Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
31

Глава вторая

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРЕЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Основание греками своих поселений на северном берегу Черного моря не было явлением случайным. Заселение Причерноморья было одним из эпизодов широкого расселения греков по берегам Средиземноморского бассейна. Оно происходило в VIII—VI вв. до н. э. и получило название «великой колонизации». Самый этот процесс был обусловлен экономическим и социальным развитием греческого общества, переживавшего в это время период перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому.

К этому времени складываются три основные группы греческих городов, население которых различалось по этническим, лингвистическим (диалекты) и культурным признакам. Первая, ионийская группа поселений была расположена на большей части островов Эгейского моря (острова Хиос, Самос, Наксос, Евбея и др.) и на западном побережье Малой Азии (города Фокея, Колофон, Эфес, Милет); в Средней Греции она захватывала Аттику. Вторая, ахейско-эолийская группа захватывала большую часть Средней Греции и Северный Пелопоннес, а также северную часть западного побережья Малой Азии. Из островов Эгейского моря эолийцами был заселен Лесбос1 Третья, дорийская группа включала города Южного и Восточного Пелопоннеса, остров Крит и крайнюю юго-западную часть Малой Азии с островом Родосом.

Все три группы греческих городов приняли участие в колонизации Средиземноморья, но ведущая роль принад-

32

лежала наиболее развитым торгово-ремесленным центрам Ионии, Милету, Фокее, Халкиде на острове Евбее. Активно участвовали в колонизации и некоторые из дорийских городов — Коринф, Мегары.

В передовых торгово-ремесленных центрах Греции завершается в это время переход от первобытно-общинного социально-экономического уклада к рабовладельческому, от родо-племенного строя к государству. Концентрация земельных участков в руках аристократии и связанное с этим обезземеливание рядовых свободных общинников, развитие рабовладения и вытеснение свободного труда рабским в сфере ремесленного производства создавали значительный избыток населения, которое не имело возможности найти применение своему труду и вынуждено было либо эмигрировать и искать средства существования в новом месте, либо постепенно подвергнуться закабалению и превратиться в рабов. К. Маркс так определяет причины греческой колонизации: «В древних государствах, в Греции и Риме, принудительная эмиграция, принимавшая форму периодического устройства колоний, составляла постоянное звено в общественной цепи. Вся система этих государств была построена на определенном ограничении народонаселения, которого нельзя было превысить, не подвергая опасности самого существования античной цивилизации... Недостаточное развитие производительных сил ставило граждан в зависимость от определенного количественного соотношения, которого нельзя было нарушать.

Поэтому единственным выходом из положения была принудительная эмиграция»

Эмиграции греков за пределы их родины содействовала и та ожесточенная социальная борьба, которой сопровождалось становление классового общества. Борьба между представителями родо-племенной аристократии, стремившейся играть ведущую роль и при новых рабовладельческих отношениях, и средними слоями — массой рядовых свободных граждан—велась с необычайным ожесточением и шла с переменным успехом. В ходе этой борьбы побежденным часто не оставалось другого выхода, кроме принудительной эмиграции.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX, стр. 278.
33

Создание греческих поселений на периферии античного мира имело очень большое значение и для развивавшегося в передовых городах Греции ремесленного производства керамики, тканей, оружия, ювелирных изделий и т. д. При помощи новых колоний в торговый оборот втягивались огромные массы варварских, т. е. негреческих, племен, живших на границах античного мира и являвшихся неисчерпаемым рынком для сбыта греческих ремесленных изделий. Не случайно ведущую роль в «великой колонизации» играли крупные ремесленные центры — Милет, Коринф и др. Уже в VI в. до н. э. в Греции чувствовалась потребность в привозе извне жизненно необходимых товаров: хлеба, рыбы, скота, а также рабов. Вновь организуемые колонии призваны были удовлетворить и эту потребность.

К VIII—VI вв. до н. э. сложились и некоторые технические предпосылки для успешной колонизационной деятельности греков.

Мореходство в пределах Эгейского моря было освоено прибрежным населением этого бассейна еще в середине II тысячелетия до н. э., когда здесь существовала развитая крито-микенская культура. Однако позднее передвижение греческих племен, известное под именем дорийского завоевания (конец II тысячелетия до н. э.), прервало развитие культурных центров Греции, и морское преобладание в Восточном Средиземноморье перешло в руки других народов — финикийцев и карийцев, издревле занимавшихся мореходством. Только постепенно греки вновь втягиваются в морскую торговлю.

