Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
5

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Войско и народ — как две стороны одной медали — всегда, во все времена составляли суть общества, государства, цивилизации и находились друг с другом в диалектическом единстве и борьбе. Применительно к истории Древнего Рима этот тезис приобретает особую значимость и универсальность, ведь мощная римская военная организация представляет собой удивительный феномен мировой цивилизации. Возникнув в глубокой древности и пронизав все римское общество, все его социально-политические и правовые институты, военная организация наложила свою печать на римский менталитет и блестяще проявилась в уникальном военном искусстве. Этот феномен не подвергался сомнению самими древними, тем меньше этих сомнений возникает у нас, ибо мы вооружены знаниями о последующих эпохах. И в Средние века, и в Новое время военное искусство развивалось в русле, пройденном римлянами, чьи военные принципы пережили Вечный город.

6

Отдельных успехов на этом поприще достигали спартанцы и афиняне, не будем забывать о македонской фаланге Александра Великого при Иссе и Гавгамелах и о талантах Ганнибала при Требии и Каннах. Но именно римлянам выпало судьбой создать универсальную военную систему. Славу Эллады, как мы знаем, составили высокое искусство, философия и бессмертные достижения политического гения, которые наглядно проявились в феномене демократии. Величие же Рима, при всех прочих условиях, покоится на его военной организации.

С поразительной точностью и подкупающей краткостью резюмировал эту уникальность Рима историк времен империи Валерий Максим (Val. Max. II. 8): «Военное искусство (disciplina militaria), энергично упражняемое, стяжало римскому владычеству верховенство в Италии, даровало управление множеством городов, великими державами, могущественнейшими народами, распахнуло пролив в Понтийское море, взломало запоры к горам Альп и Тавра и превратило исток из крохотной хижины Ромула в вершину над всем кругом земель».

Римская военная организация послужила одной из основных предпосылок расцвета могущества Рима и превращения его в мировую державу. Но она сама была плодом длительного исторического развития. Причем развития, которое происходило синхронно с социально-экономической, политической и правовой эволюцией всего общества и гражданства. Даже в I в. до н. э., во времена поздней Республики и ранней Империи, когда военная организация достигла своего классического вида, знаменитые «железные» легионы Гая Мария, Гнея Помпея и Гая Юлия Цезаря сохраняли ряд черт и пережитков более древней эпохи, и прежде всего архаического Рима.

Итак, темой курса будет не вся эпоха республики, а только ее часть - период архаики и ранней Республики (VI—III вв. до н. э.), который весьма продолжителен не только по времени, но и по значению. Исследователи обычно лишь бегло упоминают об этом периоде, считая его, так сказать, предысторией великой римской державы эпохи поздней Республики или Империи. Но убежден, что ранний период в истории Рима был не менее важен и интересен, чем время зрелости.

Ведь зрелость — это словно распустившийся роскошный цветок, в нем уже проявлены все возможности и скрыты элементы увядания.

7

Эпоха архаического Рима — это еще не раскрытый бутон, который таит в себе очарование тайны будущих красот и свершений. А исследовать истоки, угадывать зародыши будущего, как бы заново моделировать его, на мой взгляд, интереснее созерцания уже готовой конструкции. Но как характер ребенка закладывается в детстве, так и (если можно так выразиться) «характер» государства, цивилизации формируется в период его становления. А именно в архаическом Риме, т. е. в период царей (VIII—VI вв. до н. э.) и особенно в ранней Республике (V—III вв. до н. э.), зарождалась воинская система и формировались основы военной организации, которые определили ее эволюцию на века вперед. Именно в эту эпоху военная активность Рима стремительно нарастает. Военное искусство гражданской общины оттачивается в беспрерывных войнах, характерных для стадии классообразования. Военизированность гражданства достигает своего апогея, полностью подчиняя себе генезис раннеримского государства (civitas) и экономическое развитие, питавшееся за счет расширения земель путем военных захватов. Более того, милитаризация жизни и конституции общества подчиняет своему влиянию его духовную, религиозно-идеологическую жизнь, связанную главным образом с обслуживанием сакральных и правовых норм военной организации.

