Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
102

ГЛАВА VI.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

Афины в позднеэлладский период (1700—1200 гг. до н. э.)

Район древних Афин был заселен еще во времена неолита. Плодородная равнина, орошенная двумя небольшими реками, группа холмов и расположенная в центре скалистая платформа (акрополь), отвесные скалы которой защищали обитателей от нападения врагов, близость к морю и одновременно удаленность от его берегов на несколько километров, что предотвращало возможность нападения пиратов,— все эти удобства местности рано привлекли сюда население. В самый ранний период местное (негреческое) население занимало отдельными поселками вершины холмов, позже территория Аттики была занята племенем ионийцев, вторгшихся в Грецию совместно с ахейцами иди даже несколько раньше.

В микенский период афинский акрополь стал резиденцией басилевса. На его вершине находился дворец с мегароном микенского типа, названный в «Одиссее» Гомера «хорошо построенным жилищем Эрехфея» (одного из легендарных афинских басилевсов). Вершина холма была укреплена стенами, вплотную примыкавшими к извилинам верхнего плато акрополя, частично сохранившимися и до наших дней. Афиняне приписывали постройку этих стен пеласгам, будто бы получившим в награду за работу часть земель либо у подножья Гиметта, либо у акрополя. Самое название Пеласгикон или Пеларгикон обозначало всю укрепленную площадь как вершины акрополя, так и его северного и западного склонов. Главный вход на акрополь открывался с запада, единственного склона, где скала акрополя понижается постепенно, поэтому с этой стороны требовались дополнительные укрепления для защиты от врага. Древняя стена преграждала здесь доступ неприятелю, и вход на акрополь открывался воротами, может быть, до некоторой степени

103

сходными с Львиными воротами в Микенах. В XIII в. до н. э. ввиду нарастающей угрозы вторжения дорийцев акрополь сильно укрепляется. Западный склон покрывается дополнительными укреплениями с большим количеством проходов и входов, которые препятствуют вторжению больших групп неприятелей на вершину холма. В этот же период внутри укреплений создается источник воды, необходимый для снабжения населения во время осады. Для этого была использована глубокая расселина в скале на северной стороне акрополя. Эту расселину углубили и в стене вырытой шахты построили лестницу с двумя деревянными и пятью каменными ступенями, которые вели к воде.

В этот период некрополи Афин были расположены на северном и западном склонах Ареопага и на территории, позже занятой афинской агорой. На северном склоне акрополя были расположены вне укреплений небольшие частные жилища, покинутые населением в момент вторжения дорийцев (последняя четверть XIII в. до н. э.).

На территории Аттики обнаружены купольные гробницы, указывающие на сходство обычаев ионийских правителей Аттики и ахейских правителей Пелопоннеса. Однако постройки и погребения Аттики никогда не достигали такой пышности, какой отличались резиденции и купольные гробницы правителей Микен. В самих Афинах купольных гробниц пока не нашли. Погребения этого периода, открытые археологами в Афинах, делятся на два типа: камерные погребения и погребения в сосудах. Первый тип погребений характерен для родовой знати того времени; в родовых гробницах последовательно хоронились все члены данного знатного рода. В одной из таких камерных гробниц открыто 15 последовательных захоронений, происходивших в довольно длительный период. Из камерных погребений, открытых здесь, наиболее богатым является погребение, открытое в 1939 г., которое считается захоронением одной из женщин царского рода. Несмотря на то, что оно было уже в древности частично расхищено, здесь было найдено много золотых украшений, вазы и кувшины, бронзовые и металлические изделия, а также две шкатулки из слоновой кости, одна из которых украшена фигурами грифонов, нападающих на лань. Испуганное животное, преследуемое крылатыми чудовищами, пытается спастись от них прыжками по скалам. Резкость и быстрота движений переданы здесь с исключительным мастерством.

В этот период Аттика не была объединена. Элевсин, расположенный к северо-западу от Афин, был самостоятельным государством с такой же крепостью и дворцом, как в Афинах. Ряд других укреплений на территории Аттики указывает на наличие нескольких басилевсов, среди которых наиболее могущественными были цари Афин и Элевсина. Древние легенды сохранили отчетливые следы территориальной раздробленности Аттики этого периода в рассказах о борьбе басилевса Элевсина с афинским царем Эрехфеем; к этому же времени относятся дошедшие в преданиях имена

104

пяти басилевсов других районов Аттики. О территориальной автономности отдельных районов свидетельствует существовавшее еще долгое время запрещение браков между жителями некоторых районов Аттики и, наконец, остатки древней стены, отделявшей владения Афин от владений Элевсина 1.

В течение II тысячелетия путем слияния отдельных племенных общин происходил процесс первоначальных синойкисмов2, приведших к созданию более крупных политических объединений. Постепенно афинские басилевсы начинают расширять собственно афинскую территорию. Сначала под власть Афин подпадает район между Г иметтом и Пентеликоном, затем — юго-восточная часть Аттики с центром в Форике и, наконец,— равнина Марафона.

Процесс политического объединения Аттики под властью Афин связан в легендах с так называемым «синойкисмом Тесея». По преданию, Тесей был басилевсом Афин в конце XIII в. до н. э. Согласно Плутарху (Биография Тесея, 24), Тесей проводил объединительную политику путем личного обращения как к знатным родам, так и к земледельческим поселениям Аттики. Наконец, он обратился ко всему населению страны с призывом от имени Афин: «Идите сюда все народы!» В этих легендах о царе Тесее содержится зерно исторической истины. Объединение Аттики могло произойти под непосредственным давлением угрозы вторжения дорийцев с Севера. К этому же времени относится расширение и укрепление площади акрополя и постройка источника водоснабжения внутри его укреплений. Объединение всего населения этой страны могло носить характер союза племен. Возможно, в этом смысле и надо понимать свидетельство Фукидида о том, что до Тесея аттические города управлялись самостоятельно и только в случае военной опасности сходились на совет к басилевсу Афин.

Падение ахейских государств под натиском дорийских племен вызвало приток в Афины большого количества эмигрантов с территорий ахейских государств Пелопоннеса. Это нашло отражение в легенде о том, что Кодр I, последний из афинских царей, считался потомком Нелидов, рода, правившего в Пилосе. В XI в. до н. э. из Аттики началась ахейско-ионийская колонизация на берега Малой Азии (преимущественно в район полуострова Микале), на места некогда бывших там ахейских поселений. Обосновавшиеся здесь поселенцы объединились в союз «ионийцев», первоначально сохранивших в своих полисах ахейских и ионийских правителей-басилевсов.

1 Эта древняя стена, построенная между горами Эгалеем и Парнетом, запирала проход из Афин в равнину Элевсина.
2 «Синойкисм» (от глагола «синойкео» — совместно жить, совместно поселяться ) обозначает политическое объединение населения на одной территории или объединение нескольких самостоятельных общин в единую общину.
105

Изолированное положение Аттики среди захваченных дорийцами областей создавало постоянную угрозу вторжений дорийцев на ее территорию По-видимому, под влиянием этой угрозы было ускорено более тесное объединение Аттики вокруг Афин, которое произошло, скорее всего, в XI—X вв. до н. э. В связи с процессом политического объединения Аттики знатные роды правителей отдельных районов этой страны переселялись в Афины, куда были перенесены и культовые святилища знати. В X—IX вв. до н. э. во главе объединенного государства стояла родовая знать. Об этом свидетельствуют и многочисленные камерные погребения этого времени и дипилонская 2 керамика с изображениями сцен из жизни знати.

В период постепенного распространения железа, железного вооружения и орудий труда знать сосредоточила в своих руках владение этим ценным тогда еще металлом, поэтому она и получила сначала прозвание «облаченных в железо».

После падения царской власти в Аттике знать, представлявшая наиболее крупных землевладельцев, сосредоточила в своих руках высшую судебную и политическую власть. С этим объединением наиболее могущественных землевладельческих родов Аттики в единую правящую группу мы и склонны связывать так называемый «Тесеевский» синойкисм, в котором Энгельс видел первый росток государства 3.

К этому времени объединения всей Аттики традиция относит разделение населения Аттики на три слоя: евпатридов, геоморов и демиургов.

Евпатриды, как показывает название («сыновья людей, знатных по отцу»), представляли родовую знать, насчитывавшую в числе предков не менее двух поколений знати; каждый евпатридский род имел свою собственную родословную, возводившую начало рода к богам или героям.

