Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
173

ГЛАВА IX.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРЕЦИИ V В. ДО Н. Э.

Рабство

Греческое общество было рабовладельческим, и определяющей его особенностью был рабский труд, применявшийся во всех отраслях производства. V в. до н. э. был периодом экономического расцвета передовых рабовладельческих государств Греции. В результате греко-персидских войн количество рабов в греческих государствах резко возросло. После одной только морской победы Кимона над персами при Евримедонте на невольничьи рынки было вывезено более 20 000 пленных. Дальнейшие походы греческого флота во Фракию, в Причерноморье также давали победителям многочисленных пленных. Рабский труд начинает применяться в более широких масштабах, чем прежде, особенно в ремесленном производстве, на строительстве и в рудниках. В отсталых земледельческих областях Греции, таких как Лакония, Фессалия, где эксплуатировался труд зависимого, обрабатывавшего землю населения (илоты, пенесты), возможности применения труда пленных и купленных рабов были ограничены, и там формы эксплуатации и методы ведения хозяйства носили сравнительно устойчивый характер.

Напротив, в передовых государствах Греции с развитыми Торговлей и ремеслом в это время происходят значительные экономические и социальные сдвиги, связанные прежде всего с распространением ввоза рабов извне. Такими экономически передовыми государствами Греции были Афины, Коринф, Милет. Большая часть известного нам литературного и эпиграфического материала относится к Афинам, которые достигли в V в. до н. э. высокого уровня развития рабовладельческого хозяйства.

Основным источником пополнения рабов в Греции были войны. Пленные, захваченные на войне, если им сохраняли жизнь, превращались в рабов. В рабство обращались и жители захваченных после осады или просто завое-

174

Политическая карта Греции V в. до н. э.

Политическая карта Греции V в. до н. э.

1.Афины и их союзники. 2. Спарта и ее союзники. 3. Нейтральные государства.

175

ванных городов, причем иногда все население поголовно, прежде всего дети и женщины, поступало на рынки рабов. Рабов поставляли и пираты, которые нападали на корабли в открытом море, а иногда осмеливались грабить и угонять в плен даже население приморских районов.

Участие в грабительских морских или сухопутных экспедициях не считалось предосудительным с точки зрения греческой морали. Грабить на морях и дорогах не возбранялось нормами международного права. В договорах греческих государств, которые дошли до нас, иногда встречаются обязательства договаривающихся сторон не грабить граждан другого государства на своей территории. По-видимому, при отсутствии такого условия это не возбранялось.

Источником рабства в Греции было и рождение детей у рабов. Дети рабыни становились рабами их господина. Но число таких рабов было сравнительно невелико, так как тяжелые условия жизни рабов приводили к массовой смертности их детей. Дети рабов редко достигали совершеннолетия.

Обращение в рабство за долги во многих греческих государствах было запрещено, и личная свобода граждан строго охранялась законами. Однако за некоторые преступления перед государством наказанием служила продажа в рабство. Так, например, в Афинах за присвоение гражданских прав и незаконное включение в списки граждан карали продажей виновного в рабство.

В V в. до н. э. широкое распространение получила работорговля. В ряде городов существовали специальные невольничьи рынки, которые в таких крупных центрах торговли, как Афины, Византий, Хиос, приобрели международный характер.

Несмотря на случаи порабощения греков, подавляющее большинство рабов в греческих государствах, составляли негреки, выходцы из Фракии, Малой Азии, Сирии, Египта.

Этническая разобщенность свободных и рабов углубляла пропасть между ними, созданную классовыми различиями, и позволяла идеологам рабовладельческого класса выдвигать теории, оправдывавшие рабство и объявлявшие его естественным институтом. «Природа устроила так,— писал Аристотель,— что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ. ..

Как бы то ни было, очевидно, во всяком случае, что одни люди, по своей природе — свободны, другие — рабы, а этим последним быть рабами и полезно и справедливо» (Политика, I, 2, 14—15).

В передовых государствах Греции труд рабов применялся преимущественно в ремесле, на строительстве и в рудниках. Рабы использовались в тех отраслях хозяйства, где условия труда были особенно тяжелыми, где требовались максимальные физические усилия. Это прежде всего касается железных, медных и серебряных рудников

176

и каменоломен. Техника работы была самой примитивной. В глубоких подземных шахтах отсутствовала вентиляция. Работать приходилось в духоте, в полусогнутом состоянии. Служившие для освещения глиняные светильники своей копотью отравляли и без того спертый воздух. Работали с помощью самых простых орудий — молота и заступа. Переноска руды и подъем на поверхность земли производились вручную. Не менее тяжелые условия труда были и в каменоломнях.

По словам греческого историка I в. до н. э. Диодора, «те люди, которые занимаются работой в рудниках и приносят господам невероятные по своим размерам доходы, изнывают от своей работы в подземных шахтах и денно и нощно, и многие из них умирают от чрезмерного труда. Нет у них ни освобождения от работы, ни перерыва в ней...» (Историческая библиотека, V, 38).

