Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
190

ГЛАВА X.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В АФИНАХ

Политический строй Афин в V в. до н. э.

Высшим государственным органом было народное собрание — экклесия. В нем могли участвовать все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет. Полноправным гражданином юноша становился уже с 18 лет, но до 20 лет он нес военную службу; только после окончания срока обязательного военного обучения он получал полные политические права.

Народные собрания происходили 40 раз в год, т. е. по 4 собрания в пританию. В случае надобности созывались и внеочередные собрания. Повестка дня каждого собрания была известна заранее. Каждое первое собрание очередной притании было посвящено утверждению должностных лиц на время притании. Ставился вопрос, хорошо ли выборные должностные лица исполняют свои обязанности. В случае отрицательного ответа их можно было отрешить от должности сразу же, в середине года, не дожидаясь пока истечет срок полномочия любого должностного лица, подвергшегося осуждению народа.

Таким образом, правящие должностные лица в Афинах подвергались проверке ежегодно на 10 собраниях. Это облегчало борьбу с неугодными политическими и государственными деятелями со стороны их политических противников.

В том же заседании рассматривались вопросы о финансовом положении, о безопасности государства и рассматривались заявления (если такие были) о государственной измене.

На втором собрании решались вопросы о государственных должниках, о предоставлении гражданских прав, о восстановлении в правах тех, кто был незаконно их лишен.

На двух последних собраниях решались все текущие дела, причем на каждом собрании могли рассматриваться три вопроса по де-

191

лам религии и культа, три вопроса по делам внешней политики и три вопроса по остальным делам по мере необходимости.

Народное собрание ведало и вопросами внешней политики. Очень важной функцией экклесии было издание законов и постановлений (псефисм). В отличие от законов, касавшихся общих вопросов, псефисмы представляли собой законодательные решения по частным вопросам на основе существующих законов. Законодательная процедура в Афинах была очень сложной. Опасаясь происков со стороны врагов демократии, афинский демос установил ряд преград при проведении новых законов. Каждый законопроект трижды обсуждался на народном собрании. Текст предлагаемого закона, а также и старого закона или законов, которые отменялись, как противоречащие новому, выставлялись для всеобщего ознакомления. После выступления автора законопроекта Народное собрание назначало специальную комиссию из числа народных судей в составе от 200 до 500 человек, которая должна была детально изучить и новый законопроект и старые законы. Народное собрание выделяло специальных защитников старого закона (или законов), а автор законопроекта выступал в качестве обвинителя отменяемого закона. Обсуждение законопроекта, таким образом, происходило в форме судебного процесса.

Только после этого Народное собрание выносило окончательное решение.

Однако и после принятия нового закона автор его в течение года мог быть привлечен к ответственности по обвинению в том, что он предложил закон, противоречащий демократической конституции и существующему законодательству. Такой процесс назывался графэ параномон («жалоба на противозаконие»).

В случае признания справедливости обвинения он грозил суровым наказанием автору законопроекта, вплоть до лишения его гражданских прав. Политическое значение «жалобы на противозаконие» видно из того, что как только аристократам удавалось взять верх, они отменяли это ненавистное им установление.

В Народном собрании происходили выборы должностных лиц. Голосовали обычно по десяти филам. Голосование было тайным. Голоса афиняне подавали путем опускания белых или черных камешков в урны. Белые камешки соответствовали положительному, черные — отрицательному решению.

Только при выборах стратегов голосование было открытым, так как на эту должность должны были избираться люди, обладавшие специальными познаниями. Перед голосованием происходило детальное обсуждение рассматриваемых вопросов. Каждый мог выступить и изложить свои соображения. Пользуясь свободой слова, ораторы могли подвергать критике любые мероприятия и в области внутренней и в области внешней политики.

Однако следует учесть, что для выступления перед многотысячной аудиторией требовались и соответствующие голосовые данные

192

й умение владеть вниманием аудитории и способность логично И убедительно излагать свои мысли. Человек, жизнь которого проходила за обработкой земельного участка, в ремесленной мастерской или на строительстве, не имел возможности выработать качества оратора для выступления перед такой аудиторией. Афиняне, желавшие выдвинуться на политической арене, специально обучались ораторскому мастерству (риторике), искусству спора и убеждения, умению держать себя на трибуне.

Это было доступно только юношам из состоятельных семей. Поэтому в народном собрании очень редко выступали рядовые афинские граждане. Но они влияли на ораторов своими репликами, отношением к их речам, и в конце концов все вопросы решались их голосами. Отдельные особо искусные ораторы иногда могли сбить с толку многотысячное собрание и убедить его принять противоречащее интересам демоса решение. Но в V в. до н. э. это были сравнительно редкие случаи и необдуманные решения обычно вскоре отменялись.

Афинский демос, т. е. все полноправные граждане могли активно участвовать в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Важным демократическим органом Афин был и Совет пятисот — буле. Совет был как бы президиумом Народного собрания, решавшим все вопросы в промежутках между созывами народного собрания и следившим за исполнением принятых решений. Громоздкость Народного собрания делала необходимым существование такого подготовительного и исполнительного органа, каким была афинская буле. Совет пятисот избирался по филам из афинских граждан, достигших 30 лет. Желавшие стать членами совета (булевтами) заявляли об этом и подвергались жеребьевке. Избранные по жребию проходили проверку (докимасию) в совете прежнего состава. Докимасия заключалась в том, что кандидату задавались вопросы, выяснявшие, является ли он полноправным гражданином Афин, достиг ли он уже 30 лет, как исполняет военные и финансовые повинности, возглагаемые на граждан государством, и, наконец, достаточно ли он почтителен к своим родителям. Кандидаты, благополучно прошедшие проверку, давали присягу в том, что будут руководствоваться в своей деятельности интересами афинского демоса и существующими законами.

