|
|
169
|
§ 8. Изучение истории античности в США
Последняя четверть XIX в. в США — это время формирования
монополистического капитала и вступления
американского государства в мировую политику. Новые
условия требовали большего количества высокообразованных
людей, расширения связей с крупнейшими научными центрами
Европы. Не желая отставать от европейских стран в сфере
гуманитарного образования, правительство создает университеты,
в которых наряду с
другими предметами преподаются древняя история и
классическая филология.
Несмотря на удаленность страны от центров античной цивилизации
американцы активно включаются в археологические раскопки.
Своеобразной фигурой первого
периода американской классической археологии был
Л. Чеснола (1832 — 1905) — генерал американской армии
и консул на Кипре. Вступив в соперничество со славой
Шлимана, он начал в 1875 г. раскопки на острове и вскоре
выступил с широковещательным заявлением, что открыл царские
гробницы, не уступающие сокровищнице
Приама. На поверку царских гробниц не оказалось, но
результатом хищнических раскопок было обогащение
музея Метрополитен тысячами статуй, пятью тысячами
ваз и многими сотнями надписей («Коллекция кипрских
древностей Чеснолы»).
В 1879 г. был открыт Американский археологический
институт со школами в Афинах, Риме и Палестине. Щедро субсидируемый
государством и частными пожертвованиями, институт организовал
в широких масштабах
|
|
|
|
|
170
|
раскопки в Троаде (1881 — 1883), на Крите (Псейра- —
1907. Гурния — 1908), в Коринфе (1896 — 1913), в Сардах
(с 1908 г.). В исследовании найденных надписей принял
участие первый американский эпиграфист Дж. Ситлингтон Стеррет.
В ходе .расколок и приобретений создаются музеи с
ценными античными коллекциями — Бостон (1869),
Нью-Йорк (1870), Бруклин (1889) и др. С 80-х годов
XIX в. в США начинают выходить «Американский журнал филологии»
(с 1880 г.), «Классический журнал»
(с 1913 г.), «Классическая филология» (с 1907 г.).
Историей античности в широком плане занимался
Дж. Ботсфорд (1860 — 1917). Его труд «Развитие афинской конституции»
(1893) в значительной части основывается на выводах Л. Моргана
о родовой организации
греков. Ботсфорду принадлежит также ряд учебников по
древней истории и популярный очерк истории греческой
культуры. Видным специалистом в области истории Рима был
Дж. Эббот (1860 — 1924), профессор университета в Принстоне,
а затем сотрудник Американской школы в Риме. Подобно европейским
коллегам Эббот модернизирует социальные отношения в древности
и
отыскивает там те же проблемы, какие волновали современную
ему Америку.
Уже в ранних работах Тенни Франка (1876 — 1939)
прослеживаются реакционные тенденции. В статье «Смешение
рас в римской империи» он приходит к выводу,
что в Риме на рубеже нашей эры преобладал восточный
расовый элемент. Первоначальное население в результате потерь
во внешних и гражданских войнах, разорения
свободного крестьянства резко упало в численности, а образовавшийся
вакуум был заполнен вольноотпущенниками из числа рабов восточного
происхождения. Объясняя, почему их число было велико. Франк
прибегает к
аналогии из истории США. «Ситуация в империи, — пишет он, — мало
отличалась от того, что происходило в
южных штатах. С 1800 по 1880 г. в силу очевидных экономических
стимулов уровень рождаемости рабов-негров
был выше, чем у свободного населения». Замену «италийской
расы» восточной Франк считает фактором, отрицательно сказавшимся
на судьбах Рима, ибо, с его
точки зрения, восточной расе недоставало энергии, прозорливости,
здравого смысла, т. е. всех тех качеств, которые «имели
наибольшее значение для удержания им-
|
|
|
|
|
171
|
перии в целостности». Такая же модернизация присуща
и другой работе Т. Франка — «Римский империализм»,
написанной еще до «открытия» им роли расового фактора. В
ней преувеличивается экономическая подоплека
римской политики. Например, Франк утверждает, что
уже во II в. до н.э. римский сенат был заинтересован в
поддержке виноградарства в Массилии и руководствовался этим
в своей политике.
Отцом американской военной истории древности был Г. Додж
(1842 — 1909). Его книги «Александр», «Ганнибал», «Цезарь»,
вышедшие в серии «Великие капитаны» являются не только биографиями
полководцев, но и очерками военного искусства древности.
В войне Додж видит не общественно-историческое явление,
а выражение присущих человеку «как сражающемуся животному»
биологических особенностей. Из истории военного искусства
он стремился извлечь уроки для современности и, напротив,
рассматривая военные операции древности, прибегал к современным
аналогиям. Так, войны Дария со скифами Додж рассматривает
под углом зрения военных действий 1812 г. в России, а операции
Александра Македонского в Малой Азии сравнивает с кампаниями
Крымской войны. Достоинством труда Доджа является ясное
представление о театре военных действий, бывшее результатом
посещения историком мест сражений.
|
|
|
|
|
|