На рудниках, бывших собственностью государства, работали рабы. Афинское государство сдавало разработку рудников в аренду гражданам, которые нанимали рабов у богатых рабовладельцев. Так, например, известный политический деятель Афин Никий сдавал в аренду на рудники 1000 рабов, получая от них огромные доходы (10 талантов в год, что составляло более 20 000 золотых рублей),

На рудниках, кроме рабов, принадлежавших частным лицам, работали и государственные рабы. Доход от эксплуатации этих рабов был столь велик, что афинский историк V—IV в. до н. э. Ксенофонт рекомендовал государству для улучшения своего экономического положения купить столько рабов, чтобы их досталось по три человека на каждого гражданина и сдать их всех в аренду на рудники.

Тяжелые условия труда в рудниках приводили к тому, что рабы пытались спастись оттуда бегством. Так, например, во время войны Афин со Спартой во второй половине V в. до н. э. 20 000 афинских рабов из ремесленных мастерских и рудников перебежали к спартанцам.

Наряду с работой в рудниках, труд рабов широко применялся и в ремесле. Ремесленные мастерские, основанные на труде рабов, назывались эргастериям». В таких мастерских, изготовлявших оружие, металлические изделия, посуду, ткани, предметы домашнего обихода, работало обычно немного рабов. Большие ремесленные мастерские были редкостью даже в таком развитом экономическом центре, как Афины. В источниках упоминаются и большие мастерские. Так, например, афинский оратор Лисий вместе с братом владели мастерской по изготовлению щитов, в которой работало 120 рабов. Но большая часть рабовладельцев не имела такого количества рабов или предпочитала вкладывать деньги одновременно в несколько различных мастерских, что обеспечивало им более верный доход.

Некоторые источники сравнивают прибыль, получаемую от эргастериев, с прибылью от морской торговли, которая считалась

177

самым доходным, хотя и весьма рискованным занятием. Цена, Заплаченная за рабов на рынке, колебалась в зависимости от их здоровья, выучки, возраста и других качеств. Эта затрата рабовладельца окупалась в течение небольшого периода, до двух-трех лет работы в эргастерии. Следовательно, по истечении этого срока вся продукция раба, за исключением скудных затрат на его содержание, составляла чистый доход рабовладельца.

Техника в ремесленных мастерских стояла на низком уровне. Для работы применялись самые примитивные орудия труда. Это являлось экономическим законом рабовладельческого способа производства. Рабский труд стоил настолько дешево, что рабовладельцу было невыгодно совершенствовать орудия труда для облегчения или вытеснения труда человеческих рук. К тому же рабы, работавшие только по принуждению и незаинтересованные в повышении производительности своего труда, мстили за свое рабство, вымещая свое унижение на орудиях труда, намеренно портя и ломая их.

В этих условиях технический прогресс совершался очень медленно.

Когда у греческих ораторов или в деловых документах упоминаются эргастерии, в связи с продажей, закладом имущества или другими деловыми операциями, иногда указывается количество занятых в них рабов, иногда имеющееся в наличии ценное сырье (металлы, слоновая кость), но никогда не говорится об орудиях труда. Цена и доходность рабовладельческой мастерской определялась в древности прежде всего не ее убогим оборудованием, а количеством занятых в ней рабов.

Рабский труд играл большую роль и в строительстве, где рабы обычно выполняли тяжелую физическую работу. Здесь работали государственные рабы, рабы, принадлежавшие подрядчикам, и рабы, взятые в аренду у их хозяев за поденную оплату.

В развитых государствах Греции в V в. до н. э. труд рабов в сельском хозяйстве применялся значительно реже, чем в ремесле. Правда, у любого среднесостоятельного земледельца, хорошо нам известного по афинской комедии V в. до н. э.. были один-два раба. Но в хозяйстве, наряду с этими рабами, трудился и сам хозяин и его семья. Поэтому в земледелии рабство сохраняет некоторые патриархальные черты. Рабы в комедии, довольно свободно разговаривающие со своими господами, это не те приниженные и забитые существа, которые томились в рудниках и эргастериях.

Рабы широко использовались и для домашних услуг в качестве управляющих, поваров, экономов, воспитателей детей, нянек, кормилиц. В V в. до н. э. в некоторых богатых афинских домах число таких рабов достигало 50 человек. Но это было редкостью Обычно состоятельный человек имел в своем доме пять-десять рабов. Обычай пользоваться трудом рабов для личных услуг настолько вошел в быт и сознание греков, что обходиться без них считалось невозможным. Так, об одном странствующем философе, нуждавшемся в средствах к жизни, рассказывали, что, когда у него спросили, сколько у него рабов, он ответил, что у него только два раба, да

178

и тех он не знает, как прокормить. Ни ему, ни его собеседникам, по-видимому, не приходила в голову мысль, что можно обойтись без этих рабов и их услуг.

