|
|
162
|
§ 7. Изучение истории античности в других
странах Европы
Изучение античности в Австро-Венгрии в этот период
стимулировалось обилием памятников греко-римской
культуры в долине Дуная и на Адриатическом побережье, давними
культурными связями с Италией, богатством античных коллекций
в музеях, рукописей античных авторов, а позднее папирусов.
Созданные в конце XIX в. научные институты* вели
раскопки на территории Австро-Венгрии и за ее пределами.
На территории Австро-Венгрии были раскопаны
города Аквинк (1879), Аквилея (1906), лагерь римских
легионеров в Лорке (1905 — 1909), с 1897 г. производится систематическое
исследование римских пограничных
укреплений (лимеса). Из раскопок австрийских ученых
вне Австрии наиболее крупным было археологическое
исследование Эфеса (1896 — 1907).
Развитие империализма при сохранении полуфеодальных пережитков
и сложные национальные противо-
|
|
* Институт древней истории, археологии и эпиграфики Венского
университета (1876), Институт древней истории Инсбрука (1892),
Институт археологии в Инсбруке (1892), Институт классической археологии
в Граце (1894), Австрийский археологический институт
(1898).
|
|
|
163
|
речия придавали австро-венгерской официальной науке
особо реакционные черты. В этом отношении наиболее
показательна оценка Ю. Шварцем (1819 — 1900) афинской демократии.
Согласно его трактовке, преклонение
перед ней — предрассудок, вызванный демократическими
симпатиями либералов. В Афинах якобы господствовали
своекорыстие, жестокость, коррупция; здесь не знали ни
свободы мысли, ни подлинного равенства, не способствовали
развитию талантов и наук. Поэтому сочувствие
Ю. Шварца было на стороне тираний и олигархических
режимов древности.
Ад. Вильгельм создал на эпиграфическом материале
классический труд о драматических представлениях в
Афинах.
Большой вклад в изучение истории Древнего Рима
внес австрийский ученый М. Гельцер (1886 — 1949). Своими работами
в области истории высшего сословия Римской республики и
ранней Империи он положил начало
просопографическому направлению в антиковедении,
сводившему движущие силы в истории к интересам
знатных родов. В противовес Моммзену, отождествлявшему римские
политические партии с политическими
партиями современности, М. Гельцер, основываясь на
сведениях о родственных отношениях между представителями
римского нобилитета, постулирует существование аристократических
групп со своей собственной политической программой.
К началу XX в. относится подъем исторической науки в Бельгии.
Бельгийские ученые вели раскопки в Сирии, Малой Азии, Греции.
И подобно тому как в медиевистике Бельгия дала Анри Пиренна,
в истории античной религии она прославилась научными заслугами
Фр. Кюмона, в истории римского государственного права — работами
П. Виллемса, а в экономической истории
Древней Греции — монографиями А. Франкотта.
Фр. Кюмон (1868 — 1947) был автором первого серьезного исследования
о митраизме, важнейшем сопернике
христианства. На основании надписей он пришел к выводу о
длительном сохранении религии Митры в низших
сословиях, среди рабов, солдат или бывших солдат. Римская
аристократия первоначально была чужда митраизму, так же
как и христианству. Лишь впоследствии христианство нашло
влиятельных приверженцев среди чиновников Рима, а в муниципиях
— среди августалов и
|
|
|
|
|
164
|
декурионов. Взгляды Ф. Кюмона на социальный состав
сторонников Митры имеют значение для понимания истории раннего
христианства.
Сделав предметом исследования римский сенат,
П. Виллемс в трех томах своего труда проследил историю высшего
органа Римского государства, его состав и
функции. Им разработана просопография римских сенаторов
от 179 до 55 г. до н. э., без которой нельзя обойтись
при изучении последнего века Римской республики. Начатое
Виллемсом исследование о сенаторском и всадническом сословии
империи не было завершено.
Мимо бельгийской науки не прошел общий для всей
европейской науки интерес к проблемам социально-экономической
истории древности. А. Франкотт (1856 — 1918) был автором
исследований, посвященных и «финансам» и «промышленности»
в Древней Греции. Модернизируя экономические отношения,
Франкотт находит у
греков банки и банкиров, фабрики и фабрикантов. Сведения
о наличии городской отчетности в Милете он истолковывает
как наличие «бюджета». А. Франкотту принадлежит также фундаментальное
исследование о положении иностранцев (проксенов и метеков
и др.) в
греческих государствах.
В области истории искусства с большим успехом работал бельгийский
ученый В. Деонна. Интересные идеи
об эволюции античного искусства он высказал в своей
работе «Археология, ее значение и методы» (1912).
В ней мы также находим формулировку задач истории
археологии, выявление тех причин, которые способствуют развитию
археологии в отдельные эпохи.
