Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
131

ГЛАВА VII.

СКИФЫ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

В процессе колонизации Северного Причерноморья греки столкнулись с различными населявшими его племенами. Важнейшим источником для изучения общественного строя, быта и культуры этих племен служат для нас рассказы греческих писателей, историков и географов. Большое значение имеют также вещественные памятники, добытые в процессе археологических раскопок древних поселений, а также гробниц, в особенности богатых курганов, в большом количестве встречающихся в степях Украины, Крыма, Северного Кавказа и Прикубанья. Ценные сведения дают высеченные на камне надписи, заключающие в себе тексты различных декретов и других актов государственного характера, а также посвятительные и надгробные надписи, упоминающие о местных племенах.

Племена Северного Причерноморья

Древнейшими из известных нам по имени обитателей северного побережья Черного моря были киммерийцы. Упоминание о них мы встречаем в «Одиссее» Гомера, рисующего страну киммерийцев,- как «край света», страну вечной ночи и смерти (Одиссея, песнь XI, стихи 14—19).

В ассирийских и персидских клинописных текстах VIII в. до н. э. они упоминаются под именем «народа гамирра», и страна киммерийцев называется «страной Гамирр». Ассирийские тексты сообщают о походах киммерийцев в Переднюю Азию, об их военных столкновениях с государством Урарту. По-видимому киммерийцы представляли собою союз племен. Такие союзы возникают обычно в период разложения родового строя. Многие народы, особенно кочевые, на этом этапе своей истории совершают дальние походы и часто даже одерживают победы над своими соседями, стоящими иногда на более высокой ступени экономического и культурного развития. Киммерийцы, по-видимому, не были еще знакомы с железом, их куль-

132

Скифия по Геродоту.

Скифия по Геродоту. 1. Античные города. 2. Городища. 3. Курганы.

тура принадлежит эпохе бронзы. Они не знали гончарного круга и пользовались только лепной глиняной посудой.

В 1934 г. при раскопках греческого города Тиритаки на Керченском полуострове найдены два изваяния — мужской и женской фигур из крепкого известняка,— по-видимому, киммерийской работы. Изображение человеческой фигуры крайне примитивно и схематично: показаны только руки, женская грудь и голова, причем черты лица сведены к простейшим геометрическим формам. Подобные изваяния широко распространены у самых различных народов в эпоху родового строя.

«Отец истории» Геродот сообщает, что в VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами и переселились в Малую Азию. Но память о киммерийцах сохранилась в Северном Причерноморье, в особенности на Керченском полуострове: «И теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и

133

область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор» (IV, 12), т. е. Керченский пролив. Не исключена возможность, что какая-то часть киммерийского населения осталась в пределах Северного Причерноморья и слилась с новыми пришельцами.

Скифы были выходцами из Средней Азии, язык их принадлежал к североиранской группе и был родственен языкам среднеазиатских племен — саков и массагетов.

Согласно Геродоту, Скифия представляла собою четырехугольник между реками Истром (Дунаем) и Танаисом (Доном). Геродот перечисляет ряд племен, живших на севере от Скифии: агафирсы, невры, андрофаги (людоеды), меланхлены (черноризцы), будины.

На восток от Дона жили савроматы. Греческие писатели, характеризуя савроматов, обычно пользуются эпитетом «управляемые женщинами». Очевидно, в общественном строе савроматов значительную роль играли пережитки матриархата. Это предположение подтверждает легенда о происхождении савроматов, рассказанная Геродотом. Согласно этой легенде, савроматы произошли от браков скифских юношей с женщинами-воительницами, амазонками. По словам Геродота, они сохранили многие обычаи амазонок: «Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду» (IV, 116). Этот рассказ отражает этническое родство скифов и савроматов. Язык савроматов был, по-видимому, как и скифский язык, одним из диалектов североиранской группы.