Сразу отметим, что вся эта бурная эпоха проходит под знаком развития центуриатной конституции, которая коренным образом переустроила все архаическое общество и стала теми дрожжами, на которых взошло раннеримское государство. Поэтому изучение военных и правовых аспектов центуриатного строя логично составляет основное содержание данного курса и закономерно определяет его хронологические рамки. Они открываются периодом зарождения центуриатного войска в середине VI в. до н. э. в результате реформ шестого римского царя Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.). После изгнания из Рима последнего царя, Тарквиния Гордого (или Суперба), и установления республиканской формы правления в 509 г. центуриатное войско впервые обретает политические функции. Оно становится ареной напряженных внутренних конфликтов между патрициями и плебеями и инструментом внешней агрессии, направленной на завоевание Центральной Италии в VI-IV вв. до н. э.

Полтора столетия главным противником Рима были этруски, особенно город Вейи. Римляне вели войны с этрусками в середине

8

VI в. до н. э. при Сервии Туллии и длительную борьбу на истощение в 70-е гг. V в. до н. э. В ходе этой войны римляне потерпели разгром Фабиев на реке Кремера в 478 г. до н. э. Наконец, в 396 г. до н. э., после десятилетней осады, Марк Фурий Камилл захватил и разрушил ненавистный город, обезопасив Рим с севера. Лишь в течение IV-

III вв. до н. э. римлянам удалось установить контроль над Этрурией. Дважды, не считая мелких стычек, разражались войны с латинами за господство Рима в Лации. Первая происходила в 501-493 гг. до н. э. и закончилась равноправным союзом Рима с Латинской лигой. Вторая велась уже в 340-338 гг. до н. э. Ее итогом стало полное подчинение Риму Лация. Наконец, во второй половине IV в. до н. э. трижды вспыхивали длительные войны с самнитами (343-290 гг. до н. э.). Они шли с переменным успехом. Были и победы, и тягостный разгром римлян в Кавдинском ущелье в 321 г. до н. э. Но результатом этих войн стало установление господства римлян над Самнием и Кампанией, а после войн с эпирским царем Пирром в начале III в. до н. э. власть римлян распространилась на всю Южную Италию. Сложно даже перечислить бесконечные войны и ежегодные стычки римлян в V в. до н. э. с племенами Центральной Италии: вольсками, сабинянами, фалисками, герниками, эквами, а в IV в. до н. э. — с пришельцами из Северной Италии — галлами.

В ходе этих войн изменялась и сама центуриатная организация. С первой половины IV в. до н. э. на политической арене на первый план выдвигается трибутное народное собрание. Во второй половине века войско переходит к так называемой манипулярной тактике и легионной боевой структуре. Центуриатная система в итоге перестает быть преимущественно военной и превращается в форму политической организации гражданского коллектива. Весь этот сложный комплекс социальных, конституционных, правовых и военных аспектов знаменует переход римской военной организации на качественно новую ступень как института государства. А это обстоятельство ставит объективно предел предмету данного курса.

Под военной организацией понимается совокупность социальных отношений, политических институтов и структур, а также правовых норм и конституционных установлений, которые направлены на формирование, обслуживание, обеспечение легитимности и управления воинскими силами общества. Таким образом, собственно войско, его структура и боевая тактика, предстает важней-

9

шим, но не единственным компонентом всего комплекса военной организации.

Следует учесть также, что в развитом обществе армия как бы отрывается от основной массы народа, становится государственным институтом и создается иллюзия ее аполитичности. Напротив, на ранних стадиях развития человечества, как показывает история многих цивилизаций, военная система практически совпадает с социополитической организацией, а войско - со всем народом. Исходя из этого, воинские силы архаического Рима именуются «войском». «Армия» же представляет собой регулярный вооруженный контингент, который характерен для уже сложившегося государства, и является инструментом политики господствующих в государстве сил и социальных групп.

Учитывая все сказанное, центральной задачей курса является раскрытие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимовлияния войска и военной организации в целом с раннеримской гражданской общиной. Поэтому нам придется рассмотреть сложившуюся в VI-

III вв. до н. э. социальную структуру Рима, так как она обусловила состав центуриатного войска.

Как известно, связь военной организации с обществом и отдельным гражданином проявляется через институт комплектования воинских сил. Поэтому он также окажется в сфере нашего внимания. Не менее важно определить место военной организации в римской конституции и среди сакрально-правовых институтов. Общеизвестно также, что тот, кто владеет войском, владеет и всем обществом. Поэтому в завершение курса мы обратимся к институтам верховного командования и верховного распоряжения войском. Первые (консулат, диктатура) определяют характер и способ деятельности войска, а вторые формируют цели и объекты применения войск в интересах той или иной социальной группы или всего социума.

