 |
276
|
ГЛАВА 30. Устройство представлений
§ 1. Время и состав представлений
Драматические представления у греков были, как мы уже знаем,
не простым развлечением, а одной из составных частей культа
Диониса, и потому первоначально давались только в праздники
этого
бога. Таких праздников в Афинах было ежегодно четыре: сельские
Дионисии в месяце Посидеоне, Ленеи в Гамелионе, Анфестерии
в
Анфестерионе и великие Дионисии в Элафеболионе. С наибольшим
блеском и пышностью совершались драматические представления
на
великих Дионисиях и на Ленеях, особенно на первом из этих
двух
праздников. Во время сельских Дионисий давались драматические
представления в некоторых зажиточнейших демах, имевших свои
театры (в Пирее, Элевсине, Ахарнах, Коллите, Эксоне, Икарии,
Флии, Форике и др.). Здесь ставились только старые пьесы,
представленные уже в городе. Есть известие, что существовал
некогда
обычай устраивать представления комедий и в праздник Анфестерий,
но был оставлен; потом он был вновь введен во второй половине
IV века.
На каждом празднике ставились пьесы нескольких авторов,
и особо избранные судьи после представления решали вопрос
о сравнительном достоинстве поставленных пьес и участвовавших
в них актеров и хоров; таким образом, представления являлись
формальными состязаниями, с одной стороны — авторов пьес,
с другой — их исполнителей. Со времен Эсхила (а может быть
и раньше) вошло в обычай, чтобы каждый трагический поэт
ставил по три трагедии и по одной сатировской драме (такая
группа пьес называлась tetralogia).
Еврипид иногда заменял сатировскую драму четвертой трагедией.
Комики всегда ставили по одной пьесе, а не группами. В V
в. к каждому состязанию на великих Дионисиях допускались
по три трагика и по три комика, так что весь цикл представлений
каждого праздника с трагедийными и комедийными состязаниями
состоял из 15 пьес (9 трагедий, 3 сатировские драмы и 3
комедии). На Ленеях число комиков, участвовавших в состязаниях,
было то же, а число трагиков, как кажется, ограничивалось
двумя. Сколько дней продолжались представления и как распределялось
между ними указанное количество пьес, невозможно определить
с полной достоверностью, тем более, что с течением времени
происходили изменения в порядке состязаний, как это несомненно
|
|
|
277
|
доказывается сохранившимися свидетельствами. Обыкновенно
полагают, что в V в. на городских Дионисиях было три спектакльных
дня, но это еще нельзя считать доказанным: возможно, что
их
было четыре и между ними распределялись пьесы так, что в
первый
день давались три комедии, а в следующие — по одной тетралогии.
Кроме того, нужно заметить, что хотя важнейшую часть каждого
театрального состязания составляли вновь представляемые
пьесы,
но уже и в V в., как видно из одного места Геродота (VI,
21),
могли повторяться старые пьесы; позднее же, начиная приблизительно
с половины IV в., возобновление пьес великих трагиков
V в. стало составлять непременную принадлежность спектаклей,
причем в каждый праздник ставилась одна «старая» трагедия,
не
входившая в состязание с новыми пьесами, равно как не входили
тогда в состав состязания и сатировские драмы, исполнявшиеся
также по одной на каждом празднике. Что касается до комедийных
состязаний, то нам известно, что в самом конце V или в начале
IV в. установился обычай допускать на состязание в каждый
праздник по 5 новых комедий вместо прежних трех и что в
позднейшие
времена (по крайней мере со 2-й половины III в.) представление
«старых» комедий сделалось таким же прочно установившимся
обычаем, как и повторением пьес великих трагиков.
Театральными представлениями на великих Дионисиях заведовал
архонт-эпоним, на Ленеях — архонт-царь, а на сельских Дионисиях
в каждом деме — его демарх.
|
|
|
|
 |