Нидерландская наука о древности обладала богатейшими традициями
университетского классического образования и гордилась тем,
что его фундамент был заложен
Эразмом Роттердамским. Но эти же традиции накладывали на
исследования голландских ученых отпечаток определенного
консерватизма и провинциализма. В них
нет постановки широких исторических проблем, мало
привлекаются археологические источники. Сильной стороной
нидерландской науки была филологическая критика, в том числе
и христианских текстов. Взгляды голландской школы критиков
христианства изложил один
из ее представителей Г. Ван Эйсинг. По его мнению, первоначально
существовало доканоническое Евангелие, к
которому восходят синоптические Евангелия, написан-
|
|
|
|
|
165
|
ные в первой половине II в. Существованием общего источника
Эйсинг объясняет буквальные совпадения в
Евангелиях, вошедших в христианский канон. Научной
заслугой голландских критиков христианства является
выявление в Евангелиях противоречивых представлений,
свидетельствующих о существовании в раннем христианстве
враждебных течений и тенденций.
Конец XIX — начало XX в. был периодом расцвета
греческой классической археологии. «Греческое археологическое
общество» впервые предпринимает раскопки, не
уступающие по своим масштабам и значению раскопкам
других стран. С 1885 г. на акрополе начинаются археологические
работы под руководством Каввадиаса, выявившие историю Афинской
крепости с Микенской эпохи и одновременно давшие массу памятников
древнеаттической скульптуры. Хр. Цундас осуществил важные
по
результатам археологические исследования на Кикладских островах,
Фессалии. Благодаря раскопкам А. Керамопулоса в Беотии (1909 — 1921)
Фивы были поставлены в ряд таких центров древнейших культур
Эгеиды,
как Микены, Тиринф, Кносс.
Продолжал свою научную деятельность К. Папаригопулос (1815 — 1891),
известный своей 5-томной «Историей греческого народа» (1860 — 1874).
В основанном им
журнале «Пандора» он выступил со статьей «Об образовании
греческих племен и греческой нации», в которой подчеркивал
непрерывность существования эллинской
народности и культуры. Работы К. Папаригопулоса носят националистический
оттенок. Он выдвигает так называемую «великую идею» воссоздания
греческой империи с включением в нее всего Ближнего Востока.
Ученик Папаригопулоса и его преемник по кафедре
Афинского университета С. Ламбрас создает трехтомный труд
по истории Древней Греции. В нем широко используются данные
археологии. Проблема соотношения
Древнего Востока и Греции заинтересовала Георгия Сотриадиса,
посвятившего ей фундаментальное исследование (1894).
Под влиянием Белоха, Гиро, Франкотта в греческой
науке появляется модернизаторское направление. А. Андреадйс
написал ряд работ, посвященных денежным отношениям в гомеровской
Греции и Спарте. Видя в финансах «зеркало социальной жизни»,
Андреадис пытался проследить, как в финансах гомеровской
Греции
|
|
|
|
|
166
|
отражаются черты феодального государства. Он всерьез
рассматривает доходы «царского дома» по описанию Гомером
дворца легендарного царя феаков, а также расходы его обитателей,
ведущих паразитический образ
жизни.
Освобождение от многовекового турецкого ига и образование
в 1878 г. Болгарского государства были толчком для развития
болгарской исторической науки. Ее
центрами стали Народная библиотека (основана в
1878 г.), Софийский университет (основан в 1888 г.). Народный
археологический музей (основан в 1892 г.). Академия наук
(основана в 1911 г.). Эти научные учреждения осуществляли
археологические раскопки, ведали
хранением и изучением археологических памятников,
выпуском научных периодических изданий. В Народном
археологическом музее в начале XX в. были сформированы ценные
коллекции памятников фракийского, кельтского, греческого,
римского быта и искусства, прекрасное собрание монет. История
государств, возникших с
VI в. до н. э. в северной части Балканского полуострова,
привлекала преимущественное внимание болгарских
ученых.
Крупнейшим исследователем древней истории северобалканских
народов был Г. Кацаров (1874 — 1938), член
Болгарской Академии наук (с 1909 г.), профессор университета
в Софии (с 1910 г.). Его первые работы появились в русских
журналах и посвящены истории Афинского государства*. В годы
войны Г. Кацаров опубликовал
ряд превосходных работ по истории фракийцев и кельтов. Кацаров
критически относится к созданной античными авторами картине
счастливой жизни гетов в I в. до
н. э., полагая, что они жили в условиях, приближающихся
к положению илотов Спарты и пенестов Фессалии. Он
считает, что частная собственность на землю уже победила
и общинные отношения были в далеком прошлом.
Г. И. Кацаров использовал в своих работах эпиграфические
памятники ив 1915 г. сам издал превосходный корпус надписей
по Фракии и Македонии.
|
|
* См.: Кацаров Г. Об отношении афинской политики Аристотеля
к Ксенофонту. — ЖМНП, 1904, июнь, отд V. с 270 и сл. его же
К роману Ямбула. — ЖМНП, 1909, апр., отд V, с 1 и л.; его же
К внешней политике Афин. — ФО, 1901, т. 20, с 189 и сл., его же.
К истории олигархического переворота в Афинах 411 г. до р. Xр.
ЖМНП, 1908, июль, отд. V, с. 278 и сл.
|
|
|
167
|
Прибывшие в 1882 г. из Чехии в Болгарию как учителя математики
и биологии братья Г. Шкорпил (1858 —
1923) и К. Шкорпил (1859 — 1944) осуществили раскопки
множества античных поселений и публикацию греческих
и латинских надписей.