Разделение населения на три социальные группы свидетельствует прежде всего о выделении знати в особый класс, вне зависимости от ее принадлежности к отдельным родам. Экономической основой знатности родов было крупное землевладение, которое тогда было признаком настоящего богатства. Таким образом, в этот ранний период развития Аттики богатство, наличие земель, определяло собой и знатность.

Интересно отметить, что еще в гомеровских поэмах цари (баси-левсы) отличались друг от друга степенью своей «царственности».

1 Ученые находят подтверждение этому в предании о борьбе афинян с врагами при р. Илиссе (вблизи Афин) и о гибели афинского царя Кодра, добровольно пожертвовавшего собою ради спасения родины.
2 Название «дипилонская» происходит от Дипилон, ворот Афин, в районе которых были найдены первые образцы этой керамики.
3 Полностью процесс объединения Аттики был завершен в VII в. до н. э, включением в состав афинской территории и территории Элевсина.
106

Один царь был «царственнее» другого, если он владел более обширными и богатыми земельными участками.

Рядовая масса населения, подчиненная власти евпатридов, отличалась друг от друга основным направлением своей трудовой деятельности, это — геоморы-земледельцы и демиурги, т. е. люди, мало связанные с земледелием или вовсе не связанные с ним.

Наличие группы демиургов, значительную часть которой составляли ремесленники, подтверждается наличием в Афинах ремесленников-ахейцев, многие из которых нашли убежище и приют в Афинах. Дипилонские вазы по технике своего изготовления связаны с техническими приемами и мастерством изготовителей ахейских ваз.

Дионисий Галикарнасский, историк I в. до н. э., в работе «Римская археология» полагал, что афинская община делилась на два слоя—евпатридов и земледельцев. Он писал: «Евпатридами называли людей из знатных и богатых родов, которые по своему положению стояли во главе города; земледельцами же — остальных граждан, которые не имели никакой власти в делах общины» (Дионисий Галикарнасский. Римская археология, II, гл. 8).

И действительно, демиурги в этот период составляли значительное меньшинство, а основная масса населения состояла из земледельцев.

Аттика под властью евпатридов

Общеаттический синойкисм (обычно называемый симполитией) был связан с установлением власти евпатридов и созданием в Афинах центрального совета знати, который первоначально назывался просто Советом, а позже (в VI в. до н. э.) с появлением второго совета, в отличие от него получил название Совета Ареопага, по месту его заседаний на холме Ареса, бога войны.

Энгельс подчеркивает важное значение этого нововведения: сплочение знати в особый правящий класс означало подрыв социальных отношений, основанных на родовом строе. Основой знатности евпатридов являлось их богатство и их сплочение в особую привилегированную группу вне своих родов. Это было началом разрушения тех родовых институтов, на которых основывалась их власть и их классовые привилегии.

К этому времени следует отнести и реорганизацию родовых институтов объединенной Аттики. Согласно древним свидетельствам территория Аттики делилась на четыре филы (племени); каждая фила состояла из трех фратрий; каждая фратрия — из 30 родов и каждый род из 30 мужчин. Энгельс обратил внимание на искусственный характер столь точного числового соотношения родовых институтов: «Такое точное определение групп,— писал он,— предполагает сознательное и планомерное вмешательство в стихийно создавшийся порядок вещей»

1 Ф. Энгельс, указ. соч., стр. 106:
107

Четыре филы существовали у ионийцев еще в микенский период; 12 фратрий, по-видимому, соответствуют 12 укрепленным центрам микенской Аттики, которые теперь становятся религиозными центрами фратрий; основная реорганизация коснулась низшей единицы родового строя — родов,— где, особенно среди трудового населения Аттики, кровнородственные связи были нарушены сильнее всего. В условиях сельской общины крестьяне сохранили лишь семейные связи и смутную память об общем происхождении. Некогда члены единого рода стали соседями. Кровнородственные связи полностью сохранялись лишь среди знатных родов, у которых родовое владение землей связывало всех членов рода в единую общину, распадавшуюся на отдельные семьи. Однако эти семьи были связаны друг с другом и экономически (родовой формой владения землей) и идеологически (едиными культами и обрядами). Вокруг каждого знатного рода и были теперь объединены поселки земледельцев, общины которых были искусственно организованы по родам, иногда на основе действительного родства, иногда на основе родства, искусственно созданного. Культ знатного рода становился теперь основным культом для «незнатных сородичей», приписанных к этому роду. Жрецами культа были представители знати. Такие незнатные родовые объединения представляли теперь основную военную силу знатного рода. Каждый должен был поставлять, в случае надобности, 30 мужчин, возглавлявшихся знатным представителем рода. Эту реформу можно было провести, основываясь на родовой системе землевладения, когда частная собственность на землю еще не существовала, и земледельцы попадали все в большую зависимость от знатных родов. Распределением всех земледельцев по родам за знатью обеспечивалось не только высшее военное руководство, но в ее руках сосредоточивалась и высшая религиозная и судебная власть в стране.

Фратрия объединяла роды в единый религиозный союз, возглавлявшийся также представителем одного из знатных родов — фратриархом. Общие собрания фратрии принимали решения, обязательные для всех ее членов. Поскольку фратрия обладала и судебной и административной властью, родовая знать оказывалась вершителем судеб простого народа, роды которых были также включены во фратрии.

Четыре племени продолжали существовать, но уже не в виде самостоятельных племен, а как объединенные территории единой общины. Эти филы возглавлялись филобасилевсами, подчиненными центральному совету знати и, возможно, входившими в качестве членов в этот совет.

Таким образом, реорганизация общества, направленная на укрепление родовых институтов, имела целью упрочить власть евпатридов над простым народом. Родовые институты превратились в средство эксплуатации и угнетения основной массы земледельцев страны.

108

Центральный совет знати в это время объединял высшую судебную, административную и религиозную власть в стране. Происхождение Ареопага считалось божественным, а члены этого совета были представителями наиболее богатых и знатных родов.

И в более позднее время Ареопаг сохранил старинные формы древнего суда. Суд происходил ночью при свете факелов под открытым небом. Обвинитель становился на «камень непрощения», обвиняемый — на «камень обиды». Обе стороны должны были принести страшные клятвы богам в правдивости своих показаний, призывая в противном случае на себя и свой род проклятие богов. Члены Ареопага подавали голоса в две урны: в урну «милосердия» и в урну «смерти». По-видимому, единственным наказанием были смерть или родовое изгнание, что в то время считалось еще тяжелее смерти.

Народ в этот период был совершенно бесправен, так как родовые институты, некогда направленные на обслуживание интересов всего общества в целом, теперь были направлены против народа и не оказывали ему никакой помощи. «Вне фратрии» значит «вне рода». «Вне домашнего очага,— говорится у Гомера,— стоит тот, кто любит гражданские междоусобицы» (Илиада, I, 63). Человек, исключенный решением евпатридов из фратрии, терял право на защиту, на участие в культах, на погребение. Изгнание из общины являлось отлучением изгнанного из общества, ставило его вне закона. Он становился изгоем, проклятым богами, и терял право жить и умереть на родине.

К праву изгнания присоединялся и закон родовой ответственности. За проступок, совершенный одним человеком, изгонялась его семья, а в случае знатности — род. Также и порабощение земледельца за долги влекло за собой по этому же закону порабощение всей его семьи. В случае родового проклятия изгонялись не только живые представители рода, но и кости предков вырывались из могил и выбрасывались за пределы страны. Таким образом, уничтожался весь род, он (и в лице мертвых и в лице живых представителей) навсегда изгонялся из общины и тем самым переставал существовать.

Эта огромная власть сосредоточена была теперь в руках узкой привилегированной верхушки евпатридов, эксплуатирующих институты родового строя в интересах собственного экономического и политического господства.

Земельные владения сосредоточивались также все более в руках сравнительно немногочисленных знатных родов. Даже в позднейшее время названия территориальных округов Афинского государства сохранили имена знатных родов. В тот период владения отдельных родов представляли сплошную территорию; на границах родовых владений находились священные земельные участки (темены) фратрий с центральным святилищем, объединившим несколько родов. Филы

109

охватывали территории родов, так как некогда все роды, входившие в данную филу, представляли собой племенную общину, родственную соседним, но экономически обособленную от них.

Наиболее обширные и плодородные земли каждого родового владения находились в собственности знатного рода; внутри рода эти земли были поделены между отдельными семьями, которые владели ими на правах наследственного владения. На территории родов существовали и клеры мелких земледельцев, живущих общинами, но обязанных поставлять знатному роду воинов.

