Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
185

Олимпия римского времени. I— VI века н. э.

В эпоху римского владычества Олимпия постепенно приходила в упадок, хотя порой при покровительстве некоторых императоров или частных, финансировавших святилище лиц возрождалось великолепие игр и оживлялось строительство. После запустения святилища в годы позднего эллинизма деятельность Олимпии при Августе была возобновлена с целью возвеличения императорского культа. Известно, что Германик получил на играх венок, а Тиберий стал победителем в беге колесниц в 4 году до н. э., правда, лишь как владелец колесницы, но не как возничий. В Леонидайоне жили чиновники, наблюдавшие за деятельностью жрецов и магистратов, и останавливался римский наместник Ахайи, когда он посещал Олимпию. Был реставрирован и превращен в храм Августа Метроон с постановкой там вначале статуи Октавиана, а затем и других правителей империи. В I веке н. э. там находились статуи Домициана, Клавдия в образе Юпитера (скульпторы Филатенайос и Гегий), императора Тита, а также императриц Домиции, Агриппины Младшей, Юлии Титы: на самом почетном месте высилось изваяние Августа в виде Юпитера со скипетром и пучком молний. На архитраве Метроона появилась надпись об Августе как сыне богов и спасителе Греции и всех земных народов. Павсаний сообщает также о статуе Августа из Электра117 и других императорских портретах в сокровищницах, в частности киренской 118.

186-187

Нимфей Герода Аттика. II в. н. э.

Нимфей Герода Аттика. II в. н. э.

188

В послеавгустовское время Олимпию часто грабили. Калигула хотел увезти в Рим статую Зевса, но, по свидетельству древних авторов, отправленный для этого из Рима в Грецию корабль поразила молния 119. Особенно много было похищено статуй из Олимпии во время правления Нерона, хотя стремление его к славе и привело к краткому оживлению строительства и игр, в которых принимал участие император. В годы ранней империи в Олимпии расширили стадион, увеличили высоту южной стены, реконструировали судейские трибуны. Для пребывания Нерона в Альтисе был построен дворец в римском стиле с атриумом, перистилем и вестибюлем, с ванной и баней поблизости от стадиона и ипподрома. Чтобы въехать в Альтис на колеснице, Нерон приказал разобрать в юго-восточной части ограды стену и построить триумфальную арку. Примечательно, что фундамент арки Нерона сложен был из постаментов статуй, к тому времени, очевидно, уже похищенных.

Мозаичный пол у колодца из западного дома гостиницы. II—III вв. н. э.

Мозаичный пол у колодца из западного дома гостиницы. II—III вв. н. э.

189

Нерон объявил, в нарушение всех вековых правил, игры на два года ранее положенного срока и приказал ввести певческие состязания, считая свой голос особенно приятным и сильным. Он получил много первых призов и венков 120, но после его убийства игры объявили недействительными. Приказ Нерона сбросить с постаментов статуи прежних победителей, очевидно, не успели исполнить. Однако из Альтиса уже было увезено около 500 бронзовых статуй 121.

Внимание к Олимпии усилилось вновь во II веке н. э. в связи с покровительством Греции Адриана. В Афинах строился храм Зевса Олимпийского, сочинял олимпийский гимн афинянин Главк, писал об Олимпии, упоминая важные события в истории святилища, Флегон из Тралл. В Олимпийских играх, носивших тогда в полном смысле слова международный характер, все чаще отличались негреки. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии, Финикии; в празднествах участвовали африканцы, вавилоняне, армяне.

Нимфей Герода Аттика II в. н. э.

Нимфей Герода Аттика II в. н. э.

190

Статуя Клавдия.Середина I в. н. э.

Статуя Клавдия.Середина I в. н. э.