Программа спецкурса

Изучение характера, развития и составных компонентов военной организации Рима периода архаики во взаимосвязи с генезисом раннеримского государства (civitas) — основное содержание спецкурса. Войско и народ в диалектическом единстве. Вклад римлян

10

в развитие военного искусства. Римская военная организация как феномен мировой цивилизации, ее влияние на социально-политические и правовые институты. Военная организация римлян — одна из предпосылок расцвета могущества Рима и превращения его в мировую державу.

Длительный период исторического развития военной организации, его синхронность с политической эволюцией всего общества. Зарождение и формирование основ военной организации в период архаики и до Пунических войн (VIII — начало III в. до н. э.).

Связь военной организации с развитием центуриатного строя. Хронологические рамки центуриатного строя: от реформы царя Сервия Туллия (середина VI в. до н. э.) до перехода римского войска к манипулярному строю во второй половине IV в. до н. э. и окончательного превращения центуриатного устройства в форму политической организации гражданского коллектива (середина III в. до н. э.).

Понятие «военной организации» как совокупности социальных отношений, политических институтов и правовых норм, которые направлены на формирование, обслуживание, обеспечение легитимности и управления воинскими силами общества. Войско как важнейший компонент всего комплекса военной организации. Отличие войска от армии — регулярного вооруженного контингента государства. Институты верховного командования и распоряжения воинскими силами.

Тема 1. Вопросы источниковедения и историографии

Источники

Расширение круга источников в течение XX в. Введение в научный оборот новых видов источников: археологических, эпиграфических, лингвистических. Надпись из Сатрика, раскопки на римском Форуме, Эсквилине и этрусских гробниц. Подтверждение достоверности сведений письменной традиции.

Письменная традиция — основной вид источников по истории архаического Рима и военной организации. Сочинения Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского, Цицерона, Плутарха, Диона Кассия, Авла Геллия, Саллюстия Криспа, Валерия Максима, Луция Аннея Флора. Данные поздних античных авторов: Феста, Аврелия Виктора, Макробия, Зонары, Исидора Севильского, Иоанна Лида, грамматика Сервия Гонората и др. Памятники римского права о военной

11

организации и военном праве: «Дигесты», «Институции» Гая, труды Ульпиана, Павла, Кодекс Юстиниана.

Особенности комплексного анализа письменных источников. Проблема подлинности данных традиций, адекватности отражения ею реальности и вторичной интерпретации исторического факта. Сравнительно-исторический анализ источников — основной метод исследования социально-политических и военных процессов в раннеримском обществе. Преодоление наследия гиперкритицизма в антиковедении при изучении древнейшей римской истории. Восстановление доверия к данным источников при дальнейшем углублении их внутренней критики.

Европейская и российская историография архаического Рима XIX-XX вв.

Зарубежная историография. Характеристика основных школ и направлений в исследовании зарождения и развития раннеримского государства (civitas). Труды основоположника критического метода Бартольда Нибура, крупнейшего романиста XIX в. Т. Моммзена, Г. Генца, Дж. Ботсфорда и представителей гиперкритицизма в первые десятилетия XX в.: Э. Пайса, А. Розенберга, К. Белоха, Ф. Альтхайма.

Исследования в 30-50-е гг. XX в. связи центуриатной организации с войском в работах П. Фраккаро, М. Нилльсона, X. Лэста, А. Момильяно. Послевоенное развитие романистики в трудах итальянских ученых Г. Де Санктиса, Ф. Де Мартино, Р. Парибени, С. Маццарино, П. Де Франчиши и др. Развитие внимания к социальным и правовым аспектам раннеримской истории в современных работах Р. Палмера, Й. Блайкена, У. фон Любтова, Ж.-К. Ришара, Ж. Эргона, Э. Перуцци, Кр. Ханелла, В. Кункеля и др. Военные вопросы и реконструкция вооружения П. Коннолли, Э. Гьерстадом и др.

Отечественная историография. Труды по раннеримской истории и военно-политическим институтам ученых XIX в.: Д. Азаревича, Ю. Кулаковского, И. В. Нетушила, И. А. Покровского. Разработка тем классообразования, развития социальных отношений и государства в трудах историков советского периода: С. И. Ковалева,

Н. А. Машкина, Н. Н. Залесского, А. И. Немировского, Е. М. Штаерман. Новые концепции генезиса раннеримского полиса, происхождения и борьбы патрициев и плебеев, аграрных и военных проблем

12

ранней Республики в трудах И. Л. Маяк. Изучение системы римских магистратур и правовой конституции республиканского Рима в работах В. В. Дементьевой. Исследования военных и правовых вопросов Е. А. Скрипилевым, А. И. Игнатенко и др.

