Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
89

М.Ф. Высокий

ЭЛЛИНЫ И ВАРВАРЫ НА ХОРЕ КОЛОНИАЛЬНОГО ПОЛИСА: "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ" ПОЛИТИКА АКРАГАНТА В VI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ V в. до н.э.*

Проблема греко-варварских отношений столь же многогранна, как сама эллинская цивилизация. В разных регионах греческой ойкумены они приобретали различные оттенки в рамках всего спектра направлений развития подобных отношений. И это вполне естественно, поскольку неэллинский мир, варварский для греческого мировосприятия, был не только неоднородным, но и неравнозначным с точки зрения политической и социальной организации, уровня общего развития, военных и экономических возможностей. Вполне определенно это видно на примере исследований по истории Великой Греции, где понятие "греко-варварские отношения" может относиться и к взаимодействию эллинов с местными племенами, и к отношениям с такими "гигантами" античного мира, как финикийцы или этруски1. Данное исследование, ограниченное рамками одной статьи, посвящено именно взаимоотношению греков с местным населением на территории одного из крупнейших полисов Великой Греции — Акраганта.
Акрагант был основан в 580 г.2 на юго-западном побережье Сицилии3, в регионе, подконтрольном сиканам. Сиканы, насе-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №03-01-00684а.
1 См., например, одно из недавних обобщающих исследований, посвященных греко-финикийским отношениям первой половины V в. до н.э. на Сицилии: Sartori F. Agrigento, Gela e Siracusa: tre tirannidi contro il barbaro // Agrigento e la Sicilia Greca. Roma, 1992. В отечественной историографии подобные отношения традиционно трактуются как международные, а под определением "греко-варварские" понимаются отношения с местными племенами. См., например: Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Казань, 2000 — 2002. Ч. 1—2.
2 Здесь и далее все даты — до н.э.
3 Подробнее об основании Акраганта см.: Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. Ранняя греческая тирания конца VII — середины V вв. до н.э. СПб., 2004. С. 49-50.
90

лявшие Западную Сицилию, вместе с сикулами, обитавшими в восточной части острова, были самыми крупными варварскими народами Сицилии. Однако, судя по данным источников, они не были родственными, и если в отношении сикулов все античные авторы сходятся в их италийском происхождении, то для сиканов те же авторы приводят различные гипотезы, которые сводятся к двум основным версиям: сиканы — выходцы из Иберии, переселившиеся на Сицилию (Thuc. VI. 2. 2; Philist. ар. Diod. V. 6. 1; Dionys. I. 22), и сиканы — автохтонное население Сицилии (Tim. ар. Diod. V. 6. 1; Фукидид сообщает, что этой версии придерживались и сами сиканы — VI. 2. 2)4. Как рассказывает Фукидид, сиканы заселяли первоначально весь остров, но затем под давлением прибывших из Италии сикулов переместились в его западную часть (VI. 2. 5). Однако, по сообщению Тимея, сиканы сами покинули Восточную Сицилию из-за постоянных извержений Этны, а уже покинутые земли затем заняли сикулы (ар. Diod. V. 6. 3).
Вообще, Тимей — единственный античный автор, который дает хоть какую-то информацию собственно о сиканах (ар. Diod. V. 6. 2 — 4). По его данным, сиканы жили в поселках, а на наиболее неприступных холмах строили городки для защиты от нападения разбойников. У сиканов не было единого политического центра, равно как и крупных государственных образований, и фактически в каждом городке, т.е. укрепленном поселении на холме, был свой правитель (ср. сообщение о Тевте, правителе неприступного городка Весса в области Акраганта — Polyaen. V. 1.4), что, естественно, стало причиной многочисленных междоусобных столкновений "ради власти", продолжавшихся в течение длительного времени (Diod. V. 9. 1 — вероятно, данное сообщение также почерпнуто из труда Тимея). Кроме того, периодически происходили мелкие и крупные военные столкновения между сиканами и сикулами, прежде всего в пограничных районах; в какой-то момент был заключен договор и определена граница между этими народами. Эту границу по данным археологии проследить практически невозможно, поскольку материальная культура обоих народов практически неразличима. Тем не менее, на основании данных прежде всего нарративных источников, граница между сиканами

4 Подробнее об этногенезе сиканов и сикулов, а также очерк зарубежной историографии до 60-х годов XX в. по данной проблематике см.: Ильинская Л.С. Сиканы и сикулы. Проблема этногенеза // ВДИ. 1984. № 3. С. 94 — 111 ; Она же. Этнические и культурные контакты Западного и Восточного Средиземноморья в микенскую эпоху. Сицилия и Эгеида. М, 1983. С. 40 — 50; Немировский А.И. Племена Италии во II тыс. до н.э. // ВДИ. 1957. № 1. С. 102- 121.
91

Хора Акраганта в V в. до н.э.

Хора Акраганта в V в. до н.э. (Из кн: Micciche С. Mesogheia. Archeologia e storia délia Sicilia centromeridionale dal VII al IV secolo a. C. Caltanisetta;
Roma, 1989)

и сикулами в Центральной и Юго-Западной Сицилии в целом определяется по течению реки Гимеры (совр. Сальсо)5.
Греческие полисы Сицилии весьма рано, в среднем через несколько десятилетий после основания, начинали активное расширение своей хоры, и к концу VI — первой половине V в., т.е. ко времени расцвета сицилийских полисов, представляли собой крупные государственные образования со значительными территориями6, на каждой из которых с различной степе-

5 Tusa V. Sicani ed Elimi // Kokalos. 1988-1989. Suppl. Tomo I. P. 48
6 Подробнее о границах хоры сицилийских полисов см.: Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. С. 367 — 375.
92

нью интенсивности шел процесс эллинизации местного населения. Все вышесказанное в полной мере относится к Акраганту — одному из крупнейших полисов Сицилии.
К V в. хора Акраганта представляла собой обширную территорию от среднего течения реки Галик (совр. Платани) с крупным сиканским поселением в Сан Анжело Муксаро на западе до долины Гимеры на востоке, а на севере акрагантские рубежи достигли районов центральной части острова, включая такие сиканские центры, как Балате Маринополи и Терравекья ди Кути7. На этой значительной территории активно шла эллинизация сиканов: хора Акраганта целиком располагалась в исторической области обитания сиканов, а восточная граница полиса, являвшаяся его границей с хорой соседнего полиса, Гелы, практически совпадала с сикано-сикульским порубежьем. Наиболее полно эллинизационные процессы8 затронули поселения на всем протяжении долины Гимеры, поскольку именно этот регион, оказавшийся уже в VI в. ареной соперничества Гелы и Акраганта, весьма рано стал объектом греческого влияния.
На акрагантской хоре к V в. сформировались три основные модели эллинизации: полная эллинизация, частичная и культурная. Вот основные черты, характеризующие модель "полной эллинизации" местного центра: значительная иммиграция греческих колонистов; активные торговые контакты с греческими центрами на побережье, с одной стороны, и развитые торговые маршруты во внутренних районах — с другой; сосредоточение военного командования и гражданского управления практически полностью в руках эллинов; сильное культурное влияние греков на местное население, что отражается в формировании урбанистической структуры, эволюции моделей домашнего строительства и производстве ремесленных изделий по греческом образцам, а также в существенном уменьшении местных традиций в погребальных обрядах и в искусстве.
Модель "частичной эллинизации" местного центра характеризуется меньшей степенью эллинского влияния: менее интенсивный приток греческих колонистов; активные торговые

