Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
80

ГЛАВА V.

ДРЕВНЯЯ СПАРТА

Дорийское завоевание и ранняя история Спарты

Лаконика была плотно заселена еще до прихода дорийцев.

Около 1100 г. до н. э., после вторжения дорийцев в Арголиду и разрушения дворца в Микенах, часть дорийских племен, может быть, под давлением новой переселенческой волны, вторглась в долину Еврота. Захват Лаконики сопровождался долгой борьбой, занявшей не менее 150— 200 лет. Северная часть долины Еврота была захвачена после победы над населением Терапны, разрушенной до основания. По соседству с ней, на том же левом берегу реки, примерно в X в. до н. э. был основан город Спарта, раскинувшийся на нескольких невысоких холмах. Город этот возник, вероятно, на месте военного лагеря дорийцев.

Название «Спарта», может быть, происходит от греческого слова «спейро» — «сеять»; однако, точное значение его пока еще не определено.

«Спарта» обозначала впоследствии только самый полис, а «спартанцы» или «спартиаты» — это граждане города. Во внешних сношениях, когда речь шла о спартанском государстве, употреблялось название «Лакедемон», имя, происхождение которого до сих пор остается необъясненным. Возможно, что оно было заимствовано у первоначального населения Лаконии.

Греческий географ Павсаний, восстанавливая, на основании устных дорийских преданий, процесс завоевания Лаконики, говорит о разрушении дорийцами отдельных ахейских поселений.

После завоевания северной долины Еврота продвижение дорийцев на юг было приостановлено сопротивлением Амикл, которое, по преданию, длилось до середины VIII в. до н. э. Современные же ученые считают более вероятным, что борьба дорийцев с Амиклами в Лаконике закончилась примерно на 100 лет раньше, т. е. в IX в. до н. э.

81

Вся ранняя история Спарты недостоверна: письменных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), а в памяти последующих поколений эти события отражены в легендах, сохраняющих лишь смутные воспоминания о дорийской миграции и установлении власти спартанцев.

По этим преданиям борьба дорийцев с Амиклами закончилась договором, по которому ахейское население Амикл объединилось с дорийцами Спарты в единую спартанскую общину. По-видимому, спартанцы добились победы над Амиклами; в результате этой победы ахейцы Амиклы были включены в спартанскую общину. Завершение борьбы с Амиклами повлекло за собой объединение всей Лаконики под властью спартанцев. О том, что сопротивление власти спартанцев было прекращено, свидетельствует тот факт, что город Спарта, расположенный в центральной долине Еврота, не был обнесен никакими укреплениями. Это было бы невозможно, если бы спартанцы не чувствовали себя в безопасности от нападения врагов.

В результате захвата земель Лаконики спартанскими дорийцами и объединения их с частью ахейской знати сложился своеобразный экономический и политический строй Спарты. В период завоевания дорийцы представляли военно-племенные объединения, находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Применение железного вооружения, неизвестного ахейцам, немало способствовало их военному успеху, несмотря на то, что уровень развития ахейской культуры был значительно более высоким; кроме того, ахейцы жили в условиях уже государственного строя, хотя и сохранявшего многие примитивные черты1. Однако нельзя представлять дорийцев, как это часто делали, беспорядочно нахлынувшими ордами. Дорийцы были знакомы с техникой обработки железа, в их отрядах, возглавлявшихся родовой патриархальной знатью, господствовала суровая военная дисциплина.

Подчинение населения, во много раз превосходившего по своей численности дорийцев 2, было несовместимо с экономическими основами родоплеменного строя. Дорийцы заняли господствующее положение в завоеванных ими районах. Они должны были, уже в силу создавшихся отношений, стремиться к укреплению своего господства, приспособляя родоплеменные институты к новым отношениям: вся захваченная ими земля стала общей собственностью завоевателей, поскольку в самой общине дорийцев, в местах их прежнего жительства частной собственности на землю еще не существовало. Но тем самым земледельческое население страны было лишено основного средства производства — земли. Общинная собственность

1 См. главу II «Греция в Микенский период».
2 По сообщению Аристотеля, число спартиатов-мужчин Первоначально достигало 10 000 человек. Основываясь на этом, а также на косвенных указаниях других источников, ученые полагают, что после завоевания Мессении, под властью спартиатов оказалось не менее 200 000 рабов-илотов и 32 000 периеков.
82

на землю стала экономической привилегией завоевателей, и на ней было основано порабощение илотов.

По-видимому, лаконские илоты были додорийским населением. До вторжения дорийцев эти земледельцы жили в неукрепленных поселках в долине Еврота. Название покоренного земледельческого населения илотами происходит или от слова «гейлос» — насильно захваченный или от расположенного на берегу Лаконского залива города Гелос, жители которого были порабощены спартанцами.

В результате разрушения и военного захвата земель Лаконики дворцовые хозяйства ахейцев были уничтожены, разгромлена верхушка дворцовой ахейской знати и уничтожена система раздробленной аренды. Общинные отношения земледельцев также были нарушены, так как исчезли земледельческие поселки и земля общин стала собственностью завоевателей. Вся земля была теперь как бы отдана в наследственную аренду спартанским дорийцам. Население илотов было распылено по клерам. Этим путем спартанцы стремились избежать скопления илотов в деревнях и обеспечивали контроль над ними со стороны каждого владельца клера.

В условиях порабощения местного земледельческого населения сохранение общинной формы собственности на землю превратило эту примитивную родоплеменную форму собственности в орудие классового господства над основной массой населения, а самую общину завоевателей — в рабовладельческую общину. Однако спартанская система управления илотами создалась не сразу, а постепенно, по мере новых земельных захватов. Родовая знать дорийцев получала в этот период, по-видимому, общие земельные наделы (клеры) для всего рода, которые в свою очередь подразделялись на меньшие клеры, поступавшие во владение отдельных семей. Эти семейные наделы родовой знати, представлявшей верхушку каждого рода, были большими по величине и позже назывались «старинными участками». По-видимому, согласно древним законам, количество таких семейных наделов должно было быть равным числу граждан-мужчин 1. Эта семейно-родовая собственность спартиатов выступает ясно в более поздних источниках. В Спарте, как и в других государствах, в ранний период существовал неписаный закон, принуждавший дочь-наследницу выходить замуж за старшего в роде (прежде всего за брата отца) в целях сохранения семейной собственности в пределах рода. Возможность объединения нескольких семейных клеров в одних руках на основе семейно-родового права наследования создавало предпосылки еще до развития частной собственности на землю к созданию земельного неравенства, к обеднению одних семей и обогащению других даже в пределах одного рода.