Нескифские племена жили на Северном Кавказе, в Прикубанье и по берегам Азовского моря, носившего в древности название Меотиды. Приазовские племена собирательно назывались меотами. Наши сведения о прикубанских и северокавказских племенах крайне приблизительны и неполны, большинство из них известно нам только по именам. По-видимому, наиболее передовым по своему экономическому и культурному развитию было племя синдов, живших на Северном Кавказе. Культура прикубанских племен во многом близка скифской.

Горную часть Крыма занимали тавры, по имени которых Крымский полуостров получил наименование Тавриды. Геродот подчеркивает, что тавры—это не скифское племя. Тавры стояли на значительно более низкой ступени общественного развития, чем скифы и многие другие причерноморские племена. Геродот сообщает о культе таврической богини, которую он называет Девою. С этим культом были связаны человеческие жертвоприношения: в жертву богине Деве приносили чужестранцев. Подобная «кровожадность» тавров свидетельствует о том, что они находились на сравнительно низкой ступени развития первобытнообщинного строя: очевидно, им не было еще знакомо патриархальное рабство, поэтому они убивали пленников.

134

Скифы Северного Причерноморья

В состав скифского племенного союза входили земледельческие и кочевые племена. Степная территория южной Украины и Крыма была занята скифами-кочевниками. В их среде выделялась наиболее мощная группа, которую Геродот называет «царскими скифами». По словам Геродота, они считали всех остальных скифов своими рабами. Таким образом, в скифском племенном союзе наблюдалось подчинение одних племен другими. Кочевые племена взимали дань с покоренных земледельцев. В нижнем Приднепровье жили скифы-земледельцы. По-видимому, это было также ираноязычное племя, этнически родственное скифам-кочевникам. Геродот упоминает еще о племени скифов-пахарей, которые сеют хлеб не для себя, а на продажу. Они жили выше по течению Днепра, занимая лесостепные районы Скифии. Возможно, что они отличались по этнической принадлежности и языку от основной массы собственно скифских племен, хотя входили в скифский племенной союз и восприняли многие черты скифской культуры.

Как свидетельства Геродота, так и археологические данные позволяют сделать вывод, что в VII—V вв. скифы переживали период разложения первобытнообщинного строя. Они не знали ни разделения на антагонистические классы ни государства, но у них, в особенности у кочевников-скотоводов, наблюдается уже далеко зашедшее имущественное неравенство, о котором с большой наглядностью свидетельствуют погребения. Подобно своим предшественникам-киммерийцам, скифы неоднократно совершали военные походы в страны древнего Востока. Скифы были участниками разгрома Ассирийской державы. Известны военные столкновения скифов с государством Урарту. Работы советских археологов показывают, что в начале VI в. скифы разрушили урартский административный центр Тейшебаини (холм Кармир-Блур в Армении).

Геродот описывает военные обычаи скифов. Он сообщает, в частности, об их обычае пить кровь первого убитого на войне врага; головы всех убитых в сражении врагов каждый скиф обязан отнести к царю, потому что принесший голову получает долю захваченной добычи, а не принесший не получает (IV, 64). Геродот рассказывает также, что у скифов практиковалось скальпирование врагов. Из снятой кожи убитых делались утиральники, плащи и покрышки для колчанов. Черепа своих злейших врагов скифы использовали в качестве чаш.

Скифы использовали рабский труд, но он находил в их хозяйстве ограниченное применение. В этом отношении показательно свидетельство Геродота о том, что скифы ослепляли своих рабов. Этот обычай объясняется не жестокостью скифов, а экономической необходимостью, слепые рабы не могли убежать, тогда как зрячим это не трудно было бы сделать в условиях кочевого быта. Скифы не могли использовать рабов для

135

ухода за скотом или охраны стад, так как рабы-пастухи легко могли бы бежать и даже похитить скот хозяина. Поэтому они применяли рабский труд только в домашнем хозяйстве.

Геродот рассказывает, что потомки ослепленных рабов, рожденные ими от скифских женщин, восставали против своих хозяев и оказывали им длительное и упорное вооруженное сопротивление.

