Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
167

Театр и стадион

Театр и стадион

От лесхи книдян можно было пройти к верхним рядам большого дельфийского театра, которые находились на той же высоте склона, что и лесха. Трудно назвать какой-либо древний греческий город, в котором не имелось бы театра. Не были исключением в этом отношении и Дельфы. На высоком месте святилища было выбрано место для прекрасного, построенного по всем правилам театра. Он обращен своей открытой частью на раскинувшиеся внизу постройки. С его скамей видны священная дорога, участок Мармарии и зеленеющие в туманной дымке оливковые рощи плодородной Крисейской долины. Время постройки театра — IV век до н. э. Во II веке до н. э. он был реставрирован.

Как и большинство греческих театров, театр в Дельфах расположен на естественном склоне. Скамьи для зрителей спускаются вниз полукружиями (их тридцать три), образуя своеобразную подкову, так называемый театрон, от которого и возникло современное слово театр. Полукруг первых рядов театрона обрамляет вымощенную полигональными плитами известняка площадку-орхестру, которая по плану приближается к кругу. С противоположной театрону стороны орхестра замыкалась скеной (по латинскому произношению — сценой). Фундаменты скены состоят из длинного зала (5X2 м) и двух помещений по его сторонам (2X2 м). Рельефный фриз с изображением подвигов Геракла украшал лицевую сторону скены. Передняя часть скены — проскений, десяти метров длиной, был поднят на небольшую высоту — 2,5—3 м над уровнем орхестры. Лестницы, радиально расходясь от орхестры, ведут к верхним рядам театрона. Они делят массив театрона на ряд секторов. Дельфийский театр служил не только для представлений, но и для народных собраний, как и театры других греческих городов.

Все ггубоко продумано в архитектуре этого прекрасного зрительного сооружения. Края мраморных скамей слегка выступают

168

Театр в Дельфах. Известняк. IV в. до н. э.

Театр в Дельфах. Известняк. IV в. до н. э.

для того, чтобы сидящие зрители могли подобрать ноги, если кому-нибудь нужно было пройти к своему месту по уже заполненным рядам. Первые скамьи в подобных театрах были особенно почетными. Здесь стояли мраморные кресла со спинками и подлокотниками, украшенными рельефными изображениями. Рельефы и статуи украшали и театр.

Представления длились долгое время. На мраморные скамьи, чтобы удобнее было сидеть, зрители, которых в дельфийском театре могло поместиться около пяти тысяч, обычно клали подушки. Актеры и хор выступали в дельфийском театре и на орхестре и на проскении. Существует мнение, что в V веке до н. э. театральное действие было сосредоточено преимущественно на орхестре, а позднее перешло на проскений. Актеры носили маски. Мимика лица еще не играла роли в античном театре. Из дальних рядов ее трудно, а порой и невозможно было бы уловить. Маски менялись, но все же их применение предельно обобщало характер образа. Исчезала индивидуальная конкретность и своеобразная выразительность лица, которая позднее стала специфической особенностью актера. Подобная обобщенность драматического образа стояла в глубокой связи с характером греческого искусства классического периодй. В скульптуре мастера также старательно избегали всего индивидуального, частного, единичного. Условность театрального действия, которое исполнялось актерами, игравшими в масках, одетыми в котурны (обувь на очень толстой подошве, увеличивавшей рост актера), была несомненно одним из основных качеств античной драмы, отличавшей ее от более позднего театрального действия.

В характере античного театрального представления большую роль играли также и реальные образы. Особенное значение имел фон, на котором происходило обобщенное и условное действие. С любого места театрона в Дельфах открывался вид на

Стадион в Дельфах. Рисунок на вазе

Стадион в Дельфах. Рисунок на вазе

169

великолепные постройки святилища, на торжественный храм Аполлона, изящные сокровищницы. Вдали зеленели рощи, серебром сверкала река. В разное время дня действие шло под куполом ослепительно голубого южного неба, либо на фоне облаков или грозовых туч. Реальность природы смягчала условность, лежавшую в основе античного театрального действия. Несомненно, хотя декорации в дельфийском театре существовали, тем не менее живой пейзаж воспринимался как главная декорация. Примечательно, что в дальнейшем развитии европейского театра большее значение приобретала мимика лица актера, реальнее становилось действие. В то же время условнее становились декорации, замыкавшие действие в границах архитектурного пространства театра, отделенного уже не только стенами, но и крышей от реальной природы.

Акустические данные дельфийского театра, как и других греческих зрелищных сооружений, всегда были предметом удивления потомков. Где бы ни сидел человек, на каком бы дальнем ряду ни было его место, он не только мог прекрасно видеть все, что происходило на орхестре и проскении, но, что самое главное, отчетливо слышал, несмотря на большие расстояния, каждое слово, произнесенное чуть ли не шепотом.