Кроме равнинных земель в Лаконике было много небольших долин и плоскогорий, отделенных друг от друга горами как в окра

1 Такие древние законы, связанные со стремлением обеспечить все семьи граждан клерами, характерны для многих греческих государств и, по-видимому, на определенной ступени развития имели общегреческое значение.
83

инной горной, так и в приморской части страны. Центрами некоторых равнин были укрепленные поселения живших здесь ранее ахейцев. При завоевании часть этих поселений была сохранена, но укрепления были разрушены. Эти земли, как правило, не сообщались непосредственно с равнинными землями долины Еврота. Постоянный контроль над ними потребовал бы расселения спартанцев по стране, т. е. поставил бы завоевателей под угрозу расплыления их военной силы.

За жителями этих поселений, называвшихся в Спарте «периеками» («живущими вокруг» или «живущими около»), прилегающая к поселениям земля была сохранена на правах частной собственности, но вероятнее всего без права продажи. Самое население сохранило личную свободу и право жить поселками. Более привилегированное, по сравнению с илотами, экономическое положение периеков отразилось и в особой форме их подчинения спартанской общине. В то время как илоты были государственными рабами всей общины спартиатов, периеки пользовались личной свободой и были подчинены не всей общине, но непосредственно царям общины как представителям верховной власти спартанцев.

Возможно, что часть периеков была дорийцами, так как в ранний период часть дорийского населения могла путем внутренней колонизации поселяться и на менее плодородных землях. Вполне вероятно, что столь строгое правовое различие между периеками и спартиатами является уже результатом, достигнутым не сразу, но с процессе длительного развития, основные этапы которого нам неясны.

Процесс сложения ранне-спартанского государства затемнен для нас тем, что в существующей античной литературе спартанская община выступает почти сразу как «община равных», в то время когда сложение такой общины не может быть датировано ранее середины VII—VI в. до н. э.

Судя по данным источников, в VIII в. до н. э. земельного равенства среди спартиатов уже не существовало. Аристотель приписывает Ликургу закон, по которому считалось постыдным покупать или продавать имеющуюся землю, но признавалось право отдавать ее или завещать по наследству1. Плутарх в биографии Ликурга указывает на рост имущественного неравенства; по его словам, богатства сосредоточились в руках у немногих.

Если даже эта картина преувеличена, тем не менее в основе своей она верна. Ахейская знать, вошедшая в общину спартанцев, владела большими богатствами, прежде всего золотом и серебром. Несомненно, и дорийская знать в результате массового грабежа во время завоевания сосредоточила в своих руках львиную долю на-

1 В русском переводе аристотелево выражение «отдавать» обычно переводят как «дарить». Но здесь, по-видимому, речь идет не о дарении, а об акте передачи земли спартиатом богатым представителям своего рода, чтобы тем самым стать под их охрану, как бы на правах клиентеллы.
84

грабленных ценностей. Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению и росту неравенства внутри спартанской общины. Известно, что в это время в Лакедемоне (как и в других государствах Пелопоннесса) были в употреблении железные деньги. В этот же период спартанцы выводят колонию на о. Феру. По-видимому, колонизация Феры преследовала не только цель ослабления борьбы в гражданской общине путем переселения части бедноты на остров, но и торговые цели. О развитии ремесла и торговли в VII и VI вв. до н. э. свидетельствует наличие в Кирене ваз спартанского происхождения, а также металлургия в Спарте. На берегу Еврота существовал древний, может быть, унаследованный от ахейского времени, храм Артемиды Орфии. В числе находок VIII— VII вв. до н. э. в храме обнаружены фигурки женщин, сделанные из свинца (очень дорогого в то время металла), статуэтки и пластинки с рельефными изображениями из слоновой кости, драгоценности и предметы туалета, а также глиняные маски. Начиная с VIII и до начала VI в. до н. э. в Спарте живут и работают многие знаменитые иностранцы. Терпандр с о. Лесбоса во второй половине VIII в. основал школу спартанских певцов и музыкантов, играющих на кифаре; Фалет с о. Крита считался в Спарте реформатором музыки и создателем хоровых песен (пеанов), которые исполняла спартанская молодежь. В VII в. до н. э. в Спарту переселился и поэт Алкман из Сард, произведения которого предназначались специально для спартиатов. Он особенно прославился своими парфениями, т. е. хоровыми песнями, исполнявшимися молодыми спартанскими девушками. Во второй половине VII в.— начале VI в. до н. э. в Спарте жил и знаменитый поэт Тиртей, который, по преданию, был афинянином, получившим в Спарте за свои военные песни гражданские права.

Конец VII — начало VI вв. до н. э. связаны в истории Спарты с именами крупных художников и скульпторов, часть которых переселилась в Спарту из Малой Азии и с островов. Они были знамениты деревянными скульптурами, постройкой и реставрацией храмов, художественными работами, в том числе и бронзовыми барельефами. По свидетельству Павсания, один из знаменитых скульпторов этого периода Бафил из малоазийского города Магнесии переселился в Лаконию вместе со своей мастерской; ему приписывалось создание в Амиклах статуи и трона Аполлона.

До нас дошел один из небольших, но крайне интересных фрагментов Алкмана:

«Когда-нибудь я подарю тебе трехногий котел, в который ты соберешь разнообразную пищу. Он еще не стоял на огне, но скоро наполнится кашей, которую любит во время ужина Алкман всеедящий (есть) подогретой. Ибо не ест он искусно приготовленную (еду), но ищет ту простую общую пищу, которую ест и народ».

Как уже отмечалось в литературе, Алкман еще не знает о знаменитой впоследствии спартанской «черной похлебке», которая с середины VI в. становится обязательной едой каждого спартиата. В его стихотворении ясно чувствуется противопоставление простой и грубой пищи народа тонким кушаньям знати.

85

Все это свидетельствует, что первоначально развитие спартанского государства шло обычным путем — путем роста социальных противоречий на основе растущего земельного неравенства, а также развития ремесла и торговли. К этому времени количество земельных участков не покрывало нужды спартиатов в земле и илотах, и обедневшие спартиаты выступали с требованиями передела земли. Первоначальное естественное равенство членов родоплеменной общины было нарушено. К тому же усиление социальной борьбы в среде самих завоевателей грозило спартиатам, окруженным многочисленным и враждебным населением, упадком их политической и военной силы. Приостановить эту угрозу могли только новые завоевания.