Распространение работорговли, которая позволяла в любое время заменить выбывшего из строя раба другим, и сравнительная дешевизна рабов в Греции делали положение рабов особенно тяжелым. Рабовладельцы экономически не были заинтересованы в сохранении работоспособности раба в течение длительного времени и стремились получить от раба как можно больше дохода в наименьший срок. Конечно, отношение к рабам колебалось в зависимости от квалификации, образования и других качеств. Квалифицированные рабы, мастера в какой-либо отрасли производства ценились дороже, и хозяева в какой-то мере заботились о них. Более сносным было положение рабов, прислуживавших господам, особенно нянек, кормилиц, педагогов *, которые иногда становились доверенными лицами хозяев дома.

Среди греческих рабов была категория «отделенных» («живущих отдельно» от своих хозяев), положение которых в некоторой степени напоминало положение оброчных. Они получали от своего господина какую-либо сумму денег или участок земли, или небольшое предприятие и, поселяясь отдельно от него, вели самостоятельное хозяйство, выплачивая рабовладельцу определенную сумму или часть дохода. Эти рабы получали возможность иметь свою семью, небольшое личное имущество и пользовались некоторой самостоятельностью. Заинтересованные в получении доходов, они трудились более старательно, чем рабы, работавшие из-под палки. Некоторые из них в конце концов выкупались на свободу. Но число этих рабов было очень невелико в V в., а положение их было неустойчивым. Их хозяин мог в любое время вернуть их к себе, отобрав все имущество.

Некоторыми льготами в сравнении с рабами частных лиц пользовались рабы, принадлежавшие государству, не считая тех, кто работал в рудниках и каменоломнях. Из государственных рабов вербовались полицейские, сторожа, писцы, секретари государственных и храмовых архивов. Они получали поденную оплату, жили со своей семьей и пользовались некоторой свободой. Однако число этих рабов было ничтожно малым в сравнении с огромной массой рабов, абсолютно бесправных и жестоко угнетаемых.

В греческом праве раб рассматривался не как человек, а как вещь. Он считался полной собственностью своего господина, который мог продать раба, разлучить с семьей, подвергнуть телесным наказаниям, а иногда и убить. В демократическом Афинском государстве запрещалось убийство раба, хотя виновный нес более легкое наказание, чем за убийство гражданина. Но если раб умирал в результате побоев, господин не нес за это никакого наказания.

1 Педагогом назывался раб, приставленный к ребенку, водивший его в школу, в гимнасий.
179

В одной из речей оратора Демосфена приводится случай, когда некий афинянин жестоко избил старую рабыню, бывшую кормилицу своего недруга, и она умерла от побоев. Господин ее собирался возбудить дело против виновного, но друзья отговорили его от этого. Не стоило из-за какой-то рабыни привлекать к ответственности афинского гражданина. Что касается других греческих государств, то там обычно не существовало законодательного запрета убивать своих рабов. А при убийстве чужого раба виновный, конечно, отвечал за нанесение материального ущерба хозяину убитого. В спартанском государстве, как известно, убийства илотов производились организованно и планомерно.

Раб, рассматриваемый как собственность своего господина, естественно, не был юридически правоспособным. С точки зрения греческого права он не мог владеть имуществом, не мог привлекать никого к ответственности и даже распоряжаться собой. В отличие от пролетария в капиталистическом обществе, который хотя и лишен средств производства, но лично свободен и лишь в силу экономической необходимости продает свою рабочую силу, раб противостоит рабовладельцу как вещь, проданная ему раз и навсегда. Он целиком и полностью принадлежал своему господину и зависел от его воли. Но тем не менее, раб был человеком, мыслящим существом. Рабовладельцам приходилось с этим считаться и быть постоянно настороже. Положение рабов в обществе и отношение к ним свободных на каждом шагу напоминали рабу, что он существо низшего порядка. Для обозначения раба применялось слово среднего рода, которое может быть переведено как «человеконогое» существо (андраподон). Вместо слова «раб» часто говорили просто «сома», т. е. тело. Свободные люди обычно называли рабов не по имени, а пользуясь какой-либо кличкой в зависимости от рода занятий или этнической принадлежности раба, например «сириец», «фракиянка», «кожевник», «колбасник» и т. д.