Однако с течением времени, особенно в связи с развитием земельного ростовщичества и ипотеки, многие члены родов и фратрий меняли места своего первоначального жительства. Кроме того, одни фратрии разрастались, усиливая могущество отдельных знатных родов, другие теряли и свое влияние и своих членов. Таким образом, постепенно население разных родовых и племенных территорий перемешивалось друг с другом. Члены одного рода селились в пределах другого; появлялись чужеземцы, не принадлежавшие к родовым объединениям Аттики, которые также селились на территориях родовых поселков, а еще чаще в Афинах. «От поколения к поколению,— пишет Энгельс,— все больше перемешивались между собой члены различных родов и фратрий по всей территории Аттики и особенно в самом городе Афинах»

В связи с ростом городского населения Афин, по мере развития экономики и роста разделения труда, население все больше объединялось между собой по характеру своего труда, а не по родовым признакам, к этому времени уже потерявшим свое значение в низовых слоях общества.

Новым этапом в развитии афинского общества было происшедшее в VIII в. до н. э. разделение всей территории на 48 корабельных округов (навкрарий) и создание двух новых правящих коллегий — Коллегии архонтов и Совета навкраров.

Коллегия архонтов создавалась постепенно, путем отстранения басилевса от ряда полномочий, ранее неразрывно связанных с царской властью. Первоначально военные полномочия басилевса были переданы особому должностному лицу, избиравшемуся из среды богатых евпатридов — полемарху (т. е. военачальнику). Еще ранее судебные полномочия были сосредоточены в руках центрального совета знати.

Новые формы общественной жизни, рост имущественного и социального неравенства, развитие ремесла и торговли, усиливающееся значение в роде отдельных семей и переход к моногамному браку, все это вызвало ряд новых конфликтов, неизвестных родовому строю. Наряду с полемархом возникает новая должность — архонта (правящего), которому были поручены дела, связанные преимущественно с семейным правом (наследство, усыновление,

1 Ф. Энгельс, указ. соч., стр. 116.
110

браки и т. д.). Возможно, что в это время архонт уже ведал делами, касающимися иноземцев, временно или постоянно проживающих в Аттике. Первоначально коллегия архонтов состояла из трех лиц: басилевса (функции которого были ограничены функциями жреца общины), полемарха и архонта. Должности эти, занимавшиеся только богатыми евпатридами, сначала были пожизненными, потом десятилетними. Наконец, была создана коллегия шести фесмофетов (хранителей фесмов, т. е. устного права). Фесмофеты были знатоками обычаев, освященных древностью, а также устного права, хранителем которого была родовая знать.

Вскоре после создания коллегии фесмофетов все должностные лица были объединены в единую Коллегию архонтов, состоявшую из девяти человек. С этого времени архонты, выбиравшиеся по-прежнему на основе богатства и знатности, переизбирались уже ежегодно. Отбыв срок, архонты становились затем пожизненными членами совета знати.

Примерно в то же время, когда произошло объединение Коллегии архонтов, произошло и разделение территории Аттики на 48 территориальных округов — навкрарий. Население каждого округа было обязано поставлять для нужд всего государства один корабль с экипажем и двух всадников. Во главе каждой навкрарии стоял навкрар. Средства для снаряжения и поставки корабля поступали из каждого округа в общую казну навкраров, которой управлял объединенный Совет навкраров. Председателем этого совета стал архонт-полемарх.

Разделение Аттики по навкрариям свидетельствует, во-первых, о том, что к этому времени смешение населения на старых родовых территориях было уже так велико, что на основе родовых подразделений нельзя было обеспечить правильное поступление подати; во-вторых, навкрарии впервые стали учитывать иноземное население Аттики, не входившее в родовые институты и потому игнорировавшееся старыми родоплеменными делениями. Этих людей не замечали, поскольку они стояли вне фил, фратрий и родов, а, следовательно — вне закона. При разделении общества на навкрарии это население впервые стало предметом внимания государства, хотя пока только в податных целях. Это было уже большим шагом вперед.

Самое учреждение навкрарий было вызвано необходимостью создания собственного флота. Ближайшими соседями Афин были государства, опередившие Аттику в экономическом развитии. Борьба Мегар с Афинами за о. Саламин и охрана берегов требовали создания военного флота.

Энгельс видел в учреждении навкрарий существенный признак государства, не опирающегося более на родовые институты. Создание навкрарий,— писал Энгельс,— «подрывало двояким образом родовое устройство: во-первых, оно создавало публичную власть. . ., которая уже не совпадала просто на просто с совокупностью воору-

111

женного народа» В. И. Ленин, приводя эти слова Энгельса, подчеркивает, что существенным признаком государства является «наличность особого класса лиц, в руках которых сосредотачивается власть» 2.

Энгельс указывал также на то, что «навкрарии» впервые разделили народ для общественных целей «не по родственным группам, а по территориальному сожительству» 3.

Борьба демоса с родовой знатью

Социальное расслоение общества захватило и евпатридов. Некогда богатство и знатность полностью совпадали, теперь, наряду с богатой верхушкой евпатридов, появились и обедневшие роды, потерявшие значительную часть своих земельных владений. Поскольку к политической власти допускаются теперь не только знатные, но обязательно и богатые роды, обедневшая знать отстраняется от активного участия в политической жизни страны. Таким образом, правящая знатная верхушка постепенно все более сокращается в своем числе, власть все более сосредоточивается в руках нескольких могущественных родов, земельные владения которых неуклонно возрастают на почве разорения как рядовых земледельцев страны, так и землевладельцев из среды родовой знати.

Борьба обедневшей знати против власти могущественных родов раскрывается в так называемом «заговоре» Килона (около 640 г. до н. э.) 4. Килон по происхождению был евпатридом, принадлежавшим к некогда могущественному и древнему, но обедневшему роду. Опираясь на своих сторонников, также принадлежавших к обедневшей знати, Килон сделал попытку при поддержке мегарского тирана Феагена, на дочери которого он был женат, захватить власть в стране. Заговорщики захватили акрополь, но были осаждены евпатридами, согнавшими для осады земледельческое население. Восставшие были вынуждены в итоге долгой осады сдаться после того, как Килон и его брат спаслись бегством. Одним из самых могущественных и богатых родов в Афинах были в это время Алкмео-ниды, которые руководили осадой акрополя. Земледельцы Аттики остались равнодушными к этой борьбе евпатридов друг с другом. «Наскучив осадой», они разошлись по домам, предоставив охрану акрополя, по одному варианту, пританам навкрарий, по другому — архонтам. Сторонники Килона сдались на условии, что им будет сохранена жизнь. Привязав один конец каната к статуе богини Афины, находившейся на акрополе, и держась за другой, они стали

1 Цитируется по переводу В. И. Ленина. В. И. Ленин. Соч., т. I, стр. 398—399.
2 В. И. Ленин, там же.
3 Ф. Энгельс, указ. соч., стр. 117.
4 Некоторые современные ученые датируют «заговор» Килона 636 или 632 г. до н. э.
112

спускаться со скалы. Но вот на одном из острых каменных выступов акрополя веревка перетерлась; это было истолковано как отказ Афины от покровительства сторонникам Килона и началась кровавая расправа: участников восстания беспощадно умерщвляли не только на улицах города, но и в храмах и у алтарей богов.

Священные места у греков считались неприкосновенными. Все афиняне, обращавшиеся за помощью к божеству, укрывавшиеся в храме или припавшие к алтарю, находились под охраной божества и любое насилие над ними рассматривалось как святотатство. Таким образом, умерщвление сторонников Килона было злодеянием по отношению к богам и наказанием за это был гнев богов, грозивший городу несчастьями. Поскольку преступление Алкмеонидов запятнало весь город, необходимо было обратиться к специальным жрецам-очистителям, славившимся искусством очищений и жертвоприношений для умилостивления богов. Таким знаменитым в то время жрецом-очистителем был Эпименид с о. Крита. Вообще лучшими знатоками религиозного ритуала очищения считались в древности критяне.

Источники сообщают, что архонтом, руководившим осадой килоновцев и расправой с ними, был Мегакл, представитель рода Алкмеонидов, которые не без основания рассматривали попытку Килона как покушение на их собственную власть в государстве. Вскоре после этого в Афинах вспыхнула эпидемия чумы. Виновниками этого бедствия объявили Алкмеонидов как клятвопреступников, запятнавших свои руки кровью жертв в храмах и у алтарей. Алкмеониды были привлечены к суду, который состоял из 300 евпатридов, специально избранных для рассмотрения этого религиозного преступления. В результате судебного решения род Алкмеонидов был приговорен к изгнанию из Аттики.