7 Ibid. С. 373-374.
8 Обычно под эллинизацией подразумевается весь комплекс отношений, связанных с влиянием греков на варварский, прежде всего племенной, мир. В нашем случае речь идет в первую очередь о проникновении греков во внутренние районы острова, т.е. фактически о третьем этапе колонизации региона (после колонизации — основании переселенцами из Эллады полисов, и субколонизации — последующем основании греками из этих колоний полисов на территории региона).
93

контакты с побережьем и внутренними районами; не столь сильное, по сравнению с предыдущей моделью, эллинское влияние, отражающееся только в формировании урбанистической структуры, эволюции моделей домашнего строительства и производстве ремесленных изделий по греческом образцам.
Модель "культурной эллинизации" характеризуется прежде всего культурным влиянием греков, практически не распространявшимся на иные сферы жизни: военное командование и гражданское управление остается в руках представителей местного населения; сохраняется культурная идентичность местного населения, хотя и заметно значительное влияние греческих образцов, прежде всего в керамике и декоративном искусстве; недостаточное, по сравнению с двумя другими моделями, наличие греческого импорта свидетельствует об определенной торговой изоляции.
Теперь на конкретных примерах рассмотрим данные модели эллинизации, определяемые главным образом на основании археологических свидетельств. Так, образцом модели "полной эллинизации" можно считать изначально сиканское поселение в Вассалладжи. Это крупное поселение занимает пять отдельных холмов на большом плато в долине Гимеры, около 40 км севернее устья реки. Первые свидетельства значительного греческого влияния относятся к началу VI в. и связаны с греками из Акраганта9. Регулярная планировка поселения в середине VI в. свидетельствует об этом вследствие, по всей видимости, акрагантской экспансии во времена Фаларида (см. ниже). Общую социально-политическую структуру поселения можно представить, изучая данные городища и некрополей. На так называемом "Холме 3" расположены жилые кварталы, имеющие строгую регулярную планировку, а дома в этих кварталах представляют собой тип, характерный для Акраганта: 5 — 6 комнат, расположенных вокруг центрального двора10. Материалы южного некрополя, охватывающего период 440 — 410 гг., демонстрируют явное преобладание эллинов уже в первой половине V в.11 Часть территории поселения была занята святилищем — небольшой храм и теменос, окруженный стеной. Сохранившиеся планы строений и архитектурные детали имеют

9 Orlandini P. Vassallaggi (San Cataldo). Scavi 1961: I. La necropolis méridionale // Notizie degli Scavi di antichita. 1971. Suppl. P. 11 - 12.
10 Cordsen A. The Pastas House in Archaic Greek Sicily // Acta Hyperborea. 1995. 6: Ancient Sicily. P. 115-116; De Miro E. La casa greca in Sicilia. Testimonianze nella Sicilia centrale dal VI al II sec. a. C. // Φιλίας χάριν. Miscellanea di studi classici in onore di E. Manni. Roma, 1980. Tomo II. P. 723 - 724.
11 Orlandini P. Vassallaggi (San Cataldo). P. 213; автор относит некоторое количество захоронений к первой половине V в.
94

прямые параллели в святилищах Акраганта, а терракотовые вотивы, найденные в хранилищах некоторых строений вокруг святилища, свидетельствуют о том, что это был характерный для Гелы и Акраганта культ Деметры и Персефоны12. Вместе с тем расположенные на "Холме 2" жилые кварталы в целом имели нерегулярную планировку явно негреческого происхождения, хотя именно в этой части поселения располагалось святилище Деметры и Персефоны13. Материалы северного некрополя представляют характерные для сиканов похоронные обряды и инвентарь в VI — первой половине Vb. 14
Таким образом, в данном поселении в первой половине V в. проживало значительное количество греческого населения, которое явно доминировало над местным практически во всех сферах жизни, в том числе и религиозной. Поселение фактически представляло собой классический φρούριον на хоре Акраганта — опорный пункт, контролировавший стратегически важные районы. Поселение в Вассалладжи обычно идентифицируется с городком Мотионом15, который в 451 г. осаждал предводитель сикулов Дукетий и где к этому времени располагался акрагантский гарнизон (Μότυον φρουρούμενον ύπο των Άκραγαντίνων — Diod. XI. 91. 1-4), что, безусловно, подтверждает социально-политическое доминирование греков в поселении16.
Другим примером модели "полной эллинизации" является сиканское поселение в Монте Сарачено. Это поселение было расположено в 20 км от побережья на высоком холме, господствующем в окружающей долине Гимеры, и контролировало не только окружающие земли, но и пути дальнейшего проникновения в глубь острова вдоль бассейна реки. Собственно поселение охватывает три разноуровневые террасы: на вершине холма располагался акрополь, на двух других террасах — верх-

12 Griffa P. Sulle orme délia civilita gelese. Scavi e scoperte nell'antica Gela e nei territory délia sua espansione. Agrigento, 1958. Pl. 59; De Miro E. La fondazione di Agrigento e l'ellenizazione del territorio fra il Salso e il Platani // Kokalos. 1962. VIII. P. 143-144; Tusa V., De Miro E. Sicilia occidentale. Roma, 1983. P. 246-250.
13 Tusa V., De Miro E. Sicilia occidentale. Fig. 68.
14 Gulli D. Vassallaggi - Necropoli // Da Nissa a Maktorion. Caltanissetta, 1990. P. 57; Lauricella F. Vassallaggi. Storia e archeologia di una citta greca délia Sicilia interna. Caltanissetta, 1990. P. 90.
15 Manni E. Geografia fisica e politica délia Sicilia antica. Roma, 1981. P. 206.
16 Нумизматические находки в Вассалладжи свидетельствуют о тесных связах с Акрагантом и во второй половине V в. См.: Vassallo S. La circolazione délia moneta bronzea di Agrigento nel V sec. a. C. // Rivista Italiana di Numismatica. 1983. 84. P. 17-34.
95

ней и нижней — жилые кварталы. В середине VII в. в Монте Сарачено появились греческие поселенцы из Гелы, и поселение стало приобретать форму городка греческого типа: на акрополе расположилось греческое святилище; жилые кварталы на верхней и нижней террасах были выстроены в соответствии с регулярным планом (ориентированным "северо-запад—юго-восток"); дома строились из бутового камня и булыжников, в технике, напоминающей жилые кварталы Гелы того времени; в некрополе периода архаики зафиксированы захоронения гелойского типа, в терракотовых саркофагах17. Значительные изменения наступили в середине VI в.: на акрополе были возведены три храма, один из которых был монументальным строением 40 χ 20 м, и еще один храм был построен на нижней террасе; акрополь и верхняя терраса были окружены оборонительной стеной; жилые кварталы были сильно перестроены в соответствии с новым планом, ориентированным "восток — запад"; дома в жилых кварталах были сооружены по акрагантскому образцу (несколько комнат, расположенных вокруг центрального двора), и сама структура жилых кварталов повторяла в пропорционально уменьшенном отношении структуру, характерную для Акраганта18.
Все эти археологические данные свидетельствуют о переходе городка под контроль Акраганта и появлении в нем акрагантских поселенцев19. Датировка этих изменений серединой VI в.