Если раб привлекался на суд в качестве свидетеля, показания он давал только под пыткой. Считалось, что без этого раб не может сказать правду. Бывали случаи, что после таких «показаний» раб оставался искалеченным на всю жизнь. Поэтому господин, заинтересованный в сохранении жизни и здоровья своих рабов, не всегда соглашался предоставить их в качестве свидетелей. Отношение к рабу как к вещи проявлялось и в редких в V в. случаях, когда раба отпускали на свободу. Иногда престарелые одинокие люди давали свободу рабу или рабыне, которые за это должны были заботиться о них и содержать их. Порою раб освобождался в благодарность за воспитание или обучение ребенка или за другие заслуги перед хозяином. Это зависело от воли господина, но, поскольку по греческому праву раб считался вещью, трудно было оформить самый отпуск его на волю. Вещь должна иметь своего владельца. Поэтому освобождения рабов оформлялись в виде фиктивной продажи их богу. Раба приводили в храм и жрецы «покупали» его для 6ога. Стены многих греческих храмов были испещ-

180

рены надписями о такого рода сделках. После отпуска на волю раб сохранял ряд обязанностей по отношению к своему бывшему господину. Он должен был проявлять почтительность к нему и его семье, оказывать в случае нужды денежную помощь, приносить подарки в дни семейных праздников и выполнять просьбы бывшего хозяина, если тот обращался к нему. Если вольноотпущенник не выполнял своих обязанностей по отношению к бывшему господину, тот имел право привлечь бывшего раба к судебной ответственности и вернуть его в прежнее рабское состояние.

Тяжелое положение рабов в Греции делало неизбежными и их попытки выступать против своих угнетателей. В таких государствах, как Спарта неоднократно происходили массовые восстания рабов, приводившие в трепет представителей господствующего класса. Однако для большинства государств древней Греции массовые выступления рабов не были характерным явлением. Мелкие раздробленные хозяйства, каждое с небольшим количеством рабов, затрудняли их объединение. Идеологи рабовладельческого класса рекомендовали не соединять в одном хозяйстве рабов, принадлежавших к одной и той же народности.

Так, Аристотель говорит: «В идеале землепашцами должны быть рабы. Они не должны принадлежать к одной народности и не должны обладать горячим темпераментом. В этом случае они полезны для работы и можно не опасаться попыток возмущения с их стороны» (Аристотель, Политика, VII, 9, 9).

Такого же мнения был и учитель Аристотеля, философ Платон: «Рабы не должны быть земляками и хорошо, если они, по мере возможности, не будут понимать языка один другого». (Законы, VI, 19).

Кроме разобщенности рабов по условиям работы и их этнического различия, активной борьбе рабов мешало и то, что в V в. до н. э. греческое рабовладельческое общество переживало период своего подъема, и господствующие классы и государственная власть были достаточно сильны, чтобы пресекать попытки рабов к выступлению. Значение имело и то, что в большинстве греческих государств, наряду с рабским трудом, существовал и труд свободных людей, и численность рабов была равной или немногим превосходила число свободных, хотя соотношения рабов и свободных в разных полисах могли сильно варьировать.

Свободный труд в сельском хозяйстве и ремесле

Несмотря на распространение рабского труда, наряду с ним продолжал применяться и труд свободного производителя.

По словам Маркса, мелкое крестьянское хозяйство и независимое ремесленное производство составляли экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования

1 К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 341.
181

На всем протяжении греческой истории сельское хозяйство сохраняло очень большое значение в экономике полисов. Даже в Аттике, где не было благоприятных условий для разведения зерновых культур, земледелие играло большую роль и считалось почетным занятием. Беотия, Фессалия и Лакония были областями по преимуществу земледельческими.

В Аттике наряду с хлебопашеством большое значение имело виноградарство и оливководство. Эти интенсивные культуры требовали тщательного ухода и постоянной заботы. Земледельцами и садоводами в Аттике были свободные люди, входившие в число граждан. Культура оливы особо поощрялась афинским государством. Олива считалась священным деревом, и человек, срубивший оливковое дерево, привлекался к ответственности.

Участки земли были небольшими, и хозяйство носило мелкий раздробленный характер. Вплоть до Пелопоннесской войны, потрясшей всю экономическую жизнь Аттики, наследственные земельные участки, как правило, не продавались и не закладывались. Полис был прежде всего коллективом свободных граждан — землевладельцев — и владение хотя бы небольшим земельным участком было обязательным условием гражданского полноправия. Земельное владение давало прочный и устойчивый доход и позволяло афинскому гражданину выполнять свои военные повинности. Земледелие считалось почетным занятием, не позорящим достоинства свободного человека. Фигура аттического крестьянина, гордившегося своим хозяйством, ненавидевшего городскую суету и в то же время полноправного гражданина афинского полиса, принимавшего участие в решении государственных дел, ярко выступает в комедиях Аристофана (Дикеополь в «Ахарнянах», Тригей в «Мире»). Каждый из этих земледельцев, живущих доходами со своего участка, имел двух-трех рабов, но работал и сам. О незначительной роли рабского труда в сельском хозяйстве в Афинах свидетельствует то, что в источниках при перечне имущества, полученного по наследству, при продаже или закладе земельных владений обычно указывались размеры и стоимость самой земли и, как правило, не упоминались работавшие на ней рабы.

