображение такой юрты (более позднего времени) есть в росписи одной гробницы в Керчи. Естественно, что от кочевников не сохранилось почти никаких следов поселений. Зато поселения земледельческих племен Скифии хорошо известны, особенно в окрестностях города Ольвии и по нижнему течению рек Днепра и Буга. Это небольшие неукрепленные поселки — селища. Геродот отмечает отсутствие у скифов укрепленных поселений.

И действительно, первое значительное укрепленное городище в степной полосе Скифии возникло только в конце V в. до н э. недалеко от современного города Никополь, на левом берегу Днепра, на землях сел Каменки и Большой Знаменки. Это так называемое Каменское городище имеет огромную площадь — около 12 км2; оно обнесено земляным валом и рвом, по гребню вала в древности шла кладка из необожженного сырцового кирпича; в южной части городища имеется дополнительное укрепление— цитадель, или акрополь, отгороженное дополнительными валами и рвами. Этот акрополь служил последним убежищем защитникам на случай, если враг овладевал остальной территорией поселения. Акрополь являлся в то же время наиболее богатой частью города, где жила скифская знать.

При раскопках Каменского городища были обнаружены остатки жилых домов и производственных помещений, сооруженных из деревянных столбов и плетней, которые обмазывались глиной; открыты также и жилища типа землянок. В IV—III вв. до н. э. Каменское городище являлось, повидимому, главным ремесленным, а может быть и политическим центром всей Скифии. При раскопках

21

Глиняная модель скифской повозки из Керчи

Рис. 5. Глиняная модель скифской повозки из Керчи.

зр,есь найдено много орудий труда, украшений, посуды, оружия, принадлежавших жителям древнего города или выделывавшихся ими для продажи. Особенно важны многочисленные остатки металлургического ремесла — горны, тигли, железные и медные шлаки, куски руды, бракованные медные и железные изделия и т. д. Этот город на Днепре был настоящим центром металлургического и металлообрабатывающего ремесла для всей приднепровской Скифии.

Каменское городище было единственным крупным укрепленным населенным пунктом во всей степной Скифии. Другие нижнеднепровские городища возникли значительно позднее, уже в начале сарматского времени,— Во II в. до н. э. В лесостепной полосе Восточной Европы, т. е. в районах, занятых оседлыми племенами, нескифскими по происхождению, но с очень близкой скифам культурой,— наоборот, очень рано, еще в VII—VI вв., возникают огромные и хорошо укрепленные городища. Это

22

различие зависит, вероятно, от того, что преобладавшие в политическом и военном отношении в степных районах скифы-кочевники по условиям своего хозяйства и быта не могли пользоваться долговременными укреплениями и выдерживать длительную осаду. Они предпочитали применять совершенно другую систему защиты, которая особенно хорошо проявилась в войне скифов с персами в VI в. до н. э.

Около 514 г. до н. э. персидский царь Дарий Гистасп предпринял большой поход в Скифию через северную часть Балканского полуострова. Скифы, под предводительством своих вождей, главным из которых был вождь царских скифов Иданфирс, отступали, опустошая оставленную землю и заманивая неприятеля вглубь своей страны. Тактика эта увенчалась полным успехом. Оторвавшийся от своих баз, преследующий неуловимых скифов, которые то исчезали неизвестно куда, то совершали стремительные конные набеги на персидские отряды, Дарий вскоре понял невозможность победить такого противника и вынужден был уйти обратно за Дунай, оставив своих больных, раненых и обозы. Ответом на это нашествие был поход скифов в подчиненную персам Фракию. Греческие писатели не раз подчеркивали воинственность скифов, их отвагу и воинское мастерство. Главной силой скифов была легкая конница, вооруженная луками со стрелами и дротиками. Многие десятки и сотни бронзовых наконечников скифских стрел встречаются в скифских погребениях. Лук и стрелы скифы носили в особом футляре — горите, привешивая его к поясу с левой стороны. Справа на поясе висел в ножнах короткий железный меч — акинак (рис. 6).