Завоевание Мессении

Начиная со второй половины VIII в. до н. э. спартанцы начали борьбу за захват плодородных земель Мессении, страны соседней с Лаконикой. Цель этого похода хорошо отражена в источниках словами спартанского царя Полидора: «Иду на неразделенные земли!»

Первая Мессенская война, длившаяся, по преданию, 20 лет, закончилась победой спартанцев. Тиртеем были написаны стихи, посвященные истории покорения Мессении спартанцами. Один из отрывков, характеризующий положение земледельцев Мессении после окончания первой войны, гласит:

«Как ослы, согнувшиеся под тяжкой ношей, несут они господам от своей тяжкой нужды половину всех плодов, которые дарит земля».

Важно отметить, что население Мессении в это время уже не сохраняло ахейский строй Пилосского государства. Мессения уже испытала два дорийских вторжения (одно — в XII в. до н. э., второе, вероятно, в IX в. до н. э.). Но условия вторжения дорийцев и результаты борьбы в Мессении носили, по-видимому, несколько другой характер, чем в Лакедемоне. На основании археологических памятников и литературных свидетельств 1 можно установить, что смешение ахейцев с дорийцами и с местным населением, может быть, еще негреческого происхождения, здесь было очень сильным.

Племенная связь спартанцев с дорийцами Мессении еще сильно чувствовалась спартанцами во время мессенских войн. Так, в сочинении «Изречения лаконцев», приписываемом Плутарху, Полидора, предводителя спартанцев в первой Мессенской войне, спрашивали: «Не против ли братьев ты собираешься воевать?» Ответ Полидора— «Нет, но иду на неразделенные земли», указывает на то, что в Мессении слой свободного крестьянства остался довольно

1 Ср. Павсаний, Описание Эллады, IV, 3, 6: «Однако древние мессенцы не были изгнаны дорийцами, потому что согласились на управление Кресфонта и поделились с дорийцами землей, тем более, что прежние цари им были ненавистны».
86

сильным, так как не произошло раздела земли на клеры между завоевателями.

После завоевания Мессении суровый военный режим, установленный там спартиатами, вызвал в VII в. до н. э. общее восстание мессенян, известное под именем второй Мессенской войны. Борьба приняла затяжной и грозный характер, так как, помимо ожесточенной борьбы самих мессенян, им оказали военную поддержку аргивяне и часть аркадян. Центром укрепления мессенян была гора Ифома, которая и позже служила убежищем мессенских илотов в их борьбе со спартиатами. Однако и на этот раз спартанцы вышли победителями, найдя себе союзников в других государствах Пелопоннеса, враждебно относившихся к Аргосу.

Окончательное завоевание Мессении оказало огромное влияние на всю последующую историю Спарты. Население двух больших плодородных долин Мессении было порабощено и превращено в илотов. Населению горных окраинных районов Мессении были предоставлены права периеков. По отношению к этим горным районам Мессении спартанцы также широко применяли вывод колоний периеков. В этот период на территории Мессении были поселены на правах периеков дриопы, небольшое племя, изгнанное аргивянами из Арголиды; там же, может быть, во время второй войны были поселены изгнанные из Арголиды жители города Навплии. Таким образом, происходило окружение плодородных долин Мессении поселками периеков, лишь частично состоявшими из мессенцев. Завоевание сопровождалось массовым бегством мессенской знати и, по-видимому, ремесленников за пределы Пелопоннеса *. Спартанская политика вывода колоний периеков преследовала цель предотвратить угрозу отпадения Мессении от Спарты.

Спартанский государственный строй, создавший Спарте особую славу в устах олигархически настроенных писателей древнего мира, окончательно оформился во второй половине VII — начале VI вв. до н. э. В этот период, под влиянием второй Мессенской войны, была полностью завершена система спартанского воспитания, и «община равных» получила свой замкнутый от внешнего мира характер.

Согласно преданию, создателем спартанского государства, установившим равенство всех членов гражданской общины спартиатов, был легендарный законодатель Ликург. В Спарте в V в. до н. э. его чтили как «героя» и воздавали ему пышные почести.

Время жизни Ликурга древними историками определялось по-разному. Одни относили его к IX в., другие — к VIII в. до н. э.

1 Известно, что выселившиеся мессенцы в V в. до н. э. заселяли Навпакт, на северном побережье Коринфского залива. Герой второй Мессенской войны, вождь мессенян Аристомен, по преданию, нашел убежище на о. Родосе. Известно также о поселении части мессенян сначала в южной Италии, а потом о заселении ими Занклы (Мессены) на о. Сицилии. Много мессенян, конечно, погибло в сражениях.
87

Современные ученые склоняются к мысли, что традиция об идеальном «ликурговом» строе Спарты была окончательно оформлена в IV—III вв. до н. э., когда для проведения социальных реформ понадобилось найти опору в старинном спартанском строе. Поскольку лозунгом этих реформ было «возрождение древней спартанской политики», созданной Ликургом, была разработана и легенда об идеальном законодателе и идеальном строе Спарты, основанном на всеобщем равенстве ее граждан.

После подчинения Мессении необходимым условием эксплуатации илотов было создание экономического и правового равенства среди спартиатов. Возросшая не менее, чем в два раза численность порабощенной массы основных производителей требовала от спартанцев сплочения всей гражданской общины в единый военный коллектив, способный защитить свои завоевания и обеспечить постоянное господство над покоренным населением. Экономической основой равенства среди спартиатов были плодородные земли Мессении, разделенные на клеры и предоставленные в наследственное пользование членам спартанской общины граждан.

Неравенство, засвидетельствованное источниками к началу мес-сенских войн, было теперь устранено предоставлением каждой спартанской семье клера, обрабатываемого илотами. Отныне гражданам Спарты запрещено было заниматься какой-либо производительной деятельностью. Их основной профессией становится ремесло воина, поскольку в основе их господства над илотами лежало политическое насилие.

Эксплуатируемое население

Наличие государственной собственности на землю и на илотов было необходимым условием сохранения в общине экономического равенства среди граждан. Уже Маркс отмечал, что такая форма объединения рабовладельческого полиса была необходимой перед лицом враждебных к нему рабов. Экономический базис спартанского государства определил и его политическую структуру как форму военной диктатуры над илотами. Отсюда становятся понятными основные задачи, поставленные государством в целях удержания в повиновении илотов: 1. Обеспечение экономического единства общины как главного условия ее боеспособности; 2. Обеспечение постоянного воспроизводства здоровых и боеспособных граждан.

Только в свете этих основных государственных задач можно правильно понять как внутреннюю, так и внешнюю политику спартанцев.