«Заговор» Килона отразил экономические и социальные противоречия в среде афинской знати. Эта борьба не затрагивала интересов угнетенного афинского народа. Килон в своей борьбе опирался не на народ, а на военную помощь Мегар. Феаген во время восстания Килона пытался вторгнуться в Элевсин, но потерпел неудачу. Более успешным оказался военный поход мегарян с целью захвата о. Саламина. Таким образом, стремление Килона к установлению тирании в Афинах было продиктовано узко эгоистическими интересами евпатридов, отстраненных от власти, и победа Килона должна была привести к установлению политического контроля Мегар над Афинами.

Решение суда об изгнании наиболее сильного рода Алкмеонидов свидетельствует о растущем влиянии городской рабовладельческой знати. Так как при избрании членов суда руководствовались только принципом знатности, можно предположить, что среди судей были не только богатые землевладельцы, но и обедневшие евпатриды и знатные роды, связанные с ремеслом и торговлей. Среди членов суда было вероятно немало родственников и друзей убитых, а также политических врагов рода Алкмеонидов. Изгнание Алкмеонидов облегчило дальнейшую борьбу за составление письменного свода законов, т. е. за ограничение судебных полномочий знати, основанных на устном праве.

113

Около 621 г. до н. э., т. е. примерно через 20 Лет после «заговора» Килона, в Афинах впервые проводится запись обычного права, которая позднее стала известна как законы Дракона. Дракон был архонтом-фесмофетом и возглавлял коллегию фесмофетов.

Составление письменного свода законов могло произойти только в результате борьбы со знатью. Запись устного права и его обнародование ограничивало произвол знати и ставило ее под контроль рабовладельческой верхушки города.

О характере этих законов мы знаем лишь из одного фрагмента позднейшей копии этих законов, составленной в конце V в. до н. э., а также из ссылок на отдельные пункты этих законов в IV в. до н. э.

Насколько можно судить по дошедшим до нас отрывочным сведениям, новым в этих законах была борьба государства с обычаями кровной мести и защита права частной собственности на движимое имущество. Кровная месть и вызванные ею убийства рассматривались как долг и обязанность членов рода и фратрии. Государство этими вопросами не занималось. Здесь впервые государство предъявило свои требования по отношению к длящимся из поколения в поколение убийствам все новых жертв. И хотя во время похорон убитого его сородичи по-прежнему втыкали копье в насыпь могилы в знак того, что смерть убитого должна быть отмщена, государство теперь запретило, во-первых, истязать убийцу и, во-вторых, вместо ответного умерщвления новой жертвы предложило убийце либо уплатить штраф за пролитую кровь, либо удалиться навеки в добровольное изгнание. Если сородичи убитого соглашались на выкуп, копье вынималось из могилы; уход в изгнание считался также расплатой за пролитую кровь. В противном случае законом разрешалось, чтобы сородичи убитого осуществили личную расправу с убийцей.

Штраф за убийство взыскивался в пользу казны и исчислялся не в деньгах, но в быках, как впрочем и все остальные штрафы. Это свидетельствует о том, что деньги имели хождение только в кругах рабовладельческой знати. Однако самая замена убийства выкупом говорит о развитии частнособственнических отношений, основанных на купле и продаже. Понятие «цены крови» несовместимо со старыми нормами родового права.

Рост частной собственности засвидетельствован и суровостью законов Дракона, о которых один из ораторов IV в. до н. э. говорил, что они «написаны кровью». Кража овощей из огорода или фруктов из сада наказывалась смертью как и предумышленное убийство или кража в храме. Независимо от степени нарушения прав собственности система наказаний была единой: за любой проступок наказанием была смертная казнь. Эта суровость законов, охраняющих интересы частных собственников, объясняется непримиримой борьбой рабовладельцев в защиту своей собственности от посягательств бедноты. Представление о нерушимости прав частного

114

Собственника на захваченное им имущество внедрялось в общество медленно и путем применения самых суровых мер. Однако если законодательство, впервые записанное при Драконе, ограничивало произвол суда знати, то для действительного смягчения тяжелого положения бедноты эти законы ничего не давали.

Гибнущие органы родового строя превратились теперь полностью в орудие политического и экономического господства рабовладельцев-евпатридов для угнетения земледельческого населения страны. Они не только не оказывали никакой защиты земледельцам Аттики, но ложились на их плечи невыносимым гнетом.

В конце VIII—начале VII вв. до н. э. значительная часть земледельческого населения находилась в порабощении у богатых землевладельцев. «Вся земля была в руках немногих»,— пишет Аристотель в «Афинской политии»,— лучшем источнике по истории ранней Аттики.

В руках родовой знати в то время была сосредоточена и земля, и торговля сельскохозяйственными продуктами, которые, в целях более выгодного сбыта, они продавали за пределы своей страны. С конца VII в. до н. э. в руках знатных родов была сосредоточена и чеканка монеты. Каждый богатый род чеканил свои монеты, ставя на них знаки своих родовых гербов. Знать торговала и хлебом, и вином, и оливковым маслом, и сушеными и свежими фигами. Она не брезговала и пиратством, бывшим дополнительным средством ее обогащения.

Родовой строй был несовместим с развитием денежного хозяйства. Ростовщичество знатных родов, развитие земельной ипотеки, скопление еще незначительных тогда денежных запасов в руках знати — все это вело к разорению земледельцев, а в ряде случаев и к их порабощению за долги.

Захват земельных наделов крестьян осуществлялся на основе растущей задолженности и самозаклада. На земле должника ставился закладной столб, на котором, вероятно, было написано, что такой-то является должником такого-то. Если долг не был выплачен в срок, несостоятельный должник уводился в рабство, а его земельный участок становился собственностью богатого ростовщика. Порабощение за долги владельцев клера сопровождалось одновременно и порабощением всех членов его семьи. Аристотель отмечает, что в рабство уводился не только сам должник, но и его жена и его дети.

В целях временной отсрочки неизбежного порабощения земледельцы были вынуждены продавать в рабство детей. Многие из порабощенных кредиторами земледельцев и членов их семей продавались в рабство за пределы страны. В тогдашних условиях жизни,— пишет Аристотель,— «самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем и всем остальным он тоже был недоволен, потому что ни в чем не имел своей доли» (Афинская полития, гл. 2).

115

«Продажа детей отцом — таков был первый плод отцовского права и моногамии! А если кровопийца все еще не был удовлетворен, он мог продать в рабство и самого должника. Такова была светлая заря цивилизации у афинского народа»

Однако полное порабощение земледельца за долги не было в то время единственной формой угнетения крестьян. Иногда они просто сгонялись с полей насильственным путем или бежали сами, бросая свое хозяйство. Иногда разорение крестьян происходило более медленным путем, в результате дробления земельного надела между наследниками или исключения из наследования части мужчин, уходивших в город в поисках средств к жизни или нанимавшихся батраками у богачей.

Большая часть этого малоземельного или обезземеленного населения становилась даровой рабочей силой в земледельческих хозяйствах родовой знати. Они эксплуатировались путем сдачи им в аренду земельных наделов на кабальных условиях. И Аристотель и Плутарх сообщают о существовании особой категории арендаторов-гектеморов (т. е. «шестидольников»). Уже в древности точное значение этого термина было забыто. Одни считали, что гектемор обрабатывал поля богачей за шестую долю урожая, другие, что наоборот он уплачивал хозяевам земли шестую часть. Мнения ученых разделились, и до сих пор в этом вопросе нет единого мнения. Энгельс полагал, что условия аренды были кабальными и что «крестьянин мог быть доволен, если ему дозволяли оставаться на участке в качестве арендатора и жить на шестую часть продукта своего труда, уплачивая остальные пять шестых новому хозяину в виде арендной платы» 2.

Кроме гектеморов, античные авторы называют также пелатов и фетов. Возможно, что феты были поденщиками на полях богачей, батраками. Пелаты («пелас» по-гречески — близкий, соседний), возможно, представляли одну из форм, близкую к римской клиентелле. Однако конкретного материала об их положении в нашем распоряжении нет. Кроме разоряемых, порабощаемых и порабощенных крестьян, существовала все более уменьшавшаяся прослойка свободных крестьян, владевших еще своим наделом. Об этих крестьянах Фукидид писал: «. . .при отсутствии торговли и безопасных сношений как на суше, так и на море, каждый возделывал свои поля лишь настолько, чтобы было на что жить» (I, гл. 2). В момент, когда ненависть народа против ростовщиков и угнетателей выливается в открытые формы классовой борьбы, на землях многих крестьянских хозяйств уже стояли долговые столбы.

