Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

221

О ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ И МЕДИЦИНЕ

Второй половиной платоновской Пайдейи, наряду с музыкой, оказывается «гимнастика»131. Правда, самого Платона больше интересовало мусическое воспитание, но для образования стражей огромное значение имела физическая подготовка. Поэтому «гимнастике»

222

следовало уделять внимание с детских лет. Выясняется, что мусическое образование стояло на первом месте не только потому, что с него начиналось воспитание132, как это объяснял Платон. Оно и принципиально предшествовало «гимнастике», ибо здоровое тело не улучшит состояния души, но, наоборот, здоровый дух способствует совершенствованию тела133. На этом основано построение всей воспитательной системы Платона. Он считает, что сначала нужно «позаботиться о духовном облике стражей», а затем можно «поручить человеку тщательную заботу о теле». Сам он, не желая быть многословным, ограничивается, как и в вопросе мусического воспитания, лишь тем, что намечает только основное направление физической подготовки134. Образцом физической силы для греков издавна были атлеты, а так как воины призваны быть «атлетами важнейших состязаний», то разумно воспользоваться хорошо разработанной методикой воспитания атлета135. Как и атлеты, стражи не должны предаваться пьянству. Но те правила питания, которых придерживаются атлеты во время тренировок, не кажутся Платону достойными подражания. Они привыкают к обильной пище, что располагает к сонливости, а это отнюдь не годится для людей, которые по роду своих занятий должны быть бдительными. Стражи должны приспосабливаться к любой пище, любому питью и любой погоде, чтобы их здоровье каждый раз не подвергалось опасности136. Поэтому Платон устанавливает для стражей иной род гимнастических упражнений (άπλή γυμναστική): они должны быть простыми, подобно музыке, которую он рекомендовал им для мусического воспитания137. Как музыка должна быть лишена сложной инструментовки и усложненной гармонии138, так и тело должно быть свободно от всех излишеств и ограничиваться лишь самым необходимым139. Несомненными признаками плохой Пайдейи для Платона будут два учреждения: суд и больница. Высокое развитие судебного дела и медицины отнюдь не является признаком высокой цивилизации. Цель воспитания как раз и сводится к тому, чтобы сделать излишними эти два института140.
С параллелью, проводимой Платоном между судьей и врачом, мы столкнулись еще в «Горгии». То, что Платон снова обращается к ней, свидетельствует, что она является существенной частью его учения о воспитании141. Сходную параллель Платон усматривает между законодателем и гимнастом. Судья имеет дело с больной душой, а врач -с больным телом142. В параллельной же паре: законодатель — со здоровой душой, а гимнаст - со здоровым телом. В «Государстве» мы встречаемся с аналогичным противопоставлением, только здесь гимнастике противопоставлено мусическое образование (в «Горгии» это законодательство). Мусическое воспитание содержит в себе все высшие нормы поведения человека, и тому, в ком вырабатываются эти нормы, не требуется законодательство в юридическом смысле143. Те функции, которые юстиция выполняет для общества, в отношении здоровья человека выполняет медицина. Платон шутливо называет медицину «педагогикой для больных»144. Однако слишком поздно начинать воспитание в момент заболевания. Развитие медицины во времена Платона и значение, придаваемое диете (в некоторых