Важной особенностью экономической эксплуатации илотов было предоставление им части урожая, достаточной для прокормления их семей. Илотам предоставлялась возможность жить семьями и работать своими орудиями труда, т. е. владеть, хотя и в ограниченных размерах, движимой собственностью. В целях охраны интересов рабовладельческой общины в целом, илоты были ограждены от посягательств на них от-

88

дельных спартиатов. Право расправы с илотами было предоставлено только государству.

Несмотря на эти условия, предполагающие некоторую экономическую заинтересованность илотов в обработке клеров спартиатов, внеэкономическое принуждение играло здесь очень большую роль: 1. Право собственности и на население и на принадлежавшие этому населению земли было основано на завоевании. 2. Установление подати в форме сначала половины урожая, а после второй Мессенской войны в форме определенной, заранее установленной нормы продуктов с каждого клера, независимо от урожая, вызывалось интересами только рабовладельцев. 3. В целях подавления возможности сопротивления илотов была установлена система постоянного, ежегодного террора в форме так называемых «криптий» (тайных убийств), когда илоты в определенные дни, известные заранее только спартиатам, умерщвлялись.

Эксплуатация спартанцами непосредственных производителей — земледельцев и скотоводов,— превращенных в илотов, требовала постоянного военного напряжения всей рабовладельческой общины. Порабощенное население Мессении, принадлежавшее к одной народности, говорившее на одном диалекте греческого языка, жившее издавна на своей земле, ненавидело спартиатов и боролось с ними. Их классовые интересы были одними и теми же, так как все они испытывали на себе одни и те же формы суровой эксплуатации. Но, кроме того, их классовая ненависть к угнетателям усиливалась общим и единодушным стремлением к возврату потерянной свободы, к восстановлению независимости Мессении.

Ежегодная подать в виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть каждого клера была отведена под садовые культуры — оливки, виноград и инжир. Кроме того илоты занимались и скотоводством, пася скот на государственных пастбищах, которые были расположены в гористых районах, по соседству с клерами.

Илоты у спартанцев, по свидетельству у Афинея, должны были «выполнять самые позорные и бесчестящие работы. Их заставляют носить шапку из кожи собаки и одеваться в шкуры животных; каждый год им полагается определенное число ударов, хотя бы они и не совершили никакого проступка, чтобы илоты помнили, что они рабы.

Более того, если они переходят надлежащую норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывают смертью и на их хозяев налагают штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов» (Афиней, Пирующие софисты, XIV, 657).

Угнетаемые и физически и морально, живя в условиях постоянного террора и страха за свою жизнь и за жизнь своих родных, илоты платили спартанцам жгучей ненавистью.

Аристотель писал: «Класс пенестов в Фессалии часто восстает против фессалийцев, точно так же, как и илоты против лаконян. Они только и живут, подстерегая беды спартиатов» (Политика, II, глава 6, 2).

89

Илоты не были вооружены. И хотя часть илотов обычно принимала участие в военных походах спартанцев они главным образом занимались приготовлением пищи, охраной провианта, постройкой лагерей, а также выносом мертвых и раненых с поля боя. Иногда илотов выставляли в качестве заслона впереди войска, чтобы на них обрушился первый удар врагов; они также должны были охранять спартиатов во время боя, окружая их при наступлении врага.

Вся эта система террора не могла подавить в илотах духа сопротивления, не могла запугать их и заставить смириться со своей долей рабочего скота. Хотя илоту по вечерам обычно не разрешалось выходить за пределы своей хижины под угрозой наказания смертью, хотя илоты не были вооружены, тем не менее, они, презирая смерть, находили возможность объединяться и продолжать борьбу против спартиатов. Убежищем восставших илотов была гора Ифома, укрепленная самой природой. Постоянная то затихавшая, то выливавшаяся в форму открытых восстаний борьба илотов за свободу, по существу, определила всю дальнейшую историю Спарты. Особенно сильным было восстание илотов в V в. до н. э. (так называемая третья Мессенская война), когда спартанцы, призвав на помощь союзников, долгое время "были заняты исключительно борьбой с илотами.

Для спартанской внутренней политики была характерна политика разделения подвластного им населения на две социальные группы, поставленные в разные условия, чтобы затруднить их объединение друг с другом. В отличие от илотов периеки считались членами спартанского государства. Вместе со спартанцами они назывались лакедемонянами как члены Спартанского государства. Однако политических прав они не имели и не допускались к участию в гражданской жизни спартиатов. Занимаясь земледелием на предоставленных им землях, периеки должны были обеспечивать себя и свои семьи сельскохозяйственными продуктами, но кроме земледелия они занимались и ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было довольно много ювелиров и золотых дел мастеров. Однако в VII в. до н. э. спартанское государство запретило занятия ремеслами, связанными с роскошью, поэтому периеки главным образом изготовляли орудия труда, оружие и несложные предметы быта. Кроме подати, собираемой царями, периеки поставляли спартиатам вооружение, получая от них за это железные деньги, имевшие только внутреннее хождение. Такая форма вознаграждения могла, конечно, лишь отчасти удовлетворить нужды периеков и ставила непреодолимые преграды продаже их изделий за пределы страны.

Состав периеков был смешанным: и ахейским, и дорийским. Позже в число периеков принимались племена, получившие право

1 По сообщению Геродота, в битве при Платеях (479 г. до н. э.) на каждого спартанца приходилось семь илотов.
90

жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периеков.

Поселения периеков кольцом охватывали пограничные районы Спартанского государства, образуя таким образом естественную защиту на подступах к центральным плодородным районам, заселенным илотами, работавшими на спартанских клерах. Кроме постоянной охраны границ, периеки поставляли в армию спартанцев вспомогательные войска.

Более мягкая система эксплуатации периеков давала возможность спартанцам довольно долгое время опираться на них и в своей внутренней политике, направленной против илотов, и пользоваться военными отрядами периеков как в Пелопоннесе, так и за его пределами.

Политический строй Спартанского государства

О раннем политическом строе Спарты мы узнаем из двух документов, сохранившихся у Плутарха в биографии Ликурга,— так называемых «ретр Ликурга»

Первая ретра, возможно, относится ко времени после спартанского завоевания и договора с Амиклами. Из ее текста мы узнаем, что устанавливаются общие святилища; все граждане разделяются по филам, как они делились и раньше, и обам (территориальным округам); устанавливается в качестве правительственного органа совет старейшин, в состав которого входят и два царя — архагета (иногда они называются и просто басилевсами); общий состав герусии состоял из 30 человек.