Первоначально это была даже не столько торговля, сколько разбойничьи и пиратские плавания. Отважные и предприимчивые греческие мореходы, большей частью представители родо-племенной знати, снаряжали на собственный страх и риск небольшие корабли, набирали себе спутников и отправлялись в далекие плавания в поисках добычи и наживы. Если представлялся случай, они нападали на другие корабли, захватывая товары и обращая в рабство команду, грабили плохо защищенные прибрежные поселки и города, а иногда и вели торговлю, если желаемого нельзя было захватить силой. Свидетельства о таких полуторговых, полуграбительских морских экспедициях греческих вождей-басилеев сохранили нам поэмы Гомера.

34

Эти морские предприятия значительно расширили географический кругозор греков. Уже в гомеровское время (X—VIII вв. до н. э.) грекам в какой-то степени стали известны побережья западной части Средиземного моря, берега Италии и Сицилии и Черного моря. Греческие суда на веслах или под парусами бороздили водные просторы Средиземного моря. Однако, не имея компаса и других навигационных приборов, греческие мореплаватели старались не выходить из пределов видимости берегов. Обычно плавали вдоль береговой линии или от острова к острову и на ночь корабли останавливались в какой-нибудь бухте. Изрезанность береговой линии Средиземного моря и обилие островов облегчали грекам плавание.

Основанию греками новой колонии, как правило, предшествовало знакомство их с новым местом путем повторных посещений его отдельными кораблями и установление торговых связей с местным населением. Сначала редкие и, может быть, даже случайные посещения, затем установление регулярной торговли, создание временных торговых факторий (эмпориев) и, наконец, уже поселение значительного числа жителей для образования нового города — таков был обычный путь создания греческих колоний.

Колонии основывались по частной инициативе или по официальному решению городских властей метрополии. В последнем случае назначалось или выбиралось в народном собрании лицо, ответственное за основание колонии,— ойкист. Некоторые колонии получили название по имени своих основателей -— ойкистов, реальных или легендарных. Так, например, основанный в южной Италии город Тарент был назван так по имени своего основателя Тараса, город на берегу Мраморного моря — Кизик — по имени одноименного героя; сохранилось предание, что город Фанагория в Северном Причерноморье был назван так в честь его ойкиста Фанагора. Иногда ойкистами городов считались боги или полубоги. Так, например, божественные близнецы Диоскуры почитались в качестве основателей города Диоскуриады на кавказском побережье Черного моря, на месте современного Сухуми.

Обычно в устройстве колоний принимали участие только жители города-метрополии и близлежащей округи. Но в некоторых случаях к основанию нового поселения

35

привлекались и жители других городов. Местное население колонизуемых греками побережий в одних случаях изгонялось с занимаемого ими места, в других —порабощалось; бывали случаи и мирного сосуществования греков-колонистов с окружающим местным населением.

Вновь основанный город сразу же становился совершенно независимым по отношению к своей метрополии. В этом одно из коренных отличий греческой колонизации от более поздней. Связи между метрополией и ее колониями иногда сохранялись в виде политического союза, в котором обе стороны выступали как равные и суверенные государства. Впрочем, нередко политическая связь между метрополией и колонией совсем порывалась и между ними могли быть даже враждебные отношения. Чаше всего метрополии и колонии были связаны единством культа, переносимого колонистами из метрополии на новое место.

Колонизационная деятельность греков в VIII—VI вв. до н. э. велась в трех направлениях: на юг, запад и север. На южном побережье Средиземного моря грекам удалось основать всего три колонии, важнейшие из которых — Навкратис на территории Египта, в дельте Нила, и Кирена на ливийском побережье. К западу от этого города, на средиземноморском побережье Африки, греческая колонизация не получила развития в связи с тем, что еще раньше в этих областях финикийцы основали ряд колоний, важнейшей из которых был. Карфаген (близ современного Туниса).