223

врачебных системах диета начинает играть первостепенную роль), свидетельствуют о том, что философия с ее заботой не только о больном, но и о здоровом человеке отражает прогрессивные медицинские взгляды того времени и сама в свою очередь служит важным фактором прогресса145. Обсуждая воспитание стражей, Платон большое внимание уделяет их здоровью. Ведь гимнастика, в задачи которой входит уход за здоровьем, в жизни стражей в связи с их профессией занимает большое место. Гимнастика идеально подходит для этой цели. Любому, читавшему медицинские сочинения греков, понятно, в какой мере медицина зависела от социального положения и профессии пациента. Нередко медицинские предписания адресованы непосредственно богатым. У них достаточно времени и денег, чтобы жить, заботясь только о своем здоровье146. Такой образ жизни несовместим с принципом распределения труда по Платону. Разве мог бы плотник, заболев, продолжительное время заниматься своим лечением? Ведь это помешало бы ему заниматься своим делом. Для него был один выбор: либо работай, либо умри147. Но и богатый, заболев, тоже не может посвятить себя делу, которое ему предлагает (в своей несколько преувеличенно реалистической манере) поэт Фоки-лид: «Заработав много денег, добродетель познавай»148. Как сможет он заниматься домашними или государственными делами, если «излишняя забота о своем теле выходит за пределы обычной гимнастики». Преувеличенная забота о здоровье помешала бы развитию духовной культуры, размышлениям и работе над собой. Ведь если закружится или заболит голова, люди обвиняют в этом занятия философией149. Существует естественная взаимосвязь между философией Платона и телом. Только при строгом воспитании можно получить отличное здоровье. Меньше всего пристала философии способность вызывать болезни - черта, которую ей приписывают некоторые ее толкователи. В «Федоне» Платон требует, чтобы душа отвратилась от чувственного материального мира и предалась созерцанию чисто абстрактных истин. В «Государстве» он говорит о другой стороне «Пайдейи» - гимнастике. Обе эти стороны дополняют друг друга и дают нам полное представление об учении Платона.
Платон далек от того, чтобы преуменьшать значение врачебного искусства или вообще отрицать его. Но его отношение к врачу зависит от того, где он представляет себе врача: в современном ему обществе или в его идеальном государстве. В более примитивных, но здоровых условиях своего «Государства», созданных по мановению волшебной палочки его поэтической фантазии, Платон не оставляет места для изощренной медицинской науки своего времени. Для своего государства он берет за образец героический век врачебного искусства, описанный Гомером. Подлинным представителем медицинской науки для него был сам бог Асклепий150. Он создал науку врачевания для здоровых людей, у которых появился какой-нибудь незначительный недуг. Если человек заболевал какой-нибудь внутренней болезнью, то, как это явствует из гомеровского текста, Асклепий и его сыновья такую болезнь не лечили. Тяжело раненному Еврипиду служанка приготовила зелье, от которого сегодня скончался

224

бы и здоровый человек. Из раны Менелая, полученной от стрелы Пандара, Махаон, сын Асклепия, выжал кровь, «смягчающим зельем обсыпавши рану». Эти примеры подтверждают положение Гиппократа о том, что здоровая натура сама себя излечивает. Лечебные средства лишь облегчают ей эту задачу. Тяжело больного человека лечить не следует. Пусть умирает. Ведь и судья приговаривает к смерти человека, душа которого неизлечимо больна от совершенных им преступлений151. И совсем уже никуда не годится с этой точки зрения (вместо того, чтобы предоставить медицине воспитание здорового человека) использовать гимнастику как лечебное средство при хронических заболеваниях. Так, например, Геродик, смешав гимнастику с медициной, совершил настоящий переворот в плохую сторону. Истязая этим методом себя и других, он оттянул свою смерть и даже дожил до старости152. Стражам в идеальном государстве — благодаря мусическому воспитанию - не понадобится иметь дело с судьями и законами, а гимнастическая подготовка избавит их от необходимости обращаться за советом к врачам.
Цель гимнастики, в соответствии с которой разработаны упражнения для стражей, не физическая сила, а «пробуждение природной отваги и пылкости духа»153. Следовательно, нельзя считать (как думают многие и как, по-видимому, сначала думал и сам Платон), что гимнастика воспитывает тело, а музыка душу154. И гимнастика, и музыка прежде всего формируют душу, но каждая по-своему. Предпочтение одной из них ведет к одностороннему развитию. Одни только гимнастические упражнения порождают чрезмерную грубость и жестокость, а чрезмерное увлечение мусическим искусством делает человека мягким и изнеженным155. Кто завораживает свою душу звуками
^шейты, у того душа размягчается и становится ковкой, как железо, ели же это продолжается долго, то расслабление души приводит к тому, что она теряет все силы156. Если же человек затрачивает много усилий на физические упражнения, пренебрегая мусическим искусством и философией, то благодаря своей физической силе он сначала преисполняется высокомерия и пыла, его мужество возрастает. Но душа его, если даже в ней и была сначала жажда учения, слабеет, и, не отведав ни познания, ни поиска, делается глухой и слепой. Такой человек становится мракобесом, гонителем духа и врагом муз. Он не пользуется даром словесного убеждения. Единственное средство, с помощью которого он - подобно зверю - добивается цели, это грубое насилие157. Оттого и дал Бог человеку гимнастику и мусическое искусство как двуединство Пайдейи (а не два раздельных вида воспитания души и тела). Они формируют в человеке мужественное и философское начала. Тот, кто сумеет должным образом соединить в себе эти начала в подлинной гармонии, станет любимцем муз, подобно мифическому герою древности, который, прежде чем играть, настраивал струны своей лиры158. Вряд ли Платон мог бы лучше передать суть вопроса, чем он сделал, завершив этим сравнением свои рассуждения на эту тему159. Воспитание - очень тонкий многострунный инструмент. Он нем для тех, кто не умеет играть, и издает невыносимо монотонный звук, если касаться лишь одной