Развитие историографии — от абстрактного реконструирования схем к осознанию важности комплексного изучения военной организации.

Тема 2. Реформа Сервия Туллия: традиция и история

Римское куриатное ополчение от Ромула до Сервия Туллия

Возрастание роли войны в Риме на этапе разложения родоплеменной общины. Оформление родового ополчения и органов управления общиной в эпоху правления Ромула (первая половина VIII в. до н. э.). Характер и куриатная основа комплектования общинного ополчения.

Возникновение и сущность курий как замкнутых групп сородичей. Паги — земельные владения курий. Формирование куриями своих воинских отрядов по кровнородственному принципу. Длительность процесса образования тридцати курий и их постепенное объединение в более крупные родовые единицы — три гентилъные трибы (племени): Тиции, Рамны и Луцеры.

Фиксация числа курий и триб во времена Ромула — признак разложения родоплеменной общины и трансформации ее в соседскую. Завершение процесса прекращения принятия новых родов в курии при царе Анке Марции (вторая половина VII в. до н. э.). Типологическое различие римской курии и греческой фратрии.

Военная направленность реформ Ромула как завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой военной демократии — высшей стадии развития родового строя. Превращение курий в тесные объединения патриархальных родов с обособляющимися фамилиями. Полноправные члены курий — патриции. Особое положение в куриях способных носить оружие мужчин — членов куриатного народного собрания (comitia curiata). Воплощение в досервианской курии органического единства базиса комплектования куриатного войска и собственно войсковой единицы — куриатного отряда.

Набор римской конницы по трибам — отражение более позднего этапа развития, смены родовой общины соседской. Равное участие всех членов курий в войске и народном собрании (комициях) — ус-

13

ловие слияния новых родов переселенцев со старыми в единый Populus Romanus Quiritium (или Quirites).

Сильные стороны куриатного ополчения в царский период: про-:тота набора непостоянных по численности куриатных отрядов и их лояльность общине и вождю. Слабые стороны: замкнутость родового коллектива, зависимость численности войска от воспроизводства мужской части населения общины. Тормозящая роль куриатного принципа комплектования воинских сил во время войн с этрусками в VII—VI вв. до н. э.

Реформа Сервия Туллия по данным традиции

Внутренние и внешние причины преобразования римского войска в эпоху правления царя Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.). Сведения Ливия, Дионисия Галикарнасского, Цицерона и других древних авторов о Сервии Туллии и его реформе. Учреждение ценза и разделение населения Рима на пять цензовых (имущественных) разрядов (классов). Разное количество центурий пешего войска, выставляемых каждым разрядом. Деление разрядов по возрастам (юниоры и сениоры). Вооружение воинов каждого разряда и их место в боевом строю. Новое административное деление Рима на территориальные трибы. Учреждение нового типа народных собраний по центуриям — comitia centuriata. Связь политического перевеса центурий первого разряда и всадников над центуриями всех остальных разрядов с правом-обязанностью общинника нести военную службу в новом центуриатном войске.

Объединение в центуриатном войске патрициев и плебеев — важнейший результат реформы Сервия Туллия.

Аутентичность данных традиций о Сервианской реформе

Гиперкритические теории о недостоверности античной традиции по центуриатному устройству Рима: отрицание денежного исчисления ценза граждан и регламентации вооружения цензовых разрядов.

Археологические данные о применении денег в Риме VI-V вв. до н. э. (aes grave, aes signatum, aes liberale, монет греческих колоний). Свидетельства о высоком уровне развития товарных отношений в период ранней Республики.

Достоверность времени проведения Сервианской реформы в середине VI в. до н. э. Политические, социальные и военные условия. Войны с этрусками. Отсталость куриатного ополчения. Формирование

14

слоя «средних собственников», крестьян из зажиточных патрициев и плебеев — основы гоплитской фаланги.

Включение в ценз всего состояния общинника вместе с земельным наделом и движимым имуществом. Сущность трибута как взноса гражданина на приобретение себе оружия согласно его месту в боевых порядках войска. Связь ценза, трибута и способности военнообязанного общинника обеспечить себя вооружением. Централизованное распределение оружия воинам из арсенала общины.

Распространение гоплитского вооружения в Центральной Италии и Риме в эпоху архаики. Археологические типы вооружения. Адекватность цензовой классификации сервианских разрядов началу проведения реформы.