Более богатые люди, у которых были значительные земельные владения, обрабатывали их с помощью труда рабов или наемных работников. Практиковалась и сдача земли в аренду мелкими участками. В качестве наемных работников и арендаторов обычно выступали метеки, вольноотпущенники, а иногда и рабы, жившие отдельна от своих господ. В надписи, представляющей текст решения афинского народного собрания о награждении группы людей неафинского происхождения, указывается род занятий награжденных. Среди них встречаются земледельцы, наемные работники, огородники, садоводы. Так как только граждане имели право владеть землей, а в списке фигурируют метеки и вольноотпущенники, то это, вероятнее всего, арендаторы чужой земли.

182

Богатые афиняне, сами не занимавшиеся хозяйством, жили в городе, передоверяя руководство своим поместьем управляющему или арендатору. Были случаи, когда афиняне, владевшие землей на территории союзных государств, оставались жить в Афинах, а свои владения сдавали в аренду местным жителям.

Афинские граждане, не имевшие своей земли или участки которых были слишком малы, тоже иногда выступали в качестве арендаторов, но не частных, а государственных земель.

Государственные земли, принадлежавшие отдельным демам и филам, а также храмовые земли обычно сдавались в аренду. Аренда бывала и краткосрочной и длительной. Арендатор платил по договоренности ежегодную арендную плату, обычно в денежной форме.

Немаловажную роль свободный труд играл и в ремесле, хотя ремесленные занятия по греческим представлениям принижали достоинство человека.

В некоторых греческих государствах люди, занимавшиеся непосредственно каким-либо ремеслом, не имели политических прав или не могли занимать государственных должностей. Работа в тесном помещении, в полусогнутом или стоячем положении, по мнению греков, убивала в человеке умственные способности, лишала его возможности здраво судить о политических делах и быть хорошим воином. Ксенофонт приписывает философу Сократу следующие слова: «Занятие известными ремеслами низко, и они по справедливости не пользуются уважением в городах, так как разрушают тело работающего, заставляя его вести сидячий образ жизни, иногда даже проводить целые дни у огня: а если наносится вред телу, то и душа становится гораздо слабее. К тому же ремесло оставляет мало свободного времени для заботы еще о друзьях и родном городе. Поэтому ремесленники считаются непригодными для дружеского сообщества и плохими защитниками отечества. В некоторых городах, а особенно в тех, которые славятся военным делом, не дозволяется никому из граждан заниматься ремеслами» (Домострой, IV, 2). Особо пренебрежительно к людям ремесленного труда относились представители аристократических кругов. Аристотель писал: «Идеальное государство не дает ремесленнику гражданских прав, а если и ремесленник — гражданин, то нужно признать, что. .. гражданская добродетель. .. имеется не у всех свободнорожденных, но только у тех, кто избавлен от необходимости работой добывать себе пропитание (Политика, III, 3, 2). Презрительное отношение к ремесленным занятиям свойственно не только грекам, а характерно для большинства обществ, где применялся труд рабов. Так, по словам Геродота, «фракияне, скифы, персы, лидяне. . . меньше ценят тех граждан и их потомков, которые занимаются ремеслами. . . Это заимствовано всеми эллинами, больше всего лакедемонянами, а меньше всех пренебрегают ремесленниками коринфяне» (II, 167).

В демократических Афинах ремесленники политических прав не лишались; там существовал даже закон, запрещавший упрекать

183

гражданина за то, что его занятия связаны с торговлей или ремеслом. По-видимому, такое отношение к людям ремесленного труда было распространено. И тем не менее, свободное ремесленное производство играло большую роль в жизни Афинского государства, и мелкие ремесленники составляли значительную часть городского населения. Описывая наступление утра в Афинах, Аристофан говорит:

...по петушечьей утренней песне
Поднимаются все на работу, ткачи, печники, скорняки, мукомолы,
Гончары, столяры, маляры, мастера по слесарно-кузнечному делу
Обуваются наспех, впотьмах и бегут.
(Аристофан, Птицы, стихи 489—492.)

Живя в Афинах, ремесленники принимали активное участие в политической жизни и были постоянными участниками народного собрания, на время заседаний которого закрывались лавочки и ремесленные предприятия, принадлежавшие афинским гражданам. О социальном составе афинского демоса красноречиво свидетельствуют приписываемые Сократу слова, обращенные к одному из его аристократических учеников, робевшему перед выступлением в народном собрании. «Неужели ты стесняешься валяльщиков, башмачников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев, думающих только о том, чтоб им купить что-нибудь подешевле и продать подороже? А ведь из всех них и состоит народное собрание. .. ты не решаешься говорить перед людьми, которые никогда не думали о государственных делах. . .» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, III, 7).

