|
|
315
|
сторону частноправовых. Царское хозяйство в Египте
должно было обеспечить функционирование государственного
аппарата и армии, состоявших главным образом из пришельцев-греков.
Поскольку греки привыкли
к денежному обращению, а в Египте оно не было развито, регулируемая
экономика должна была гарантировать не только поступление
доходов, но и превращение
части их в монету. Это стимулировало развитие внешней
торговли и системы откупов. К. Прео предполагает наличие
в Египте государственного капитализма, хотя и
весьма своеобразного: стремление к постоянному увеличению
объема продукции при отсутствии, в сущности, товарных отношений.
В деревне же натуральное хозяйство
сохраняло свои господствующие позиции.
Среди работ бельгийских антиковедов, посвященных
иным проблемам, необходимо еще отметить книгу
О. Якоба «Общественные рабы в Афинах» (1928).
В бельгийском антиковедении послевоенного времени
(с 1945 г.) по-прежнему ведущие позиции занимают папирологические
исследования, хотя развиваются и другие области антиковедения.
В частности, в Бельгии в
достаточно широких масштабах проводятся археологические
исследования памятников римского времени.
Среди открытий бельгийских археологов особенно важно выявление
на юге страны системы взаимосвязанных
вилл: с одной огромной центральной и рядом более мелких,
принадлежащих явно одному и тому же владельцу.
Это открытие показало наличие больших единых хозяйственных
организмов, сгруппированных по системе отдельных поместий.
Продолжалась научная деятельность К. Прео.
В 1947 г. ею была издана монография «Греки и египтяне по
архивам Зенона». Можно отметить усиление модернизаторских
тенденций в этой ее работе (по сравнению с предыдущими работами).
Экономику Птолемеев
она считает меркантилистской и сравнивает с экономической
системой Кольбера и Фридриха II. Рождение подобной политики
в Европе она связывает с возникновением капитализма в аграрных
странах. Те же самые
условия находит она и в Египте III в. до н. э. Некоторое
своеобразие ее позиции, отличие от чисто модернизаторских
концепций заключается в том, что она полагает,
что в Египте аграрный капитализм естественно приводит
к феодальным отношениям.
|
|
|
|
|
316
|
Среди других исследований по этой тематике необходимо отметить
монографию Т. Рекманса «Ситометрия в
архивах Зенона» (1966), посвященную размерам и характеру
хлебного довольствия различных служащих,
свободных и рабов в хозяйстве Аполлония. Заслуживает
внимания также монография П. Видаль-Накэ (бельгийский ученый,
в настоящее время работающий во Франции) «Посевная ведомость
в Птолемеевском Египте»
(1967). Автор исследует одну из важных сторон экономической
практики, существовавшей в Египте этого времени. П. Видаль-Накэ
стремится в своих исследованиях
использовать марксистскую методологию, в дальнейших
своих работах он уделяет основное внимание идеологическим
проблемам: отражению в сфере идеологии особенностей социально-экономического
и политического
строя античного общества.
Бельгийские исследователи большое внимание уделяют изданию
(и переизданию) важнейших категорий документов. Можно отметить,
в частности, издание М.-Т. Ланже «Корпуса указов Птолемеев»
(1964). Большое значение имеет издаваемая В. Перемансом
(в сотрудничестве с рядом других ученых) «Просопография
Птолемеевского Египта». Сам В. Переманс активно изучает
проблемы соотношения этнической и социальной структур в
Египте эллинистического времени. Среди работ, посвященных
римскому Египту, необходимо отметить монографию П. Мартенса
«Государственная гражданская служба и контроль за населением
в Оксиринхе в III в. н.э.» (1958).
Голландское антиковедение испытывало достаточно
сильное влияние различных школ немецкой науки. Этим,
в частности, объясняется большой интерес к экономическим
вопросам истории античности. Наиболее ярким
представителем голландского антиковедения этого времени
был X. Болкештейн (1877 — 1942), профессор университета в
Утрехте. Его основная работа «Экономическая жизнь Греции
в ее золотой век» вышла в 1923 г.