Проблема заимствования римлянами этрусского воинского строя — фаланги. Теории (К. Белох, Эд. Мейер, X. Скаллард) о политическом, экономическом и религиозном подчинении Этрурией Рима в VI в. до н. э. в связи с правлением так называемой «этрусской династии». Самобытность социального и культурного развития Рима. Создание внутренних предпосылок для преобразований в военной и политической сферах.

Сущность и значение реформы Сервия Туллия. Центуриатная реформа — важнейший этап на пути генезиса римского государства (civitas).

Коренное отличие центуриатной системы от греческой тимократии — сохранение куриатной родовой организации. Военная направленность реформы Сервия Туллия. Создание качественно нового типа войска, введение фаланговой тактики, воплощение военно-политического единства общины в новом центуриатном собрании граждан, независимо от родовой принадлежности. Войско как стержень развития всего раннеримского общества.

Тема 3. Трансформация центуриатного строя в первый век республики

Первоначальная структурасервианского общества и войска

Вопрос об общем числе сервианских центурий и первоначальном количестве цензовых разрядов. Связь classis procincta et clipeatos с exercitus armatus. Тождество classis (позднее — 1-й разряд) с тяжеловооруженным войском — гоплитской фалангой. Категория infra clas-

15

sem — вспомогательные и легковооруженные войска, сражающиеся вне фаланги.

Разделение общего числа центурий infra classem на четыре цензовых разряда в течение первой половины V в. до н. э. в ходе борьбы патрициев и плебеев. Военные причины политического преобладания фаланги (classis) по числу центурий над вспомогательными частями infra classem с численно более крупными центуриями.

Постоянный и стабильный со времен Сервия состав центури-атного войска и комиций из 193 центурий. Реформа центуриатных комиций во второй половине III в. до н. э. и превращение центурий в подразделения территориальных триб.

Отсутствие в центуриатной конституции деления на сословия. Категории римского населения по Законам XII таблиц: assidui и proletarii. Связь между ассидуями и locupletes (владельцы земельных наделов). Ассидуи («дающие ассы») — полноправные землевладельцы, члены цензовых разрядов (classici), несущие военную службу.

Время проведения реформы Сервия Туллия

Теории (М. Нилльсон, Г. Де Санктис, К. Белох, Дж. Самнер, А. И. Не-мировский) о проведении реформы Сервия Туллия в IV—III или на протяжении V в. до н. э. и свидетельства источников о достоверности развития центуриатного войска и функционировании центуриатных комиций с VI до середины V в. до н. э.

Начало сословной борьбы патрициев и плебеев после центуриатной реформы ради достижения правового равноправия в центуриатной общине, а также ради принятия в цензовые разряды более широких масс плебеев. Оформление сословий в период 2-й сецессии плебеев и создания Законов XII таблиц (середина V в. до н. э.).

Проблема «куриатной реставрации» начала V в. до н. э.

Версии о походе 306 представителей рода Фабиев против этрусского города Вейи и их разгроме на р. Кремере в 478 г. до н. э. Современные критические штудии о господстве в Риме куриатного строя в начале

V в. до н. э. и конкретные данные источников о развитии фаланги. Попытка патрицианской «куриатной реставрации» в первой четверти V в. до н. э. Экономический и военный упадок Рима после свержения царской власти.

16

Всплеск родоплеменных пережитков на этапе утверждения центуриатного строя и перехода к государству. Противоречия куриатных устоев патрицианской общины и военной цензовой организации как катализатор складывания гражданского общества (civitas).

Длительный период проведения реформы Сервия Туллия: от создания нового войска к преобразованиям общественно-политической структуры. Революционный характер центуриатной реформы.

Тема 4. Утверждение Сервианской конституции: от царей к республике Судьба реформы Сервия Туллия в правление Тарквиния Гордого

Борьба за сохранение и развитие «наследства Сервия Туллия» в конце VI - первые десятилетия V в. до н. э. Начало противостояния патрициев и плебеев после проведения реформы Сервия Туллия.

Продолжение Тарквинием Гордым основных направлений преобразований Сервия Туллия. Усиление царской власти за счет ущемления прав патрициев, опора царя на войско и расширение социальной базы за счет включения в военную организацию плебеев. Аграрная и строительная деятельность Тарквиния Гордого. Успешная внешняя политика царя и попытки расширить состав римского гражданства путем привлечения в войско новых масс населения Лация.

Установление республики: торжество центуриатной конституции или «патрицианская реакция»?