Совет избирался сроком на один год, причем переизбрание членов Совета разрешалось не ранее чем через два года. Это позволяло большому числу афинян принять активное участие в деятельности буле.

Так как Совет ведал всеми текущими делами государства, то он должен был заседать ежедневно. Совет делился по филам на 10 частей (по 50 человек в каждой), дежуривших поочередно. Дежурные члены совета назывались пританами, а самое дежурство — прита-

нией. Каждая притания длилась 1/10 года, т. е. 34 дня. Совет пятисот

193

План афинской агоры V—IV вв. до н. э.

План афинской агоры V—IV вв. до н. э.

заседал в особом помещении, булевтерии. Председатель дежурной притании (эпистат), ежедневно переизбиравшийся по жребию, председательствовал и в совете и в народном собрании. В его руках находились ключи от государственных архивов, от храмов, где хранились государственная казна и государственная печать.

Важнейшей функцией Совета пятисот было предварительное рассмотрение вопросов, которые ставились в Народном собрании. Совет пятисот принимал предварительное решение (пробулевма), которое Народное собрание могло принять или отвергнуть. Афинская конституция не допускала постановки в Народном собрании вопросов без предварительного их обсуждения в Совете пятисот. Совет пятисот должен был, согласно присяге его членов (булевтов), стоять на страже демократического строя.

194

Афинская агора (реконструкция).

Афинская агора (реконструкция).

Западная сторона; на Рыночном холме возвышается храм Гефеста, сохранившийся доныне. Слева направо: толос — место отдыха и питания пританов; за ним — дом заседаний Совета (булевтерий); рядом с толосом храм Матери богов (здесь хранился государственный архив); далее—храм Аполлона и портик Зевса с алтарем перед ним.

Совет пятисот ведал также организацией обороны Аттики, государственными финансами, дипломатическими делами, отношениями с союзниками Афин. Совет должен был заботиться о пополнении афинского флота и следил за строительством и спуском на воду новых судов. Если Совет не справлялся с этой задачей, он лишался присуждения ему золотого венка, а это означало, что народ недоволен его деятельностью.

По истечении года Совет отчитывался в своей работе и передавал (после докимасии) свои полномочия новому составу.

Большую роль в политической жизни государства играл суд присяжных — гелиэя. В состав гелиэи избирались тоже по жребию все желающие граждане, достигшие 30 лет. Количество гелиастов составляло 5000 человек и 1000 запасных. Гелиасты, вступая в должность, давали присягу, текст которой приводится в одной из речей Демосфена: «Я буду судить по законам и постановлениям народа и совета. Я не одобрю ни тирании, ни олигархии. Я не буду слушать тех, кто говорит против афинской демократии, я не допущу отмены долгов, передела земли и домов афинян. Я не буду возвращать изгнанников и приговоренных к смертной казни. Тех, кто находится в городе, я не изгоню вопреки законам и декретам. Я сам так не сделаю и не допущу, чтобы другие так поступали... Я не позволю в одном и том же году исполнять две должности. Я как судья не буду брать подарков ни сам, ни через третье лицо. Никто не примет их от моего имени.

Мне не менее 30 лет. Я буду равно выслушивать и защиту и обвинение и буду решать по существу дела... Пусть падут все проклятия на голову мою и моей семьи, если я нарушу хотя бы одно из этих обязательств...» (Демосфен, XXIV, 149).

195

Из этой присяги видно, что гелиэя наряду с рассмотрением судебных дел имела и важные политические функции. Между тем, гелиастом имел право быть любой афинский бедняк, так как здесь не требовался ни имущественный ценз, ни какие-либо специальные знания.

Суд заседал ежедневно, кроме праздничных дней. Гелиэя делилась на комиссии, куда входило обычно от 200—500 человек (как правило, с нечетным числом членов). Гелиаст заранее не знал, в какой комиссии он будет заседать и, следовательно, в рассмотрении каких дел он примет участие. Утром на площади, где находились судебные помещения, гелиасты тянули жребий: на камешках была указана цифра, в соответствии с которой гелиасты направлялись в разные комиссии. Эта система имела целью предотвратить подкуп судей и сговор их с какой-либо из спорящих сторон. Но в результате получалось, что судьи заранее не знакомились с делами и. должны были решать на основании только своего впечатления от выступлений на суде. Так как многие дела были сложны и запутаны, а гелиасты не могли знать в тонкости все законы, то очень многое зависело от ловкости и красноречия спорящих. В афинском суде часто говорили не по существу дела, рассказывая о своих заслугах перед государством, о подвигах своих предков. Если выступал богатый человек, он превозносил свою щедрость и готовность служить своими средствами государству, если — бедняк, он стремился разжалобить судей своими горестями и вызвать их сочувствие.

Для выступавших в суде был установлен строгий регламент, проверяемый находившимися здесь водяными часами. Регламент был одинаковым для всех. В регламент не включалось только время, занятое чтением государственных законов и показаниями свидетелей. После выступления сторон, без всякого обсуждения, переходили к голосованию. Каждый гелиаст получал два камешка — белый и черный или цельный и просверленный. Первый означал оправдание, второй — осуждение. Камешек, выражавший мнение судьи, он опускал в металлическую урну, а оставшийся — в деревянную. Приговор объявлялся после подсчета камешков в первой урне. Приговоры гелиастов апелляции не подлежали, это была высшая судебная инстанция.

Дел у гелиэи было очень много, так как в Афины для судебного разбирательства приезжали многочисленные жители из союзных государств. За каждый день судья получал вознаграждение.