В западном направлении колонизация развивалась по берегам Адриатического моря и особенно южной части Апеннинского полуострова и Сицилии. Здесь было основано очень много греческих городов, многие из которых превратились в значительные экономические и культурные центры. Таковы Сибарис, Тарент, Кротон, Кумы — в южной Италии, Занкла-Мессана, Акрагант, Сиракузы — в Сицилии. Весь этот район получил благодаря этим городам название Великой Греции. Еще дальше на запад, на южном побережье современной Франции, греками была основана Массалия (современный Марсель), которая, в свою очередь, вывела ряд колоний на берега Пиренейского полуострова. И в этом районе, так же как и в Си-

36

цилии, греческим колониям приходилось выдерживать конкуренцию с финикийцами.

Третьим направлением колонизации были северные берега Эгейского моря, Мраморное (Пропонтида) и Черное море. Уже в VIII в. до н. э. греки осваивают Халкидский полуостров, основывают ряд колоний в Пропонтиде, среди них такие крупные города, как Абидос, Кизик, Византий, Калхедон. Повидимому, уже в VIII в. были основаны и первые греческие города на южном побережье Черного моря (Синопа, Трапезунт). Под натиском киммерийцев греки вынуждены были покинуть эти места, но в VII в. милетцы вновь поселяются на оставленных ранее греками местах.

В VII в. греки осуществляют колонизацию западного берега Черного моря; в VI в. доходит очередь и до Северного Причерноморья. Греческие мореходы, вынужденные плавать вдоль берегов, где были удобные стоянки для судов, не имели возможности освоить Северное Причерноморье до тех пор, пока не были колонизованы западный и южный берега. Другим препятствием для ранней колонизации Северного Причерноморья был сравнительно суровый климат этих областей. Все же к началу VI в. до н. э. греческая колонизация Северного Причерноморья была уже исторически подготовлена.

Очень большую роль в этой колонизации играл ионийский город Милет, жители которого основали большинство причерноморских городов. Такая активность Милета объясняется особенностями экономического развития этого города. Благодаря своему выгодному географическому положению Милет стал центром, связывавшим Причерноморье и северную часть Эгейского бассейна с Восточным Средиземноморьем. В Милете было значительно развито ремесло, особенно производство керамики и шерстяных тканей. Торговые интересы этого города обусловили его активность в колонизационном движении. Милетская аристократия, представители которой являлись одновременно и владельцами ремесленных мастерских — эргастериев, даже получила название «вечных мореходов».

Основанию греческих поселений в Причерноморье, как и в других местах, предшествовали случайные посещения греками черноморских берегов. Раннее знакомство греков с берегами Черного моря нашло отражение в их

37

древнейших мифологических сказаниях, часть которых, несомненно, относится ко II тысячелетию до н. э.

Самыми ранними греческими мифами, в которых упоминается о Черном море, были мифы о золотом руне и о походе аргонавтов.

В первом из этих мифов рассказывается, что у царя греческого города Орхомена — Афаманта — было двое детей: дочь Гелла и сын Фрике. Вторая жена Афаманта, мачеха Геллы и Фрикса, Ино задумала погубить детей своего мужа от первого брака. Она добилась того, что Фрикса должны были принести в жертву богам. Однако мать Геллы и Фрикса, богиня облаков Нефела, послала своим детям барана с золотым руном (шерстью). Брат и сестра сели на золоторунного барана, который по воздуху унес их далеко от родной страны. Но по дороге Гелла не удержалась и упала в море, которое с тех пор, как рассказывают греки, стало называться Геллеспонтом (понт — по-гречески море),— это современный Дарданелльский пролив. Фрике же благополучно достиг Колхиды, как греки называли черноморское побережье Грузии, где правил царь Аэт. Здесь Фрике принес золоторунного барана в жертву богу Зевсу в благодарность за спасение, а золотое руно Аэт повесил на дерево в священной роще и приставил дракона сторожить его.

Вот это золотое руно и должен был добыть греческий герой Ясон. Для путешествия в Колхиду Ясон собрал многих героев, в числе которых были сын главного греческого бога Зевса Геракл, афинский герой Тезей, знаменитый певец Орфей и другие. Корабль, на котором они поплыли в Колхиду, назывался Арго, почему и спутники Ясона стали называться аргонавтами.