Провозглашение в 1881 г. независимости Румынии
было стимулом в развитии национальной культуры.
Именно с этого времени интерес к историческому прошлому
находит выражение в появлении научных учреждений, музеев,
в начале археологических раскопок. Впервые румынская классическая
археология заявила о себе
раскопками «трофеев Траяна» в Адамклиси (1881 —
1890). В начале XX в. наиболее крупным исследователем
античности в Румынии был В.Пырван (1882 — 1927). Выпускник
Бухарестского университета, он продолжал
свое образование в Германии, занимаясь под руководством
крупных эпиграфистов. С занятиями в семинарах
германских университетов связана первая работа молодого
ученого «Национальность римских торговцев эпохи
Римской империи». Заняв в 1909 г. кафедру древней истории
и эпиграфики Бухарестского университета,
В. Пырван занялся проблемами истории населения Нижнего Подунавья
в античную эпоху. Решающим в исторической эволюции гето-дакийского
мира В. Пырван считал
«скифское вторжение», относя его к V в. до н. э. В настоящее
время ученые склоняются к мнению, что появление на территории
Румынии памятников «звериного
стиля» объясняется торговыми связями со скифами или
подражанием их культуре. В 1912 г. В. Пырван опубликовал
работу, посвященную «Трофеям Траяна» не только как археологическому,
но и эпиграфическому памятнику. Как эпиграфист В. Пырван
известен также публикацией христианских надписей, найденных
на Нижнем
Дунае, а как археолог — раскопками милетской колонии
Истрии (1914 — 1916).
В конце XIX — начале XX в. шведские ученые активно включились
в исследование античной культуры.
О. Монтелиус (1843 — 1921) в своих трудах заложил основу хронологии
бронзового и раннежелезного веков
Европы и Средиземноморья. Выработанный им типологический
метод стал определяющим в исследовании
памятников раннего искусства Греции и Италии. Датская археологическая
экспедиция осуществила раскопки
на острове Родос, исследовав акрополь города Линда (1902 — 1904).
|
|
|
|
|
168
|
С начала XX в. в Скандинавских странах много занимались
этрускологией. Норвежский ученый А. Торп в сотрудничестве
с Г. Гербигом" издал сборник неизвестных
этрусских надписей (1904). Финский ученый М. Гаммерштрем
в своей монографии об этрусском и латинском алфавите пришел
к выводу, что этрусское письмо происходит из Беотии, где
этруски задержались на пути из Лемноса в Италию. Датский
ученый С. Кортсен заложил
основы комбинаторного метода дешифровки этрусских
надписей. Шведский ученый К. Тулин в 1906 — 1909 гг.
выпустил фундаментальное исследование «Этрусская
дисциплина», в котором он на основании традиции и памятников
этрусского религиозного искусства восстановил
этрусскую религиозную систему.
Из работ ученых Скандинавских стран по истории
эллинизма должна быть отмечена монография датского
исследователя И. Уссинга, посвященная истории Пергамского
царства и его памятникам (1899).
Последнее десятилетие XIX и первые два десятилетия XX в.
были переломным периодом в развитии испанской науки о древности,
преодолевавшей свое отставание. В это время как ученики
французских и немецких
археологов-классиков начинают участвовать в раскопках
и испанские ученые (Рамон Мелида, П. Бош-Гимпера и
др.). История доримской и римской Испании занимает
значительное место в «Истории Испании и испанской
культуры» Рафаэля Альтамира-и-Кревеа (1866 — 1951).
Находясь под влиянием позитивизма, испанский ученый
выделял в истории народов Пиренейского полуострова
не только линию их политического развития, но и социальные
и экономические факторы. Сторонник общинной
теории, он проследил, насколько это возможно, развитие
общинной собственности у коренного населения страны
(1890). В сохранении пережитков коллективизма он видел источник
сопротивления испанцев чужеземной агрессии.
Центрами археологического исследования территории Испании
в конце XIX в. становятся Национальный
археологический музей в Мадриде (с 1867 г.) и провинциальные
археологические музеи (в Севилье — с 1880 г.,
в Кордове — с 1898 г.). Их богатые керамические коллекции
стали предметом изучения П. Бош-Гимперы, пришедшего к выводу,
что иберийская расписная керамика
относится не к XII в. до н.э., как это признавалось за-
|
|
|
|
|
169
|
падноевропейскими авторитетам», а к V в. да и. э. Эта
точка зрения впоследствии стала общепринятой.
Ведущую роль в, португальском антиковедении в конце XIX
в. играл Мартине де Оливейра (1845 — 1894). Он
написал «Историю иберийской культуры» (1879), «Систему религиозных
мифов» (1882), «Историю Римской республики» (1885). В этих
работах перекрещивалось влияние Мишле, Карлейля, Ницше.
Занятие историей Мартине рассматривал как способ политической
пропаганды.
Он преувеличивал значение расовых особенностей древних народов,
склонялся к модернизации экономической
и социальной истории древности.
|
|
|
|
|
|