Эта оплата позволяла и более бедным афинянам отрываться от их постоянного занятия для участия в общественной жизни. Судья должен был посвятить заседаниям не менее 100 дней в году. А для некоторых бедняков плата, полученная в суде, являлась основным источником существования и они всячески добивались должности гелиаста. Так, в комедии Аристофана один афинянин говорит сыну:

Из того, сын, что сегодня получу,
На троих нам надо хлеба,
Надо щепок, надо мяса. ..

196

А тот в ответ:

Ах, отец мой, если б судьи
Не сидели в гелиее,
Где б добыл ты нам на завтрак,
Нам на ужин, что б ты сделал?
(Осы, стихи 300—307).

Заявления о возбуждении судебных дел принимали архонты, которые и председательствовали в гелиэе при их разбирательстве. Они должны были заботиться о сиротах и следить, чтобы опекуны не злоупотребляли своими правами. С середины V в. к должности архонтов были допущены и зевгиты, т. е. люди среднего состояния, способные приобрести себе тяжелое вооружение. Архонты избирались тоже посредством жребия, проходили докимасию, а затем приносили присягу, что будут исполнять обязанности в соответствии с законами и не станут принимать подарков. Архонты, как и члены совета 500 и гелиасты, получали вознаграждение из государственной казны.

Система избрания по жребию, хотя и носила демократический характер, но могла привести к занятию должностей случайными людьми. В гелиэе и Совете пятисот в силу многочисленности их состава это не имело такого значения, так как побеждал здравый смысл большинства.

Стратеги избирались в Народном собрании открытым голосованием (поднятием рук) по одному от каждой филы. Из десяти избранных стратегов выделялся один председатель. Впоследствии роль этой должности настолько возросла, что председателя коллегии стратегов избирало непосредственно Народное собрание.

В отличие от других должностных лиц стратеги могли переизбираться несколько лет подряд. Стратеги возглавляли афинскую армию во время походов и распоряжались денежными средствами, ассигнованными на' военные приготовления или на военные операции. По истечении срока своих полномочий стратеги отчитывались перед народным собранием в израсходовании доверенных им денег. Но пока стратег занимал должность, он не должен был отчитываться и пользовался известной самостоятельностью в своих действиях. Так, например, Перикл, переизбиравшийся на должность первого стратега в течение 14 лет подряд, все это время ни разу не отчитывался в своих расходах, а затем у него потребовали отчета за все 14 лет его стратегии.

Стратеги, как правило, избирались из представителей знатных и богатых семей, проходивших специальную гимнастическую и военную подготовку, недоступную детям бедных и среднесостоятельных граждан.

Наряду с демократическими органами управления в Афинах сохранялся и Ареопаг. Но после реформы Эфиальта он сохранил в своем ведении лишь судебные дела о предумышленных убийствах, поджогах и наблюде-

197

ние за исполнением обрядов религиозного культа. Пополнялся Ареопаг по-прежнему бывшими архонтами, после того как истекал годичный срок их полномочий.

Афинское государственное устройство было самым демократическим в древней Греции.

В Афинах все граждане могли принимать непосредственное участие в решении государственных дел. Все должности были выборными, и некоторые из них оплачивались. Народное собрание имело право отстранить и привлечь к ответственности любое должностное лицо, не дожидаясь окончания срока его полномочий.

В Афинах существовала свобода слова, свобода личности (никто не имел права заключать в тюрьму афинского гражданина, даже уличенного в преступлении, без решения суда или народного собрания, за исключением случаев государственной измены и злоупотреблений государственными средствами).

Фукидид влагает в уста Перикла следующие слова: «Благодаря величию нашего государства к нам со всей земли проникает все, что угодно; поэтому тем, что считается хорошим у других народов, мы пользуемся и наслаждаемся, привыкнув к этому так же, как к тому, что у нас собственное. От наших противников.. . мы отличаемся следующим: государство наше мы делаем общим достоянием всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш город, так как нас нисколько не тревожит, что кто-либо из врагов, увидев что-нибудь не сокрытое, воспользуется им для себя» (II, 39). Граждане афинского полиса гордились своими порядками и своим государственным и общественным строем, противопоставляя его реакционной спартанской системе, с ее строем казарменной муштры, подавлявшей свободного человека.

«Наш государственный строй — говорит Перикл — не подражает чужим учреждениям, мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим». (II, 37). И тем не менее, афинская демократия, при всех ее положительных чертах, была демократией ограниченной, демократией для меньшинства населения. Политическими правами в Афинах пользовались только чистокровные афиняне, у которых и отец и мать были коренными жителями Афин. Это исключало из числа граждан многих людей, так как благодаря давним экономическим и культурным связям с другими областями Средиземноморья в Афинах были распространены смешанные браки.

Афинские женщины, составлявшие не менее половины гражданского населения, не допускались к участию в политической и общественной жизни. Они не имели права не только голосовать, избирать и быть избранными, но даже присутствовать на заседаниях Народного собрания. Афинянки вели затворнический образ жизни, занимаясь только домашним хозяйством и воспитанием малолетних детей.

Когда к мужу приходили гости, жена удалялась в свои

198

покои, не принимая участия в приеме и беседах мужчин. Это своеобразное благонравие афинян иногда приводило к печальным курьезам. Так, в одной из судебных речей Демосфена (47, 55) рассказывается, как однажды в отсутствие хозяина, в дом его проникли грабители, которые стали выносить вещи. Сосед, пришедший на крики находившихся в доме женщин, не решился войти в дом, где не было хозяина, и ничем не помог. Это сообщается без всякого осуждения его поведения, так как он поступил в согласии с афинскими обычаями. Женщина в Афинах не имела права распоряжаться своим имуществом. Подобно детям и несовершеннолетним, афинская женщина всю жизнь находилась под опекой отца, мужа, брата или кого-либо из родственников.