Как добивались этого успеха античные зодчие, строившие театры в Дельфах, Эпидавре, Афинах — играло ли здесь роль соотношение крутизны склона и радиусов рядов, характер профилей скамей, — трудно сказать. Во всяком случае, театр в Дельфах — шедевр древней сценической архитектуры, которая долго еще будет привлекать к себе внимание зодчих, стремящихся создать что-либо подобное в акустическом отношении.

Римский архитектор Витрувий обращает внимание на то, как надо строить театры, чтобы их акустические данные были бы хорошими.

170

«Круговые проходы, очевидно, следует делать соответственно с высотой театра и так, чтобы высота их была не больше ширины этих проходов. Ибо, если они будут выше, они будут своей верхней частью отражать и отбрасывать голос и не дадут окончаниям слов с полной отчетливостью доходить до ушей тех, которые сидят на местах, находящихся над круговыми проходами. Короче говоря, надо рассчитывать так, чтобы линия, проведенная от самого нижнего до самого верхнего сиденья, касалась всех вершин и углов ступеней, — тогда голос не встретит препятствий»66. Витрувий сообщает далее об особенных медных или порой глиняных сосудах-голосниках, которые укреплялись в сиденья и способствовали правильному отражению звуков, идущих с орхестры 67. Однако ни в одном из раскопанных в настоящее время греческих театров, в том числе в театре Дельф, следов таких голосников обнаружено не было.

Витрувий пишет о желательной ориентации театра не на юг. «Надо остерегаться, чтобы театр был обращен на юг, ибо когда солнце заливает весь его круг, то воздух, заключенный в его вогнутом пространстве и не имеющий возможности обращаться, застоявшись, нагревается и, раскалившись, жжет, парит и поглощает влагу тела» 68.

Театр в Дельфах имеет юго-восточную ориентацию, что вызвано рельефом местности. И тем не менее тот, кто бывал в театре Дельф и сидел на его каменных скамьях, убеждался, что склон горы и движение воздуха снимали опасность, указанную Витрувием.

До сих пор в театре Дельф даются представления. Здесь на орхестре при стечении современной публики ставятся драмы прославленных древних поэтов Эллады. Возвышенные речи персонажей Эсхила, драматические монологи героев Софокла и взволнованные экспрессивные — Еврипида звучат в театре святилища

171

Статуэтка актера в маске и на котурнах. Терракота

Статуэтка актера в маске и на котурнах. Терракота

Дельф у молчаливых громад скалистого Парнаса на фоне синеющих вдали горных хребтов.

За стеной, ограничивавшей святилище с севера, на несколько десятков метров выше самых верхних рядов театра, на широкой террасе склона горы в густых зарослях кустов и деревьев располагался знаменитый дельфийский стадион, дошедший до нашего времени хорошо сохранившимся. Построен он был из местного известняка в конце V века до н. э. Но нужно думать, что на этом месте и в VI веке до н. э. с момента введения пифийских игр существовал стадион. В годы владычества римлян он был реконструирован, но в основе своей остался прежним. Во II веке н. э. афинский меценат Герод Аттик давал средства на его обновление. Размеры его несколько меньше, чем олимпийского и афинского стадионов: длина 178 м, ширина 25 м. В центре ширина стадиона несколько больше (28,5 м), что придает ему слегка эллиптическую в плане форму. Ориентирован стадион с востока на запад.

172

Ряды, располагавшиеся по краям, сохранились на верхней естественной части склона и разрушены с противоположной стороны. Двенадцать рядов скамей в метр шириной окаймляли поле стадиона с севера. С южной стороны рядов было, очевидно, меньше, так как они возвышались на искусственной подпорной стене. В центре располагались особенно почетные места в виде кресел. Скамьи, как и в театре, были сделаны с легким напуском, так что сидящие могли спрятать под них ноги, давая другим проход. Горизонтальные ряды пересекались тринадцатью вертикальными лестницами, чтобы зрители могли быстро заполнить стадион или покинуть его, а их могло поместиться здесь около семи тысяч. В восточной стороне дельфийского стадиона находились отметки старта, откуда начинали бег атлеты и состязавшиеся на колесницах.

В рисунках на греческих вазах сохранились изображения состязаний атлетов на стадионах. На сосудах VI—V веков до н. э. нередко можно видеть бешено мчащихся лошадей, управляемых

Стадион в Дельфах. Известняк. II в. н. э.

Стадион в Дельфах. Известняк. II в. н. э.