(переиздана в пересмотренном виде Е. Йонкерсом в
1958 г.). В ней автор пытался примирить концепции
Э. Мейера и К. Бюхера (заметно в ней также влияние
М. Вебера и Циммерна). В отличие от большинства исследователей
X. Болкештейн считал, что железные орудия труда не нашли
широкого применения в древнегреческом производстве (ввиду
якобы большой сложности
|
|
|
|
|
317
|
их изготовления). Он утверждал далее, что в Греции
в силу самих природных условий не могла развиться
крупная земельная собственность. Для X. Болкештейна не существовало
большой социальной разницы между рабом и свободным наемным
рабочим. Античные города в первую очередь не центры производства
и обмена, а центры потребления (в соответствии с концепцией
М. Вебера).
Интерес к экономике нашел выражение и в исследованиях Б.
А. Ван Гронингена, издавшего в 1933 г. Псевдоаристотелеву
«Экономику» (комментированное издание, считающееся лучшим
до сего времени). Ван Гронинген опубликовал также работу
«Гимнасиархи метрополий римского Египта» (1924).
Интерес к проблемам античной экономики по-прежнему велик
в голландском антиковедении и послевоенного времени. Наибольшее
значение среди исследований
этого типа имеют работы Р. Богарта, особенно «Банки
и банкиры в греческих городах» (1968), которая представляет
собой первую попытку дать обобщенную картину деятельности
древнегреческих «банков» на всем
протяжении времени их существования: от VI в. до н. э.
по III в. н. э.
В то же время в голландском антиковедении начинают активно
разрабатываться проблемы эллинистической
истории. Ван Лохвизен де Леев опубликовала работу
«Скифский период» (1949), одно из лучших фактологических
изложений политических судеб Северной Индии
в эллинистическую эпоху. Заметным явлением стало появление
монографии Д. Аалдерса «Политическая мысль
в эллинистическое время» (1975), в которой автор детально
исследует политические теории, как оправдывающие существующий
политический и социальный строй,
так и оппозиционные ему.
Однако наиболее заметным явлением стали работы
профессора М. Фермазерена относительно различных
религиозных систем античного мира. Он исследовал в
первую очередь культ Митры. Им был издан 2-томный
«Корпус памятников культа Митры» (1956 — 1960), заменивший
устаревший уже корпус Ф. Кюмона, вышедший еще в конце прошлого
века. На основе этого корпуса им было подготовлено исследование
«Митра. История одного культа» (1965), в котором детально
прослежены история культа Митры от эпохи его возникновения
|
|
|
|
|
318
|
(еще в эпоху индоиранской общности) до гибели в конце Римской
империи, теология, ритуал, место в общественной жизни Римской
империи. М. Фермазерен также
заново издал находки в нескольких митраистских святилищах,
открытых в предшествующее время, но недостаточно изученных.
К числу их относятся «Митреум
у церкви св. Приски» (1965) и «Митреум в Капуе»
(1971). Ему же принадлежит исследование о культе
Аттиса (1970).
М. Фермазерен выступил инициатором и организатором важного
международного предприятия. Под его редакцией издается обширная
серия «Предварительные
исследования по восточным религиям в Римской империи». В
этой серии вышло уже несколько десятков томов (в издании
активное участие принимают и ученые
социалистических стран), представляющих собой как
чистые публикации, так и исследования по различным
вопросам, связанным с этой темой.
Для греческих антиковедов изучение античности концентрировалось
главным образом на исследовании Древней Греции, которая
воспринималась и воспринимается
как часть национальной истории. В историографических
изысканиях греческих ученых сформировалось несколько основных
направлений, которые объясняются специфическим развитием
Греции как малой страны, находившейся много веков под иноземным
(турецким) господством, к тому же управлявшейся до самого
последнего
времени монархическим режимом.