Концентрация земли в руках евпатридов и увеличивающееся дробление земельных наделов крестьян приводит к тому, что плодородие земли падает, падает земледелие, растут крестьянские долги. «Задолженность рождает задолженность»,— говорит Маркс.

1 Ф. Энгельс, указ. соч., стр. 114.
2 Там же.

116

Каждое новое поколение крестьян начинало свою жизнь все в более и более тяжелых условиях, становясь жертвой беспощадных ростовщиков.

Одновременно нарастали острые социальные конфликты и в других слоях общества. Вывоз знатью хлеба за пределы страны с целью продажи его по спекулятивным ценам наносил ущерб развивавшемуся городскому хозяйству и, прежде всего,— ремесленникам города, которые целиком зависели от городского рынка. Рост в городе численности покупных рабов, пришлого населения, скопление бедноты, не находившей себе работы,— все это чрезвычайно осложняло основную жизненную проблему — пропитание всего городского населения. Одновременно это вынуждало городское население к дальнейшему развитию ремесла и торговли как наиболее действенного средства обеспечить город продуктами первой необходимости.

Политическая власть по-прежнему оставалась в руках богатых евпатридов, но экономическая основа этой власти дала уже глубокую трещину. Общинная собственность на землю уже перестала существовать. Заклады земли, развитие земельной ипотеки, возможность продажи земель, все это шло вразрез с традициями родовой собственности, основой которой было некогда натуральное хозяйство и отсутствие развитого обмена. Социальное расслоение с развитием денежного хозяйства и продажей сельскохозяйственных продуктов со своих земельных владений втягивало представителей знатных родов в связь с рынком; при этом одни семьи обогащались, другие беднели.

Родовые органы власти, служившие орудием эксплуатации в руках родовой знати, также отжили свой век. Они были рассчитаны на сохранение родовых институтов не только в верхах, но и в низах общества. Смешение населения и разделение его по характеру труда, по имущественному признаку фактически приводило к полному распаду низовых родовых институтов, прежде всего — родов. С этим должна была считаться и знать, устанавливая систему навкрарий, вводя новых должностных лиц, соглашаясь на такие существенные уступки, как запись родового права с неизбежными к нему поправками в духе нового времени.

Рабовладельческие слои города, не получившие доступа к политической власти, в условиях господства евпатридов испытывали серьезные затруднения в обеспечении дальнейшего экономического развития ремесла и торговли, так как флот находился в руках знати, основные земледельческие продукты были сосредоточены у евпатридов, разработка полезных ископаемых была также затруднена, так как евпатриды являлись хозяевами земель. Эти противоречия могли быть устранены только при одном условии — при условии допущения рабовладельцев города к политической власти, если не вместо евпатридов, то, по крайней мере, наряду с ними.

К этому нужно прибавить, что разорение крестьян и их порабощение гибельно отражалось на экономике страны и на возмож-

117

ностях вести самостоятельную внешнюю политику. Разорение крестьян приводило страну к политической слабости. Необходимо было начать активную борьбу, направленную на свержение власти евпатридов.

Евпатриды не могли сохранить свою власть как родовой знати; страдания и бедствия угнетенного крестьянства переполнили меру долготерпения земледельцев. Рабовладельцы города поддерживали крестьян, поскольку были заинтересованы в падении власти родовой знати. Подготовленное всеми перенесенными страданиями к самостоятельному историческому выступлению, объединенное общей смертельной ненавистью к своим угнетателям, крестьянство поднялось на борьбу, требуя передела земель и ликвидации долгов и долговой кабалы. Наступил момент, когда земледельцы бросали свою работу и были готовы вступить в вооруженную борьбу с родовой знатью. Два лагеря стояли друг против друга, чтобы вступить в ожесточенное сражение.

И в тот момент, когда была уже ясна неизбежность гражданской войны и неминуемая победа объединенного в борьбе против евпатридов всего населения Аттики, знать пошла на уступки.

Реформы Солона

В 594 г. до н. э. архонтом был избран Солон, который отказался от произнесения обычной клятвы архонтов охранять существующие законы.

По своему происхождению Солон принадлежал к старинному евпатридскому роду, но этот род постепенно обеднел и уже в молодости Солон занимался торговлей, чтобы поправить пошатнувшееся состояние. Солон, как единогласно утверждают и Аристотель и Плутарх, принадлежал к средним слоям населения. По роду своих занятий он был связан не только с евпатридами, но и с торгово-ремесленными кругами рабовладельцев города. Еще до своего выступления в качестве архонта Солон приобрел широкую популярность, особенно у торговых слоев города, борьбой за о. Саламин и успешным захватом острова у Мегар.

Поскольку знать была вынуждена согласиться на уступки, кандидатура Солона как представителя евпатридской знати казалась ей наиболее приемлемой; эту кандидатуру поддерживала также и новая имущественная знать города.

Сам Солон рассказывает в своих стихах о тех обещаниях, которые он давал перед его избранием в архонты. Одним из них было обещание примирить всех друг с другом проведением ряда реформ.

Первой реформой, которой началась деятельность Солона, была сисахфия (буквально «стряхивание») — запрещение долгового рабства, сложение долгов и запрещение на будущее время долговых обязательств под залог личности должника. Отныне и впредь никто не мог за невозвращенный долг превратить свободного афинского земледельца в раба. Земли,

118

на которых в момент проведения реформы стояли долговые столбы, были объявлены свободными от долгов и возвращены во владение должникам. Отмена существующих долгов была полной, так же, как и возвращение порабощенным крестьянам личной свободы. Таким образом, часть крестьянства не только обрела свободу, но и получила обратно свои земли. Но земли, ранее захваченные евпатридами, не были возвращены их прежним владельцам, так как для этого было бы необходимо осуществить второе требование крестьян — передел земли.

Посягательством на собственность кредиторов Солон фактически спас ту часть крестьянства, земли которой еще не были захвачены заимодавцами. Этим Солон создал основу для развития мелкого земледелия как основной формы земледельческого хозяйства Афин, которая получила в будущем свое развитие.

Запрещение на будущее время продажи в рабство за долги создавало гарантию того, что порабощение крестьян отошло в прошлое. К этому присоединился закон, устанавливающий норму земельных владений, чтобы, как пишет Энгельс, «положить хоть некоторые пределы ненасытной жадности знати к крестьянской земле» '.

Сам Солон рассказывает в своих стихах о том, что он вернул в Афины крестьян, проданных за долги на чужбину, гарантировав им на родине жизнь свободного человека.

О проведенных им реформах Солон впоследствии вспоминал в своих стихах:

Какой задачи может быть не выполнил
Я, на борьбу со злом сплотив народ?
И обо мне пред справедливым временем
Свидетельствует пусть богиня высшая,
Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь — свободная.
На родину, в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих, на чужбину проданных
По злобе, по суду, по тяжкой бедности,
То беглецы, то жалкие рабы,
Те, что забыли наш язык аттический.
Освободил и здесь на милой родине
Тех, кто дрожал рабом господской прихоти.
Но я боролся не путем насилия,
Путем закона, правды, права, разума.
И обещая, обещанья выполнил,
Не став тираном и не став насильником.
Вот почему, обороняясь гордостью,
Стоял как волк, травимый стаей псов!

Одновременный отпуск на волю всех порабощенных крестьян был возможен, однако, только в условиях, когда привозное рабство было уже настолько развито, что могло обслуживать основные нужды развивающегося рабовладельческого строя. Конечно, эконо-

1 Ф. Энгельс, указ. соч., стр. 118.
119

мически эта реформа нанесла большой удар родовой знати не только частичной потерей земель, но главным образом потерей основной рабочей силы на территории ее земельных владений.

Освобождение афинских земледельцев от рабства было только первым шагом по пути дальнейших преобразований. Освобожденные крестьяне требовали земли, той самой земли, что когда то была насильственно оторвана от них, той земли, без которой они не находили применения своим силам. Запрещение выдачи ссуд под залог личности должника не означало ни прекращения ростовщичества, ни прекращения земельных ипотек, ни аннулирования роста долгов.

В проводимых реформах Солон выступал как представитель рабовладельцев нового типа, и его реформы были защитой развивающегося рабовладельческого строя, основанного на привозном рабстве. Чтобы ограничить произвол знати он установил норму размеров земельной собственности, ограничив тем самым возможности дальнейшей концентрации земли. В том же направлении действовал закон о запрещении вывозить за пределы страны некоторые виды сельскохозяйственных продуктов, закон, наносивший удар торговле знатных родов. На нарушителей этого закона налагалось проклятие, а с архонта брался штраф. Уже самая суровость наказаний свидетельствует о попытках знати обойти этот закон.