Таким образом, женская половина афинского населения была лишена возможности пользоваться благами демократического устройства.

Политических прав в Афинах не имели и метеки, хотя они, постоянно живя в Афинах, выполняя все обязанности, возлагавшиеся на афинских граждан: они платили налоги на военные нужды, несли и сами военную службу в качестве гоплитов или легковооруженных; метеки служили в афинском флоте в качестве матросов и гребцов. Богатые метеки, наряду с афинскими гражданами, выполняли некоторые литургии.

Лишенные политических прав, метеки были урезаны и в других правах в сравнении с афинскими гражданами. Так, например, они не имели права владеть недвижимым имуществом — землей и домами и вынуждены были поэтому ютиться в сдаваемых по найму дорогих и неудобных помещениях. Метеки должны были платить считавшийся унизительным у греков подушный налог, в то время как сами афиняне в период мира не платили никаких налогов. Жизнь и безопасность метеков охранялась афинскими законами меньше, чем жизнь граждан. Афинские законы отличали умышленные убийства граждан от непредумышленных, устанавливая в первом случае более суровые наказания. В случае же убийства метека такие различения не делались, и убийца нес более легкое наказание. В случае судебного спора метека с гражданином афинский суд часто проявлял пристрастие, вынося решение в пользу гражданина.

Афинская рабовладельческая демократия, ограничивая число людей, пользовавшихся политическими правами, ставила неграждан в неблагоприятные для их жизни условия.

И, наконец, совершенно лишены были каких бы то ни было прав в Афинах рабы, число которых в V в. до н. э. было не меньше числа свободных людей. Жестокая эксплуатация и бесправие рабов, трудом которых создавались основные богатства Афин, составляли основу процветания рабовладельческой демократии.

Население, лишенное возможности участвовать в политической жизни Афинского государства, включая женщин, метеков и рабов, составляло подавляющее большинство всех жителей Афин. Таким образом, афинская демократия была демократией для меньшинства.

199

Ограниченность рабовладельческой демократии заключается и s том, что она не только допускала эксплуатацию, но предполагала ее в качестве обязательного условия своего существования. Те блага, которыми пользовалось афинское гражданское население, и прежде всего материальная помощь, систематически оказываемая государством свободной бедноте, были возможны лишь благодаря эксплуатации труда рабов, метеков и ограблению подвластных Афинам союзников. Эти стороны афинской демократии ослабляли ее и в конечном итоге подготовили ее гибель. Но в условиях Греции V в. до н. э. демократический строй способствовал экономическому и культурному расцвету Афинского государства и выдвижению Афин в качестве ведущего центра Эллады.

Наиболее блестящая пора в истории рабовладельческой афинской демократии падает на период правления одного из самых выдающихся государственных деятелей древней Греции — Перикла.

Афинское государство в период правления Перикла

Перикл принадлежал к аристократическому афинскому роду. Отец его, Ксантипп, неоднократно занимал в Афинах должность стратега и отличился в сражениях с персами. Мать Перикла была внучатной племянницей Клисфена и принадлежала, таким образом, к роду Алкмеонидов. Как и все юноши из богатых и знатных семей, Перикл прошел специальное гимнастическое и военное обучение. Перикл был сведущ и в вопросах литературы и естественных наук. Он в полной мере обладал чувством прекрасного и был тонким ценителем произведений литературы и искусства. Перикл обладал всеми необходимыми качествами, для того чтобы играть руководящую роль в политической жизни Афинского государства.

Ораторское мастерство сочеталось у Перикла с логической силой доказательств. По свидетельству современников, никто не мог устоять в споре с ним. Перикл обладал большой политической прозорливостью, был осторожным, но настойчивым и целеустремленным человеком. Скромный и бережливый в личной жизни, Перикл был человеком широкого размаха в том, что касалось расходов на общественные нужды. Занявшись политической деятельностью, он целиком отдался ей, отказавшись от праздничных пиров •и увеселений людей своего круга. Плутарх о Перикле писал: «Для него существовала только одна дорога в городе—та, что вела на агору и в здание совета. Он не ходил на званые обеды и прекратил всякое светское общение; так, за все то весьма продолжительное время, что он занимался государственными делами, он не ходил на лбед ни к одному из своих друзей» (Плутарх, Перикл, 7).

Выходец из аристократии, Перикл посвятил себя служению •афинскому демосу и был щедро вознагражден за это. Популярность Перикла была так велика, что его в течение 14 лет выбирали первым стратегом и в его руках фактически сосредоточились бразды

200

План города Афины.

План города Афины.

правления внутренней и внешней политикой Афин. Фукидид, современник Перикла, писал о нем: «Перикл, опираясь на свой авторитет и ум и будучи, очевидно, неподкупнейшим из граждан, свободно сдерживал народную массу и не столько она руководила им, сколько он ею; по имени это была демократия, на деле же власть принадлежала одному гражданину» (II, 65).

В действительности, однако, правление Перикла не было единовластием, и при нем афинская демократия не только не была ущемлена, а получила дальнейшее развитие. Роль Перикла определяется тем, что он сумел наилучшим образом понять и сформулировать те основные задачи, которые стояли тогда перед Афинским государством, и то, что он предлагал, было понятно, близко и нужно афинскому демосу. Политика Перикла выражала интересы подавляющего большинства афинских граждан и потому ему удавалось убеждать народное собрание в своей правоте и заставлять голосовать за предлагавшиеся им решения. Как и надлежит руководителю, Перикл в ряде случаев видел дальше и лучше других, и сила его заключалась в умении убеждать и вести за собой афинский демос.