Много опасностей и трудностей пришлось преодолеть героям, пока плыли они по негостеприимному Черному морю. Были тут и блуждающие скалы, сталкивающиеся, чтобы раздавить проходивший между ними корабль, и огромные птицы, ронявшие острые бронзовые перья — стрелы, но все же аргонавты достигли Колхиды. Царь Колхиды Аэт задумал погубить Ясона и с этой целью обещал отдать ему руно, если Ясон выполнит его поручение: распашет поле железным плугом, в который будут запряжены огнедышащие быки с медными ногами, засеет это поле зубами дракона, а когда вырастут из этих зубов

38

воины — сразится с ними и перебьет их. Ясон не смог бы выполнить это поручение, если бы ему не помогла дочь Аэта, волшебница Медея, полюбившая его. Она подарила Ясону волшебную мазь, которая придала ему такую силу, что он смог справиться с быками, схватив их за рога. Когда Ясен засеял поле зубами дракона и выросли из этих зубов закованные в броню воины, он, по совету Медеи, бросил в их толпу камень. Воины начали сражаться друг с другом, а Ясон, воспользовавшись этим, перебил их одного за другим. Медея усыпила огнедышащего дракона, и Ясон, похитив руно, отплыл с Медеей от берегов Колхиды.

Так рассказывают древние мифы о первых посещениях греками побережий Черного моря. Интересно, что в одном из вариантов мифа об аргонавтах упоминается о возвращении аргонавтов по Истру (Дунаю), другой вариант содержит указание на пребывание их в устье реки Танаис (Дон). В этих сказочных повествованиях об аргонавтах несомненно отразилось какое-то знакомство греков с Черным морем. Трудность заключается в том, чтобы определить время возникновения этих мифов, но, судя по тому, что в мифе об аргонавтах упоминаются старшие герои греческой мифологии (Геракл, Тезей и другие), можно полагать, что возникновение этих мифов относится еще ко второй половине II тысячелетия до н. э.

Вероятно, в более позднее время, но все же еще задолго до греческой колонизации Северного Причерноморья, возник миф о пребывании в Тавриде (т. е. в Крыму) Ифигении, дочери микенского царя Агамемнона. По этому мифу Ифигения была перенесена в Тавриду богиней охоты Артемидой и стала жрицей богини у тавров. Вероятно, к доколонизационному периоду относится и возникновение мифа о пребывании обожествленного греческого героя Ахилла на острове Левка (современный остров Змеиный) у западного берега Черного моря. В более позднюю эпоху культ Ахилла Понтарха (владыки Черного моря) был широко распространен в Северном и Западном Причерноморье.

Памятниками реальных связей Причерноморья с бассейном Эгейского моря являются некоторые археологические находки. Так, например, в 1912 г. в Бессарабии был найден клад каменных и металлических изделий, включав

39

ший несколько каменных полированных топоров, наверший булав, два серебряных наконечника копья, серебряный кинжал и булавку, украшенную золотой инкрустацией. Изучение форм этих предметов, украшений на них и материала, из которого они сделаны, позволяет утверждать, что вещи эти привезены в Причерноморье из бассейна Эгейского моря, вероятно из западной части Малой Азии, во второй половине II тысячелетия до н. э. В районе современной Одессы при археологических раскопках неоднократно находили вещи, либо изготовленные в Греции, либо обнаруживающие в своей форме и орнаментации следы влияния материальной культуры эгейского мира.

Все эти вещи могли попадать в Северное Причерноморье в результате эпизодических поездок греческих мореплавателей в Черное море или же при сухопутной торговле по его западному побережью.

Древнегреческий героический эпос — поэмы Илиада и Одиссея, сочинение которых приписывают полулегендарному слепому певцу Гомеру и возникновение которых относится к X—VIII вв. до н. э., отражает знакомство греков с берегами Черного моря. В поэмах Гомера упоминаются киммерийцы, говорится в них и о племенах «доителей кобылиц» и «млекоедах», под которыми, видимо, надо подразумевать скифов. Известны Гомеру и короткие северные ночи. Некоторые исследователи относят к берегам Северного Причерноморья часть плаваний героя Одиссея. В частности, принято считать, что Балаклавская бухта (около Севастополя) описана в Одиссее под именем бухты листригонов.