191

Этот последний расцвет Олимпии не случаен. Во II веке н. э., когда воздействие христианских идей на граждан обширной Римской империи стало особенно сильным, правители Рима решили оживить прославленные языческие культы. В Олимпии был возрожден древнейший оракул. Частично этим интересом к древним святыням можно объяснить и возникновение сохранившегося до наших дней труда Павсания «Описание Эллады». Дион Хризостом во II веке н. э. написал свою «Двенадцатую речь» о Зевсе Фидия. На монетах, которые чеканились при Адриане, поместили изображение статуи Зевса. Несколько раз посещал Олимпию и видел игры Лукиан. В эти годы, стремясь поднять значение Олимпии, представляли ее святилищем еще более древним, чем она считалась до того времени. На бронзовом, найденном в Олимпии диске, посвященном Зевсу победителем в пятиборье Публием Асклепиадом в 241 году, имеется на одной стороне посвятительный текст, а на другой—надпись спортивного чиновника Флавия Скрибониана. Он называет в ней Олимпиаду, в которой победил Асклепиад, не 255-й, а 456-й, то есть ведет счет не от 776 года до н. э., а от 1580 года до н. э., подчеркивая этим более древнее происхождение Олимпийских игр. И все же культовые сооружения, статуи и сокровища Олимпии воспринимались в римскую эпоху без того благоговейного трепета, с которым относились к ним греки V века до н. э. и скорее, как музейные памятники, а Олимпийские игры—как грандиозные зрелища спортивного характера. Однако Олимпия и тогда сохраняла традиции и не допускала к себе чужих богов, как это случилось с Дельфами, где в ту эпоху возник культ Озириса.

Для посещавших Олимпию римлян строилось много терм. На запад от Альтиса в начале II века н. э. на месте древних терм возникли новые. Вход в эти термы Кладея помещался в юго-восточном углу. Правее входа размещались котельная и туалеты. По узкому коридору проходили в атриум, а оттуда в аподитерий, тепидарий, кальдарий и фригидарий (раздевальня, теплая, горя-

192

чая, холодная бани). Крыша над атриумом и соседним двором, украшенным мозаиками, имела сквозные отверстия, остальные помещения перекрывались сводами. Полы терм Кладея во II веке н. э. были богато орнаментированы мозаиками. Смоченные водой разноцветные камни гальки или мрамора обычно кажутся особенно яркими и красочными, что и привело к помещению выложенных из них композиций на дне неглубоких бассейнов терм.

Южнее терм Кладея во II веке н. э. была сооружена гостиница со множеством жилых помещений и двумя

Статуя юноши. 2-я четверть II в. н. э.

Статуя юноши. 2-я четверть II в. н. э.

193

перистильными дворами, украшенными мозаиками. Кроме терм Кладея были сооружены термы на севере Олимпии, около гимнасия, и южные термы восточнее Леонидайона, возможно, самые поздние в Олимпии. Именно в юго-восточной части Олимпии многие постройки II века н. э., включая весь ипподром, погибли при сильном изменении русла Алфея в средние века.

Во II веке н. э. для Олимпии имели большое значение пожертвования частных лиц и финансирование богатыми меценатами. Одним из самых известных покровителей святилища во II веке н. э. был Герод Аттик. Он строил не только в Афинах, где сохранился до наших дней величественный Одеон его имени (место для музыкальных состязаний), но и в святилище Зевса, где был сооружен роскошный большой фонтан—нимфей в виде экседры. Находившаяся западнее сокровищниц экседра Герода Аттика представляла собой полукружие со статуями в нишах, на торцах и сверху постройки. Вода, поступавшая по трубам из Кладея, вытекала из пяти отверстий фонтана и собиралась в полукруглый бассейн на уровне нижних ступеней террасы сокровищниц. Декоративность нимфея усиливалась двумя беседками с открытыми колоннадами и изваянием бычка. Статуи экседры Герода Аттика изображали императоров Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия, а также самого Герода Аттика и его жену—Региллу. Базы статуй, использованные как строительный материал, были найдены в стенах позднейшей византийской церкви. В некоторых случаях сооружения такого рода, как экседра Герода Аттика, воздвигались из-за недостатка места над ветшавшими древнейшими святынями Олимпии. Во II веке н. э. это вызывало возмущение ревнителей старины и защитников древних построек Олимпии. Возможно, в связи с этим Павсаний ничего не сообщает об экседре Герода Аттика, игнорируя эту, сложенную к тому же из блоков разнообразных сокровищниц, постройку богача. Такого рода здания вызывали в то время критику и Лукиана 122.