В этих условиях получает преобладание концепция
эллиноцентризма, т. е. преклонение перед древнеэллинской
культурой и ее откровенная идеализация как оси
мирового культурного развития (X. Налгас, К. Вурверис
и др.), а также теория эллино-христианства, т. е. подчеркивание
близости эллинской культуры и христианского комплекса культурных
ценностей, включение достижений греческой культуры в христианскую
(И. Теодоракопулос, А. Керамопулос и др.). В русле этих
основных направлений в древнегреческой истории исследуются
прежде всего культурные аспекты; социально-экономическим
отношениям уделяется небольшое внимание. Длительное господство
монархического режима
обусловило «прохладное», зачастую отрицательное отношение
к изучению афинской и древнегреческой демократии, а также
к ее вождям (особенно к Демосфену); под-
|
|
|
|
|
319
|
черкивались позитивные стороны аристократических
правлений, идеализировались македонские цари Филипп
II и его сын Александр как провиденциальные объединители
Македонии и разобщенной Греции. Походы Александра на Восток
и сущность эллинизма понимаются
как распространение высшей греческой культуры на
территории извечно отсталого Востока. Традиционная в
европейской историографии проблема «передовой Запад», представленный
в древности Грецией, а затем Римом, и «отсталый варварский
Восток» в греческой буржуазной историографии решается с
более консервативных позиций, чем в других национальных
историографиях Европы.
Выдающимся представителем прогрессивной греческой историографии
стал историк-марксист Янис Кордатос (1891 — 1961). Националистическим
концепциям эллиноцентризма и эллино-христианства Кордатос
в своих многочисленных трудах противопоставил марксистскую
концепцию исторического развития древнегреческого рабовладельческого
общества: «Новое введение к Гомеру»
(1940), «Проблемы истории греческого языка», (1943),
«Сапфо и социальные битвы на Лесбосе» (1945), «История древнегреческой
философии» (1946), «Античная трагедия и комедия» (1954)
и особенно в «Истории древней
Греции», тт. I — III (1955), «Истории эллинистической
Греции» (1958), «Истории Греции эпохи римского владычества»
(1959) и др. Для Кордатоса характерно внимание ко всем сторонам
жизни древних греков, тщательное исследование социально-экономических
отношений,
политических учреждений, различных проявлений классовой
и социальной борьбы; он уделяет много места и
замечательной греческой культуре.
Развитие датского антиковедения связано с деятельностью
Датского королевского научного общества, являющегося, по
сути дела, датской Академией наук. После первой мировой
войны оно начинает издавать серии книг гуманитарного цикла,
значительная часть которых посвящена античности: с 1918
г. — «Сообщения по истории и филологии»; с 1920 г. — «Сообщения
по археологии, искусству и истории». В философской серии
большое место занимают работы о Платоне. Тематика трудов
по античности в исторических сериях многообразна. В их создании
принимают участие ведущие ученые, прежде всего А. Б. Драхман
(1860 — 1931). Начал
|
|
|
|
|
320
|
он как филолог-классик. Его первая работа (1887) содержала
в себе анализ композиции «Энеиды» Вергилия.
Но с 1920 г. он переключился на историю, сначала политическую.
На основе тщательно собранных письменных источников он пишет
книгу «Сагунт и граница по
Эбро в отношениях Рима с Карфагеном (220 — 218)».
Затем его 'интерес перемещается в сферу экономики, в
частности техники античного производства. В 1932 г.
выходит его работа «Древние маслобойки и прессы».
В названных сериях участвует и Ф. Поулсен, крупнейший специалист
в области римского и этрусского изобразительного искусства.
Известным откликом на вторую мировую войну является книга
А. Афцелиуса «Римское завоевание Италии (340 — 264)», вышедшая
в 1942 г. Причина римских
побед, по мнению автора, заключалась в численном превосходстве,
достигнутом с помощью сил римских союзников.
В современной Дании регулярно издаются академические серии
книг, выходит журнал «Изучение классики
и средних веков». В тематике заметный удельный вес
имеют исследования в области социально-экономических
отношений и права. Ведущую фигуру представляет собой К.-В.