В то же время, будучи человеком с широким кругозором, Перикл придерживался большей свободы в быту, чем это было принято в Афинах. Вторая жена Перикла Аспасия, родом из Милета, была в отличие от афинянок, образованной женщиной, разбиравшейся в науке, литературе, искусстве и политике. Она живо интересовалась

201

общественной и культурной жизнью Афин и была другом и советником Перикла. Их дом стал центром поэтов, философов, ученых, живших в Афинах или приезжавших туда. Там велись оживленные беседы, теоретические споры, в которых жена Перикла участвовала на равных правах с мужчинами. Выдающийся ум Аспасии производил большое впечатление на встречавшихся с нею людей, и даже философ Сократ, слывший умнейшим из всех греков, с большим уважением отзывался об Аспасии и говорил, что он многое вынес из бесед с ней.

Такое свободное положение женщины в доме противоречило афинским обычаям, и этим воспользовались политические противники Перикла для грязных нападок на его жену, которую из-за того, что в ее доме встречались мужчины и женщины, обвинили чуть ли не в сводничестве.

Но если в вопросах личной жизни Перикл осмеливался выступить против общепринятой консервативной морали афинян, то в своей политической деятельности он постоянно считался с общественным мнением и руководил делами государства, исходя из общих интересов.

Перикл выступил на политическую арену еще в 60-е годы V в. до н. э., в период блестящих военных успехов и большой популярности представителя аристократических кругов сына Мильтиада Кимона. С самого начала Перикл примкнул к демократической партии, которая выражала интересы подавляющей части афинского свободного населения — ремесленников, торговцев, основной массы земледельцев. Вместе с Эфиальтом Перикл выступал против Кимона и участвовал, по-видимому, в проведении реформы Ареопага. После убийства Эфиальта Перикл стал общепризнанным главой афинских демократов. В это время в Афинах еще действовала система, установленная Клисфеном, по которой высшие должности в государстве могли занижать только богатые граждане, принадлежавшие к первым двум имущественным группам Солона. Демократы добивались распространения активных политических прав на всех граждан, независимо от происхождения и имущественного положения. Для этого нужно было не только допустить всех граждан к занятию государственных должностей, но и создать материальные условия, которые позволили бы осуществить эти права на деле. До сих пор должности в Афинах не оплачивались и в силу одного этого их могли занимать только обеспеченные люди.

Афинские демократы считали, что государство обязано заботиться о материальном обеспечении свободной бедноты из числа граждан, численность которой возрастала по мере распространения рабского труда. Эта обязанность вытекала из классовой сущности полиса, представлявшего собой коллектив граждан, противопоставленный негражданам и рабам. На это тратилась часть государственных доходов и, кроме того, привлекались средства богатых граждан, которые выпол-

202

няли так называемые литургии (общественные повинности). Литургии заключались в подготовке хора для театральных представлений (хорегия), организации гимнастических состязаний, угощении граждан своей филы, оснащении и снаряжении военных кораблей и др., включая питание и одежду хоревтов.

Демократическим преобразованиям в Афинах противилась аристократическая группа, во главе которой в середине V в. до н. э. стоял зять Кимона, Фукидид из Алопеки, дальний родственник историка Фукидида. Ловкому и энергичному Фукидиду удалось сплотить афинских аристократов. По словам Плутарха, он положил конец бывшему до тех пор положению вещей, когда люди из так называемого хорошего общества были рассеяны поодиночке и смешаны с народом, так что блеск их происхождения терялся среди массы рядовых граждан. Он резко отделил их от народа, собрал всю их силу воедино и тем увеличил их вес... (Плутарх, Перикл, 11).

Аристократическая группировка была против участия в управлении государством рядовых граждан. Она полагала, что занимать должности и руководить политической жизнью должны люди богатые и знатные, живущие доходами со своего имущества и яе связанные личным участием в ремеслах или торговле. По мнению аристократов, только люди, получившие специальное воспитание, способны были здраво судить о государственных делах. Остальные граждане должны были, по их мнению, довольствоваться пассивной ролью и заниматься своими личными повседневными делами. Афинские аристократы были ревностными приверженцами спартанских порядков, в которых видели идеал государственного устройства. В Афинах их поддерживали крупные землевладельцы и примыкавшая к ним часть зажиточного крестьянства.

Упорная борьба между вождями обеих политических групп — Периклом и Фукидидом — завершилась в 443 г. остракисмом Фукидида. Обнаруженные при раскопках в Афинах черепки с именем Перикла свидетельствуют, что противная партия прилагала усилия, чтобы удалить его из Афин, но победа осталась за вождем демократии. С этого времени до 430 г. до н. э. Перикл бессменно занимал должность первого стратега.

Еще в 50-е годы в Афинах была проведена реформа, допустившая к занятию высших должностей граждан третьей имущественной солоновской группы, составлявшей подавляющее большинство афинян. Беднейшие граждане, принадлежавшие к разряду фетов, вынужденные работать по найму, могли быть членами суда присяжных и, по словам, приписываемым Периклу Фукидидом, скромность их общественного положения не мешает им приносить пользу государству, если они в состоянии это сделать (II, 37).

Народное собрание, включавшее всех без исключения граждан, стало регулярно созываться и превратилось в подлинный верховный орган Афинского государства, оплот его демократического устройства.

203

В правление Перикла впервые в Афинах была введена оплата за исполнение выборных государственных должностей членам Совета пятисот, а затем гелиастам и архонтам. Они получали небольшое вознаграждение за каждый присутственный день, что позволяло без ущерба для их доходов отрываться от повседневных занятий.