Причины и сущность свержения царской власти и установления аристократической республики в 510 г. до н. э. Верхушечный и военный характер заговора. Необходимость привлечения патрициями плебеев для свержения царей.

Резкое возрастание роли центуриатного войска в политикоправовом конституировании новой власти. Превращение войска в политический институт. Избрание первых консулов в центуриатных комициях. Реализация центуриатным войском прав верховного суверенитета общины.

Экономические уступки плебеям. Закон Валерия Попликолы

о провокации (праве обращения осужденного на смерть гражданина к центуриатному собранию). Возобновление действия в начале республики «священных законов» царей о правах плебеев. Невоз-

17

можность восстановления куриатно-родового строя. Начало прямой конфронтации патрицианской общины и центуриатной военной организации.

Тема 5. Расширение военной организации и эволюция понятия “populus ”

Содержание понятия “populus”в исторической перспективе

Терминология плебса, патрициев и populus у античных авторов. Теории о содержании понятия “populus” в архаическом Риме: populus — весь народ, включая плебеев. Данные «Дигест», Гая, Феста, Авла Геллия. Определение понятий «патриции» и «плебс». Их связь с понятием «гражданство» (cives).

Сведения Феста о scitum populi как решении народа, а не плебса — подтверждение однородного патрицианского характера populus в архаическом Риме. Куриатная организация — олицетворение изначальной римской общины в изменяющихся исторических условиях.

Трактовка фрагмента Феста о pilumnoe poploe. Обозначение термином populus коллектива граждан, объединенных воинской службой в общинном ополчении (военной организации). Совпадение в царский период патрицианской куриатной организации с понятием военного populus. Распространение понятия populus на куриатные комиции.

Теории о происхождении плебеев: социальная — слой рядовых общинников, «простонародья» в противопоставлении знати (патрициям); этническая — покоренные и переселенные в Рим сабиняне или этруски: этнополитическая — переселение в Рим царем Анком Марцием (конец VII в. до н. э.) жителей латинских городов без предоставления гражданства. Возникновение плебса как особой прослойки поселенцев, не принятых, в отличие от более ранних переселений, в курии. Отсутствие у плебеев гражданских прав и доступа к «общественной земле» (ager publicus). Исключение плебеев из военной организации в досервианский период.

Социальные, сословные и правовые различия между патрициями и плебеями. Правовой признак плебейских родов — положение вне курий. Закрытие плебеям доступа к участию в деятельности

18

куриатной организации и общественных священнодействиях. Их родовое неполноправие. Включение плебейских родов в курии на место выбывших родов патрициев и возведение их в патрицианское достоинство как условие принятия в сенат.

Проблема присутствия плебеев в куриях после реформы Сервия Туллия. Клиентские отношения плебеев с патрициями. Первоначальное избрание плебейских трибунов в центуриатных комициях с их обязательным одобрением куриатным собранием патрициев. Закон Волерона 471 г. до н. э. о переносе выборов плебейских трибунов из центуриатных комиций в трибутные как важный этап оформления плебеев в самостоятельное сословие внутри центуриатной системы. Отсутствие сенатского и куриатного контроля за решениями трибутного собрания — упрочение независимости плебейских трибунов в борьбе за военно-политические и экономические права плебеев.

Populus в постсервианский период

Включение плебеев после реформы Сервия Туллия в центуриатное войско и гражданство (cives). Процесс вхождения плебса как сословия в новый центуриатный populus. Войско и военные центуриатные комиции как поле и инструмент борьбы сословий и консолидации их в единое патрицианско-плебейское государство. Реформа Сервия Туллия — мощный толчок к формированию в Риме двух сословий.

Создание плебейской организации для достижения военного и юридического полноправия в гражданской общине (civitas). Победа плебеев в результате децемвирата и 2-й сецессии. Окончательное выделение патрициев в сословие в составе центуриатной организации с середины V в. до н. э.

Сенат — центр консолидации патрициев. Вхождение плебеев как сословия в курии к III в. до н. э. Превращение плебса в «простонародье» на новом этапе эволюции государства (конец IV—III в. до н. э.).

Отождествление в ранней Республике populus с центуриатной военной организацией. Расширение этого понятия в связи с эволюцией социального состава раннеримской гражданской общины.

Тема 6. Социальный базис центуриатного строя в V—III вв. до н. э.