Устанавливается место для регулярных народных собраний. Верховная власть принадлежит народному собранию, которое имеет право принимать или отвергать предложения герусии.

С течением времени социальное расслоение спартиатов сильно дало себя чувствовать. Согласно Тиртею некоторая часть граждан требовала передела земли (ср. стихотворение Тиртея «Евномия»). Знаменитое изречение древности «деньги делают человека» приводится как слова спартанца Аристодама. Спартанская землевладельческая знать усиливается. По-видимому, в это время в Спарте создалось положение, хорошо охарактеризованное Аристотелем: «. . .одна часть населения находится в чрезмерно угнетенном положении, а другая, напротив, слишком благоденствует» (Политика, V, 6, 3).

Вероятно, в период еще первой Мессенской войны к этой первой ретре была присоединена другая, сильно ограничивающая права народного собрания и сосредоточивающая власть в руках спартанской аристократии.

1 «Ретра» — договор, имеющий силу закона.
91

«Право утверждать принадлежит гражданам, но если народ вынесет неверное решение, старейшинам и архагетам иметь право роспуска (собрания)».

Вопросив Аполлона, говорит Тиртей, спартанцы принесли из Дельф полные глубокого смысла слова оракула:

«Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, сердцу которых дорог чудный город Спарта; после них — старцам-геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им «да» или «нет» (Плутарх. Ликург, гл. 7).

В VII в. до н. э., в период второй Мессенской войны, была проведена реформа армии и вооружения. К этому времени и относится, по-видимому, создание фаланги гоплитов (пехотинцев в полном военном вооружении).

Со времени создания «общины равных» зародилась и новая этика спартанской общины, выразителем которой был поэт Тиртей. Обязанность каждого гражданина состоит в борьбе за славу спартанского полиса, а если понадобится, он должен умереть за славу города, мужчин и отцов Спарты; погибшего в бою ожидает неувядаемая слава среди его потомков.

В ранний период цари были тесно связаны с народом, они являлись религиозными и военными главами общины. Происхождение двух царей обычно объясняется результатом синойкисма дорийской и ахейской общин: один царский род был дорийским, другой — ахейским. Царская власть была наследственной и передавалась от отца к сыну. Цари были военачальниками и жрецами. В качестве верховных жрецов спартанской общины они приносили от имени полиса жертвы богам как в мирное время, так и во время войны.

Дома царей были расположены у пруда, чтобы они имели в изобилии воду. При появлении царей в герусии, геронты должны были приветствовать их стоя. Любое дело, рассматривавшееся в герусии, должно было начинаться с обращения к царям.

Наиболее важной функцией царей были их военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти над любым воином. В походе никто из должностных лиц не имел права вмешиваться в распоряжения царей или не подчиниться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

После окончания войны власть царей ограничивалась их жреческими функциями. Кроме того, они сохранили от старых времен судебную власть по делам семейного права: выносили решения по вопросам наследства и усыновления. В ранний период истории Спарты эти религиозно-правовые функции царя имели еще большее значение, так как заключались в контроле за продолжением рода. Выдача замуж дочери-наследницы и усыновление в семье, где не имелось прямых потомков, имело отношение к наследованию клеров и к сохранению их в пределах одних и тех же родов. Дочь-наследница первоначально выдавалась замуж только за сво-

92

их родственников, так же как из числа родственников обычно происходило усыновление. Наследований по завещанию в Спарте не было. Таким образом, судебные функции царя диктовались интересами сохранения семейной собственности и семей спартиатов.

Смерть царя была большим событием в жизни Спарты. Городской рынок в это время закрывался на 10 дней, общественная жизнь города замирала. Тело царя, положенное в гроб, заливалось медом, чтобы предохранить его от разложения. Гроб сопровождала процессия из граждан, представителей из всех поселений периеков и многих илотов. Илоты при этом были обязаны обнаруживать горе — стонать, царапать лица, рвать на себе волосы и т. д.

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периеков, они владели также наиболее плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, по свидетельству Геродота, в каждое новолуние и седьмой день каждого месяца царям поставлялось «от народа» по взрослому жертвенному животному, по медимну муки и по лаконской четверти вина, т. е. содержание царского дома в значительной степени покоилось на натуральных поставках спартанской общины. При жертвоприношении цари получали двойную порцию угощения; им принадлежали и кожи жертвенных животных (Геродот, VI, 57). Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей государственной общины.

Судя по сообщению Геродота, после смерти царя новый царь прощал кому-либо из спартиатов его долг царю или общине спартиатов, т. е. долг частному царскому хозяйству или государству (Геродот, VI, 59). Таким образом, здесь царь выступал еще как руководитель всей общины, от ее имени.

Кроме царей, которые были председателями герусии, в совет старейшин входило 28 человек из спартанских знатных семей не моложе 60 лет. Эти геронты выбирались пожизненно на народном собрании спартиатов. Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Ее решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже гражданский суд перешел к эфорам, а за герусией сохранился суд по уголовным делам и государственным преступлениям.

Народное собрание в Спарте называлось апеллой 1. Оно состояло из полноправных гражданспартиатов. На основании комментария большой ретры некоторые ученые полагают, что апелла собиралась ежемесячно во время пол-

1 Название «апелла», кроме Спарты, засвидетельствовано в Дельфах. Плутарх связывает слово «апелладзейн» (т. е. «заседать в собрании») с именем Аполлона. Если учитывать, что два раза в месяц цари должны были от имени общины приносить жертвы Аполлону на общественный счет, можно предположить, что название «апелла» связано с Аполлоном.
93

нрлуния. Первоначально, как мы видели, функции апеллы были очень широкими. Ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать и наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенным им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает на большую древность существования апеллы; он восходит, вероятно, еще к племенным собраниям дорийцев.

Так как в апелле не происходило обсуждения вопросов и от граждан требовалось только высказать свое мнение путем голосования, а такой архаический способ голосования допускал злоупотребления, то герусия, конечно, могла проводить любые решения. Если большинство спартиатов высказывалось против предложенного герусией постановления, то герусия имела право, по второй ретре, распустить собрание. Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.

Выборы должностных лиц производились на апелле тоже криком. «Счетчики» были укрыты в кустах, неподалеку от места собрания. Кандидаты на должность проходили один за другим перед спартиатами. «Счетчики» на слух определяли силу крика при появлении очередного кандидата. Избранным считался кандидат, встреченный наибольшим криком.

Позже, во второй половине VII в. до н. э. к этим первоначальным органам была присоединена новая должностная коллегия эфоров, которая состояла из 5 человек, ежегодно переизбираемых из состава всей общины спартиатов 1. Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и их влияния на государственные дела. Об этом свидетельствует, ставшая позже традиционной, взаимная клятва царей и эфоров.