С общественной властью у скифов обычно сочеталось богатство. В богатых курганах мы встречаем, как правило, захоронения племенных вождей, которые Геродот называет «парями» (басилевсами). Этот термин следует понимать в том же смысле, как и звание гомеровских басилевсов. Большой роскошью, обилием золотых вещей, отличаются также курганы Прикубанья. Характерной чертой погребального обряда скифов и прикубанских племен, связанной с бытовым укладом кочевников, являются конские захоронения, сопровождающие погребение вождя. Так, в кургане VI в. до н. э. близ станицы Костромской на Северном Кавказе обнаружено 22 конских костяка. Такое массовое захоронение лошадей объясняется неразвитостью института частной собственности: имущество умершего не передавалось по наследству, а уничтожалось или следовало за ним в гробницу.

Характерным примером погребения скифского вождя IV в. до н. э. может служить Чертомлыкский курган в Нижнем Приднепровье, севернее г. Никополя, у речки Чертомлык. Курган заключал несколько различных захоронений. В центре находилось погребение самого вождя. Он был похоронен в роскошной одежде, украшенной множеством различных золотых бляшек. Золотые бусы, подвески и другие украшения дополняли его наряд. В гробницу было положено также дорогое оружие. Все эти ценности привлекли внимание грабителей и были расхищены. Только незначительные остатки их были открыты при раскопках кургана. Было открыто также погребение женщины, очевидно, жены или наложницы вождя, которая должна была сопровождать его в загробный мир. Она была похоронена также в богатом наряде: лоб ее украшала золотая лента, в ушах были золотые серьги, на голове, по-видимому, высокий остроконечный головной убор, от которого сохранились только украшавшие его золотые бляшки. Восстановить его форму нам помогает находка в одном из богатейших курганов Прикубанья (Карагодеуашхе)—треугольная золотая пластина, украшавшая лицевую сторону такого же женского головного убора. Как показывают обнаруженные в ЧертомлыкскОм кургане остатки дерева, костяк женщины покоился на деревянном ложе. Он был накрыт пурпурным покрывалом, обильно украшенным золотыми бляшками. Самое покрывало совершенно истлело, но следы пурпурной ткани сохранились на бляшках. На руках женщины были золотые браслеты, на каждом пальце по золотому кольцу. Около ее правой руки найдено бронзовое зеркало с костяной ручкой.

В том же Чертомлыкском кургане обнаружен ряд бедных и скромных захоронений с простой глиняной посудой и железным

136

оружием. Очевидно, в этих могилах были похоронены слуги, дружинники вождя, которые должны были, подобно жене или наложнице, сопровождать его в загробный мир. Геродот сообщает об обычае массового умерщвления слуг при погребении скифского царя. В Чертомлыкском кургане были обнаружены три могилы с конскими захоронениями. В них найдены многочисленные золотые бляхи и другие богатые украшения конского убора. Поблизости от конских могил были погребены конюхи.

В различных местах Чертомлыкского кургана было найдено много дорогого оружия — меч с золотой рукоятью, ножны, покрытые золотой пластиной, украшенной рельефом. Найдено также немало металлической посуды, принадлежавшей вождю, в том числе большой бронзовый котел, служивший для варки мяса, и знаменитая серебряная ваза — произведение греческого мастера, работавшего, по всей вероятности, в Пантикапее. Поверхность вазы покрыта растительным орнаментом, а на плечиках помещен рельеф с изображением скифов, приручающих и стреноживающих лошадей.

Одним из самых богатых скифских курганов IV в. является курган Солоха на левом берегу Днепра южнее Никополя. Поражает обилие и роскошь найденных там изделий из драгоценных металлов — золота и серебра. Особенно замечательны — серебряный сосуд, на стенках которого имеется рельеф, изображающий сцену охоты, и круглая золотая чаша (фиала), сплошь покрытая рельефным изображением борьбы зверей (львы и пантера, терзающие лань и лошадь). Но самый выдающийся интерес представляет найденный в кургане Солоха массивный золотой гребень. На его ручке в двухстороннем рельефе изображена сцена боя: всадник на вздыбившейся лошади сражается со спешившимся противником, лошадь которого повержена на землю; сзади на всадника нападает другой пеший скиф.