Ремесленное производство в Афинах выпускало продукцию не только для удовлетворения местного спроса, но и для экспорта. Техника ремесла совершенствовалась. Применявшийся для раскрашивания сосудов черный лак обладал устойчивым блеском и придавал сосудам нарядный вид. В V в. до н. э. был изобретен ножной гончарный круг, при изготовлении сосуда не надо было поворачивать его рукой. Развивающаяся в это время дифференциация ремесленного труда значительно повышала его производительность. О техническом разделении труда в некоторых ремеслах свидетельствует Ксенофонт: «В больших городах .. .один шьет мужские башмаки, другой женские, а бывает и так, что один кроит, другой строчит, третий прирезывает верх, а четвертый только сшивает все вместе. Естественно, что тот, кто постоянно занимается самой небольшой частью работы, исполняет ее превосходно» (Киропедия, VIII, 2, 5). В ремесленных мастерских квалифицированную работу выполняли свободные люди, а операции, требовавшие физической силы и небольшой квалификации, выполнялись рабами. Так, например, закон под страхом смертной казни запрещал заставлять свободного человека вращать мельничный жернов. Только крайняя нужда могла заставить свободного пойти на черную неквалифицированную работу.

184

Один из друзей философа Сократа рассказал ему при встрече после длительной разлуки, что он лишился своего поместья за пределами Аттики и ничего не получил в наследство от отца. Он поэтому вынужден добывать себе хлеб трудом чернорабочего. Сократ посоветовал ему лучше наняться в качестве помощника по управлению хозяйством к какому-нибудь состоятельному человеку, смотреть за полевыми работами, помогать в уборке хлеба и охране имущества. Тот же ответил: «Тяжело мне будет, Сократ, нести такую рабскую службу» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, II, 8).

Менее зазорным для свободного человека в Греции было занятие художественным ремеслом. Так, мастера, изготовлявшие расписные вазы, гордились своим умением и ставили на сосудах свои имена: «Сделал такой-то». Иногда указывалось имя мастера, изготовившего сосуд, и имя художника, покрывшего сосуд художественной росписью.

Развитие ремесла было насущной необходимостью для афинян, которые в обмен на ввозимый из-за границы хлеб и другие сельскохозяйственные продукты вывозили ремесленные изделия. Ремесленное производство обеспечивало заработком безземельных и неимущих афинских граждан. Однако по мере распространения рабского труда, более дешевого и выгодного, многие свободные бедняки, не имевшие своих орудий труда, оставались без постоянной работы. Обширное строительство, происходившее в V в. до н. э. в Афинах, обеспечивало заработком этих людей. Характерно, что, по распоряжению Перикла, на организованных им строительных работах должно было работать не более 25% рабов. Демократическое правительство, таким образом, пыталось несколько ограничить вытеснение свободного труда рабским. Но это не могло дать действенного эффекта, так как распространение труда рабов было экономическим условием существования рабовладельческого общества.

Потребность в расширении производства при малой производительности труда рабов и пренебрежительном отношении граждан к производительной деятельности привела к тому, что в греческих государствах получил широкое применение труд людей, не имевших гражданских прав. Эти люди, переселившиеся в Афины из других городов, назывались метеками («живущими вместе»). Будучи свободными людьми, которые могли сами пользоваться результатами своего труда, метеки были заинтересованы в повышении производительности труда, проявляли инициативу, были энергичны и предприимчивы. Лишенные возможности приобретать землю и дома (они не имели права владеть недвижимостью), метеки все свои силы и способности вкладывали в ремесленную и торговую деятельность. Экономическое процветание Афин в значительной степени покоилось на активной деятельности метеков. Когда доходы Афин после Пелопоннесской войны резко снизились и нужно было принять меры для оживления хозяйственной деятельности, в качестве одной из них

185

предлагалось привлечь в город как можно больше метеков. Так, например, автор ряда политических трактатов, Исократ (IV в. до н. э.) писал: «С наступлением мира доходы города удвоятся, ибо он снова наполнится купцами, иностранцами и метеками» (Речь о мире, (VIII), 21).

Среди метеков были богатые рабовладельцы, как, например, переселившийся из Сиракуз по личному приглашению Перикла Кефал, отец оратора Лисия, оставивший своим сыновьям большую мастерскую щитов. Некоторые из метеков-богачей брали на откуп сбор налогов, выступали в роли подрячиков на государственном строительстве, занимались ростовщичеством и морской торговлей. Но большинство метеков занималось ремеслом, мелкой торговлей и жило наемным трудом. Так, в сохранившихся афинских надписях, содержащих счета за работу по строительству храмов, в одном случае из 71 ремесленника — 20 граждан, 35 метеков и 16 рабов, в другом из 94 ремесленников — 45 метеков, 9 иноземцев, 20 рабов и 20 граждан. О занятиях афинских метеков свидетельствуют надгробные надписи, упоминающие мельников, банщиков, красильщиков, парикмахеров, хлебопеков, золотых дел мастеров, живописцев, литейщиков, кузнецов, слесарей, оружейников, кожевников.