Наряду с людьми, занимавшими должности, оплату получали и граждане, служившие в армии и во флоте. Из государственной казны выплачивались пенсии инвалидам,, неспособным по состоянию здоровья добывать себе средства к существованию; сыновья граждан, погибших на войне, воспитывались до совершеннолетия на государственный счет, а затем получали от государства вооружение. Число граждан, получавших систематически деньги от государства, достигало в IV в. до н. э., по свидетельству Аристотеля, 20 ООО человек. Вероятно, их было не меньше и в V в.

Афинское демократическое государство смягчало этими мерами тяжелое положение свободной бедноты, разорявшейся в результате распространения рабского труда. Наряду с этим Перикл уделял большое внимание материальному обеспечению свободных бедняков, заботясь о предоставлении им возможности заработать себе на жизнь.

Согласно Фукидиду Перикл говорил: «Сознаваться в бедности у нас не постыдно, но гораздо позорнее не стараться выбиться из нее трудом» (II, 40).

При Перикле в Афинах было развернуто большое строительство, потребовавшее крупных средств и обеспечившее работой множество людей самых различных специальностей. Сущность этой деятельности Перикла хорошо раскрывает Плутарх: «Перикл не хотел, чтобы простонародье, не сражавшееся в войсках и живущее ремеслом, оставалось без государственной поддержки, и в то же время он считал нежелательным, чтобы оно получало деньги, ничего не делая и проводя время в праздности. Поэтому он поспешно вносил один за другим в Народное собрание проекты больших строительных работ. Представленные им планы требовали применения труда самых различных ремесленников и притом в течение долгого времени. Благодаря этому граждане, остающиеся на родине, получали не меньшее право пользоваться своей долей казенных средств, чем плавающие на судах, находящиеся в гарнизонах или участвующие в военных походах» (Плутарх, Перикл, 12).

Великолепные общественные здания и храмы, воздвигнутые в правление Перикла, сделали Афины красивейшим городом Греции, вызывавшим восхищение приезжавших туда путешественников. Для осуществления строительства Перикл привлек лучших архитекторов, скульпторов и художников. Активное участие во всех этих сооружениях принимал близкий друг Перикла, знаменитый скульптор Фидий.

204

Распространившиеся во всей Греции слухи о великолепии храмов и акрополя Афин способствовали росту международного престижа Афинского государства.

Важным средством борьбы с бедностью граждан была высылка клерухий — военно-земледельче-ских поселений на землях Афинского морского союза. Афинские клерухи, получавшие земельные наделы на территории союзников, осуществляли одновременно военный контроль над союзными общинами.

При Перикле отправлены были клерухи на Херсонес Фракийский, на острова Наксос и Андрос, во Фракию, в южную Италию, во вновь основанную Афинами колонию Фурии. По словам Плутарха, Перикл предпринимал это, чтобы разгрузить город от беспокойного люда, склонного к беспорядкам из-за бездействия, и чтобы облегчить тяжелое состояние простого народа; их поселяли на территории союзников в качестве военного гарнизона, чтобы союзники «не бунтовали» (Плутарх, Перикл, 11).

Большое значение в демократических Афинах имела организация празднеств, сопровождавшихся всенародными угощениями на государственный счет, зрелищами и состязаниями. Периклу приписывают введение раздач зрелищных денег, так называемого феорикона, которые позволяли беднейшим гражданам приобретать билеты для посещения театральных представлений, происходящих во время празднеств. Это тоже была форма пособия бедноте.

Во время празднеств совершались жертвоприношения богам, после которых происходили пиршества. Афинские бедняки ели мясо только на этих пирах. Праздников в Афинах было больше, чем в других греческих государствах. Правительство Перикла заботилось об удовлетворении и материальных и духовных потребностей афинян. Фукидид приписывает ему следующие слова: «Повторяющимися из года в год состязаниями и жертвоприношениями мы доставляем душе возможность получить многообразный отдых от трудов» (II, 38).

Для проведения политики Перикла, кроме государственных средств, широко привлекались средства богатых афинских граждан и метеков, которых демократическое государство привлекало к несению литургий. Самыми дорогостоящими из них были триерархия — обязанность оснастить и снарядить к отплытию военный корабль —• и хорегия — подготовка хора к постановке трагедии. Хорег должен был платить участникам хора во время репетиций, приобретать для них костюмы и нести расходы по постановке. Хореги за проявленную ими щедрость и изобретательность удостаивались награды, и многие богачи, стремившиеся снискать себе популярность, тратили огромные суммы, заставляя говорить о себе. К числу литургий относилось и проведение гимнастических и музыкальных состязаний, организация угощений для бедных граждан своей филы и т. д.

Во времена Перикла, в период расцвета демократических Афин,

205

богатые люди как правило охотно брали на себя выполнение этих дорогостоящих, но почетных обязанностей.

Афинские граждане, пользовавшиеся политическими и экономическими благами жизни, ревниво оберегали свои права и привилегии, не дозволяя проникать в их ряды людям неафинского происхождения. Эта ограниченность рабовладельческой демократии проявилась в законе, который еще в 451 г. до н. э. был принят народным собранием по предложению Перикла. По этому закону гражданином считался лишь тот, у кого оба родителя были афинянами. Когда в 445 г. до н. э. прибыл транспорт хлеба из Египта в дар афинянам, перед его распределением произвели проверку списков граждан для того, чтобы ограничить число получателей. По сообщению Плутарха, около 5 000 человек были исключены из числа граждан и за незаконное присвоение прав осуждены на продажу в рабство. После этого осталось 14 400 претендентов на получение бесплатного хлеба.