225

струны: коснуться нескольких струн и при этом получить прекрасное гармоническое звучание, а не резкий диссонанс, - это и есть трудное искусство истинной Пайдейи.

 ПРИМЕЧАНИЯ

«"ГОСУДАРСТВО" ПЛАТОНА»
130 Rsp. 402c.
131 Rsp. 403c.
132 Rsp. 376e, 377a (см. выше стр. 205 слл.).
133 Rsp. 403d.
134 Rsp. 403e: τους τύπους ύφηγεΐσθαι.
135 Rsp.403e.
136 Rsp. 404b.
137 Rsp. 404b.
138 Rsp. 397b, 399d.
139 Благоразумию («σωφροσύνη») в музыке соответствует здоровье в гимнастике. См.: 404е. И то, и другое возможно лишь при простом образе жизни.
140 Rsp. 405а.
141 Rsp. 405а, Grg. 464b (см. выше с. 29 слл. и с. 155 слл.).
142 Grg. 464b.
143 Rsp. 404е—405а. Пропорция μουσική /γυμναστική = δικανική /ιατρική хотя не выставляется здесь в такой математической формулировке, но, очевидно, подразумевается.
144 Rsp. 406а.
145 См. выше с. 36 слл. о развитии науки о диете IV в. до н. э.
146 См. выше с. 20 слл. и 45.
147 Rsp. 406d.
148 Rsp. 407а.
149 Rsp. 407b-c.
150 Rsp. 407eff.
151 Rsp. 408b; 410a.
152 Rsp. 406а. О Геродике см. выше главу, посвященную медицине.
153 Rsp.410b.
154 Rsp. 410с; ср.: 376е.
155 Rsp. 410d.
156 Rsp. 411а.
157 Rsp. 411c-d.
158 Rsp. 41 le f. Платон для этого процесса смешивания употребляет два термина: συναρμόζειν и κεραννύναι. Последний термин заимствован из медицины. Здоровье — всегда результат правильного смешения (κράσις): так гласит одно из положений греческой медицины; (см. выше главу о медицине). Здоровое воспитание должно гармонически сочетать атлетику и музыкальное образование. См. также Rsp. 444с. Но Платон заботится о здоровье человеческой природы в целом, а не только о здоровье тела.
159 В конце той части, где говорится о гимнастике (412Ь), Платон еще раз напоминает нам об основных принципах воспитания стражи. Он подчеркивает, что любое такое описание может дать лишь внешние очертания Пайдейи (τύποι της παιδείας), достаточное, однако, чтобы дать представление о духовных сторонах культуры, которую он описывает. Он решительно отказывается обсуждать детали воспитания: хороводы, соревнования, конные состязания, охоту и т. п. «К чему, — говорит он, — пускаться в подробности об этом... когда и так ясно, что все это должно согласоваться с основными принципами». В «Законах», произведении, написанном в старости, Платон обращает внимание и на эти стороны Пайдейи. Особенно изменилось его отношение к хороводам. Важность их для Пайдейи всячески подчеркивается (см.: Paideia, Bd III). Его отношение к пирам и охоте и их воспитательной роли тоже отлично от того, что мы встречаем в «Государстве». И тому, и другому Платон уделяет большое внимание (см.: Paideia. Bd III).
 В основу перевода Μ. Н. Ботвинника положено издание: Jäger W. Paideia. Die Formung des griechischen Menschen. Bd 2. В., 19542. В ряде случаев сохранен текст первого немецкого издания (В., 1944). При переводе примечаний В. Иегера учитывался английский вариант «Пайдейи»: Jäger W. Paideia. The Ideals of Greek Culture. V. II. Oxf., 1947.
* * *

Подготовлено по изданию:

Йегер В.
Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2. /Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. - М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1997.
ISBN 5-87245-028-1
© «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1997



Rambler's Top100