Метеки, жившие продажей своей рабочей силы, не гнушались никакой работой, и иногда в надписях упоминается один и тот же метек то в роли высококвалифицированного мастера, то в роли простого рабочего. В строительных надписях метеки представлены самыми разнообразными профессиями, от каменотесов и грузчиков до скульпторов, граверов, резчиков по слоновой кости, художников.

Ряд прославленных афинских мастеров, изделия которых пользовались большим спросом за пределами Аттики, были метеками. Так, один афинский мастер — метек даже перевез свою мастерскую по изготовлению художественных ваз в Пантикапей (соврем. Керчь) и там на месте сбывал свои изделия.

Численность метеков колебалась в различные периоды. В V в. до н. э. их число, по-видимому, было немногим меньше числа афинских граждан, так что они составляли значительную часть городского населения. Особенно много метеков жило в Пирее, который был центром деловой и коммерческой жизни Афин.

Метеки были непременной составной частью афинского общества. Аристофан шутливо сравнивает метеков с отрубями, примешиваемыми к муке при выпечке хлеба. Их смесь с гражданами дает хорошие результаты.

Просеянные здесь собрались граждане.
— А поселенцев (т. е, метеков — Авт.)
я зову мякиною.—
(Ахарняне, стихи 507—508).

Метеки играли большую роль и в афинской торговле.

186

Торговля и ростовщичество

В экономической жизни передовых греческих государств, таких как Коринф и Афины, торговля играла очень большую роль. Скудная почва Аттики вынуждала афинян ввозить хлеб, сушеную рыбу и другие продукты питания из хлебородных областей Фракии, Египта, Сицилии и Северного Причерноморья. В обмен вывозились изделия афинского ремесла и оливковое масло. В V в. до н. э. торговый обмен приобрел широкий размах.

Уничтожение афинским флотом пиратства в Эгейском море благоприятствовало развитию морской торговли, а внешняя торговля греческих государств была преимущественно морской. В Пирее, который был важнейшим торговым центром Греции, многочисленные корабли выгружали самые разнообразные товары: зерно, рыбу, кожи и скот, шерсть, ковры, благовония, лен, папирус, металлы, корабельный лес, рабов. Многие из этих товаров сбывались в Афинах, другие, после уплаты пошлины, отправлялись в другие города. Гавань Пирея была хорошо оборудована, имела удобные стоянки для кораблей, помещения для хранения выгружаемых товаров, множество лавок, меняльных контор, а также специальное помещение для выставки образцов продаваемых оптом товаров.

Афиняне получали все, что производилось в различных областях Средиземноморья.

По словам одного из афинских авторов V в. до н. э. «.. .всякие вкусные вещи, какие только есть в Сицилии, в Италии, на Кипре, в Египте, в Лидии, в Понте, в Пелопоннесе или где-нибудь в другом месте, все это собралось в Афинах благодаря владычеству над морем.. . А если уж говорить о богатстве греков и варваров, то афиняне одни могут иметь его у себя. В самом деле, если какой-нибудь город богат корабельным лесом, куда он будет сбывать его, если не добьется на это согласия тех, кто господствует над морем? . . Если какой-нибудь город богат железом, медью или льном, куда он будет сбывать, если не заручится согласием того, кто господствует над морем?» (Псевдо-Ксенофонт1, Афинская Политая, II, 11).

Известный афинский публицист Исократ, правда в несколько более поздний период, писал: «Каждый народ владеет страной, которая. .. в одном испытывает недостаток, другое же приносит в количестве большем, чем требуется, и большое существует затруднение — куда сбыть одно и откуда ввезти другое, но и эти беды афиняне предотвратили: они создали из Пирея торговую гавань в центре Эллады, где все находится в таком изобилии, что вещи, которые у других можно получить только с трудом, здесь вследствие их изобилия легко приобрести» (Панегирик (IV), 42).

Афинское государство извлекало большие доходы от пошлин, взимаемых со всех товаров, ввозимых и вывозимых через Пирей.

1 Это произведение неизвестного автора уже в древности было приписано Ксенофонту и дошло до нас в списках его произведений.
187

Большой размах афинской внешней торговли способствовал обогащению многих афинских граждан и метеков. Многочисленные ремесленники выгодно сбывали изделия приезжим купцам. Владельцы сдававшихся в наем помещений, мелкие торговцы, разносчики, грузчики, портовые рабочие получали средства к существованию благодаря оживленной деятельности Пирея.

Афины в V в. до н. э. были центром экономической жизни всей Греции.