Оборотной стороной системы широких социальных мероприятий, проводившихся Периклом в пользу афинского демоса, было и то, что значительная часть этих расходов производилась за счет афинских союзников.

После того как в 454 г. до н. э. союзная казна была перенесена с острова Делоса в Афины, она фактически слилась с афинской государственной казной, и демократическое правительство спокойно расходовало союзные деньги на внутриафинские нужды, в том числе и на строительство и на пособия бедным гражданам.

С этого времени бывший Делосский союз стал официально именоваться Афинским союзом.

Политические противники Перикла обвиняли его в том, что средства, взыскиваемые с союзников для ведения войны, растрачиваются на украшение города. По их словам, Афинский полис, расходуя тысячи талантов на сооружение статуй и храмов, разубрался, словно тщеславная женщина, увешивающая себя побрякушками. В ответ на это Перикл объяснял народу, что афиняне не обязаны давать отчет союзникам в расходовании ими денег, так как Афины обеспечивают их безопасность, в то время как союзники не выставляют ни конницы, ни кораблей, ни гоплитов. А раз Афины обеспечены всем необходимым для войны, они вправе тратить деньги на то, что прославляет город и дает афинянам средства к существованию.

К этому времени в Афинский союз входило около 200 полисов. Подавляющая часть союзных городов не имела ни армии, ни флота, ни укреплений. Они поэтому были совершенно беззащитными перед лицом Афин. Лишь Самос, Хиос и два города на Лесбосе (Метимна и Митилена) сохранили некоторую независимость, так как имели свои вооруженные силы и пользовались известной автономией.

В целях лучшей организации сбора союзных взносов (фороса)

206

Афинский союз был разделен на пять округов — Фракийский, Геллеспонтский, Ионийский, Кариийский и Островной. Сохранившиеся обломки надписей с учетом взносов афинских союзников позволяют определить и территорию, на которую распределялось афинское владычество, и размер поступлений в афинскую казну.

В годы правления Перикла поступления от фороса колебались, так же как и количество афинских союзников.

Афины вмешивались во внутренние дела союзников, насаждая там порядки по афинскому образцу, что встречало поддержку демократических слоев населения. Но Афинское государство ущемляло политическую самостоятельность своих союзников, подвергая их мелочной опеке и перенося решение ряда их внутренних дел в Афины. По требованию Афин в союзных государствах была введена чеканка монет по афинскому образцу и афинская система мер и весов. Граждане союзных государств должны были обращаться в афинский суд для разбирательства сколько-нибудь сложных дел. Они подолгу жили в Афинах, дожидаясь, когда настанет очередь для разбора их дела в гелиэе. Это увеличивало работу гелиастов и тем самым обеспечивало им оплату за их рабочие дни. Союзники обязаны были присылать делегации на афинские праздники. Это приносило выгоды многим афинянам. «Хорошо идут дела,— пишет один из афинских авторов V в. до н. э.,— у тех афинян, у кого есть дом, сдающийся внаймы, или упряжка вьючных животных, или раб, отдаваемый внаймы; наконец, глашатаи получают работу вследствие приезда союзников (Псевдо-Ксенофонт, Афинская Полития, I, 16). Для союзников же это было не только унижением, но и обременительно в материальном отношении.

Афинские ростовщики, злоупотребляя своим привилегированным положением в союзных городах, давали ссуды под залог имущества, а затем беспощадно обирали своих несостоятельных должников. Как свидетельствует надпись с текстом договора Афин с Халкидой, афинские граждане и даже метеки, платившие налоги в Афинах, освобождены были от обложения в союзных городах.

Афинские клерухии создавались на территории союзников за счет изъятия земель у местных жителей. Иногда афинские клерухи оставались жить в Афинах, сдавая в аренду полученные ими участки земли жителям союзных городов. Союзники Афин были ущемлены и в своей внешней торговле. Некоторые товары, например хлеб, разрешалось ввозить только в Пирей, а оттуда уже, по уплате пошлин и удовлетворении потребности Афин, везти дальше. Специальные афинские должностные лица контролировали проход судов через проливы, ведущие в Черное море, и следили, чтобы это требование выполнялось. Таким образом, процветание Афин в значительной мере покоилось на угнетении и эксплуатации союзных городов. Все попытки отложиться от Афин подавлялись с помощью вооруженной силы.

В этом отношении афинские демократы ничем не отличались от Кимона, жестоко подавившего выступления союзников на Фасосе

207

и Наксосе. Когда в 440 г. до н. э., уже в правление Перикла, от Афин отложился Самос, туда была отправлена эскадра, возглавленная самим Периклом, которая после длительной осады взяла город и жестоко расправилась с жителями.

Однако следует отметить, что в период расцвета Афинского могущества антиафинские выступления союзников были сравнительно редкими. Кроме военной слабости союзных с Афинами городов, это объясняется теми экономическими выгодами, которые давало существование союза. В Эгейском море уничтожено было пиратство и беспрепятственно развивалась морская торговля. Войны между союзными государствами, хотя и не были воспрещены, фактически прекратились. Длительный мир благоприятствовал экономическому развитию. Торговля с Афинами, флот которых господствовал и в Эгейском море и в проливах, позволяла приобретать товары, производившиеся в различных областях Средиземноморья. Немаловажное значение имело и то, что демократы в союзных городах опирались на поддержку Афин в своей борьбе против аристократических групп, сочувствовавших Спарте. О том, что отношения Афин с союзниками переплетались с внутренней борьбой в союзных городах, свидетельствует высказывание враждебного демократии автора: «Афиняне знают, что в Афинах власть в руках народа будет оставаться очень недолго, если в союзных городах возьмут силу богатые и знатные. .. Знатные же афиняне защищают знатных людей в союзных государствах, понимая, что им это выгодно» (Псевдо-Ксенофонт. Афинская Полития, I, 14).

