Введение............................ 9
Глава I. Данные о рабовладении в Локриде Озольской эллинистического времени .................. 14
Глава II. Материалы о рабовладении в эллинистической Этолии . . 75
Глава III. Сведения о рабах в Акарнании в III—II вв. до н. э..... 88
Глава IV. Рабовладельческие отношения в Эпире......... 92
Глава V. К вопросу о развитии рабовладения в Македонии в III—
II вв. до н. э..................... 110
Глава III
Сравнительно небольшая по площади Акарнания в силу особенностей своего положения играла значительную роль в истории Эллады уже с отдаленных времен. Территория ее состоит из высокого плоскогорья, к которому примыкают с востока плодородные долины бассейна реки Ахелоя. С севера и запада Акарнанию ограничивали Амбракийский залив и Ионическое море, причем берега почти всюду были круты и обрывисты. Быстрый и бурный Ахелой приносил с гор много наносов 1, затруднявших мореплавание в районе его дельты. Таким образом, не только жители плоскогорья, но и обитатели равнины не имели легкого доступа к морю.
По всей видимости, акарнаны ограничивались получением средств к жизни от земледелия и скотоводства в течение всей первой половины I тысячелетия до н. э. Об этом можно заключить на основании того факта, что почти все приморские города Акарнании были созданы не местными жителями, но пришельцами. Так, Коринф основал Солий 2 и вместе с Коркирой — важный в стратегическом отношении город Анакторий 3. Жители острова Кефалления заложили полис Астак 4. О происхождении Ализии нет достаточно ясных известий. Возможно, что особое почитание Геракла в этом городе 5 указывает, что жители его имели не только местные эолийские корни, но и происходили от пришлых дорийских элементов.
Таким образом, с последней трети VII в. нарушилось единство исторического развития Акарнании: разноплеменность населения, совпадавшая с некоторыми отличиями экономического и политического строя, не могла не отразиться на истории страны. В самом деле, коринфяне, обосновавшиеся на берегах Акарнании, орга-
Схема 3. Акарнания
нически входили в обширную морскую державу, созданную тиранами из рода Кипселидов 6. Их экономические устремления были обращены к морю, что обусловило длительное обособление дорийских городов от эолийского массива. Разноплеменность свободного населения Акарнании должна была сказаться на институтах рабовладения. К тому же условия применения труда рабов в приморских полисах и внутри страны могли сильно разниться.
К сожалению, круг источников относительно рабов в эллинистической Акарнании чрезвычайно узок.
Для приморской части страны имеется только одно эпиграфическое сведение. Оно стало известным лишь недавно: в 1954
и 1955 гг. в Олимпии нашли две части большой известняковой стелы с надписью в 77 строк7, содержащей текст декрета Акарнанского союза. В этом постановлении приводится дословно текст соглашения между представителями союза и города Анактория относительно святилища и празднеств в честь Аполлона Актийского. X. Габихт датировал надпись временем около 216 г. и с ним согласны остальные исследователи — Г. Клаффенбах, Ж. Робер, Ф. Соколовский.
В начале декрета рассказано о том, что полис Анакторий уже не в силах проводить с должной торжественностью праздники в честь бога в святилище Актия. Но так как эти празднества были общими для всех акарнанов, то Анакторий уступил свое ранее исключительное право проведения торжеств Акарнанскому союзу. Далее следуют статьи, регулирующие материальные расходы обеих сторон, принципы деления доходов от праздников и от использования гавани в периоды между проводившимися ежегодно торжествами, обязательства акарнанов ремонтировать святилище, нанимать за плату музыкантов для праздников и ряд других условий перехода к акарнанам храма Аполлона Актийского.
Для изучаемого нами вопроса чрезвычайно важны строки 31 — 34, в которых устанавливается следующее: доходы, получаемые во время праздника, делятся пополам между союзом акарнанов и полисом Анакторием. Эти доходы перечислены: пентекосте — 2-процентный таможенный сбор на всякий ввоз и вывоз, прочие налоги и доходы, получаемые от продажи рабов (και τίδν άλλων τώμ πιπτόντων έκ τας [τ]ων σωμάτων πωλήσιος τά μέν ήαισα κτλ). Ниже, в строках 42—44 говорится, что в обычное, непраздничное время владельцем всех доходов от Актия является Анакторий. Здесь уже не перечислены виды доходов. вероятно, общая сумма их была не столь велика, так что Акарнанский союз не решался претендовать на ее половину. Но во время праздников доходы были значительны. Это позволяет полагать, что один раз в году в Актии происходила большая ярмарка, на которую привозили различные товары, в том числе и массу рабов на продажу.