Изменения в системе земельных отношений были закреплены и в политических реформах.

Наряду с древним советом знати, который теперь получил название Ареопага, Солон учредил Совет четырехсот, выбираемый на основе имущественного ценза, по 100 человек от филы.

Все население, входившее в четыре филы, Солон разделил на четыре имущественные группы по размерам их земельных владений и получаемых с них продуктов; в зависимости от их состояния, исчисляемого в доходах от земли, между этими четырьмя группами были распределены и политические права. В первую имущественную группу (пентакосиомедимнов) вошли люди, получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина; во вторую группу (триакосиомедимнов или всадников) — не менее 300 медимнов; в третью (зевгитов)—не менее 200; в четвертую (фетов) — ниже 200 медимнов.

Высшие должности архонтов и военных руководителей могли занимать только представители первой группы; вторая группа представляла конницу; третья группа — тяжеловооруженную пехоту, четвертая — легковооруженные войска. Право быть избранными в Совет четырехсот имели три первые группы.

Все четыре группы населения имели право участвовать в народном собрании, вновь возрожденном к жизни, и в народном суде, который был создан впервые.

Аристотель отмечал как самые основные и наболее демократические реформы, проведенные Солоном, отмену личной кабалы

120

в обеспечение ссуд; предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду и, наконец, «отчего, как утверждают, приобрела особую силу народная масса,— апелляция к народному суду» (Афинская полития, 9).

Привлечение народа к участию в политической жизни в народном собрании и народном суде оказало огромное влияние на последующее развитие Афин. Эти права были завоеваны самим народом, но завоеваны за счет развития нового класса эксплуатируемых — класса покупных рабов—неафинян.

В основу разделения граждан на четыре имущественные группы была положена частная собственность на землю, которая, таким образом, была впервые признана и узаконена государством.

На основе земельного ценза было реорганизовано и войско. Основной силой военной организации стали гоплиты, т. е. среднее крестьянство. Вооружение народа одновременно означало падение значения боевых дружин знати, подбираемых по родовому признаку. Однако, поскольку остались в силе древние племенные единицы — филы, знать еще не потеряла своего значения и в военной организации.

Следует обратить особое внимание на то, что состав всех четырех имущественных групп и представлял собой теперь заново созданный гражданский коллектив афинского государства. Этот гражданский коллектив был разделен на группы имущественным (земельным) цензом. Но, поскольку земля теперь стала свободно продаваться и покупаться без родовых ограничений и запретов, разбогатевший афинянин мог путем покупки земельного участка легко перейти из одной группы в другую. Но в этот гражданский коллектив не вошли люди, не принадлежавшие по своему происхождению к афинянам: не вошли сюда, конечно, и рабы. Таким образом, реформа является выражением создания афинского рабовладельческого полиса, в состав которого отныне вошло и афинское крестьянство на правах младших членов этого полиса.

Важно отметить, что этой реформой Солон стремился действительно примирить рабовладельческую знать с рабовладельцами города, объединив их на основе земельного ценза в две первые имущественные группы. Ценза знатности, обязательного в период господства родовой знати, больше не существовало.

В интересах дальнейшего развития ремесла и торговли Солоном была проведена денежная реформа. Вместо монет, чеканившихся еще по аргосско-эгинской системе (т. е. по более тяжелой весовой единице — таланту), была взята за основу евбейская монетная система, заимствованная Солоном у Коринфа, наиболее передового торгово-ремесленного центра того времени. Переход к чекану более легкой по весу монеты увеличил количество денег в стране и способствовал более широкому распространению денежного обращения в Аттике. Одновременно Солон преследовал этим и цели развития внешней торговли, так как коринфский чекан и коринфские монеты имели широкое хож-

121

дение и в Египте (Навкратис) и на Западе — в Сицилии и Италии. Действительно, археологически устанавливается развитие афинской торговли с Этрурией и Египтом.

Солону же принадлежал закон и о свободе завещания. Если у гражданина нет законных сыновей, он имеет право завещать свое имущество кому угодно, а не оставлять его, как это было раньше, в обязательное наследование членам своего рода.

Этим законом признавалось право каждого владельца распоряжаться своей собственностью по личному усмотрению, а не в интересах рода, что наносило еще один удар родовым институтам.

Закон против праздности, по которому сыновья не обязаны кормить в старости родителей, если родители не обучили их какому-нибудь ремеслу, был направлен главным образом против паразитического существования граждан, не привыкших к труду, но недостаточно обеспеченных.

Уже во время проведения реформы начала разгораться борьба против них. Стремясь закрепить свои реформы и мобилизовать на их защиту наибольшее количество сторонников, Солон провел в жизнь закон, который в изложении Аристотеля гласил:

«Кто во время смут в государстве не встанет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» (Аристотель, Афинская полития, 8).

Мы не знаем силы действенности этого закона; он интересен для нас в первую очередь как свидетельство борьбы, начавшейся еще во время деятельности реформатора.

Сам Солон писал впоследствии:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен —
Не сократил его прав, не дал и лишних ему.
Также подумал о тех, кто имел и богатство и силу,
Им чтобы никто не чинил несправедливых обид.
Встал я могучим щитом, и тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал насильем других.

Реформы Солона, положившие начало формированию рабовладельческого полиса, отличались свойственным полису компромиссным характером, стремлением сгладить резкие имущественные противоречия внутри гражданского коллектива полиса, сплотить всех граждан перед лицом рабов и уничтожить рознь между знатью и зажиточными слоями.

Однако противоречия были еще очень сильны; Афинское государство вступило в тот период своего развития, когда борющиеся группы требовали более демократических реформ, а родовая знать употребляла все средства, чтобы вернуть себе прежнее господствующее положение.

«Народ,— пишет Аристотель,— рассчитывал, что он произведет передел всего, а знатные, что он вернет опять прежний порядок или слегка только изменит его» (Афинская полития, II).

122

Родовая знать не могла примириться с проведенными реформами. Евпатриды потеряли дешевую рабочую силу — порабощенных крестьян и гекте-моров. Несомненно это сильно сказалось и на их земельном хозяйстве. Сразу возместить потерю приобретением рабов, купленных на рынке, или наемным трудом они не могли. Кроме того, их заставляли разделить политическую власть с новыми богачами, которые стремились сравняться со знатью и в землевладении, приобретая путем покупки недвижимую собственность.

Установление максимальной нормы землевладения, переступать которую было запрещено государством, и введение свободы завещания, нарушавшее интересы родовой собственности, а также ограничение свободы торговли сельскохозяйственными продуктами за пределами Аттики — все это наносило большой ущерб экономическим интересам евпатридов и подрывало их политическое господство.

Беднейшее крестьянство, не получившее обратно своих земель, требовало передела земли.

Обедневшая знать была раздражена тем, что она, в зависимости от своего состояния, попадала в низшие имущественные группы, тогда как она претендовала на ведущую политическую роль в стране и на возвращение потерянных богатств.

Рабовладельцы города, активно поддерживавшие Солона в его политической деятельности, требовали, однако, перевода земельного ценза на денежный, т. е. приравнения движимого имущества недвижимому.

Сам реформатор, не желая что-либо изменять в своих законах, рассчитывал, что время сгладит наиболее резкие социальные конфликты и, взяв обещание с граждан сохранять верность его законам и ничего в них не изменять в течение 10 лет, покинул Афины.

Борьба возобновилась сразу же после проведения реформ. Эта борьба продолжалась 14 лет (594—580 гг. до н. э.), из которых два года были годами политической анархии, проявившейся в том, что не были выбраны архонты. В течение этих 14 лет борьбы в Аттике оформились три основные борющиеся партии.

Центром объединения самой реакционной партии евпатридов стала центральная афинская равнина (Педион), по которой и партия евпатридов, возглавляемая Ликургом, называлась педиеями, т. е. жителями равнины.

Наиболее демократической партией была партия, объединявшая малоземельную и безземельную бедноту, центром которой стал самый неплодородный горный район северо-восточной Аттики — Диакрия, по которой и участники борьбы назывались диакриями, т. е. горными. Эту партию возглавил Писистрат, обещавший крестьянам удовлетворение их требований в случае захвата им власти.

И, наконец, третья партия, занимавшая промежуточное положение между двумя крайними группировками афинского населения, стояла за защиту реформ Солона, добиваясь, однако, перевода

123

земельного ценза на денежный. Это была партия, объединившая представителей городского рабовладения, связанного с развитием ремесла и товарного производства. Ее центром стала береговая полоса Аттики (Паралия), по которой люди, принадлежавшие к этой партии, назывались паралиями, т. е. береговыми.