17 De Miro Ε. Monte Saraceno di Ravanusa // Greci e indigeni nella valle dell'Himera. Scavi a Monte Saraceno di Ravanusa. Messina, 1985. P. 16; DentiA. Monte Saraceno di Ravanusa. Necropoli - Scavi nella necropoli occidentale (anni 1978 e 1979) // Kokalos. 1980-1981. XXVI-XXVII. P. 621 -624.
18 Adamesteanu D. Monte Saraceno ed il problema della penetrazione rodio-cretese nella Sicilia méridionale // Archeologia classica. Rivista dell'Istituto di archeologia dell'Universita di Roma. 1956. VIII. P. 137-138; De Miro E. Monte Saraceno di Ravanusa. P. 16-18; Idem. La casa greca in Sicilia. Testimonianze nella Sicilia centrale dal VI al II sec. а. С. P. 711-723; Calderone A. Monte Saraceno. Scavo dell'abitato nel biennio 1978-1979 // Kokalos. 1980-1981. XXVI -XXVII. P. 604-606.
19 Здесь следует отметить, что с точки зрения материальной культуры, а значит, и отдельных аспектов эллинизации местного населения, различия между материалами из Гелы и родственного ей Акраганта (субколонии Гелы) выявить крайне сложно. Так, терракотовые расписные архитектурные детали храмов Монте Сарачено VI в., т.е. в акрагантский период жизни поселения, полностью аналогичны архитектурным деталям из Гелы (святилище в Молино ди Пьетро); святилище середины VI в. на нижней террасе имеет совершенно гелойские особенности в типологии и методах строительства (Adamesteanu P. Monte Saraceno ed il problema della penetrazione rodio-cretese nella Sicilia méridionale. P. 128-129); многочисленные алтарики (arulae), найденные в поселении, представляют собой традиционный гелойский тип (De Miro E. Le arule di Monte Saraceno // Un arula tra Heidelberg e Naxos. Atti del Seminario di studi Giardini (Naxos,
96

указывает на их причину — экспансию Акраганта в период правления Фаларида, которую мы рассмотрим ниже. В акрагантский период поселение процветает, его размеры значительно увеличиваются20. Вместе с тем сохраняются следы присутствия в Монте Сарачено сиканского населения21. Это говорит о том, что перед нами не греческая субколония, а смешанное поселение, существующее в условиях мощного эллинского влияния. С середины V в. поселение сильно уменьшается в размерах, и материалы второй половины столетия свидетельствуют о его упадке22. Эти данные подтверждают идентификацию Монте Сарачено с городком Какира23, который оказался в центре боевых действий в 461/460 г. Судя по анонимному фрагменту (Oxyr. Pap. 655 = FGrH. 577. Fr. 1), наемники-иноземцы Дейноменидов, династии тиранов Гелы и Сиракуз, в 461 г., изгнанные из Гелы после свержения тирана Фрасибула Дейноменида, заняли небольшие поселения на хоре, Омфаку и Какиру. Против них выступили войска Гелы и Сиракуз, состоялось сражение, результат которого из текста неизвестен24. Однако, судя по дальнейшим событиям (поход коалиционных войск Акраганта и Сиракуз против акрагантских изгнанников в Миное, расположенной значительно западнее реки Гимеры, на границе с Селинунтом), а также по данным из Монте Сарачено, наемники-иноземцы проиграли, Какира была взята штурмом либо сдалась, и ее население сильно уменьшилось.
Еще одним сиканским центром, соответствующим модели "полной эллинизации", является поселение в Монте Джибиль

18-19 ottobre 1990). Prato, 1993. P. 53-59); в некрополе в течение VI в. сохраняются захоронения гелойского типа — терракотовые саркофаги (Denti Α. Monte Saraceno di Ravanusa. Necripoli — Scavi nella necropoli occidentale (anni 1978 e 1979). P. 621—624). По всей видимости, можно говорить о единой гелойско-акрагантской ремесленной традиции, распространенной на хоре, прежде всего в пограничных районах.
20 De Miro Ε. Monte Saraceno di Ravanusa. P. 16.
21 Керамика, различные ремесленные изделия, в том числе многочисленные arulae, предметы архитектурного декора являются продукцией местных ремесленных мастерских. См.: Adamesteanu D. Monte Saraceno ed il problema della penetrazione rodio-cretese nella Sicilia méridionale. P. 128- 129; De Miro E. Monte Saraceno di Ravanusa. P. 18; Idem. Le arule di Monte Saraceno. P. 55.
22 De Miro E. Monte Saraceno di Ravanusa. P. 18.
23 Adamesteanu D. Monte Saraceno ed il problema della penetrazione rodio-cretese nella Sicilia méridionale. P. 144; Orlandini P. L'espansione di Gela nella Sicilia centro-meridionale // Kokalos. 1962. VIII. P. 98; De Miro E. Monte Saraceno di Ravanusa. P. 18.
24 Подробнее об этом анонимном фрагменте сицилийской истории и о событиях 461/460 г. см.: Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. С. 10, 248.
97

Габиб. Данное поселение представляло собой укрепленную вершину холма и благодаря своему положению контролировало земли в верховьях Гимеры. В VII в. жители поселения вступили в тесные контакты с Гелой25. С середины VI в. оно явно перешло под контроль Акраганта, как это мы видели на примере других поселений, что значительно усилило процесс эллинизации. Именно в этот период население городка заметно увеличилось, были построены дома, одинаково ориентированные и примерно одинакового размера, а их фундаменты из тесаного камня предполагают греческое влияние. Большая часть находок с территории поселения и из некрополя относятся к концу VI в., и главным образом греческие26. В акрагантский период оно было обнесено оборонительной стеной, как и другие поселения данной модели. В некрополе выдолбленные могилы местного типа в конце VI в. заменяются захоронениями греческого типа — вырубленными в скале и перекрытыми сверху черепицей. Несколько неразграбленных могил содержат греческий инвентарь27. Однако сохранились археологические следы присутствия и сиканского населения. Так, 500-метровая оборонительная стена поселения построена в местном стиле, а небольшое святилище начала VI в., сохранившееся в период возведения этой стены, было частью сиканского поселения, и находки из этого святилища представляют собой смешанный греко-сиканский комплекс28. Тот факт, что захоронения греческого типа стали доминировать в некрополе лишь в конце VI в., также свидетельствует не о вытеснении местного населения, а о его эллинизации. Таким образом, перед нами сильно эллинизированное к началу V в. поселение, где часть населения составляли греческие переселенцы, вероятно, из Акраганта.
Одним из классических образцов модели "частичной эллинизации" является поселение в Сабучине. Это поселение контролировало узкое ущелье, по дну которого протекает Гимера, а значит, и торговые пути, проходившие вдоль реки. Столь выгодное географическое положение в VII в. привлекло пристальное внимание Гелы с точки зрения расширения сферы ее торговых интересов. По всей видимости, уже в этот период в Сабу-