Сцены скифского военного быта часто изображались на различных ювелирных изделиях, изготовлявшихся греческими мастерами специально для скифов. Так, на золотом гребне, найденном в кургане Солоха в Поднепровье, изображена сцена боя, в котором участвуют один конный

23

Скифский меч — акинак

Рис. 6. Скифский меч — акинак.

и два пеших (вернее, спешившихся) скифских воина. На всаднике металлические шлем и панцырь греческой работы, пешие воины одеты в обычную скифскую одежду, они прикрываются плетеными щитами (рис. 7). На электровом (электр — сплав золота с серебром) сосуде из кургана Куль-Оба около Керчи изображены скифы-воины: один из них перевязывает товарищу раненую ногу, другой натягивает тетиву на свой лук, третий рассказывает о чем-то военачальнику (рис. 8). Сцены боя, охоты можно найти и на многих других драгоценных изделиях из скифских курганов (рис. 9). Все эти вещи датируются IV— III вв. до н. э., но можно не сомневаться, что бытовой уклад и обычаи скифов были такими же и в более раннюю эпоху.

Общественная жизнь скифов в середине I тысячелетия до н. э. характеризуется постепенным распадом родоплеменных и вызреванием новых классовых отношений. Во времена Геродота скифы продолжают еще жить отдельными племенами, во главе со своими племенными вождями, которых Геродот называет царями. Однако из всех скифских племен к этому времени уже выделилось наиболее сильное (скифы царские), подчинившее себе другие скифские племена, собиравшее с них дань не только продовольствием и скотом, но и людьми. Подвластные царским скифам племена должны были доставлять им известное количество людей, которые становились слугами царей и племенной знати. Положение этих слуг было весьма незавидное: в богатых скифских царских курганах вместе с остатками царского погребения часто находят скелеты убитых конюхов, оруженосцев и других слуг, сопровождавших царя в его загробное путешествие. Что эти слуги составляли свиту царя, доказывает имеющееся при них оружие.

Скифы знали и другие виды рабства. О применении рабского труда в хозяйстве скифов прямо говорит Геродот. Интересна легенда, рассказывающая о том, как во время длительного отсутствия скифов-воинов, ушедших в поход в Малую Азию, жены их вступили в сожительство с оставшимися в Скифии рабами. Родившиеся у них дети успели вырасти ко времени возвращения скифов на родину и попытались воспрепятствовать этому возвращению, но были усмирены нагайками. Эта легенда, хотя и в сказочной

24

Золотой гребень из кургана Солоха.

Рис. 7. Золотой гребень из кургана Солоха.

форме, все же, несомненно, свидетельствует о наличии рабства у скифов еще во время их войн в Малой Азии, т. е. в VII в. до н. э.

Однако ни тогда, ни во времена Геродота рабство не достигло у скифов сколько-нибудь развитых форм и не являлось основой производственных отношений. В условиях кочевого быта оно могло играть лишь второстепенную роль в хозяйственных отношениях. Основными произ-

25

Электровый сосуд из кургана Куль-Оба.

Рис. 8. Электровый сосуд из кургана Куль-Оба.

водителями оставались рядовые свободные члены племени. Сравнительно незначительное развитие рабовладения у скифов подтверждается и сообщениями Геродота о том, что у скифов не было покупных рабов,— рабами становились лишь военнопленные, и о том, что существовал обычай ослеплять рабов и приносить их в жертву богу войны. Все эти признаки характерны для неразвитого рабства.

Возникновение на северных берегах Черного моря греческих рабовладельческих городов-государств дало мощный толчок развитию рабовладения в скифском обществе, но лишь в одном направлении: продажа рабов грекам,

26

а не использование в своем хозяйстве, становится стимулом для захвата большого количества военнопленных-рабов в многочисленных войнах.

Уже в VI—V вв. в скифском обществе существовала значительная имущественная дифференциация: общественные богатства скапливались в руках немногих представителей родо-племенной знати, владевшей пастбищами и огромными табунами, драгоценной утварью и рабами.

Это имущественное расслоение можно ясно проследить по материалам скифских погребений. Скифов хоронили обычно в простой земляной яме, клали с ними лишь предметы личного вооружения — лук со стрелами, копья, иногда меч, ставили один-два глиняных горшка с едой. Иногда в могилу клали и убитого коня, но обычно конь заменялся только символически положенными удилами. Над погребением насыпали невысокий могильный холмик-курган.