Патриции в центуриатной конституции

Социальный состав classis (патриции и зажиточные плебеи). Свободный доступ к оккупации «общественной земли» как причина вы-

19

сокого и стабильного ценза патрициев. Вхождение их в центуриатную организацию в качестве привилегированных коренных граждан, носителей древних родовых и религиозных традиций. Клиенты как социальная опора патрициев. Реальное имущественное расслоение патрициев со второй половины V в. до н. э. Формирование патрицианско-плебейского нобилитета в IV—III вв. до н. э.

Воинская служба патрициев в фаланге-классисе и на командных должностях. Сакральный характер всаднической организации в царскую эпоху. Реформы Тарквиния Древнего. Социальные изменения в составе всадников в начале Республики. Патрицианский состав всаднических центурий «на общественном коне». Образование категории «всадников на частном коне». Формирование сословия всадников в IV—III до н. э. Изменение социального состава конницы.

Курии — оплот господства патрициев в Риме в период ранней Республики. Превращение куриатной организации в V в. до н. э. в замкнутое сословие патрициев внутри центуриатной системы.

Плебеи как «военное сословие»: борьба за центуриатный строй

Плебейский состав категории infra classem. Неполноправие плебеев в составе центуриатного войска и общества. Низкая стабильность ценза плебеев как следствие частнособственнического характера плебейского землевладения и отстранения от пользования «общественной землей».

Разорение плебеев. Отсутствие у них права отправлять сакральные культы общины и публичные ауспиции (священные птицегадания), привилегии патрициев в занятии высших государственных и военных магистратур.

«Военная эксплуатация» плебеев как сословия в центуриатном войске. Переход сословно-классовой борьбы в ранней Республике в военную сферу.

Тема 7. Военная организация и «борьба сословий»: от плебейских сецессий до реформ Аппия Клавдия Цека Первый этап борьбы плебеев за гражданское равноправие

Узурпация политической и военной власти патрицианским сенатом. Притеснение плебеев в политических правах. Нарушение патрициями

20

«священных законов». Влияние тягот военной службы плебеев на обострение долгового вопроса и рост кабального рабства.

Причины и характер плебейских сецессий 494 и 449 гг. до н. э. Сецессии плебеев — восстания плебейской части центуриатного войска, угроза раскола единого народа (populus). Организованное сопротивление военнообязанных плебеев господству патрицианского сената.

Оформление внутри центуриатной системы плебейской организации в противовес патрицианской куриатной. Учреждение плебейского трибуната — создание института защиты плебеев в рамках военной организации. Создание собрания плебеев (concilium plebis). Начало разделения категории военнообязанного населения infra classem на новые цензовые разряды и усиление роли плебеев в войске. Центуриатная военная организация — арена борьбы патрициев и плебеев в V в. до н. э.

Законы XII таблиц и 2-я военная сецессия плебеев: торжество центуриатной конституции

Всплеск под давлением плебеев законодательной активности в середине V в. до н. э. Введение децемвирата для кодификации права и органов управления. Законы XII таблиц — первый полный свод римского частного и гражданского права, важнейший признак зрелости государства. Завершение в 449 г. до н. э. процесса инкорпорирования плебейской массы в гражданский коллектив посредством центуриатной военной организации.

Окончательное оформление политической системы центуриатного строя Римской республики по законам Валерия-Горация. Утверждение военного центуриатного собрания в качестве политического органа (comitiatus maximus). Учреждение магистратуры цензоров в 443 г. до н. э. Упорядочение проведения цензов. Сохранение контроля сената за центуриатной организацией. Превращение в V в. до н. э. центуриатного военного устройства в форму раннеримского государства.

От закона Канулея до реформ Аппия Клавдия Цека

Начало процесса эволюции центуриатной организации из чисто военной в общегражданскую, а патрицианско-плебейской военизированной общины в римский полис (civitas). Законодательство Канулея 445 г. до н. э. о разрешении браков между патрициями и плебеями.

21

Признание плебисцитов наравне с законами центуриатных комиций. Возрастание политической роли трибутных комиций. Обострение долгового вопроса в IV в. до н. э. Движение Марка Манлия Капитолийского (385 г. до н. э.) и закон Петелия (312 г. до н. э.). Кампанский мятеж 341 г. до н. э. и его социально-правовые последствия. Законы Лициния-Секстия 367 г. до н. э. Укрепление единства патрицианско-плебейского государства.

Реформы Аппия Клавдия Цека и утверждение территориально-трибутной политической системы государства. Законодательство Гортензия о плебисцитах в 287 г. до н. э. и завершение «борьбы сословий». Переход к манипулярной армии. Превращение центуриатной военно-политической организации в III в. до н. э. в форму народного собрания — центуриатные комиции.