О налогах на продажу рабов уже сообщали документы из других областей Греции 8. Вопрос о размерах этого налога в Акарнании можно решать лишь предположительно. Однако, памятуя о тесных связях рынков Центрального и Восточного Средиземноморья, можно думать, что налог на продажу рабов в Актии был приблизительно равен аналогичной пошлине в бассейне Эгейского моря 9.
На основании новой надписи можно с уверенностью говорить о том, что гавань Актия в III—II вв. играла роль крупного центра по продаже рабов. Возможно, здесь сбывали свою добычу пираты из числа эллинов, а также и знаменитые своими морскими разбоями иллирийские мореходы.
Бойкий торг рабами в Актии должен был способствовать широкому использованию привозных рабов внутри страны. Правда, акарнанские полисы и комы почти не подвергались археологическим исследованиям, и поэтому оттуда в настоящее время известно очень мало надписей, в том числе и документов о рабовладении: манумиссии дошли лишь из Ойниад и из Страта. Но и эти немногочисленные источники рисуют важные черты отношений между угнетателями и угнетенными в изучаемой части Греции. Так, записи на скамьях театра в Ойниадах, сделанные в III в. до н. э., указывают на преобладание эллинов среди рабского населения в этом полисе. Из 15 имен в надписях IG, IX, I2, 2, 419, 1—11 лишь четыре имени (Родион, Офелион, Сосикратия, Зоил) следует отнести к типично рабским, остальные имена свидетельствуют о некогда свободном положении их носителей (Эпикрат, Селевк, Евфинит).
Предлагаемый вывод носит все же предварительный характер: получить право записать свое освобождение на театральных скамьях могли лишь некоторые отпущенники, вероятно, обладавшие большими средствами. В первую очередь ими могли быть попавшие случайно в рабство граждане других греческих полисов.
Примечательна краткость формулы отпуска в Ойниадах: такой-то отпускает свободным такого-то. Отсутствие в этих актах сведений об уплаченных выкупавшимся рабом деньгах, о поручителях сделки и о лицах, хранивших рукописные документы соглашения, оставляет всю процедурную сторону неизвестной. Следует думать, что установления полиса ойниадян требовали монументального обнародования лишь самого факта освобождения, а все детали соглашения хозяина и его раба записывали лишь в рукописных документах.
Можно отметить наличие отдельных крупных рабовладельческих хозяйств в Ойниадах в изучаемое время. Так, некто Андроник отпустил почти одновременно пять невольников (IG, IX, I2, 2, 419, 1 и 3), другой гражданин, Каллистрат, освободил сразу двух рабов (IG, IX, I2, 2, 419, 7), в каждом из остальных актов речь идет об освобождении лишь одного человека.
Манумиссии из Ойниад принадлежат к числу «светских» актов, сделки эти не были поставлены под защиту того или иного божества 10. Видимо, правовая практика данного акарнанского полиса считала тогда достаточным волеизъявление своего гражданина для обеспечения свободы отпускаемому рабу. По допу-
стилю предположить и иное: провозглашение освобождения на празднике в театре или в народном собрании ставило данный акт под защиту божественного патрона города.
Позднее, во II в. до н. э., в Акарнании засвидетельствована формула манумиссий, восходящая к локрско-дельфийским документам о продаже отпускаемого невольника божеству. В Страте эти сделки совершались в храме Зевса — акты IG, IX, I2, 2, 394а и 394b были высечены, как указывает Г. Клаффенбах, на одной из баз, стоявших у храма. Условия выкупа в этих текстах свидетельствуют о развитости норм, определявших сделку, отношения манумиссора и отпущенника и роль полиса в этой операции.
Обе записи из Страта относятся к разряду продажи-отпуска с условием оставления отпущенника до конца жизни хозяина. Следовательно, и здесь парамонэ имело задачей удержать рабочую силу невольника в хозяйстве владельца.
Сколь ни малочисленны акарнанские источники, они все же ясно указывают на то, что ко II в. до н. э. здесь внедрился ряд юридических норм рабовладения, сходных с таковыми в соседних областях Средней Греции.
Дилеры Reno в Санкт-Петербурге развиваются благодаря популярности французской марки.