В греческой литературе более позднего времени имеются указания, что еще до греческой колонизации Черного моря его берега посещали карийцы, племена которых населяли один из районов Малой Азии; в Западном Причерноморье существовала гавань карийцев и даже область, называвшаяся Карией; римский писатель Плиний Старший упоминает и о древних поселениях карийцев в дельте Дона.

Таким образом, греческие мореплаватели познакомились с Черным морем еще задолго до основания на берегах его своих поселений. Но трудно было плавать по этому морю в первое время; неблагоприятный климат и отсутствие на Черном море островов долгое время препятство

40

вали успешному освоению греками черноморских берегов. Недаром греки называли сначала Черное море «Понтос Аксенос» — негостеприимное море. Только впоследствии, колонизовав его берега и ближе познакомившись с их богатствами, греки переименовали его в «Понтос Эуксейнос» — Понт Евксинский, т. е. гостеприимный. Впрочем, обычно они называли Черное море просто Понтом.

Колонии на северном берегу Понта греки основывали так же, как и в других местах. Случайные и редкие поездки греческих купцов и мореходов постепенно превращались в постоянные торговые связи, на местах корабельных стоянок возникали торговые и, может быть, рыболовецкие станции — эмпории, которые затем при благоприятных условиях могли превратиться в колонию.

Древнейший из таких эмпориев возник на острове Березань в устье Днепро-Бугского лимана около середины VII в. до н. э. Вероятно, тогда же возникли эмпории на местах, где позднее, уже в VI в. до н. э., появились античные города — Ольвия, Пантикапей и другие.

В Северном Причерноморье найден ряд греческих вещей, относящихся еще к VII в. до н. э., когда ни одного греческого города на северном берегу Понта не было. Так, у местечка Болтышка Киевской области была найдена верхняя часть расписного родосского сосуда. Другой сосуд в виде головы барана был найден в погребении на Дону. Замечательная расписная ваза открыта в архаическом погребении на Темир-горе около города Керчи (рис. 11). Все эти вещи попадали к обитателям скифских степей через первые эмпории, основанные здесь греками.

Интересно, что большинство этих предметов найдено не около моря, а на значительном расстоянии от побережья. Это свидетельствует о существовании развитых межплеменных связей, посредством которых греческие вещи попадали вглубь степей: нет никаких оснований предполагать, что греческие торговцы сами проникали в столь отдаленные от побережий районы. В торговле использовались главным образом водные пути; именно поэтому важнейшие греческие эмпории, а затем и города возникали в устьях больших рек и на берегах проливов, обеспечивающих удобные связи с глубинными районами.

41

Сосуд из погребения на Темир-горе

Рис. 11. Сосуд из погребения на Темир-горе.

В большинстве случаев греки основывали свои поселения не на пустом месте, а на территориях, уже обжитых местным населением. Об этом говорят хотя и немногочисленные, но регулярные находки орудий и керамики догреческого времени в культурном слое большинства античных городов Причерноморья.

Взаимоотношения греческих поселенцев с местным населением во времена существования эмпориев и в первый период жизни греческих городов для нас во многом остаются неясными. Вероятно, эти отношения были обычно дружественными, во всяком случае во время бытования эмпориев; иначе трудно объяснить, как могли малочисленные пришельцы основаться и удержаться среди враждебного им населения. Местное население, особенно

42

племенная знать, было заинтересовано в развитии торговых сношений с греками и, вероятно, сначала охотно предоставляло им места для поселений. Сохранилось известие, что местный царек предоставил милетцам место для основания города Пантикапея (современная Керчь).

Но, вероятно, уже очень скоро многие греческие города пришли в столкновение с местными племенами. Возникновение греческого города очень часто сопровождалось вытеснением или порабощением какой-то части местного населения. Это неминуемо должно было приводить к столкновениям. Греческий географ Страбон рассказывает, что на Боспоре Киммерийском скифы вытеснили киммерийцев, а скифов изгнали греки, основавшие там Пантикапей и другие города. Можем быть, эта вторая версия основания Пантикапея отражает следующий этап во взаимоотношениях греков Боспора с местным населением. Тот факт, что греки при основании города стремились выбрать наиболее удобное в стратегическом отношении место и что вновь образованные города очень скоро опоясывались оборонительными стенами, свидетельствует о возможности враждебных отношений между городами и местным населением.