«Ежемесячно эфоры и цари клянутся друг перед другом, эфоры — за город, цари — за себя. А клятва дается от царя, что он будет царствовать по установленным государственным законам; от государства — что, при верности царей клятве, царская

1 «Эфоры» значит — «надзиратели», «надсмотрщики». Эфоры существовали в Спарте, может быть, еще с конца VIII в. до н. э., как это засвидетельствовано списками эфоров Спарты. Однако в этот ранний период они были подчинены царям и, может быть, не составляли коллегии. При этом их функции носили, по-видимому, сакральный характер.
94

власть будет нерушима» (Ксенофонт. Лакедемонская полития, глава 15).

«Перед царем, пишет тот же автор, все встают со своих мест, кроме эфоров, которые остаются на эфорских сиденьях».

Согласно преданию, раз в восемь лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они видели звезду, падающую в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению, как не соблюдающий данной им клятвы. Эти функции эфоров, также восходящие к каким-то древним, может быть, еще ахейским обычаям, предоставляли им возможность для смещения неугодного царя.

Вторая Мессенская война и полное подчинение страны Спарте, сопровождавшееся порабощением всего свободного населения долин, привело к усилению коллегии эфоров.

Важной функцией эфоров стал полицейский надзор за охраной установленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан из герусии эфорам.

Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имели права вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли возбудить судебное преследование царей перед судом, состоявшим совместно из членов герусии и эфоров.

Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров. Эфоры же имели право удаления из Спарты иноземцев. В их руки перешло и право контроля за распределением военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.

Особенно важными были функции эфоров по контролю за илотами и периеками. Именно они устанавливали время начала «тайных убийств» илотов. Над периеками они получили право уголовного суда.

Имея право немедленного наказания любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными. «Казалось,— писал Плутарх,— эфорат был утвержден в интересах народа, на самом же деле он послужил к усилению влияния знати».

Таким образом, коллегия эфоров постепенно стала самым влиятельным государственным органом.

Община спартиатов

В гражданскую добродетель Спарты было введено беспрекословное повиновение властям и послушание законам. Вся жизнь спартиатов с момента рождения и до смерти была подчинена неослабному государственному контролю.

Гражданином Спарты мог быть только человек, отвечающий четырем основным требованиям государства: 1. Происхождение от родителей граждан. 2. Наличие клера с илотами. 3. Прохож

95

дение школы спартанского военного обучения. 4. Полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.

По отношению к гражданскому коллективу государство преследовало цель воспитания из каждого мужчины закаленного воина, из каждой девушки — физически крепкой женщины, будущей матери здоровых детей.

В установленный государством срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам своей обы. Ребенок физически неполноценный сбрасывался в пропасть; физически здоровые дети возвращались родителям.

Бывали случаи, когда родители, опасаясь умерщвления ребенка, бежали из Спарты до представления ребенка на суд старейшин. Это был единственный способ сохранения жизни новорожденного. От царей особенно требовалась их физическая полноценность, так как любой физический недостаток мог служить поводом недопущения царя к власти или его смещения.

Девочки воспитывались дома. Мальчики с семилетнего возраста передавались из семьи на государственное воспитание в агелы — особые возрастные отряды или группы1.

Начальниками агел были мальчики старших возрастных групп. Верховный надзор за всеми агелами, из которых каждая имела особое название, был поручен педоному, избираемому из числа взрослых спартиатов. Помимо агелархов (начальников агел) у педонома были еще два помощника.

Забота об интеллектуальном развитии детей в агелах была сведена к минимуму. Единственное исключение было сделано в обучении мальчиков хоровым песням, исполнение которых с детства объединяло мальчиков друг с другом. К тому же хоровые песни носили военный характер; они исполнялись и взрослыми воинами. В агелах мальчики знакомились со спартанскими обычаями, обучались повиновению старым законам Спарты, воспитывались в духе спартанского патриотизма.

И зимой и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон (короткая до колен одежда). Постелью им служила подстилка из тростника, который каждый мальчик должен был сам для себя нарезать. Детей кормили плохо, чтобы приучить с раннего детства к самостоятельному добыванию пищи путем воровства или даже набегов на земли илотов и периеков. Но если мальчики попадались, их беспощадно наказывали ударами бича, чтобы на следующий раз они проявили больше хитрости и ловкости.

Многочисленные физические упражнения, коллективные воен-

1 «Агела» значит стадо. Дорийцы обычно называли агелы именем буа (стадо), а агелархов — буагорами (водителями стада быков). В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания и совместных обедов, вероятно, восходит еще ко временам до дорийского вторжения в Лаконию.
96

ные игры, состязания, а затем и военные походы, изучение военной тактики и уменье владеть копьем и мечом, все это формировало не только физически крепких, привыкших к лишениям и к железной дисциплине воинов, но и прививало детям рабовладельческую идеологию.

Грабеж, убийство, воровство — все это считалось доблестью и благородством; физическая слабость вызывала презрение и насмешки. С детства спартиаты привыкали смотреть на илотов как на рабочий скот; по отношению к илотам можно было позволить любые способы их унижения. С детства побежденный неприятель рассматривался как объект грабежа и угнетения, а физически более слабый человек как существо неполноценное и заслуживающее презрения.

При переводе из одной возрастной группы в другую устраивались испытания силы и доблести мальчиков. На этих испытаниях присутствовали и члены герусии с царями во главе, и эфоры и старейшины об, а также и рядовые члены спартанской общины. Одно из таких испытаний хорошо известно по описанию Павсания: в установленное время происходили показательные сражения спартанской молодежи, разделенной на два отряда. Борьба происходила на острове, окруженном со всех сторон глубоким рвом, наполненным водою. Через ров с двух противоположных сторон были перекинуты мостки. В первый день испытаний агелархи в присутствии молодежи приносили в жертву божеству войны молодого щенка; после жертвоприношения устраивался бой между кабанами.

На второй день до полудня агелы располагались у мостов двумя лагерями, на месте, заранее определенном жребием. Затем по мосткам с двух разных сторон они входили на остров, где и начиналось сражение. Употреблять в борьбе какое бы то ни было оружие запрещалось. Противники действовали руками, ногами, грызли один другого зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали кучками и в одиночку, стараясь столкнуть противников в ров. Страсти разгорались. Каждый юноша должен был проявить перед зрителями свое физическое превосходство, ловкость, хитрость, отвагу и беспощадность.