Тирания Писистрата

Во время долгой борьбы, когда власть переходила из рук в руки, силы евпатридов стали ослабевать; к тому же многие из них погибли во время борьбы. В 538—537 гг. до н. э. победа Писистрата, опирающегося на диакриев, на ремесленников и метеков города, а также и на помощь извне и на наемное войско, была окончательной. В Афинах начался период тирании Писистрата (538/7 — 527 гг. до н. э.) 1.

Правление Писистрата сопровождалось рядом демократических мероприятий, содействовавших укреплению мелкого и среднего землевладения. Земли погибших в борьбе евпатридов, а также изгнанных или бежавших из Афин знатных родов, были конфискованы и распределены между диакриями. Для того, чтобы облегчить крестьянам ведение хозяйства на полученных ими наделах, был создан государственный сельскохозяйственный кредит, обращаясь к которому земледелец мог получить за умеренные проценты необходимую ему ссуду. Особое поощрение оказывалось разведению олив и виноградарству, которые отныне становятся главными сельскохозяйственными культурами Аттики.

Вместо судов знати в сельских районах были учреждены разъездные суды, разбиравшие на месте тяжбы земледельцев. Одновременно был введен поземельный десятинный налог, доходы с которого поступали в казну государства. Большое внимание уделялось дальнейшему развитию ремесла и торговли. Вновь был восстановлен государственный чекан монеты, а монеты знатных родов прекратили хождение.

Конституция Солона не была отменена, но фактически архонты не выбирались, а назначались тираном.

Боясь покушений со стороны родовой знати, Писистрат построил себе дворец в укрепленном районе акрополя (Пеларгике), чтобы никто не мог тайно проникнуть в его жилище; кроме того был создан отряд телохранителей в 300 человек.

В сфере внешней политики Писистрат старался поддерживать мирные отношения с ближайшими соседями Афин — Фивами и Беотией, со знатью Фессалии и Македонии и даже с Пелопоннесским союзом, членами которого были два основных соперника Афин — Мегары и о. Эгина.

Основной заботой Писистрата было овладение проливами, ве-

1 Власть Писистрата с перерывами длилась 33 года, из которых 16 лет Писистрат провел в изгнании, а 17 —был у власти.
124

дущими в Черное море. У мегарян был вновь отвоеван о. Саламин, потерянный в годы борьбы. Этим решилась дальнейшая судьба Мегар, торговля которых с Черным морем находилась теперь под постоянным контролем Афин.

На северо-западной оконечности Малой Азии у входа в Геллеспонт была основана колония Сигей, правителем которой стал один из сыновей Писистрата.

Одновременно знатный афинянин Мильтиад (старший) утвердил свою власть на северном побережье Геллеспонта в Херсонесе Фракийском. Согласно источникам, Мильтиад покинул Афины, так так «власть Писистрата была ему тягостна», уведя с собой и тех афинян, которые захотели его сопровождать. Поскольку Писистрат дал согласие на этот уход, Мильтиад оставался гражданином Афин и семья его продолжала жить в Афинах. Поэтому власть Мильтиада над Херсонесом поставила под контроль Афин всю черноморскую торговлю.

Открытие афинским купцам пути в Черное море создало исключительно благоприятные условия для развития афинской торговли и ремесла. С берегов Черного моря ввозились хлеб, рабы, кораблестроительный лес, рыба. Со своей стороны Афины вывозили для обмена вино, оливковое масло, а также изделия ремесла, особенно художественную керамику. Развивалась оживленная торговля также с Навкратисом в Египте и с Этрурией.

При тирании были проведены большие строительные работы. Был построен водопровод, для чего пробит туннель в скале в высоту человеческого роста; в долине водопровод был построен на такую же высоту из тесаного камня. Водопровод шел вдоль южного склона акрополя, залегая местами под землей на 12 м. глубины, выход его был на афинской агоре, которая также была расширена и благоустроена. О монументальности постройки свидетельствует тот факт, что этим водопроводом население Аттики пользовалось, подновляя и реставрируя его, до середины XVIII в.

На акрополе был построен храм богини Афины, украшенный скульптурными фризами, изображающими сцены борьбы богов и титанов.

Строительные работы велись и в афинской гавани Пирее, который после захвата о. Саламина становится основной гаванью афинян.

Эти и другие строительные работы давали возможность значительно более широкого применения труда ремесленников. Свободное ремесло все в большей степени начинает приобретать характер художественного ремесла, в то время как наиболее тяжелые физические работы выполнялись рабами.

После смерти Писистрата в 527 г. до н. э. власть по наследству перешла к двум его сыновьям—Гиппию и Гиппарху. Это свидетельствует о стремлении тирана превратить личную власть в наследственную.

125

Еще во время правления Писистрата, а еще более при его сыновьях, в Афины привлекались художники и знаменитые поэты того времени. По распоряжению Гиппарха в Афинах была произвел дена большая работа над гомеровскими поэмами. Была установлена последовательность исполнения песен и, может быть, впервые поэмы были записаны. При редактировании и записи текстов поэм были введены в поэмы и специальные вставки, прославляющие могущество Афин и род Писистрата.

В Афинах окрепло крестьянство и развивались ремесло и торговля, которые заняли ведущую роль в жизни города. Сопротивление знати ослабло, так же как были подорваны и экономические основы ее власти. Социальное назначение тирании — борьба с родовой знатью — было выполнено. В то же время стремление наследников Писистрата — Писистратидов — господствовать в Афинах на правах тиранов вызывало все большее недовольство. Пользуясь этим, знать делает еще одну попытку насильственно покончить с тиранией. В 514 г. до н. э., в результате заговора, был убит Гиппарх, но у власти остался Гиппий, правление которого приняло еще более суровый характер.

За пределами Аттики борьбу с тиранией в Афинах возглавляет ушедший в изгнание род Алкмеонидов. В 513/12 гг. до н. э. Алкмеониды обосновались в Дельфах, взяв у жрецов дельфийского храма Аполлона подряд на постройку нового святилища взамен разрушенного землетрясением. Постройку нового храма они произвели на выгодных для жрецов условиях, что послужило началом их дружбы с дельфийскими жрецами. Дельфийское святилище в этот период уже пользовалось большим политическим влиянием в жизни греческих государств. При помощи жрецов Алкмеониды заручились поддержкой Спарты для борьбы с Гиппием и его сторонниками. Спарта со своей стороны была заинтересована в борьбе с тиранией, так как бурное развитие афинской демократии шло вразрез с интересами спартанского государства. После первых неудачных попыток, спартанцы послали против Афин большое войско под командой спартанского царя Клеомена. Это произошло в 510 г. до н. э. Гиппий, укрывшийся в Пеларгике, был осажден спартанцами, на помощь которым пришли и сами афиняне. После пятидневной осады Гиппий сдался, ему было разрешено беспрепятственно выйти из Пеларгика и немедленно покинуть Афины.

В осаде Афин принимали участие и Алкмеониды, вождем которых в это время был Клисфен. Однако после изгнания Гиппия и падения тирании в Афинах спартанский царь сделал попытку поставить у власти своего ставленника Исагора и создать олигархический Совет трехсот из состава знати. Это поставило бы Афины под политический контроль Спарты, привело бы к отмене всех демократических институтов Афинского государства, к включению Афин в состав Пелопоннесского союза. Во время кратковременной власти Исагора Клисфен был изгнан вместе с другими его сородичами и

126

Приверженцами. Однако афинский народ оказал сопротивление этой попытке. Совет четырехсот возглавил борьбу народа с Исагором и спартанцами. Народ осадил акрополь и после двухдневного сопротивления спартанцы вступили в переговоры. Афиняне разрешили Клеомену вывести спартанцев за пределы Аттики; вместе с ними спасся и Исагор. Сторонники Исагора, однако, были схвачены и казнены.

После расправы с олигархами афинский народ призвал Клисфена и остальных изгнанников вернуться в Афины.

Аристотель сообщает, что еще в начальный период вооруженной борьбы с тиранией Клисфен привлек народ на свою сторону, обещая предоставить народной массе политические права. Поэтому, когда афинский народ завоевал своими руками победу над олигархами и спартанцами, проведение дальнейших демократических реформ было поручено Клисфену (508/07 гг. до н. э.).

Реформы Клисфена

Основной реформой Клисфена, с которой неразрывно связаны и все его последующие, была реформа фил.