Наряду с богатыми скифскими курганами Приднепровья нельзя не отметить курган близ Керчи, известный под названием Куль-Оба и заключавший, по всей вероятности, погребение правителя одного из округов степной части Крыма, граничившей с Боспорским царством, подвластной скифам-кочевникам. Вождь лежал на парадном погребальном ложе, от которого сохранились только служившие для его облицовки пластинки слоновой кости, украшенные тончайшей росписью работы первоклассного греческого мастера. На голове куль-обского «царя» был остроконечный башлык из войлока с золотыми украшениями, на руках золотые браслеты, на шее массивный золотой обруч, украшенный по концам изображениями двух конных скифов. Это распространенное у скифов украшение археологи условно называют древнерусским термином «гривна». Близ костяка правителя находился богатый набор драгоценного оружия. Вместе с правителем были похоронены его жена или наложница и раб. Женское погребение также поражает роскошью. На голове женщины была диадема из электрона (сплав золота с серебром), в ушах — серьги и подвески с круглыми щитками, на которых изоб

137

ражена голова богини Афины, воспроизводящая знаменитую статую работы Фидия. На шее женщины было одето золотое ожерелье и такая же гривна, на руках — золотые браслеты и запястья. Рядом лежало бронзовое зеркало, ручка которого покрыта золотым листом с изображениями животных. В Куль-Обском кургане найдено множество золотых бляшек для украшения одежды. Найден также целый ряд дорогих серебряных сосудов. Среди них имеются сосуды в форме рога (ритоны), заканчивающиеся обычно головой какого-нибудь животного. Встречаются также сосуды с шарообразным туловом. Эти сосуды, как и ритоны, были, по-видимому, широко распространены в быту скифов-кочевников, может быть, они имели также и ритуальное значение. В Куль-Обе найдены золотые изображения скифов, в том числе группа с двумя скифами, пьющими из одного ритона. По-видимому, это изображение можно поставить в связь с рассказом Геродота о порядке заключения клятвенных договоров у скифов: «. . .в большой глиняный ковш наливают вино и примешивают к нему кровь договаривающихся, сделав укол шилом или небольшой надрез ножом на теле, затем погружают в чашу меч, стрелы, секиру и дротик. По совершении этого обряда они долго молятся, а затем пьют смесь как сами договаривающиеся, так и достойнейшие из присутствующих» (IV, 64).

Имеется также фигурка скифа с шарообразным сосудом в руках. Такую шарообразную форму имеет и знаменитая Куль-обская ваза, найденная около женского костяка. Она сделана из электрона и украшена рельефом, изображающим сцены быта скифов. Изображен скифский вождь, выслушивающий донесение лазутчика. Далее мы видим скифа, перевязывающего своему товарищу раненую ногу.

Затем изображено, как скиф вправляет своему товарищу вывихнутую челюсть или вырывает зуб. Кроме этих трех сцен, изображена еще фигурка скифа, натягивающего лук.

Куль-обская ваза, подобно Чертомлыкской вазе и Солохскому гребню, является, очевидно, произведением греческого мастера, жившего и работавшего в Пантикапее и хорошо знакомого с бытом скифов, который он сумел запечатлеть с большим реализмом и мастерством.

Эти произведения служат нам важнейшим источником для изучения внешнего облика, костюма и вооружения скифов. Характерной чертой их являются длинные густые волосы и бороды. Они носили короткие кафтаны, шаровары, мягкую обувь и остроконечные башлыки. Наиболее распространенным оружием были лук и стрелы, для хранения которых служил так называемый горит — колчан для лука со специальным отделением для стрел. Горит носили обычно на левом боку.