173

бесстрашным и ловким возничим. На одной из своих чаш древнегреческий вазописец Софилос изобразил стадион со зрителями на скамьях, наблюдающими за конными скачками. Художник показал экспансивных греков-болельщиков, захваченных азартом борьбы. Рисунок Софилоса разрушает представление о древних эллинах как о всегда спокойных, рассудительных мужах. Они вскакивают со своих мест, размахивают руками, кричат и подбадривают возничих.

Вход на стадион в римское время находился у восточного конца стадиона. Сюда снизу от святилища подходила улица. В более древние времена вход на стадион был в юго-восточной части.

Согласно древним легендам, Аполлон после победы над чудовищем Пифоном установил в Дельфах музыкальные состязания, совершавшиеся раз в восемь лет. Первоначально это были лишь выступления певцов, исполнявших под аккомпанемент кифар гимн в честь Аполлона — пэан.

После первой священной войны и взятия Дельфами соседнего города Кирры в 590 году до н. э. был учрежден посвященный Аполлону Пифийский праздник с более широкой программой. Кроме кифаредов теперь выступали флейтисты, вводились гимнастические состязания и бег колесниц. С 582 года до н. э. Пифийские праздники стали повторяться раз в четыре года. В Пифийском празднике гимнастические и конные состязания играли второстепенную роль. Зато особенно ценилась победа в исполнении музыкальной композиции в честь Аполлона на флейте одним солистом с аккомпанементом других музыкантов.

Пифийские праздники обычно проходили пышно и торжественно. Множество жертвоприношений, даров Аполлону поступало в эти дни в Дельфы. Греческий историк V века до н. э. Ксенофонт рассказывает о подготовке к Пифийскому празднику одного фессалийского владыки — Ясона: «Когда стал близиться Пифийский

174

праздник, Ясон объявил всем подчиненным городам, чтобы они готовили быков, овец, свиней и коз для жертвоприношения. Хотя по его распределению каждому отдельному городу надлежало представить жертвенных животных лишь в очень умеренном количестве, тем не менее, как говорили, всего составилось не менее тысячи быков и более тысячи голов прочих жертвенных животных. Он велел провозгласить, что тот город, который выкормит для бога наилучшего быка, годного для того, чтобы идти во главе процессии, получит в качестве приза золотой венок»69.

Последние Пифийские игры происходили в 394 году н. э. Теперь на дельфийском стадионе тишина. Тяжело нависают над головой суровые Федриады, в развалинах камней шуршат быстрые ящерицы да время от времени раздаются восхищенные возгласы заезжих разноплеменных туристов.

Слава оракула при римлянах тускнеет. Презрительно отзывается о вере в предсказания пифии римский оратор Цицерон. Если верить древнему географу Страбону, храм Аполлона во времена владычества римлян был беден. Римский император Нерон однажды закрыл и осквернил оракул, очевидно, в гневе за нехо-

Аполлон-Кифаред. Рисунок на вазе-кратере из Аттики. 440—420 гг. до н. э.

Аполлон-Кифаред. Рисунок на вазе-кратере из Аттики. 440—420 гг. до н. э.

175

рошие предсказания, хотя вскоре он снова стал действовать. При императорах Траяне и Адриане деятельность святилища несколько оживляется, но ненадолго. В поздние века владычества римлян Греция переживает тяжелый кризис. В III веке н. э. ослабевает не только общественная жизнь: должность архонта один и тот же человек занимает несколько раз. Упадок сказывается и в экономических сферах. При императоре Галлиене (III в. н. э.) прекращается выпуск монет. Замирает производство художественных памятников — статуй, рельефов, так как спрос на эти дорогие изделия прекращается. Христианство все активнее вытесняет старые культы, и в этой обстановке значение святилища Дельф резко снижается. В конце IV века н. э. при Феодосии I культ Аполлона запрещается, закрывается храм, прекращаются Пифий-ские игры. Дальнейшая судьба святилища печальна, его памятники постепенно разрушаются. Заносятся землей и зарастают травами поверженные мраморные статуи и упавшие с сокровищниц рельефы. Гибель дельфийского оракула, разрушение святынь в эти поздние эпохи нашли отражение в греческих стихах. От имени оракула Аполлона Пифийского, обращавшегося к врачу Ориба-сию, один из древних поэтов пишет:

«Вы возвестите царю, что храм мой блестящий разрушен.

Нет больше крова у Феба, и нет прорицателя лавра.

Ключ говорящий умолк: говорливая влага иссякла» 70.

Так, вместе с крушением античной культуры в поздние века Римской империи прекращает существование прославленное святилище Аполлона в Дельфах — одно из самых значительных религиозных, культурных, общественных учреждений, игравшее огромную роль на протяжении всей долгой и славной истории античного мира.

Подготовлено по изданию:

Соколов, Глеб Иванович.
Дельфы. - М. : Искусство, 1972.



Rambler's Top100