Основание большинства греческих городов на северном берегу Черного моря относится к VI в. до н. э. До этого греки прочно освоили южное и западное побережья Понта и теперь, опираясь на созданные там портовые города, смогли распространить свою колонизацию на его северный и восточный берега.

На крайнем северо-западе, на берегу лимана реки Тирас (Днестр), возникла милетская колония, получившая по имени реки название Тира (современный Белгород Днестровский). Время возникновения Тиры неизвестно.

Повидимому, в первой половине VI в. до н. э. возник на правом берегу Днепро-Бугского лимана другой, основанный милетцами, город — Ольвия, ставший одним из важнейших центров античной культуры Северного Причерноморья. Правда, в античной литературе сохранилось указание на то, что Ольвия возникла еще в середине VII в., однако планомерно ведущиеся раскопки этого города доказали, что древнейший культурный слой здесь относится к VI в. до н. э. Можно думать, что в литературных источниках сохранилась не дата основания города,

43

а время возникновения ольвийского эмпория. Название «Ольвия» по-гречески означает «счастливая», и этим именем в греческом мире называлось несколько городов. Другое имя Ольвии — Борисфен, как в древности называлась река Днепр.

Группа греческих городов возникла на берегах Киммерийского Боспора — Керченского пролива.

По представлению древних греков, Боспор Киммерийский разделял Европу и Азию. Все, что лежало на запад от Керченского пролива, Азовского моря и Дона, считалось Европой, все, что на восток,— Азией.

Ранее всего, повидимому еще в первой половине VI в. до н. э., на европейском берегу Боспора был основан милетцами город Пантикапей, ставший впоследствии столицей большого Боспорского государства. Название «Пантикапей» — не греческое, вероятно сохранившееся с догреческих времен: может быть, так еще по-киммерийски называлось урочище, на котором возник город. Греки иногда называли Пантикапей просто Боспором.

К югу от Пантикапея на побережье Керченского полуострова около середины VI в. возникли греческие города — Тиритака, Нимфей, Киммерик и другие. Дальше на запад по побережью Крыма милетцы основали в VI в. город Феодосию, который до сих пор называется так. В северной части Керченского полуострова существовал ряд греческих поселений, из которых больше других известен городок Мирмекий (по-гречески это значит «муравейник»).

На азиатской стороне Боспора также возникли многочисленные города. Земли, составляющие теперь Таманский полуостров, в то время образовывали группу островов, отделенных друг от друга протоками дельты реки Кубани. На этих-то островах и возникли в VI в. до н. э. греческие города, крупнейшим из которых был город Фанагория (около современного хутора Сенного), основанный выходцами из ионийского города Теоса.

На месте современной Тамани существовал город Германасса, основанный эолийцами с острова Лесбоса. На близлежащих островах были расположены другие греческие города и поселения: Патрэй, Корокондама и т. д.

Несколько южнее, на месте современной Анапы, на земле меотского племени синдов возник населенный пункт, получивший название Синдской гавани; позднее он пре

44

вратился в крупный город и был переименован в Горгиппию. Наконец, на восточном берегу Черного моря, повидимому еще в VI в. до н. э., было основано несколько греческих городов — Питиунт (современная Пицунда около Гагр), Диоскуриада на месте современного Сухуми и Фасис в Колхиде, в устье реки Фасис (Рион).

Из крупных городов Северного Причерноморья позднее всех, уже во второй половине V в. до н. э., был основан выходцами из дорийского города Гераклеи Понтийской, расположенной на южном берегу Черного моря, город Херсонес; развалины его находятся в 4 км к западу от современного Севастополя.

Некоторые из основанных греками в Северном Причерноморье центров сами приняли участие в создании новых поселений. Повидимому, результатом такой позднейшей вторичной колонизации были некоторые поселения в районе Боспора и крупный торговый центр Танаис, возникший в устье Дона по инициативе боспорских греков.

Так произошло заселение греками северного и восточного побережий Черного моря и создались предпосылки для возникновения здесь своеобразного района античной культуры, значительно отличавшегося от других областей Средиземноморья вследствие активного участия в жизни причерноморских античных государств местного населения с его самобытной культурой.

Подготовлено по изданию:

Шелов, Дмитрий Борисович.
Античный мир в Северном Причерноморье. М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. - 195 с.



Rambler's Top100