Другим видом испытаний было испытание на празднике Артемиды Орфии. В эти дни перед алтарем богини происходило сечение юношей зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартиат должен был его выдержать, не испустив ни одного стона. Иначе не только он, но и его родители навлекали на себя общественное презрение.

Незадолго до окончания военного воспитания, спартанская молодежь принимала участие в криптиях. На это время юноши покидали пределы города. Добывая пищу грабежом, они скрывались днем и выходили из засады лишь ночью. Ночью они нападали на илотов, прежде всего на тех, кто оказывался вне стен своей хижины, но »то не исключало нападения на илотов и в домах. Каж-

97

дый должен был убить хотя бы одного илота, иначе его возвращение домой было бы покрыто позором.

Применение военной тактики нападения и способность равнодушно умерщвлять илотов считались признаком того, что молодой спартиат достоин вступить в число спартанских граждан, участвовать в обедах вместе со старшими по возрасту гражданами и выполнять свои военные обязанности.

Заслуживает внимания то, что в числе лиц, проходивших школу спартанского военного воспитания, были не только спартиаты. Сыновья спартанской аристократии имели право приводить с собой в агелы мальчиков одного с ними возраста, происходивших от свободных родителей, не имевших гражданских прав. Эти люди, дети которых имели право на воспитание в агелах, назывались «мофаками», т. е. «участвующими в сражениях»

Мофаки, предназначенные в товарищи знатному юноше, отбирались его родителями в количестве двух-трех человек. Путем усыновления, но без права наследования имущества, они принимались в знатный дом на правах младших братьев юноши. Проходя вместе со своим патроном школу военного воспитания, мофаки оставались связанными с ним всю жизнь, сопровождая его в походах, воюя в одном ряду с ним и защищая его во время опасности. Этим путем спартанцы готовили контингенты опытных воинов-неграждан, поручая им одновременно охрану жизни и безопасности спартанской знати. Особенно отличившиеся доблестью и подвигами мофаки могли даже получить гражданские права, как это иногда имело место в более позднее время.

Обучение в агелах продолжалось 14 лет (с 7-летнего до 20-летнего возраста). С 20-ти и до 60-ти лет спартанцы проходили военную службу. Основной силой спартанской гражданской армии были гоплиты. Каждый воин вооружался и питался на войне на свой счет. Вооружение гоплита обычно состояло из бронзового панциря, таких же поножей, шлема с развевающимся султаном, овального щита, длинного копья и меча. Позже оно было облегчено: вместо шлема — кожаная каска, кожаные поножи вместо бронзовых и короткий меч вместо длинного.

Отряды спартанцев всегда располагались в центре, а союзники и периеки — по флангам. В качестве легковооруженных воинов употреблялись скириты, жители Скиритиды, области в верхнем течении р. Еврота. Отправляясь в поход, спартанцы надевали пурпурную тунику, умащались благовониями и во время жертвоприношений возлагали на головы венки. Спартанская фаланга подразделялась на эномотии, состоявшие из 32 человек одного возраста. Эномотии юношей стояли в передних рядах.

1 «Мофос» значит сражение. Происхождение мофаков было неоднородным: в их число могли входить и дети от связей спартиатов с илотками, и дети освобожденных илотов, и дети периеков.
98

Для спартиата, получившего гражданские права, было обязательным участие в общественных обедах—фидитиях (или сисситиях).

Посредством фидитий осуществлялся, как уже указывалось, отбор спартанских граждан на основе имущественного ценза. Не имеющий клера спартиат не мог вносить установленной государством нормы продуктов и, таким образом, выбывал из состава полноправных граждан. Кроме того, фидитии сплачивали граждан. За столами, поставленными у деревьев под открытым небом, сидели спартанцы, по 15 человек за каждым столом. Во время обедов разрешалось говорить лишь на темы о доблести и о военных подвигах как предков, так и своих товарищей по оружию.

Спартиат, не проявивший нужного мужества на поле боя, не мог появиться на обеде и таким образом устранялся от политических прав гражданина. «В Лакедемоне всякому гражданину стыдно сидеть за обедом с трусом или бороться с трусом в палестре».

Не позже 30-летнего возраста спартиат должен был вступить в брак; за девушкой приданого, кроме ее личных вещей, не давалось. Если спартиат медлил со вступлением в брак, против него принимались меры общественного воздействия. Одной из таких мер было избиение неженатых мужчин женщинами на одном из религиозных праздников. Кроме того, брак сопровождался выделением клера и был обязательным условием, связанным с получением спартиатом активных политических прав. Неслучайно поэтому активное участие в апелле предоставлялось спартиатам только с 30 лет.

Установление определенного возраста для вступления в брак должно было обеспечить государству рождение полноценных здоровых детей. Кроме того, специальный закон предоставлял ряд экономических привилегий отцам трех и четырех сыновей.

Эти законы показывают заботу спартанского государства о сохранении численной нормы спартиатов, необходимой как для удержания в повиновении илотов, так и для управления периеками. Они были тем более важны, что государство, как правило, не предоставляло никому из посторонних людей гражданских прав; кроме того, существенные ограничения среди спартиатов приводили к потере обедневшими спартиатами своих гражданских привилегий. Все это неизбежно вело к количественному уменьшению членов гражданской общины. Этому же содействовали военные потери. Уже в V в. до н. э. (в период греко-персидских войн), по свидетельству Геродота, число спартанских граждан не превышало 8.000 человек. По мере роста социального неравенства процесс уменьшения граждан происходил еще быстрее. В IV в. до н. э. численность полноправных граждан сократилась так резко, что Аристотель писал: «На территории, которая в состоянии прокормить 1500 всадников и 30 000 тяжеловооруженных воинов, не могли выставить и тысячи их» (Аристотель, Политика, II, 6, 11).

99

Ввиду отсутствия запасных клеров процесс социально-экономического развития приводил к быстрому росту прослойки неимущих спартиатов, лишенных гражданских прав и составлявших особую социальную группу гипомейонов — «умаленных» спартиатов. И хотя государство пыталось специальными мерами затормозить рост экономического неравенства, тем не менее оно не могло его предотвратить.