Выступления афинских союзников против Афин как правило в эти годы устраивались аристократами при прямой или косвенной поддержке Спарты.

Опасения демократических кругов в союзных государствах, что в случае разрыва с Афинами у них возьмут верх представители реакционных групп, ориентировавшихся на Спарту, были фактором, мешавшим распаду Афинского союза.

Афинское государство, поддерживая демократов в союзных городах, в то же время стремилось извлечь как можно больше выгод от существования союза, нисколько не считаясь с принципами равноправия и автономии.

Рабовладельческая демократия, достигшая наивысшего расцвета в Афинах, давшая полноту прав основной массе афинских граждан, была демократией для меньшинства, основанной на эксплуатации, неравенстве, бесправии и угнетении рабов, метеков и массы населения союзных государств.

Победа и укрепление демократического строя в Афинах и превращение Афин в сильную морскую державу привели к ухудшению отношений со Спартой. Спарта враждебно относилась к демократическому строю Афин и была встревожена распространением афинского влияния в Греции. Демократическая же партия Афин видела в Спарте основного противника, угрожавшего и безопасности

208

Афин и существованию Афинского морского союза. Для ограждения Афин от вторжения спартанских войск завершается начатое еще при Фемистокле строительство Длинных стен, соединявших город с гаванью Пиреем. Эти стены превращали Афины и Пирей в неприступную с суши крепость. Военные столкновения Афин со Спартой и ее союзниками начинаются уже в 50-е годы V в. до н. э.

Жестокая борьба разгорелась из-за острова Эгины, господствовавшего над выходом из Саронического залива, «внутреннего моря» Афин. Перикл называл Эгину гноем на глазу Афин. В конце концов Эгина была насильственно включена в состав Афинского союза.

Столкновения между Афинами и союзниками Спарты происходили и на территории Истма, который был важен для Афин и в стратегическом и в торговом отношении.

Временное усиление влияния Афин на Мегары встревожило Коринф, державший в своих руках торговлю с западом.

Заключение мира с Персией (Каллиев мир) развязало руки Афинам и позволило активизировать действия по расширению сферы афинского влияния.

В то же время прекращение состояния войны с Персией ставило под сомнение целесообразность Афинского союза, который создан был для борьбы против персов. Недовольство в союзных государствах взимаемым с них форосом естественно усилилось, чем не преминула воспользоваться Спарта.

При поддержке Спарты в 446 г. до н. э. о. Евбея вышел из Афинского союза; спартанские войска в это время вторглись в Аттику.

После их ухода из Аттики афиняне завоевали Евбею. В городах Евбеи поставлены были у власти сторонники Афин. В некоторые области были выведены афинские клерухи. До нас дошла надпись с текстом договора между Афинами и одним из городов Евбеи — Халкидой (446—445 гг. до н. э.). Афиняне обязуются не казнить и не лишать гражданских прав жителей Халкиды, но оговорка «без постановления афинского народного собрания» показывает, чего стоило это обязательство. Афинские граждане и метеки, находившиеся в Халкиде, не должны были платить там никаких налогов. Халкида, как и другие города Евбеи, обязалась платить форос. Покорение хлебородной Евбеи, расположенной по соседству с Аттикой, имело большое значение для Афин.

В 445 г. до н. э. между Афинами и Спартой был заключен тридцатилетний мир. Афиняне обязались очистить занятые ими области на Истме.

Спарта признала Афинский морской союз, а Афины — Пелопоннесский. Обе стороны обязались не вмешиваться в дела другого союза.

Однако, противоречия между двумя ведущими греческими государствами не были устранены миром 445 года. Это обнаружилось уже в ближайшее время после заключения мира. Так, попытка Пе-

209

рикла созвать общеэллинский конгресс в Афинах была сорвана Спартой. Не отказываясь от своего стремления проникнуть на запад, Афины в 443 году основали в Южной Италии колонию Фурии на месте разрушенного города Сибариса. Но вследствие происков Спарты и афинских аристократов колония эта была заполнена выходцами из Пелопоннеса и в дальнейшем не придерживалась афинской ориентации.

Антиафинское выступление Самоса в 440 г. до н. э. показало, что Спарта не отказалась от подрывной деятельности среди афинских союзников. Это выступление серьезно встревожило афинское правительство, так как начались одновременно волнения и на Херсонесе Фракийском и в Византии, что ставило под угрозу торговлю Афин с Причерноморьем.

В 437 г. до н. э. афинская эскадра во главе с Периклом совершила экспедицию в Понт. Это имело целью продемонстрировать военную мощь Афин, усилить их влияние в проливах и в Причерноморье и, кроме того, закрепить отношения с Боспорским царством.

Дружественные связи Афин с утвердившейся в это время на Боспоре династией Спартокидов, экономически выгодные для обеих сторон, продолжались и в V и в IV вв. до н. э.

Внешняя политика Афин при Перикле, направленная на расширение афинского влияния, укрепление экономической и военной мощи Афинского государства, проводилась в интересах широких слоев свободного населения, которые были заинтересованы в упрочении афинской морской державы, в существовании большого флота и активизации афинской торговли. Афинская рабовладельческая демократия, покоившаяся на эксплуатации и угнетении, нуждалась для своего существования и развития в дальнейшей экспансии. Мир, наступивший в Греции, был непрочным. Назревал новый конфликт.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.



Rambler's Top100