Вместо четырех родовых фил, не затронутых реформами Солона, было создано 10 новых территориальных 1. Три района Аттики (равнинный, прибрежный и горный), некогда служившие центрами группировок трех борющихся партий, были подразделены на 30 частей таким образом, что каждый из этих районов был разделен на 10 частей, территориальные границы которых были точно определены. При этом район равнины был разделен таким образом, что в каждую из 10 частей равнины входило несколько кварталов и города Афин.

Поскольку территория города Афин была представлена во всех десяти частях равнины, постольку каждая фила получила свою часть городской территории и город Афины являлся естественным центром всех десяти фил.

Филы теперь не представляли сплошной территории, как прежние племенные филы. Наличие родовых институтов в таких филах было уже совершенно исключено, так как каждая фила состояла из смешанного населения всех трех районов. И если до этого времени родовая знать сохраняла свое влияние (и экономическое и религиозное) в сельских округах, то теперь оно было подорвано. Принадлежность гражданина к той или другой филе определялась местом его постоянного жительства в момент проведения реформы, поэтому не только земли родовой знати были поделены между филами, но и представители одного и того же рода оказались разбросанными по разным филам.

Филы в свою очередь подразделялись на более мелкие территориальные округа — демы. В сельской местности они представляли

1 Четыре старые филы не были отменены, но теперь они перестали играть политическую роль, оставаясь лишь формой культовых связей.
127

Филы Аттики по реформе Клисфена.

Филы Аттики по реформе Клисфена.

Три триттии под одним номером образуют филу.

обычно небольшое поселение с прилегающими к нему землями, а в городе — несколько городских кварталов с примыкающей к ним сельской территорией. Каждый дем представлял теперь самоуправляющуюся общину с народным собранием членов дема (демотов), со своими местными праздниками и культами, со своей казной и третейским судом.

Во главе дема стоял демарх, у которого находились списки граждан дема.

Значение демов в новой организации государства трудно переоценить. Вся внутренняя политика государства проводилась через демы, начиная от выборов по демам должностных лиц и кончая сбором налогов и мобилизацией граждан для службы в войске или во флоте. Однако самой важной функцией дема стало определение

128

гражданских прав лиц, проживающих в нем. Отныне гражданин должен был присоединять к своему имени не имя отца или деда, как это раньше делала знать, но имя своего дема, т. е. имя территории, где он постоянно жил и где, в большинстве случаев, и родился. Присоединение имени дема к личному имени было правом только гражданина. Если возникало подозрение в незаконности гражданских прав того или иного человека, проверка осуществлялась очень легко по спискам демарха.

Создание десяти территориальных фил нанесло сокрушающий удар последним опорным пунктам родовой знати, ее религиозному и политическому влиянию на местах и системе родового землевладения.

Дробление земель родовой знати между филами, а внутри фил между демами, содействовало быстрому распаду рода на экономически независимые семьи, связанные своими и экономическими и политическими интересами с интересами своего дема и своей филы. Таким образом, вскоре после реформ Клисфена мы уже имеем дело не со знатными родами, а со знатными семьями. Род как экономическая хозяйственная единица перестал существовать.

Те рабы и метеки, которые активно участвовали в борьбе против тирании, были вознаграждены Клисфеном: рабам были предоставлены права метеков, а метекам — права граждан.

Реформа фил легла в основу создания нового совета — Совета пятисот. На основании продолжавшего существовать имущественного ценза, каждая фила ежегодно выбирала в Совет 50 своих представителей. Одной из важных функций деятельности совета была подготовка народных собраний с предварительным обсуждением на совете вопросов, выносимых на решение народа. Без такого предварительного обсуждения на Совете пятисот народное собрание не рассматривало ни одного вопроса.

На агоре было построено специальное здание для заседания Совета (булевтерий от «буле» — «совет») и круглая башня (с кухней и очагом общины, где горел постоянный огонь) для пребывания там членов дежурной филы. Так как члены Совета должны были постоянно быть в курсе всех событий жизни государства и принимать решения по неотложным вопросам, было установлено, что одну десятую часть года поочередно на агоре дежурит фила, члены которой живут в это время в отведенном для них специальном помещении — толосе (круглой башне).

Место народного собрания с рыночной площади было перенесено на холм Пникса.

Реформа фил легла в основу и военной реформы. Набор армии производился теперь не по имущественно-родовому принципу, как во времена Солона, но по территориальному. Каждая фила выставляла один отряд, а также определенное количество всадников и моряков. Эта новая организация

129

войска потребовала и новой организации военного командования. Была создана особая коллегия стратегов в количестве 10 человек, по одному от каждой филы. Председателем коллегии был сделан архонт-полемарх.

В целях борьбы с тиранией, опасность возврата которой еще продолжала существовать, так как в Афинах оставались и родственники Гиппия, а также и друзья и приверженцы тирании, был введен закон об остракисме. Если в Афинах какое-либо лицо приобретало слишком большое политическое влияние и имело многочисленных приверженцев, то народное собрание могло дать Совету 500 санкцию на проведение остракисма. Кворум собрания, созванного специально для голосования по этому вопросу, состоял из 6000 присутствующих граждан. Если присутствующих было меньше, остракисм не мог быть проведен. На этом собрании, всегда происходившем в одно и то же время, но не чаще, чем раз в год, никаких обсуждений поведения того или Другого лица не производилось. Каждый гражданин должен был написать на черепке имя того человека, который, по его мнению, заслуживал изгнания. По-видимому, до проведения остракисма отдельные группы и составлявшиеся партии проводили агитацию за изгнание того или другого подозреваемого в стремлении к тирании человека, так как до нас дошел один из черепков со стихотворным текстом, в котором было сформулировано прямое обвинение данного лица в преступных и противозаконных действиях. Человек, получивший большинство голосов, присуждался к изгнанию и должен был в определенный срок покинуть пределы Аттики на 10 лет. Поскольку речь шла только о подозрениях и прямых обвинений не выдвигалось, изгнание путем остракисма было почетной формой высылки. Семья изгнанного могла жить в Афинах, имущество не подвергалось конфискации. По истечении установленного срока, изгнанный мог вернуться на родину и по-прежнему пользоваться всеми правами гражданина.

Важно отметить, что существенно новым явлением в остракисме была личная ответственность человека, которая теперь полностью заменила прежнюю родовую ответственность, когда изгнание одного влекло за собой изгнание всех его сородичей. Позже, когда опасность восстановления тирании в Афинах перестала существовать, остракисм вплоть до 415 г. до н. э. был действенным орудием в борьбе партий.

Реформами Клисфена завершается процесс формирования демократического рабовладельческого полиса в Афинах.

Заключение

Афинская демократия представляла прогрессивное явление в рабовладельческих обществах древности, формирование демократического по своей конституции полиса явилось непосредственным ре-

130

зультатом долгой борьбы народных масс афинского населения прй-тив родовой знати. Экономической основой афинской демократии в период ее расцвета было мелкое землевладение афинских крестьян. В силу этой исторической победы афинского народа, землевладение и земледелие в Афинах долгое время оставалось только привилегией гражданина, и труд рабов применялся в основном не в земледелии, а в ремесле и торговле.

Возникновение рабовладельческой демократии у афинян имеет важное значение для вопроса о возникновении государства вообще.

Энгельс, исследуя вопрос о возникновении Афинского государства, четко выделяет основные этапы этого процесса. Момент зарождения государства приурочивается им к Тесеевскому синой-кисму, когда знатные семьи «начали складываться вне своих родов в особый привилегированный класс» 1. Примитивная форма власти евпатридов опиралась еще целиком на родовые институты. Процесс развития государства делает большой шаг вперед в учреждении навкрарий, когда впервые создается публичная власть, не совпадающая с совокупностью вооруженного народа. Далее, реформы Солона утверждают господство частной собственности на землю и закладывают осноеы рабовладельческого полиса. Деятельность Клисфена (или, по выражению Энгельса, «революция Клисфена») ниспровергает родовую знать, а с нею и последние остатки родового строя2. Афины после реформ Клисфена Энгельс определяет как «сложившееся в главных своих чертах государство» 3.

Как подчеркивает Энгельс, «классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизм между знатью и простым народом, а антагонизм между рабами и свободными, между неполноправными жителями и гражданами» 4.

После реформ Клисфена Афины вышли окрепшими и подготовленными к трудной борьбе с персами.

1 Ф. Энгельс, указ. соч., стр. 113.
2 Там же, стр. 120.
3 Там же, стр. 122.
4 Там же, стр. 122.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.



Rambler's Top100