Некоторые из этих мероприятий государства особенно интересны. В первой половине VI в. до н. э. были запрещены торговые сношения Спарты с другими государствами. Самое географическое положение Спарты, находившейся в стороне от основных торговых путей того времени, было использовано государством для возможно большей изоляции Спарты от сношений с внешним миром. Плутарх отмечал, что купцы других государств не привозили в Спарту никаких товаров. В этих же целях сохранения внутреннего равенства под угрозой смерти спартанцам было запрещено по личным нуждам выезжать за пределы Спарты, а иностранцам посещать Спарту. Даже послы других государств должны были получать предварительно специальное разрешение на въезд в страну. Древние историки объясняли это запрещение различно. У Фукидида есть намек на то, что спартиаты боялись раскрыть иноземцам свои военные тайны; другие объясняли это необходимостью кормить иностранцев за счет фидитий. Наряду с этими двумя причинами (боязнь шпионажа и недостаток питания) запрещение въезда иноземцев объяснялось и тем, что государство боялось их разлагающего влияния на спартиатов, привыкших к суровой и простой жизни.

В тех же целях — сохранения экономического равенства среди спартиатов — в Спарте единицей обмена продолжали служить железные прутья даже тогда, когда уже в других государствах Пелопоннеса была введена в обращение серебряная монета.

Не лишено интереса, что в V — начале IV вв. до н. э., когда в обращении имеет место медная монета, в некоторых городах Пелопоннеса вместо меди чеканят железную монету. Древние авторы сообщают, что железные деньги Спарты были хрупкими и ломкими, чтобы не было желания копить этот металл (спартанцы даже предварительно вымачивали их в уксусе).

«Если бы эти деньги попали в дом всего на 10 мин.,— пишет Ксенофонт,— это не укрылось бы ни от господ, ни от рабов, потому что для них потребовалось бы много места и целая телега для перевозки. За золотом и серебром следят, и если у кого сколько-нибудь его окажется, владелец подвергается наказанию» (Лакедемонская полития, глава 7).

В городе Спарте дома было разрешено строить только при помощи самых простых инструментов — пилы, топора и молотка, чтобы дома спартанских граждан были одинаково простыми.

Государство было также заинтересовано в том, чтобы основная военная сил» граждан была сосредоточена в самом городе

100

Спарте, поэтому гражданам Спарты не разрешалось жить где-либо в другом месте. Кроме того, было необходимо постоянное присутствие спартиатов в Спарте, иначе при затянувшемся походе илоты, пользуясь отсутствием спартанцев, могли поднять восстание в тылу. Отсюда стремление Спартанского государства даже во время войн по возможности сохранять основные военные контингенты из граждан в пределах Спарты.

Внешняя политика Спарты

Целостность социально-экономического строя Спарты в большой степени зависела от влияния Спарты на соседние государства. Стремление обеспечить прочность своего экономического и политического строя поставило перед спартанским государством в области внешней политики три основные задачи: 1. Не допустить со стороны других государств поддержку илотов в случае их восстания. 2. Обеспечить со стороны пелопоннесских государств военную помощь спартанцам во время восстания илотов. 3. Не допускать развития демократического строя в соседних со Спартой государствах, поскольку развитие демократии всегда было связано с развитием городской жизни, ремесла и торговли. Спарта боялась «пагубного» влияния демократии на периеков и обедневшую часть спартиатов.

Эти реакционные стремления Спарты проводились в жизнь как в VII—VI, так и в V—IV вв. до н. э. Поэтому Спарта в сфере внешней политики всегда выступала в качестве реакционной силы, враждебной рабовладельческой демократии других государств, в первую очередь, демократии Афин.

Завоевание соседних государств для Спарты оказалось уже непосильной задачей, тем более, что спартанская армия, имея в тылу илотов, не могла надолго покидать пределы страны. Попытка спартанцев присоединить к своим владениям пограничный со Спартой аркадский город Тегею, занимавший центральное положение на основных путях сообщения в Пелопоннесе, превратилась в длительную войну (570—545 гг. до н. э.). Спартанцы овладели плодородной долиной, но не могли взять укрепленный город. Эта военная неудача Спарты содействовала отказу Спарты от политики насильственного подчинения соседних территорий и переходу к политике объединения государств Пелопоннеса в единый олигархический союз. Первыми союзниками Спарты стали олигархи Элиды. Борьба с Тегеей также закончилась заключением договоров сначала только с Тегеей, а затем и с другими городами Аркадии. Это еще не был союз, но только сепаратные договоры спартанцев с отдельными городами Пелопоннеса. Заключение таких договоров было облегчено оппозицией ряда пелопоннесских городов союзу государств, существовавшему в VII—VI вв. до н.э. в северо-восточном Пелопоннесе под властью Аргоса. Г орода

101

Истмийского перешейка (Мегары, Коринф) также находились в это время в сфере аргосского влияния. В период правления Фи-дона (вероятно, первая половина VII в. до н. э.) влияние Аргоса было особенно значительным. Борьба Спарты с Аргосом была очень долгой и упорной. Не раз спартанцы терпели поражения, и после одного из них Фидон даже захватил Олимпию и стал председателем Олимпийских игр. Ему приписывается введение чеканки серебряной монеты в Пелопоннесе и установление системы мер, которые позже назывались или эгинскими или фидоновыми. При проведении этой монетной системы старые железные прутья, которые и в других частях Пелопоннеса служили, по-видимому, единицами обмена, были помещены им в святилище Геры. Однако в конце концов, пользуясь внутренней оппозицией в самой аргосской амфиктионии, спартанцы, при поддержке других городов, добиваются (уже после смерти Фидона) распада аргосского союза. Позже Коринф, Мегара и Сикисн становятся также членами Союза.

Окончательное оформление сепаратных договоров государств Пелопоннеса со Спартой в Пелопоннесский союз завершилось лишь к концу VI в. до н. э. (около 505—504 гг.), когда решения Союза были признаны обязательными для всех союзников.

Союзникам Спарты гарантировалась неприкосновенность их территории и политического строя. Два основных обязательства союзников по отношению к Спарте состояли в оказании Спарте военной помощи при совместных походах и при восстаниях илотов.

Спарте было предоставлено право созыва представителей союзных государств на общесоюзные собрания, происходившие в Спарте обычно весной. Каждое союзное государство обладало правом одного голоса. Председателями общесоюзного собрания стали спартанские эфоры. Здесь обсуждались вопросы внешней политики, и каждое союзное государство высказывало свое мнение. Первоначально это собрание принимало окончательные решения. Но уже в V в. до н. э. окончательное решение вопросов было перенесено в апеллу, на заседания которой спартанские союзники не допускались.

Создание Пелопоннесского союза, куда, за исключением Аргоса и северных городов Аркадии, входили все Пелопоннесские государства, предоставило возможность спартиатам вести активную внешнюю политику за счет военных контингентов союзников.

В конце VI в. до н. э. Спарта представляла собой уже сильнейшее государство Эллады.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.



Rambler's Top100