Веструп. Еще в 1933т. он выступил на страницах парижского
журнала со статьей о собственности
в ранних обществах. В академических сериях ему принадлежат
исследования о древнейших формах римского
брака (1943), о республике (1947), о раннем римском
рабстве (1956). Плодом многолетней работы является
его пятитомный труд «Введение в римское право. Сравнительное
социологическое изучение. Патриархальное
семейное объединение» (1934 — 1954). В этом издании
рассмотрены домашняя община как культовое единство,
семейная собственность, источники древнейшего римского права
и источники сведений о нем. Хотя для Веструпа религия и
культ являются важнейшим связующим
семейную общину элементом, культ и правовые формы он изучает
для характеристики социальной организации в Риме. В двух
томах исторической серии рассматриваются К. Ханнестадом
эволюция земледельческих ресурсов Италии IV — VI вв. (1962)
и О. Моркхольмом — монетное дело в эллинистической Сирии
(1963). Продолжая линию исследований античной техники производства,
начатую А. Драхман, он издал
|
|
|
|
|
321
|
книгу «Механизация в греческой и римской древности»
(1963). Ж. Скидсгаард прослеживает по сочинениям
Варрона развитие крупного землевладения в Риме в
конце республики. На материале помпейских вилл он
изучает размеры и хозяйство римских поместий, сравнивая
их с другими видами земельных владений — колонистов и ветеранов
начала империи.
Положение Швеции как нейтральной страны в двух
мировых войнах открывало большие материальные и
политические возможности для участия шведских ученых в исследовании
истории средиземноморского региона. Развивая традиции шведской
науки конца XIX — начала XX в., шведские ученые после первой
мировой войны углубленно занимаются ранними эпохами Средиземноморья.
А. Боетиус (1899 — 1969), основатель Шведского института
классических изысканий в Риме (1926), заведующий кафедрой
классической филологии и древней
истории в Гетеборгском университете, посвятил первые
работы греческой истории. Основываясь на данных литературных
источников и археологии, он рассмотрел топографию дорийского
Аргоса, написал исследование об
острове Корфу. Обобщающим трудом его была «Доисторическая
Греция» (1927).
В 30-е годы в центре интересов А. Боетиуса были
этрусская и римская история и культура. Он раскапывал Ардею,
Сан Джовенале, Луну, что позволило ему
создать ряд интересных исследований по истории градостроительства
и архитектуры древней Италии. Под его
редакцией в 1962 г. вышла монументальная работа
«Этрусская культура. Страна и народ».
Ученый того же поколения А. Акерстрем (род. 1902)
обладает столь же широким кругом интересов: микенская археология,
архаическое искусство Греции, раннеиталийская и этрусская
археология. К числу важнейших
работ А. Акерстрема относится исследование об этрусских
гробницах (1934) и труд «Геометрический стиль в
Италии» (1941). Оба сохраняют значение сводки материалов
и по сей день. Акерстрем подчеркивает особую
близость этрусской культуры с Востоком, но не с Малой
Азией, а с юго-западом Эгеиды, т. е. с Кипро-Сиро-Родосским
регионом. Кроме того, А. Акерстрем принимал участие в раскопках
и руководил деятельностью Шведского
археологического института в Афинах (1942 — 1956).
|
|
|
|
|
322
|
Выдающимся исследователем истории древнейшей
Греции является М. Нильссон, профессор классической
археологии и древней истории Лундского университета.
В труде «Гомер и Микены» (1933) он пришел к выводу
о микенском происхождении греческой мифологии. После дешифровки
линейного письма Б этот вывод нашел
полное подтверждение. Обнаружив в гомеровских поэмах описания
предметов как микенского, так и последующего времени, Нильссон
попытался с помощью археологических данных датировать элементы
гомеровской
культуры. Нильссону принадлежат такие труды по истории греческой
религии, в которых религиозные представления связываются
им с общественным развитием
(1940 — 1961). Выступая против попыток изобразить микенское
общество как патриархально-родовое, он ошибочно находил
в нем феодальные черты и отождествлял
с обществом раннего средневековья.