Совсем иными были погребения скифских царей и знатных представителей племени. Гробницы их были сложными земляными, а позднее иногда и каменными сооружениями, над которыми воздвигали огромные курганные насыпи, достигавшие иногда высоты современного пяти-шестиэтажного здания. Насыпали такой курган все члены племени или даже нескольких племен. В погребениях под этими курганами находят большое количество золотых и серебряных вещей, сосуды, украшения, оружие, бронзовые зеркала, котлы и другие изделия. Несмотря на то, что большинство богатых курганов еще в древности было ограблено, все же при раскопках в этих богатейших гробницах находят много различных предметов. В Кубанских царских курганах в огромном количестве были погребены лошади — при раскопке этих могил встречаются десятки и даже сотни лошадиных скелетов.

К северу и северо-западу от степных скифов, согласно Геродоту, жили нескифские племена — гелоны, будины, невры, меланхлены и др. Размещение этих племен на географической карте еще очень спорно, так как указания Геродота весьма неточны: сам он в районе проживания этих племен никогда не был, а получал сведения из вторых рук во время пребывания в Ольвии. Несомненно только, что названные им племена занимали лесостепную и лесную полосы Восточной Европы.

Обивка налучия из кургана Солоха.

Рис. 9. Обивка налучия из кургана Солоха.

27

Археологические исследования показали, что в лесостепной полосе, в бассейнах Днестра, верховьев Южного Буга, Среднего Днепра и его притоков — Тясьмина, Росси, Сулы, Ворсклы, верховьев Северского Донца и, наконец, Среднего Дона, в скифское время существовала культура оседлых земледельческо-скотоводческих племен, значительно отличавшаяся от культуры степных скифов, но находившаяся под влиянием последней. В частности, здесь получили большое распространение скифские формы оружия, характерная конская сбруя и металлические изделия, выполненные в так называемом скифском «зверином стиле». Поэтому многие ученые предполагали, что население лесостепи было также скифским, а нескифские племена жили еще севернее.

В настоящее время большинство исследователей относит к собственно скифским только племена степной части Причерноморья; культура же лесостепи принадлежала племенам другого происхождения, подвергшимся, однако, сильному скифскому влиянию.

Если мы не можем пока еще определить названия этих нескифских племен, вернее не можем с уверенностью сопоставить определенные группы археологических памятников с теми названиями, которые сообщают нам греческие авторы, то предположительно можно все же сказать о том, к какой этнической группе относились некоторые из этих племен. Наиболее западные из них, жившие в бассейнах Днестра и верхнего Прута, вероятно, принадлежали к фракийской группе; население же, занимавшее бассейн среднего течения Днепра и его правых притоков (Тясмин, Россь), возможно составляло часть обширного массива протославянских племен — предков позднейших восточных славян.

В долине реки Кубани и ее притоков, по восточному берегу Азовского моря, жили племена меотов, от которых и само Азовское море получило у греков название Меотиды. Здесь, так же как и в Скифии, у одних племен господствовало оседлое земледелие, у других — кочевое и полукочевое скотоводство. По уровню хозяйственного развития и по многим чертам культуры меоты были очень близки скифам, хотя, вероятно, имели другое происхождение. Не исключена возможность проникновения в Прикубанье и отдельных скифских племен.

28

В степях Задонья и Заволжья, в западной части современного Казахстана кочевали племена, которые Геродот называет савроматами и которые более поздним греческим авторам известны были под именем сарматов. Отсюда они позднее распространились на юг, в Прикубанье, и на запад, в причерноморские степи, частично подчинив себе, частично вытеснив меотов и скифов. Впрочем, это передвижение относится уже к тому времени, когда в Северном Причерноморье существовали греческие города и античная культура получила значительное развитие. Об этом движении мы будем говорить дальше, при рассмотрении судеб античной культуры в Причерноморье.