Найденные в Олимпии изваяния римского времени, хотя и выполнены, нужно думать, высококвалифицированными мастерами, не могут сравниться по художественным достоинствам с такими выдающимися произве-

194

Светильники с фигурными щитками. II в. н. э.

Светильники с фигурными щитками. II в. н. э.

195

Стена башни позднеантичного укрепления. 2-я половина III в. н. э.

Стена башни позднеантичного укрепления. 2-я половина III в. н. э.

дениями, как рассмотренные выше статуи Зевса скульптора Фидия, Ники скульптора Пэония, Гермеса с Дионисом скульптора Праксителя или портрет кулачного бойца. Памятником, свидетельствующим о помпезности форм в искусстве I века н. э., является статуя Клавдия в виде Юпитера. Император изображен полуобнаженным, с тяжелыми складками тоги, закрывающей нижнюю часть фигуры. Торжественная поза, горделивая посадка головы, величественно поднятая рука со скипетром—все призвано возвеличить Клавдия, индивидуальные черты которого мастер показывает с точностью, присущей римским портретистам. Обнаженность торса, скипетр в руке и орел у ног должны вызывать у зрителя ассоциацию римского цезаря с божеством.

Особенности римского искусства следующего столетия проступают в художественных формах статуи юноши II века н. э., найденной вблизи палестры. Юноша показан задрапированным в плащ и облокотившимся левой рукой о невысокую подставку. Его голова чуть склонена, волосы перехвачены тонкой лентой и в лице передана свойственная антониновским образам задумчивость. Нетрудно заметить в таких памятниках и подражание настроениям праксителевских образов. Излюбленные художественные приемы мастеров II ве-

196

ка н. э.—живописность складок плаща, богатая светотеневая моделировка—проявились и в этом изваянии.

В руинах римских построек обнаружены также остатки посвятительных даров, фрагменты керамики с рельефными украшениями, светильники. На щитках светильников римского времени из Олимпии сохранились сюжетные изображения, характерные для I — II веков н. э. Иногда щиток обрамлен вдавленными полукругами и овалами. На некоторых распространенных тогда краснолаковых светильниках можно видеть орнаментальные узоры в виде пальметт или радиально расходящихся от центра линий или оставленные совершенно гладкими овальные поля. На других светильниках щитки украшены сложнее: на одном изображен

Раннехристианская церковь.V в. н. э.

Раннехристианская церковь.V в. н. э.

197

Гелиос в короне с острыми лучами; на другом—бегло и карикатурно очерченный крупноголовый кабанчик; на третьем—фигурка в рост с обобщенно трактованными головой и туловищем. На светильниках II века н. э. гирлянды виноградных листьев и кистей обрамляют круглые щитки с радиальными линиями.

Напряженный, изобиловавший катастрофическими событиями III век н. э. в Греции был и для Олимпии столетием кризисным и драматическим. Святилище постепенно приходило в упадок. Южнее терм Кладея еще строились иногда дома для приезжих. Но это были уже последние свидетельства деятельности святилища. Сильное землетрясение в III веке н. э. разрушило многие обветшавшие здания Альтиса. К III веку н. э. относится постройка самых поздних, южных, терм Олимпии. Последняя, зафиксированная археологическими раскопками статуя победителя на Олимпийских играх отмечена 261 годом. В первой половине III века н. э. было создано и самое позднее греческое сочинение о гимнастике—книга Филострата.

Особенно сильно пострадала Олимпия от нашествия в Грецию варваров. В 267 году герулы, наступавшие на Элладу, разрушали города и двигались на Пелопоннес. В страхе перед нашествием все сметавших на пути орд Олимпия начала воздвигать крепостные стены, стремясь защитить самую дорогую святыню—храм Зевса со статуей бога, исполненной Фидием. Укрепленный район захватывал небольшую часть Альтиса. С севера это был храм Зевса, а с юга—портик возле булевтериона. Для оборонительных сооружений спешно разбирались многие здания Олимпии. Стены строили из камней разобранного Леонидайона, сокровищниц, портика Эхо и Метроона. Не тронули храм Геры, Филиппейон, сокровищницу сикионцев и некоторые другие, слабый камень которых не годился для крепостных стен. Опасения олимпийской администрации, однако, были напрасными: герулы не дошли до святилища, лежавшего теперь и без их вмешательства в руинах.