25 Orlandini Р. L'espansione di Gela nella Sicilia centro-meridionale. P. 99-100.
26 Adamesteanu D. Scavi e ricerche dal 1951 al 1957 nella Provincia di Caltanisetta // Notizie degli Scavi di antichita. 1958. P. 389, 400-407; Wilson R.J.A. Archaeology in Sicily 1988-1995 // Archaeological reports (London). 1996. 42. P. 100.
27 Adamesteanu D. Scavi e ricerche dal 1951 al 1957 nella Provincia di Caltanisetta. P. 389, 396-399.
28 Ibid. P. 389, 393-394; Bonacasa Carra R.M. Le fortificazioni ad aggere della Sicilia // Kokalos.1974. XX. P. 101.
98

чине появились немногочисленные греки-поселенцы из Гелы, о чем свидетельствует появление в VII в. в некрополе соответствующего материала29. Сиканское святилище VII — начала VI вв. ("святилище А"), представлявшее собой характерное для местной архитектуры круглое каменное здание, имело следы греческого влияния: внутри здания был выстроен пронаос греческого типа, часть вотивов были выполнены по греческим образцам, равно как и λουτήριον. Это весьма показательно, учитывая традиционный консерватизм данной сферы духовной жизни. "Святилище В", построенное в том же VII в., также имело пронаос, две колонны которого и их капители были сделаны по дорийскому образцу30.
Естественно, что городок, имеющий стратегическое значение в регионе, привлек внимание Фаларида, и в VI в. наступает акрагантский период жизни поселения. Торговые контакты с греками развивались, именно в VI в. были возведены внушительные оборонительные укрепления явно греческой постройки, увеличилось количество греческого населения за счет новых переселенцев из Акраганта31. Однако остальные археологические данные VI —V вв. свидетельствуют о значительном влиянии местных сиканских традиций32. Жилые кварталы не имеют регулярного плана и представляют собой крайне хаотичную застройку деревенского типа, хотя отдельные дома несомненно построены под воздействием греческих традиций (несколько комнат, расположенных вокруг центрального двора). Керамическая продукция в Сабучине также испытывает ощутимое влияние сиканских декоративных мотивов33. Святи-

29 Orlandini P. L'espansione di Gela nella Sicilia centro-meridionale. P. 100; Idem. Sabucina // Archeologia classica. 1963. XV. P. 91.
30 De Miro E. Ricerche archeologiche nella Sicilia centro-meridionale // Kokalos. 1980-1981. XVI-XXVII. P. 561-566.
31 В "святилище В" найдены два греческих граффито, конца VI — начала V в. и V в. К этому же времени относятся владельческие греческие граффито из некрополя. См.: Arena R. Isrizioni greche arcaiche di Sicilia e Magna Grecia. Milan, 1992. II: Iscrizioni de Gela e Agrigento. № 105-110.
32 Первый исследователь Сабучины П. Орландини считал, что поселение было эллинизировано в течение VI в. и трансформировалось в традиционный греческий φρούριον, охранявший долину верховьев Гимеры и северную границу хоры Акраганта. См.: Sabucina. Scoperte varie. La seconda campagna di scavo (1964). P. 137. Однако Э. Де Миро, исследовавший в дальнейшем Сабучину в течение многих лет, убедительно продемонстрировал определяющее присутствие в поселении характерных сиканских черт. См.: De Miro Ε. Ricerche archeologiche nella Sicilia centro-meridionale. P. 561—566; Idem. Forme di contatto e processi di traformazione nelle societa antiche: esempio da Sabucina (con un intervento di P. Orlandini) // Modes de contacts. 1983. P. 335-344.
33 De Miro E. Nuovi dati del problema relativo all'ellenizzazione dei centri indigeni nella Sicilia centro-occidentale // Bulletin des arts. 1975.60. P. 123- 128.
99

лище за пределами оборонительной стены ("святилище В"), построенное в форме шалаша в VII в., в середине VI в. было расширено за счет появления теменоса и, судя по вотивам, адаптировано в хтонический культ Деметры и Коры, но сохранило местную архитектуру с отдельными структурами греческого типа и антефиксами гелойского типа, Силена и Горгоны34. В некрополе в VI в. и в течение V в. наблюдается процесс замещения захоронений сиканского типа на традиционные греческие, однако общее число захоронений по местному обряду в целом сохраняется35.
В середине V в. поселение, расположенное практически на границе хоры Акраганта с Гелой, было разрушено, и причину этого разрушения следует отнести к событиям "восстания" Дукетия (см. ниже). Во второй половине V в. поселение в Сабучине было вновь отстроено, но, судя по данным некрополя, где для данного периода отмечены лишь бедные земляные захоронения, население Сабучины долго не могло оправиться от последствий разгрома36.
Соседнее с Сабучиной поселение в Монте Каподарсо является любопытным примером эволюции модели "частичной эллинизации" в модель "полной эллинизации". Как и Сабучина, это поселение контролировало долину верховьев Гимеры в районе Энны, и его эллинизация так же, как эллинизация поселений в Сабучине и Джибиль Габиб, имела целью контроль над территорией и распространение влияния Акраганта в направлении Гимеры. В VI в. поселение было окружено мощной оборонительной стеной с башнями, превратившись во φρούριον37. В некрополе в начале VI в. присутствуют смешанные греческие и сиканские захоронения, но уже в конце VI в. и в течение V в. материалы захоронений указывают на полностью эллинизированное поселение. О ходе процесса эллинизации в V в. свидетельствует и наличие в Каподарсо в этот период святилища Деметры38.