Большой вклад в изучение Древней Эллады внес
А. Фурумарк. Сначала он занимался изучением археологических
данных Пелопоннесса. В 1941 г. вышел его
фундаментальный труд «Микенская керамика», где собраны все
добытые к 40-м годам материалы. Керамика
классифицирована и датирована с помощью находок из
Восточного Средиземноморья, прежде всего из Египта,
изучена их топография. На этой основе дана периодизация
элладской культуры II тыс. до н. э., причем наиболее подробно
рассмотрен позднеэлладский период.
В дальнейшем Фурумарк активно включился в изучение
текстов линейного письма А и Б. Анализ пилосских таблиц
позволил ему углубить исследование микенской
культуры.
В изучении раннеримской истории и археологии велики заслуги
Э. Гьерстеда. Предприняв стратиграфические исследования
в районе Римского форума и Священной улицы, изучив археологический
материал, добытый еще Дж. Бонн и оставшийся неопубликованным,
он
пришел к выводу, что о Риме как городе можно говорить лишь
с 575 г. до н. э., когда были снесены погребения на будущем
форуме и это пространство, осушенное с помощью этрусской
техники, превратилось в центр
экономической и политической жизни обитателей притибрских
холмов. Э. Гьерстед дал систематическое
описание погребений форума, исследовал фортификационные
сооружения и жилища раннего Рима, что создало
|
|
|
|
|
323
|
объективную основу для изучения экономической истории раннего
Рима. 575 год до н. э. Гьерстед считает началом не только
города, но и царской эпохи, что влечет
за собой изменение датирования начала республики (середина
V в. до н.э.). Такая интерпретация археологического материала
была поддержана шведскими учеными, но отвергнута большинством
исследователей других
стран (работы 1953, 1956, 1960, 1966 гг.).
На археологическом материале основан труд Г. Экхольма,
профессора Упсальского университета. Опираясь на находки
римских монет, оружия и других предметов, он уточнил пути
римского импорта в Скандинавию и его датировку (1939).
Ученики Гьерстеда ведут интенсивные раскопки отдельных
центров Этрурии (Остерберг) и всего Лация (Гьеров). Гёран
Гьеров издал 2-томный труд «Железный век Лация» (Лунд, 1966),
в котором продолжил на базе новых раскопок исследование
Пинцы. В книге дан систематический обзор археологических
данных, на основе керамики выделено четыре периода раннего
железного века Лация, проведено сопоставление латинских
материалов с добытыми в других местах Италии, прежде всего
в Этрурии и Риме.
* * *
Период развития буржуазной историографии, который начался
после сокрушительного поражения наиболее реакционных сил
фашизма и антикоммунизма во
II мировой войне, характеризуется дальнейшим распространением
марксистско-ленинской идеологии в современном мире, усилением
либерально-демократических тенденций. В области историографии
эти тенденции
проявились в формировании сильного марксистского и
близкого к нему направлений в капиталистических странах,
распространении неопозитивизма, попытках возвращения к объективному
исследованию исторического
процесса, в преодолении конечного агностицизма и пессимизма.
Эти позитивные тенденции в развитии историографии 40 — 70-х
годов проявляются в постоянном противоборстве с реакционно-философскими
концепциями,
разрывающими единство мирового исторического процесса, отвергающими
его закономерность и прогрессивный характер.
|
|
|
|
|
324
|
Огромное воздействие на мировую историографию
нашего времени оказывает советская историческая
наука и историография социалистических стран. Развитие современной
историографии проходит в условиях
большого совершенствования научно-исследовательских
методов, проникновения приемов исследования естественных
наук, колоссального расширения материалов
источников и приемов их обработки, постоянного обмена
конкретными идеями в научном мире, усиления коллективного
характера современного исследования.
|
|
|
|
|
|