В конце III века н. э. при Диоклетиане производились некоторые ремонтные работы, чинились крыши храмов Зевса, Геры и палестры. Пытались реставрировать некоторые помещения Леонидайона, восстанавли

198

вали теоколейон. В эти суровые для всего античного общества годы в святилище еще устраивались спортивные игры. Олимпия медленно сдавала свои позиции, и в течение всего IV века н. э. состязания, хотя и не такие пышные и торжественные, как раньше, но происходили. Не так внимательны, как раньше, были администраторы тогда и к фиксации имен победителей. Последним известно имя победившего в играх 369 года н. э. армянского принца Вараздата, ставшего царем в 374 году н. э. В 394 году н. э. Теодорих I запретил игры.

В IV веке н. э. не только преследования императоров были бедой для святилища. Большой урон ему нанесли проходившие в 395 году н. э. на юг Пелопоннеса готы Алариха. Если в целом античная цивилизация того времени испытывала удары как со стороны варваров, так и воинствующих фанатиков-христиан, то Олимпия была подвержена еще и воздействию жестоких природных стихий. Губительные землетрясения разрушали ее постройки. Подземными толчками в IV ве-

Вид с востока на раннехристианскую церковь, перестроенную из мастерской Фидия. V в. н. э.

Вид с востока на раннехристианскую церковь, перестроенную из мастерской Фидия. V в. н. э.

199

ке н. э. были разбиты избежавшие нашествия герулов и починенные в III веке н. э. храм Геры и палестра, а также защищавшие Альтис от вод Кладея каменные западные стены. Теперь стихию рек ничто не сдерживало и наводнение в IV веке н. э. принесло новые бедствия. Памятники святилища разрушались и природой и людьми. Статую Зевса скульптора Фидия, по вышеприведенному свидетельству византийского автора, перевезли в Константинополь во дворец царя, где она сгорела во время пожара. Следов алтаря Зевса из пепла не нашли даже археологи. Однако в Олимпии все еще совершались культовые церемонии. В 426 году н. э. Теодорих II издал эдикт об уничтожении языческих построек, и храм Зевса, как утверждают источники, был сожжен или разрушен землетрясениями.

В раннехристианское время на месте Олимпии, где еще высились руины некогда блестящих построек, осталась небольшая деревушка. Жители ее устроили в мастерской Фидия церковь, создав нартекс с колоннами и аркадой и пристроив с востока апсиду. Материалы для перестройки у них были в изобилии. В руинах церкви археологи нашли много плит из нимфея Герода Аттика, из Филиппейона, сокровищниц. Восточнее храма Зевса раскопками обнаружены фундаменты жилых домов VI века н. э. с двориками, кладовками, хлевами для скотины. В этих постройках находили глиняные светильники античной формы, но с христианскими изображениями на щитках—чаще всего крестами; попадались также небольшие подвески в виде крестика с примитивно трактованными орнаментальными украшениями. В конце VI века н. э. Олимпию постигло новое землетрясение. Разливы Алфея и Кладея угрожали безопасности последних обитателей раннехристианской Олимпии. Вскоре и они покинули свои жилища и уступили природным стихиям место, где некогда было прославленное на весь античный мир святилище. Наступавшие с юга Алфей и с запада Кладей заливали территорию Олимпии, оставляя каждый раз толстые слои наносного песка, и постепенно святилище оказалось под шестиметровым слоем земли. Скрытое от глаз людей, оно ожидало археологических раскопок XIX—XX веков.

Подготовлено по изданию:

Соколов Г. И.
Олимпия. — М.: Искусство, 1980. — 214 с., ил.
© Издательство «Искусство», 1980 г.



Rambler's Top100