34 De Miro Ε. Ricerche archeologiche nella Sicilia centro-meridionale. P. 566. Подробнее об этих святилищах см.: Sedita Migliore M. Sabucina. Studio sulla zona archeologica di Caltanissetta. Caltanissetta; Roma, 1981. P. 87 - 97; Moïlo Mezzena R. Sabucina // Da Nissa a Maktorion. Caltanissetta, 1990. P. 37-38.
35 Orlandini P. Sabucina. P. 87 - 88; Idem. Sabucina. Scoperte varie. La seconda campagna di scavo (1964). Rapporto preliminare // Archeologia classica. 1965. XVII. P. 135-137; Sedita Migliore R.M. Sabucina. Studio sulla zona archeologica di Caltanissetta. P. 95 — 97.
36 Соответствующие археологические материалы см.: Orlandini P. Sabucina. P. 91-93; Idem. Sabucina. Scoperte varie. La seconda campagna di scavo (1964). P. 135; Idem. Sabucina. La terza campagna di scavo (1966). Rapporto preliminare // Archeologia classica. 1968. XX. P. 151 — 156.
37 Bonacasa Carra M. Le fortificazioni ad aggere délia Sicilia. P. 100.
38 Scibona G. Monte Capodarso // BTCGI. 1992. 10. P. 287-288.
100

В качестве еще одного примера модели "частичной эллинизации" следует отметить поселение в Терравекья ди Кути. Поселение расположено в водоразделе между истоками Гимеры и Галика. Значительное гелойское влияние прослеживается в первой половине VI в., и данный центр становится фактически самым северным рубежом владычества Гелы. Позднее, при Фалариде, т.е. в середине VI в., поселение становится частью территории Акраганта, занимая стратегически важную позицию между хорой Акраганта и границами территории полиса Гимеры, расположенного на северо-западном побережье острова39. Имеющиеся в нашем распоряжении археологические данные позволяют определить смешанный греко-сиканский характер поселения. Об этом свидетельствует местная керамика, а также граффито VI — V вв. на этой керамике, содержащие и греческие, и сиканские имена40. Этот вывод подтверждают и другие материалы: возведенная во второй половине VI в. традиционная для поселений хоры Акраганта оборонительная стена была сооружена в технике сиканской архитектуры; в исследованных частях жилых кварталов V в. можно говорить о греческом влиянии только для некоторых домов (несколько комнат расположены вокруг центрального двора)41.
На фоне общей "смешанной" модели развития поселения резким контрастом выступает святилище V в., расположенное на расстоянии около 1 км от поселения, которое является образцом чисто греческого святилища. Богатое хранилище вотивов представляет образцы, имеющие близкие параллели в Акраганте, Геле и Камарине, а типология этих вотивов позволяет заключить, что святилище было посвящено хтоническим богиням. О значимости данного святилища говорят найденные фрагменты статуй размером в человеческий рост и более42.

39 О значимости данного поселения для Акраганта свидетельствуют материалы бронзовой эмиссии Акраганта, выпущенной специально для торговли с центрами хинтерланда: самые ранние серии (ок. 450 г.) найдены именно в северных районах хоры, в Терравекья ди Кути и Кастеллаццо. См.: Vassallo S. La circolazione della moneta bronzea di Agrigento nel V sec. a. C. P. 18-22.
40 Arena R. Isrizioni greche arcaiche di Sicilia e Magna Grecia. II: Iscrizioni de Gela e Agrigento. N 111 - 116.
41 Bonacasa Carra R.M. Le fortificazioni ad aggere della Sicilia. P. 104; Vanni E.E. Terravecchia di Cuti. Campagne di scavo 1984, 1986, 1987 // Kokalos. 1988-1989. XXXIV-XXXV. P. 669-678.
42 Epifanio E., Vassallo S. Terravecchia di Cuti. Scavi nel Santuario extraurbano in Contrada Cuti (1980 e 1982) // Kokalos. 1984- 1985. XXX-XXXI. P. 651-653; Vanni E.E. Terravecchia di Cuti. Campagne di scavo 1984, 1986, 1987. P. 670 — 673. По всей вероятности, данный хтонический культ был связан с Деметрой Фесмофорос. Об этом культе в Акраганте и Геле см.: Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. С. 51-52.
101

Все это свидетельствует о важной роли, которую в глазах греков играло это святилище, в том числе и в вопросе эллинизации местного населения.
К наиболее любопытным примерам модели "культурной эллинизации" следует отнести поселение в Монте Балате ди Марианополи. Оно расположено на вершине холма в междуречье притоков реки Галик. В середине VI в. поселение было обнесено оборонительной стеной, сооруженной в традиционной сиканской технике. Внутри укреплений оказалось плато, состоящее из нескольких террас. На нижней террасе располагались жилые кварталы, имевшие традиционную греческую регулярную планировку, время существования которых датируется с середины VI до середины V в. На верхней террасе находилось святилище, представлявшее собой, судя по вотивам, греческий культ, однако сами вотивы и терракотовые архитектурные детали были сделаны в сиканском стиле43. Все изложенное выше свидетельствует не только о культурном влиянии греков, но и о наличии в Балате со второй половины VI в. греческих поселенцев и постепенном развитии модели "частичной эллинизации". Однако материалы некрополя в Балле Оскура (VI в. — ок. 460 г.) в первой половине V в. состоят в основном из сиканских захоронений со следами культурного греческого влияния44, что свидетельствует о сохранившейся сиканской социальной структуре и о развитии модели "культурной эллинизации". Следует отметить, что в некрополе Балате из импортных изделий встречается исключительно аттическая чернофигурная керамика, в то время как в соседних центрах, в Вассалладжи и Сабучине, встречается в основном аттическая краснофигурная керамика. Это говорит о прекращении торговых отношений между Балате и соседними центрами, находящимися под властью Акраганта45. Вполне вероятно, что причиной подобного разрыва отношений является некий конфликт между сиканами в Балате и греками где-то в начале V в., в результате чего сиканы Балате вышли из подчинения Акраганта и, судя по данным некрополя, изгнали греков из своего поселения. Косвенным подтверждением данной гипотезы можно считать тот факт, что именно в первой половине V в. поселение в Вассал-

43 Материалы последних археологических исследований поселения см.: Fiorentini G. Marianopoli // BTCGI. 1991. 9. P. 362-363.
44 Погребальный ритуал в целом сиканский, инвентарь также местного производства, греческое влияние ощущается главным образом в декоре и формах сосудов. См.: Lauricella F. Σταλαι και φατραι. La societa greca nella Sicilia centrale in eta arcaica e classica. Le stele di Monte Balate di Marianopoli. Luglio, 1997. P. 22.
45 Ibid. P. 23.
102

ладжи значительно укрепляется и в нем сильно увеличивается доля греческого населения. Однако укрепление Вассалладжи имело целью не противостояние продвижению Сиракуз в данном регионе, как полагал Д. Адаместеану46, а охрану хоры Акраганта в условиях конфликта с сиканами в Балате, в результате чего хора Вассалладжи превратилась в пограничный район.
Таким образом, греко-сиканские отношения в Балате регрессировали из модели "частичной эллинизации" обратно в модель "культурной эллинизации". В середине Vв. данное поселение, судя по прекращению функционирования некрополя в Балле Оскура около 460 —450-х годов, было опустошено, по всей видимости, в ходе событий, связанных с осадой Дукетием в 451 г. Мотиона (Вассалладжи) и с последующими действиями в этом районе коалиционных сил Акраганта, Сиракуз и Гелы (Diod. XI. 91. 1-4; Охуг. Pap. 655 = FGrH. 577. Fr. 1). Войска Акраганта, вероятно, с помощью союзников, вернули под свой контроль поселение в Балате. Во второй половине V в. в этом поселении проживало значительное количество греков, и, судя по многочисленным надписям на стеллах, найденных на акрополе, в теменосе большого греческого святилища, гражданское и военное управление находилось в руках эллинов47, что свидетельствует об активном развитии модели "частичной эллинизации".
Другим примером модели "культурной эллинизации" можно считать расположенное в 10 км от Балате поселение в Монте Кастеллаццо ди Марианополи. Это поселение расположено в долине у самых истоков реки Галик, на северных рубежах территории Акраганта. Судя по данным некрополя, о его эллинизации можно говорить лишь с IV в.48 Археологически выявлены две фазы существования поселения, VI/V и IV/III вв. Данные некрополя, очевидно, относятся ко второй фазе, в то время как степень эллинизации поселения в VI в. остается неясной: надежных данных греческого присутствия не зафиксировано, но возведение оборонительной стены поселения датируется серединой VI в. и определяется эллинском влиянием, поскольку она сооружена из тесаного камня, характерного для аналогичных греческих построек49. Другим подтверждением значительного