Морская торговля связана была с большим риском из-за частых кораблекрушений, а иногда и нападений пиратов. Обычно купцы перевозили свои товары на чужих кораблях, иногда купец был одновременно и судовладельцем. В морской торговле необходимы оборотные средства для одновременной закупки большого количества товаров. Кроме того, после распродажи груза, прибывшего к месту назначения, купец должен был закупить там другие товары, чтобы корабль не совершал впустую обратного рейса. Потребность в деньгах для этих закупок заставляла морских купцов брать ссуды под проценты. Обычно ссуды давались под залог корабля или груза под высокие проценты, так как в случае гибели корабля с грузом кредитор терял деньги.

В роли морских купцов часто выступали метеки, в то время как богатые граждане предпочитали не подвергать свою жизнь риску, участвуя в торговых поездках, хотя охотно вкладывали свои средства в эти весьма доходные предприятия.

Огромное значение для Афин имела хлебная торговля, от которой зависело продовольственное снабжение основной массы жителей. Хлебными торговцами тоже, как правило, были метеки. Получая от торговли хлебом большие выгоды, эти купцы в то же время находились под строгим контролем государства, которое следило, чтобы они не взвинчивали чрезмерно цены и не занимались спекуляцией. Ловкие дельцы, конечно, умели обходить эти запреты. Специальные должностные лица (ситофилаки), число которых в начале IV в. до н. э. достигло десяти, следили за тем, чтобы торговцы зерном не закупали одновременно большого количества хлеба сверх установленного законом максимума и не взвинчивали произвольно цены. Лица, признанные виновными в спекуляции хлебом, присуждались к смертной казни.

Все негодование против спекулянтов хлебом, как видно из речи Лисия против хлебных торговцев, обрушивалось на мелких купцов, скупавших хлеб у оптовиков для продажи его населению. Лисий (Речь 22) обвиняет их в противозаконных закупках хлеба сверх нормы и продаже по завышенным ценам. По его словам, они наживаются на несчастьях государства; они раньше всех узнают печальные новости о гибели в море афинских судов или захвате их неприятелем и охотно распространяют слухи об этом, порой заведомо ложные, чтобы вызвать повышение хлебных цен.

Наряду с внешней торговлей, преимущественно морской, в Греции развита была и внутренняя торговля. Так, в Афинах был хо-

188

Афинские монеты (V в. до н. э.)

Афинские монеты (V в. до н. э.): а) лицевая сторона — голова Афины; б) оборотная сторона — сова, священная птица Афины; в) вид на акрополь, видны лестницы. Пропилеи, статуя Афины-Воительницы и Парфенон.

рошо организован и рынок для торговли местными изделиями и продуктами. Существовали специализированные торговые ряды — овощной, рыбный, горшечный, хлебный. Особые должностные лица следили за порядком на рынке, за правильностью весов и не допускали торговли недоброкачественными товарами, например несвежей рыбой. На афинский рынок приходили аттические земледельцы с продуктами своего хозяйства,, жители соседней Беотии, привозившие любимых афинянами угрей, овощи, глиняные изделия, являлись и мегарцы.

Торговля на рынке считалась предосудительным для гражданина занятием, и ею занимались преимущественно бедняки, а главным образом метеки.

Развитая торговля связана с наличием товарного производства, работающего на рынок. Однако не следует переоценивать его размеры. Наряду с такими развитыми передовыми центрами рабовладельческого производства, как Афины, в Греции существовали отсталые области, где торговля почти не имела значения. Да и в самой Аттике далеко не все хозяйства были втянуты в рыночные отношения. Некоторые вещи изготовлялись в семье, женщины пряли, ткали и шили одежду для домашнего употребления.

Тем не менее многие предметы потребления и прежде всего орудия труда и продукты питания приходилось покупать на рынке.

Развитие внутренней и внешней торговли в Греции увеличивало роль денег и способствовало развитию ростовщичества. В торговых центрах Греции, в том числе и в Афинах, большое значение приобретали люди, которые обменивали монеты одних городов на монеты других городов. Это было необходимо для совершения торговых сделок между купцами различных государств, чеканивших монеты

189

различных систем. Менялы выставляли свои столы на рыночной площади, и тут, на месте, производили все операции. Они получили название трапезиты (от слова «трапеза» — стол). Постепенно у этих людей в руках скапливались большие суммы денег, которые они давали в рост. В то же время они принимали на хранение деньги и ценные вещи. Богатые трапезиты имели своих агентов и в других государствах.

В греческих государствах появляется прослойка богатых дельцов, которые наживали огромные состояния на торговых и ростовщических операциях. Их экономические интересы выходили за рамки небольшого полиса, и они начинали тяготиться тем контролем и теми обязанностями, которые на них возлагало государство. В то же время в связи с распространением рабского труда, вытесняющего труд свободных, увеличивалось число бедняков, нищета которых особенно выделялась на фоне возрастающей роскоши богачей.

Экономическое развитие греческих государств неизбежно приводило к обострению социальных контрастов и углублению внутренних противоречий в полисе.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.



Rambler's Top100