Особую и довольно изолированную группу местного населения в Северном Причерноморье составляли тавры (предполагаемые потомки древних киммерийцев), населявшие горные районы Крыма. Греческие писатели изображали тавров как народ очень отсталый и дикий, живущий грабежом и пиратством, совершающий человеческие жертвоприношения. Тавры, видимо, стояли по уровню своего развития ниже других племен Северного Причерноморья; главным их занятием были охота и рыбная ловля, хотя им были известны и примитивное земледелие и скотоводство.

Вероятно, примерно на том же уровне развития, что и тавры, находились некоторые племена кавказского побережья Черного моря, жившие в районе южнее современной Анапы,— зиги, гениохи и другие.

Таким образом, различные племена Северного Причерноморья ко времени знакомства их с античной греческой культурой находились на разных ступенях экономического и социального развития; но большинство из них, и прежде всего господствовавшие в этом районе скифы, достигло уже такого уровня, когда они могли вступать в постоянные торговые, культурные и политические связи с более развитыми рабовладельческими античными государствами и когда родо-племенная знать могла быть заинтересована в установлении и поддержании этих связей.

Смена киммерийской культуры скифской в причерноморских степях в VIII—VII вв. до н. э. совпала с переходом от бронзового века к веку железа. Резкий рост производительности труда привел к выделению из общей

29

Верхняя часть ножен меча из Мельгуновского кургана

Рис. 10. Верхняя часть ножен меча из Мельгуновского кургана.

массы земледельческо-скотоводческих племен группы племен, специализировавшихся на кочевом скотоводстве. Отделение скотоводства от земледелия усилило межплеменной обмен, укрепление связей между отдельными племенами.

Переход к кочевому образу жизни был связан со значительным увеличением подвижности племен; участились военные столкновения между ними, во время которых родо-племенная знать стремилась завладеть не только пастбищами своих врагов, но и захватить материальные богатства и пленников, чтобы превратить их в рабов. Походы киммерийцев и скифов против государств Передней Азии в VII в. до н. э. были одним из проявлений этой военной активизации варварских племен на высшей ступени развития первобытно-общинного строя.

Военные набеги вроде походов в Малую Азию, обогащая племенную знать и дружину, сформировавшуюся вокруг вождей племен, ускоряли процессы имущественной дифференциации внутри племенного общества. Это, в свою очередь, создавало предпосылки для дальнейшего развития торговли. Богатые вожди стали предъявлять спрос на привозные предметы роскоши, украшенное золотом

30

и серебром оружие, дорогую металлическую и расписную посуду, богатые ткани и т. д.

В раннескифское время, т. е. в VII—VI вв. до н. э., этот спрос в значительной мере удовлетворялся привозом вещей из стран Ближнего Востока. В богатых ранних скифских курганах, таких, как Келермесский на Кубани, Мельгуновский на Украине, встречаются драгоценное оружие и другие вещи, украшения на которых выполнены в типично восточном стиле, свидетельствующем об ассирийском или же урартийском происхождении вещей. Такова, например, золотая обивка ножен меча из Мельгуновского кургана, на которой изображены фантастические, стреляющие из луков, существа с львиным телом, львиной, человеческой или орлиной головой, с крыльями в виде рыб (рис. 10). Вещи эти проникали в Скифию через Кавказ или путем торговли, или в результате военных набегов скифов на Ближний Восток. Распространение вещей восточного происхождения по всей Скифии до крайних западных ее пределов указывает на значительное развитие сухопутных связей между племенами.

Процессы имущественной дифференциации среди скифов, накопление богатств в руках родо-племенной знати создали предпосылки и для развития заморской торговли с греками, тем более что многочисленные войны давали в руки скифской знати то богатство, которое она могла выставлять в качестве эквивалента за привозимые греками товары,— рабов. Уже в VII в. до н. э. в скифской степи появляются отдельные вещи греческого происхождения, однако регулярные и постоянные торговые связи между греками и скифами устанавливаются только после основания греками своих городов-государств на северном побережье Черного моря в VI в. до н. э.

Подготовлено по изданию:

Шелов, Дмитрий Борисович.
Античный мир в Северном Причерноморье. М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. - 195 с.



Rambler's Top100