46 Adamesteanu D. L'ellenizzazione délia Sicilia e il movimento di Ducezio // Kokalos. 1962. VII. P. 186.
47 Материалы из раскопок некрополя и надписи на стеллах см.: Lauricella F. Σταλαι και φατραι. La societa greca nella Sicilia centrale in eta arcaica e classica. P. 24, 28 — 44.
48 Fiorentini G. Recenti scavi a Marianopoli // Kokalos. 1984—1985. XXX-XXXI. P. 467-474.
49 Bonacasa Carra R.M. Le fortificazioni ad aggere délia Sicilia. P. 107.
103

греческого влияния в Кастеллаццо является появление самых ранних серий бронзовых монет Акраганта, выпущенных специально для развития торговли с подобными центрами хинтерланда (см. примеч. 39). Таким образом, можно констатировать, что в данном поселении имело место культурное (в широком смысле) и экономическое влияния эллинов, которое лишь к IV в. эволюционировало в модель эллинизации. Это в свою очередь свидетельствует о том, что именно в районе Кастеллаццо проходила граница территории Акраганта.
Отдельные признаки существования модели "культурной эллинизации" наблюдаются в сиканском поселении в Монте Полиццелло ди Муссомелли. В этом крупном сиканском центре50, расположенном у истоков реки Галик, находилось важное общесиканское святилище, поэтому в нем превалируют сиканские традиции во всех сферах жизни, хотя четко прослеживается и греческое культурное влияние51. Сложно сказать, входило ли поселение в Полиццелло в хору Акраганта, однако очевидно, что оно было одним из важнейших центров этого приграничного района.
Развитие и взаимная эволюция моделей эллинизации местного населения является в большинстве случаев следствием определенных политических событий, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим политику Акраганта в отношении сиканских центров вплоть до середины V в., поскольку именно к этому времени утверждается основная конфигурация греко-сиканских отношений на хоре Акраганта, и следующий этап их развития начинается много позже, в IV в.
Как сам процесс основания Акраганта в 580 г., так и первые годы существования апойкии были для эллинских колонистов весьма тяжелыми из-за частых войн с враждебными сиканами: греки "переселились на Сицилию и там, воюя с некоторыми варварами, основали полис (Акрагант. — М.В.)" (Schol. Pind. Ol. II. 14— 15). Очевидно, самый пик военных действий приходится на время основания города. Трудно сказать, кто был их инициатором — сиканы, воспротивившиеся поселению на своей территории большого количества эллинов, или греки, сразу же начавшие претендовать на территорию соседей. Так или иначе, война была тяжелой, греки понесли в ней большие поте-

50 Полиццелло был одним из основных сиканских центров, наряду с Сан Анжело Муксаро, еще с доколонизационных времен. См.: Tusa V. Sicani ed Elimi. P. 49.
51 Wilson R.J.A. Archaeology in Sicily 1988 - 1995. P. 90 - 92. He исключено, что крупное греческое святилище Деметры в Терравекья ди Кути (см. выше) было сооружено именно в противовес общесиканскому святилищу в Полиццелло.
104

ри (Schol. Pind. Ol. II. 16b). Первым результатом этих конфликтов стало, как нам кажется, завоевание греками территории города и хоры благодаря победе в войне и уничтожению или вытеснению местных сиканов. Подтверждение подобному предположению обнаруживается в археологических данных. Рядом с Акрагантом находится обширное сиканское кладбище, которое обычно датируют концом VII в., выдвигая предположение о каком-то бедствии, постигшем местное население52. С учетом трудности точной датировки археологических памятников (и особенно некрополей, так как в них датирующим материалом в основном является керамика) в пределах столь узкого периода, как 10 — 20 лет (что отмечают и сами исследователи), представляется возможным отнести это кладбище к периоду основания Акраганта и считать захороненных на нем сиканов жертвами войны с эллинами. Видимо, оставшиеся в живых местные жители были вытеснены, а их земли колонисты поделили между собой.
Фаларид, пришедший к власти всего через 9—10 лет после основания полиса, продолжил завоевательную политику в отношении сиканов. Он столкнулся с рядом небольших туземных общин (Diod. V. 6), которые завоевывал по очереди (Polyaen. V. 1. 3 —4)53. Одним из них стала достаточно крупная по местным масштабам сиканская община Весса, о захвате которой Фаларидом рассказывает Полнен. Фаларид отправил к правителю города Тевту посольство с предложением жениться на его дочери. Когда тот согласился, Фаларид послал невесте подарки, а сопровождать их под видом служанок отправил, "посадив на парные повозки, безбородых воинов (στρατιώτας αγένειους), одетых в женское платье", которые ночью открыли ворота для войска Фаларида (Polyaen. V. 1. 4). Идентификация Вессы с каким-либо конкретным поселением, известным по данным археологии, весьма затруднительна, но вероятно, что речь идет об одном из населенных пунктов восточнее или северо-восточнее Акраганта, в долине Гимеры.
Достаточно сложно определить положение, в котором находились захваченные греками сиканские общины. Их население скорее всего не вытеснялось. В некоторых центрах появлялись греческие поселенцы, а для других все ограничивалось

52 Boardman J. The Greeks Overseas. Harmondsworth, 1973. P. 184.
53 Суда называет Фаларида τυραννεύσας δλης Σικελίας. Э. Манни предложил поправку на δλης Σικανίας и заострил внимание именно на этой конъектуре, вполне справедливо считая, что она отражает систему отношений, сложившихся между Акрагантом и миром сиканов. См.: Manni Ε. Imera nella leggenda e nella storia // Annali del Istituto italiano di Numismatica. Roma, 1971. Suppl. 16- 17. P. 100.
105