Как мы видели, в богатых скифских курганах неоднократно встречаются произведения греческого художественного ремесла. Это говорит о торговых сношениях скифов с греческими городами Северного Причерноморья и, при их посредстве, с главнейшими цент

138

рами античного Средиземноморья. Из Греции привозилось также вино и оливковое масло, тарой для которых служили большие глиняные сосуды — остродонные амфоры, также часто встречающиеся в числе находок в скифских курганах. Скифы сбывали грекам свой хлеб, а также кожи, меха и другие товары. Предметом торговли скифов были и рабы. Если рабство не получило значительного применения в хозяйстве самих скифов, зато торговля рабами служила одним из важнейших источников обогащения скифской родовой знати. Накопление богатств в руках знати, как следствие торговых сношений с греческими рабовладельческими государствами Северного Причерноморья, способствовало ускорению распада родовых отношений у скифов. По мнению некоторых советских историков в IV в. до н. э. у скифов уже сложилось рабовладельческое общество и государство. Но более обоснованной представляется другая точка зрения, что в IV в. до н. э. скифы переживали еще период разложения первобытнообщинного строя, а первое скифское государство было создано лишь во II в. до н. э. в центральной части Крыма — царство Скилура и Палака.

Свидетельство Геродота и археологические материалы скифских курганов ярко характеризуют общественные отношения, быт и культуру скифов-кочевников. Характерные черты кочевого быта подчеркивают и другие древние писатели, рассказывающие о скифах. Так, например, врач Гиппократ говорит, что у скифов совсем нет домов, они живут в повозках, обтянутых войлоком. Женщины и дети живут в кибитках, которые возят волы, а мужчины всегда сопровождают их верхом.

Однако мы знаем, что в скифском племенном союзе наряду с кочевниками были и оседлые земледельческие племена. В Нижнем Приднепровье и Побужье открыт ряд скифских городищ и селищ. Некоторые из них детально изучены советскими археологами. Особенно значительно так называемое Каменское городище на левом берегу Днепра, против города Никополя, возникшее во второй половине V в. до н. э. Основную массу его населения составляли ремесленники-металлурги и оружейники. Разделение труда в их среде было незначительным. В руках одного ремесленника сосредоточивались различные процессы металлургического производства: выплавка металла из руды, ковка железа, отливка бронзовых изделий. Находки на Каменском городище показывают, что один и тот же мастер изготовлял большие бронзовые котлы, оружие, швейные иглы, а также и художественные изделия. Это были, по-видимому, свободные ремесленники, объединенные в большой патриархальной семейной общине. Значительная часть их изделий попадала в руки знати, как показывают находки в больших курганах. При раскопках Каменского городища расследованы жилые помещения — частью наземные дома, частью землянки. Встречаются большие многокомнатные жилища. Отдельные жилища, как правило, объединялись в большие комплексы, которые, очевидно, заселяла семейная община.

139

Население Каменского городища занималось также земледелием и скотоводством. Мужчины были, кроме того, плотниками и строителями. Женщины занимались шитьем, прядением и ткачеством, об этом свидетельствуют многочисленные находки костяных и металлических игл и глиняных пряслиц. Немаловажную роль среди домашних занятий скифов — жителей Каменского городища играло также гончарное ремесло. Но при этом нужно сказать, что скифы не знали гончарного круга и изготовляли только лепную посуду. Кроме местных изделий на Каменском городище встречаются и предметы греческого импорта — тонкостенная чернолаковая посуда и остродонные амфоры, в которых привозилось вино. Эти находки интересны как доказательство торговых связей Каменского городища, прежде всего, с греческими городами Северного Причерноморья.

Как свидетельства Геродота, так и археологические памятники знакомят нас с мифологией, фольклором и религией скифов. Геродот передает, в частности, две легенды о происхождении скифов. Согласно одной из них, первым человеком в земле скифов был Таргитай. У него родилось три сына — Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Однажды с неба упали золотые предметы — плуг, ярмо, секира и чаша. Когда два старших брата попытались взять эти предметы, золото воспламенилось. Его горение прекратилось только, когда подошел младший брат. Он взял золото и отнес его к себе. Это чудо было истолковано в том смысле, что именно младший брат должен унаследовать царство отца.