выплатой дани Акраганту. Последний вариант, видимо, представлен в другой новелле Полиена. Когда Фаларид не смог взять городок сиканов (хлеба у осажденных хватало, а на штурм Фаларид, вероятно, не слишком надеялся), он заключил с этими сиканами мирный договор, согласно которому обязался передать сиканам весь имеющийся в его лагере хлеб в обмен на урожай, который сиканы соберут в будущем году. Затем Фаларид подкупил стражей амбаров в этом городке, и те разобрали у амбаров крыши, открыв зерно осадкам. В результате все хлебные запасы городка сгнили, а зерно нового урожая сиканы по договору уже отдали Фалариду. Ввиду угрозы голода сиканы без сопротивления подчинились Фалариду (Polyaen. V. 1. 3; Front. III. 4. 6).
Этот рассказ весьма информативен. Видимо, Фаларид в случае необходимости заключал официальные соглашения с пограничными городками сиканов. В новелле речь идет о мирном договоре после войны (Полнен употребляет вполне определенный термин συνθήκας), но вполне возможно, что заключение подобного договора без предварительных военных действий было обычной практикой. Вероятно, те граждане Акраганта, кто сватал за Фаларида дочь Тевта в Вессе (Φάλαρις... έπεμψε τούς μνηστευσομένους αΰτφ...), были посланы именно для заключения подобного договора. Судя по тексту новеллы (V. 1.3), жители сиканского городка добровольно, не начиная военных действий, подчинились власти Акраганта (ύπήκουσαν αύτψ). Это также могло быть оформлено каким-либо договором.
Основными направлениями экспансии Акраганта в первой половине VI в. были восточное и северо-восточное, в то время как в западном направлении, судя по археологическим данным, акрагантцы начали продвижение ближе к концу VI в.54 Земли аборигенов, расположенные к востоку от Акраганта вплоть до границ территории Гелы, подверглись массированной экспансии со стороны Фаларида55, хотя первоначально в этом районе прослеживалось влияние Гелы. Так, например, на прибрежном пути между полисами доминировали два поселения аборигенов — Пьяно делла Читта и Кастеллаццо ди Пальма, которые

54 De Miro Ε. Agrigento e l'ellenizzazione del territorio fra il Salso e il Platani P. 146-151.
55 Свои завоевания Фаларид, по всей видимости, начал с захвата поселения в Монте Кальтафарачи (расположенного в районе Фавара), которое доминировало над долиной реки Акрагант. См.: Castellana С. Ricerche nel territorio di Palma di Montechiaro e nel territorio di Favara // Kokalos. 1984-1985. XXX-XXXI. Vol. II/1. P. 525. Подчинение данного центра создало необходимые предпосылки для дальнейшего продвижения в восточном и северо-восточном направлении.
106

в правление Фаларида полностью входят в сферу влияния Акраганта56.
В связи с распространением акрагантского влияния на пограничный с Гелой район следует особо остановиться на взаимоотношениях Акраганта с его метрополией. Любопытные сведения об этом имеются у Диодора, сообщающего о холме Экномос, который был крепостью Фаларида и располагался на западном берегу Гимеры (XIX. 108. 1). Этот холм традиция связывает с быком Фаларида: считается, что он находился именно в этой крепости, о чем, как отмечал Диодор, свидетельствует сам топоним "Εκνομος - "беззаконный", "несправедливый"57. На противоположном берегу реки находилась другая крепость, которая также принадлежала Фалариду, на что указывает ее название — Фаларион58. Таким образом, Фаларион являлся самым восточным пунктом хоры Акраганта, явно вклинившейся на территорию Гелы: судя по археологическим данным, поселение в Монте Дезузино с первой половины VII в. находилось в сфере влияния Гелы59, и если согласиться с довольно убедительной идентификацией Монте Дезузино с Фаларионом, то получается, что при Фалариде акрагантцы захватили это поселение60 и переименовали его. При дальнейшем изучении археологических свидетельств становится очевидным, что захват Акрагантом гелойских поселений был не единичной акцией.
История рассмотренных выше сиканских поселений позволяет нам определить, что экспансионистские устремления Акраганта последовательно распространялись вдоль долины Гимеры. Это объясняется не только важностью торговых пу-

56 De Miro Ε. Agrigento arcaica e la politica di Falaride // Parola del Passato. 1956. 11. P. 266-268; Adamesteanu D, Castellazzo di Palma di Montechiaro // Enciclopedia dell'arte antica, classica e orientale (Roma). 1966. 7. P. 269-270; Idem. Piano della citta // EACO. 1966. Vol. 7. P. 274.
57 Большинство исследователей идентифицируют Экномос с Лика-той - поселением у устья Гимеры на берегу моря. См.: Dunbabin T.J. The Western Greeks. Oxford, 1948. P. 317; Griffo P., Matt L. von. Gela. A Sicilian Town Founded by the Greeks. Genova, 1963. P. 90; Manni F. Geografia fisica e politica della Sicilia antica, s.v. "Εκνομος.
58 Обычно Фаларион идентифицируется с Монте Дезузино. См.: Adamesteanu D. Note di topografia siceliota // Kokalos. 1963. IX. P. 30; Manni E. Geografia fisica e politica della Sicilia antica. P. 216. Однако П. Гриффо и Л. фон Матт считают, что Монте Дезузино - это не Фаларион, а сиканский городок, который находился в зоне влияния Гелы, начиная с первого периода ее экспансии, т.е. с первой половины VII в. См.: Griffo P., Matt L. von. Gela. P. 66. Not. 43.
59 Griffo P., Matt L. von. Gela. P. 66. Not. 43
60 Adamesteanu D. Sicilia. Topografia storica // EACO. 1966. Vol. 7. P. 263; Griffo P. Aspetti archeologici della provincia di Caltanissetta. Agrigento, 1955.
107

тей, пролегающих по долине и ведущих в глубь острова, но и исключительным плодородием речной долины — она была одним из ведущих районов производства зерновых на всем острове61. Начав с установления контроля над устьем реки и ее долиной в нижнем течении, где основным центром было захваченное Фаларидом поселение в Монте Сарачено, акрагантские войска продвинулись в районы среднего течения Гимеры, установив контроль над поселениями в Джибиль Габиб и Сабучине, а затем присоединили земли верховьев реки, подчинив поселение в Терравекья ди Кути. Все эти поселения до середины VI в. находились под контролем и в сфере влияния Гелы, так что сложившаяся картина так или иначе наводит на мысль о войне Фаларида с Гелой62.
В ходе этого триумфального расширения хоры Акраганта Фаларид установил контроль и над теми сиканскими поселениями в районе междуречья верховьев Гимеры и Галика, которые ранее сохраняли свою независимость. Но прежде всего Фаларид усилил свое влияние в Вассалладжи - древнем Мотионе, который находился в сфере интересов Акраганта еще с начала VI в., - заселив туда значительное количество греческих переселенцев. В результате Вассалладжи-Мотион превратился в опорный пункт, катализировавший военные, торговые и сельскохозяйственные устремления Акраганта в регионе. Используя его как основную базу, Фаларид подчинил крупные сиканские поселения в Монте Балате ди Марианополи и в Монте Кастеллаццо, а также, вероятно, присоединил важное в стратегическом отношении поселение в Монте Каподарсо.
После свержения Фаларида политика Акраганта, направленная на расширение подконтрольной территории в верховь-

61 Castellana G. Nota sul bacino del Salso (Himera) e il surplus di grano dall'antichita ai nostri caricatori marittimi // Sicilia Archeologica. 1985. 18. P. 87-90; Idem. La produzione del grano nel basino della valle dell'Himera méridionale nell'antichita // Homo edens. Regimi e pratiche dell'alimentazione nella civilita del Mediterraneo. Verona, 1989. P. 131 - 140.
62 T. Данбэбин ситает, что Экномос был изначально гелойским поселением, но Фаларид захватил его, укрепил против гелойцев, а затем выдвинул на другой берег реки передовой пост. См.: Dunbabin T.J. The Western Greeks. P. 317. Такая схема развития событий предполагает войну Акраганта с Гелой. Э. Манни также согласен с тем, что между Фаларидом и Гелой произошло военное столкновение и Фаларид возвел Экномос в антигелоийских целях. См.: Manni E. "Indigeni" e colonizzatori nella Sicilia preromana // Assimilation et resistance a la culture greco-romaine dans le monde ancien. Trauvaux du VI Congres International d'Etudes classiques. Bucuresti; P., 1976. P. 189. Оба исследователя пришли к подобному заключению, опираясь только на фрагмент Диодора. Подробнее о конфликте Фаларида с Гелой см.: Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. С. 66.
108

ях основных рек региона, не изменилась: в конце VI в. в верховьях Гимеры было захвачено важное в стратегическом отношении поселение в Монте Фагариа63, а в начале V в. — контролирующее часть речной долины поселение в Коццо Музузи-но64, в результате чего северная граница хоры Акраганта переместилась севернее Терравекья ди Кути, практически соприкасаясь с южной границей хоры Гимеры. Вместе с тем продвижение греков в долине Галика было не столь стремительным. Только в конце VI в. акрагантцы подчинили находящееся в междуречье верховьев Галика поселение в Монте Раффе65, продвигаясь с севера или востока, т.е. со стороны Балате ди Марианополи, либо, что более вероятно, со стороны Вассалладжи. Районы среднего течения и устья реки оказались под контролем Акраганта также в конце VI — начале V в.: среднего течения Галика акрагантцы достигли в конце VI в., а к началу следующего столетия присоединили к своей территории сиканский крупный населенный пункт в Сан Анжело Муксаро, а также поселения в Монте Джудика, Сан Биаджо Платани и др.66
По всей вероятности, эти завоевания имели место до прихода к власти в Акраганте тирана Ферона Эмменида67. Видимо, Ферон в отношении с сиканами придерживался тактики исключительно мирного сосуществования. Диодор пишет, что Ферон отличался φιλανθρωπία, причем ού μόνον των πολιτών, άλλά και των Σικελιωτών (Χ. 28. 3). Конечно, нельзя не учитывать того, что Диодор преувеличивал достоинства Ферона, противопоставляя положительного и справедливого отца (Ферона) беззаконному и жестокому сыну — наследнику Ферона, тирану Фрасидею68. Однако следует отметить тот факт, что Ферон так и не предпринял попыток вернуть под контроль Акраганта стратегически важный сиканский центр в Балате ди Марианополи, вставший на путь конфронтации с греками в начале V в.
Середина V в., которую Акрагант встретил уже демократическим полисом, привнесла новые политические реалии. Боль-

63 Vassalo S. S. Caterina Villarmosa. Firenze, 1990. P. 119.
64 Vanni E.E. Terravecchia di Cuti. Campagne di scavo 1984, 1986, 1987. P. 669-678; VassaloS. S. Caterina Villarmosa. P. 49-69, 119.
65 De Miro E. La fondazione di Agrigento e l'ellenizazione del territorio fra il Salso e il Platani. P. 149- 150.
66 De Miro E. La fondazione di Agrigento e l'ellenizazione del territorio fra il Salso e il Platani. P. 146—151; Palermo D.S. Angelo Muxaro. Saggi di scavo sulle pendici meridionali del Colle Castello // Cron. Arch. 1979. Vol. 18. P. 50-58.
67 Подробнее см.: Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. С. 88-89.
68 Ibid. С. 119.
109

шая война греков, прежде всего Сиракуз, с сикулами, известная как "восстание" Дукетия69, затронула Акрагант только краем. В 451 г. Дукетий, των Σικελικών ήγεμών (Diod. XI. 76. 3), укрепившись в области Сиракуз, двинулся в сторону территории Акраганта и осадил Мотион (совр. Вассалладжи). Коалиционные войска Акраганта и Сиракуз выступили против Дукетия, но были побеждены, и лишь летом следующего года они смогли выбить Дукетия из Мотиона (Diod. XI. 91. 1 — 4). Видимо, почувствовав вкус к силовым действиям, акрагантцы, вероятно, с помощью союзников-сиракузян, помогавших возвращению под контроль Акраганта также городка Миной (Oxyr. Pap. 665= FGrH. 577. Fr. 1), вернули под свой контроль поселение в Балате ди Марианополи, в результате чего это поселение было опустошено. Продолжая расширять границы хоры в северо-западном направлении, акрагантские войска попытались захватить городок Краст в верховьях реки Галик70. Но этому воспротивились жители Гимеры, так как граница их хоры проходила недалеко от Краста и они, вероятно, сами претендовали на этот городок. В результате коалиционные войска Гимеры и Гелы, вошедшей в антиакрагантский союз с Гимерой, появились у Краста и дали сражение акрагантцам (Oxyr. Pap. 665= FGrH. 577. Fr. 1). Результат сражения остается неизвестным из-за конспективности текста источника71, однако очевидно, что район Краста стал северо-западной границей хоры Акраганта.
Таким образом, к середине V в. хора Акраганта представляет собой весьма значительную территорию с большим количеством сиканских поселений, где действовали различные модели эллинизации. Эти модели, постепенно эволюционирующие в сторону полной эллинизации местного населения, способствовали укреплению власти полиса на всей подконтрольной территории. Именно на развитие подобного доминирования, равно как и на расширение пределов подвластных земель, была направлена вся территориальная политика Акраганта за 130 лет.

69 Подробнее о "восстании" сикулов под предводительством Дукетия см.: Rizzo F.P. La republica di Siracusa nel momento di Ducezio. Palermo, 1970.
70 Античный Краст идентифицируется с современным Кассаром. В Красте на рубеже VI —V вв. были возведены укрепления, не исключено, что в целях обороны от Акраганта. См.: Di Stefano G. Attivita délia soprinten-denza regionale per i beni culturali e ambientali di Palermo // Kokalos. 1988- 1989. XXXIV-XXXV. P. 615.
71 Подробнее об этом фрагменте сицилийской истории, приписываемой Филисту, см.: Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. С. 10.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация и варвары / отв. ред. Л.П. Маринович; Ин-т всеобщ, истории РАН. — М. : Наука, 2006. - 355 с.
ISBN 5-02-010362-4 (в пер.).
© Институт всеобщей истории РАН, 2006
© Коллектив авторов, 2006
© Редакционно-издательское оформление. Издательство "Наука", 2006



Rambler's Top100