Другую легенду Геродот слышал, по его словам, от «живущих на берегах Понта эллинов». Эта легенда называет родоначальником скифов любимого героя греческой мифологии Геракла. Легенда повествует о браке Геракла с женщиной-змеей, владычицей скифской земли. От этого брака родилось три сына — Гелон, Агафирс и Скиф. Когда они выросли и возмужали, им была предложена трудная задача — натянуть лук Геракла и опоясаться его поясом. Старшие братья оказались не в состоянии разрешить эту задачу; это выполнил младший брат, ставший, по словам Геродота, родоначальником скифских царей, тогда как старшие братья были изгнаны из страны. Вспомним, что их имена — Гелон и Агафирс — это названия племен, которые Геродот упоминает в числе северных соседей Скифии. В этих рассказах мы видим две различные версии мифа, созданного народным творчеством. В той и другой версии мы встречаемся с образом героя — родоначальника скифов. В первой версии он называется Таргитаем, во второй, очевидно, под влиянием греков-колонистов Северного Причерноморья, он выступает под именем Геракла. Характерен повторяющийся в различных вариациях рассказ о трех братьях, которым приходится разрешать трудную задачу, причем эта задача оказывается непосильной для старших братьев, и только младший успешно справляется с ней. В результате этого именно младший брат наследует скифскую землю. Это типично фольклорный мотив, неоднократно встречающийся в сказках

140

различных народов. Он связан с обычаем минората — передачи наследства младшему сыну. Минорат известен у многих народов в условиях родового строя, не исключена возможность, что такие отношения были и у скифов.

Геродот рассказывает о религиозных представлениях скифов, называет имена главнейших скифских богов. Верховный бог скифов назывался Папай, Геродот сопоставляет его с греческим Зевсом. Его супругой считалась богиня земли Апи. Большим почитанием пользовалась богиня домашнего очага Табити. Святилище этой богини было обнаружено в одном из жилых комплексов на Каменском городище. Геродот перечисляет еще некоторых скифских богов, причем сообщает, что скифы не сооружали им храмов, алтарей и кумиров. В религии скифов прослеживаются элементы фетишизма: они почитали бога войны, которого Геродот называет греческим именем Ареса, под видом меча. В честь этого меча приносились жертвы — рогатый скот и лошади, практиковались также и человеческие жертвоприношения, большей частью в жертву приносились пленники.

Большую роль по словам Геродота играло у скифов почитание предков, их гробницы считались величайшей святыней. До нас дошел ряд каменных изваяний, служивших, по-видимому, надгробными памятниками, изображениями обожествленных предков. По крайней суммарности и обобщенности изображения человека они напоминают киммерийские менгиры из Тиритаки.

Художественное творчество скифов ярко проявилось в художественном ремесле, особенно в обработке металлов, преимущественно бронзы и золота. Это те украшения одежды, оружия и конского убора, которые мы видели в погребениях скифских вождей. Чаще всего изображались животные— олень, горный козел, заяц, а также крупные хищники кошачьей породы — лев, барс, пантера, иногда рыбы и птицы. Встречаются изображения отдельных частей тела животных — голов, ног и т. п., а иногда их причудливое, фантастическое переплетение, образующее сложный орнамент. Характерными примерами скифского «звериного стиля» могут служить прорезные серебряные бляхи из Краснокутского кургана — нащечники, украшенные конскими головами и налобники с головами фантастических чудовищ-грифонов. Эти изделия свидетельствуют о большом декоративном мастерстве скифских художников, об умении удачно использовать имеющееся в их распоряжении ограниченное пространство, построить композицию с учетом назначения украшаемого предмета. Интересно в этом отношении бронзовое изображение свернувшегося зверя — хищника кошачьей породы, происходящее из так называемого Золотого кургана в центральной части Крыма.

Скифский звериный стиль получил распространение и у нескифских племен Северного Кавказа и Прикубанья. Золотые пластины с изображением свернувшегося зверя были найдены в так наз. Келермесском кургане. Прекрасным образцом звериного стиля яв-

141

Аяется золотое изображение оленя, служившее украшением щита, найденное в кургане близ станицы Костромской. Большая жизненность и пластичность отличает это изображение, но имеются в нем также условные и фантастические детали, ветвистые рога оленя заканчиваются птичьими головами.

Украшая предметы своего обихода, скифская знать стремилась возвеличить себя в глазах рядового населения. Вместе с тем, изображения, украшавшие одежду, оружие или конский убор вождей, обладали в их глазах магической силой и должны были охранять владельцев этих предметов от возможных опасностей в бою, от действия каких бы то ни было злых или враждебных сил.

Характерны в этом отношении неоднократно встречающиеся в курганах скифов-кочевников и в курганах Прикубанья бронзовые навершия от колесниц. Обычно эти навершия заканчиваются фигурой или головой животного, реального или фантастического, например грифона. Эти изображения должны были, по представлениям скифов, охранять коня, устрашать того, кто вздумает ему повредить,— как действительного врага, так и злого духа. Такую же роль играли изображения зверей на предметах конской упряжи. Интересно, что навершия в большинстве случаев служили погремушками, они делались полыми внутри, и там помещался железный шарик. По верованиям скифов, это усиливало их магическое, сберегательное значение, согласно широко распространенному у древних народов убеждению, что злых духов можно отогнать, производя сильный шум.

В искусстве и культуре скифов можно проследить влияние Древнего Востока — Месопотамии и Передней Азии. Ближайшим источником этого влияния было, по-видимому, государство Урарту. Мы говорили выше о военных столкновениях скифов с Урарту, но между ними были и мирные торговые связи. Из урартских центров Закавказья скифы получали нужные им металлы — бронзу и железо. Некоторые предметы скифского художественного ремесла делались по урартским образцам. Особенно ярко выступают восточные элементы в ряде изображений на золотой обкладке ножен меча VI в. до н. э. из так называемого Литого кургана Херсонской области. Наряду с типично скифским изображением лежащего оленя, мы видим там фигуру грифона, очень близкую к памятникам Древнего Востока. Это фантастический крылатый зверь с туловищем и головой льва. Крылом его служит рыба, а из груди его вырастает человеческая рука, держащая лук. Имеется изображение священного дерева, которое охраняют крылатые демоны. Такие же изображения мы видим на ножнах из Келермесского кургана Кубанской области.

В конце VII и особенно в начале VI вв. до н. э. на территории Северного Причерноморья возникает ряд греческих городов-колоний: Ольвия — на берегу Днепро-Бугского лимана, Феодосия на побережье Крыма и большое количество городов и поселений по обеим сторонам Керчен-

142

Ского пролива. Среди этих городов самым большим и процветающим была колония Милета, город Пантикапей, правители которого в начале V в. до н. э. объединили греческие города в районе Керченского пролива в единое государственное объединение — Боспорское царство. В V в. до н. э. на западном побережье Крыма (вблизи соврем. Севастополя) был основан Херсонес.

Племенная скифская знать была заинтересована в торговле с греками и часто даже предоставляла им места для поселений. Несомненно, что постоянное общение с греческими городами способствовали эллинизации скифов, в первую очередь родовой знати. Культура и искусство скифов также испытывали на себе значительное греческое влияние. Однако отношения скифов с греками далеко не всегда были мирными. Мощные оборонительные стены греческих городов показывают, что греки опасались скифов, особенно в связи с тем, что сами греки вели часто в отношении скифов агрессивную политику захвата земель и порабощения военнопленных. Торговля греков со скифами была важным источником обогащения греков. Об этом свидетельствует и наличие торгового пути из Ольвии к берегам Волги и к Уралу. Купцы Пантикапея также заходили со своими товарами далеко на север.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.



Rambler's Top100