Тема 8. Система комплектования центуриатного войска Механизм набора войск в ранней Республике

Отражение в институте комплектования войск уровня развития общества, его зрелости, политических и правовых институтов, характера внутренних противоречий, типа и структуры собственно воинских сил.

Порядок ежегодного набора войска в Риме ранней Республики. Зависимость набора от степени военной активности общины. Правовые основы комплектования воинских сил.

Процедура проведения набора на Форуме. Созыв граждан без оружия глашатаем-акцензом. Объявление имен очередников для записи в войско. Смотр новобранцев на Марсовом поле и распределение их по центуриям. Проведение торжественной люстрации набранного и вооруженного войска.

Термины античных авторов для обозначения набора. Замена в период ранней Республики термина legio (в царский период — «набранное войско») на dilectus («отбор») — отражение процесса постепенного обособления войска как части народа от гражданской общины. Выделение из состава всех военнообязанных граждан призывных возрастов (юниоров — от 18 до 46 лет) и отбор из них очередников по спискам, по воле консулов или на добровольной основе.

22

Активность плебеев или отказ от записи в войско — индикатор остроты внутренних социальных конфликтов. Использование воинского призыва патрицианским сенатом для снятия социальной напряженности. Запреты трибунов на проведение набора (право интерцессии) — действенный инструмент политической борьбы плебеев за принятие аграрных законов, решение долгового вопроса и за доступ к высшим магистратурам. Набор войска как арена противостояния патрициев и плебеев.

Самовооружение воинов. Централизованное распределение оружия из арсеналов в соответствии с цензом гражданина и внесенным трибутом.

Милиционный тип центуриатного войска, переходный от общинного ополчения к регулярной армии. Постоянно-переменный состав. Контингент комплектования и резерв пополнения — все полноправные члены центуриатной организации (populus).

Базис комплектования войска в ранней Республике: от центурий к трибам

Базис комплектования центуриатного войска. Типологические различия между трибутной и центуриатной организациями. Трибы — территориальные объединения всех жителей данного региона. Центурии — военно-политические структурные единицы, распределявшие граждан в соответствии с их имущественным положением для несения военной службы.

Территориальные трибы — основа определения ценза проживавших в них граждан независимо от сословия. Ценз в роли опосредующего звена между трибутной и центуриатной организациями. Формирование политических центурий из числа всех граждан Рима, обладавших на данный момент цензом соответствующего имущественного разряда (класса). Регулярное переформирование центурий в результате изменения ценза их членов. Политические центурии разной величины — база комплектования отрядов военных центурий равной численности.

Гибкость системы комплектования — условие превращения общинника в гражданина, а гражданина — в воина, поддержания постоянной готовности римского общества к войне. Подчинение административно-политических институтов общины и органов управления обеспечению процесса комплектования воинских сил.

23

Отражение в системе комплектования центуриатного войска этапа перехода Рима в период ранней Республики от «военной демократии» к государству.

Тема 9. Боевые порядки центуриатной фаланги ранней Республики

Тактическое деление римского войска

Организационно-тактическое разделение воинских сил — отражение уровня развития социально-политических институтов общества и степени эмансипации от них армии.

Легион как самостоятельное оперативно-тактическое воинское соединение со строго фиксированными структурой и численностью личного состава. Теория П. Фраккаро о создании при Сервии Туллии нового «легиона» из 60 центурий юниоров 1-3-го цензовых разрядов (6 тыс. человек) и идентичности сервианского деления граждан на цензовые разряды с легионной структурой. Механицизм теории Фраккаро: сведение качественного развития центуриатного строя к количественному разделению легиона на две части в эпоху Республики.

Консульские и диктаторские войска. Деление войска Рима на несколько частей. Гибкость центуриатной основы войска для набора необходимого количества воинских контингентов разной величины при сохранении имущественного принципа боевого построения.

Терминология источников (exercitus, acies, copiae). Соотношение понятий exercitus (общее название полевого войска) и classis (строй тяжеловооруженной фаланги). Этимология термина legio («воинский набор»). Legio в V — начале IV в. до н. э. — набранное и обученное центуриатное войско произвольной численности («вооруженное гражданство»).

Конец V — первая половина IV в. до н. э. — этап обособления военной организации от гражданской и оформления самостоятельной структуры регулярной армии. Процесс формирования в IV—III вв. до н. э. фиксированнных войсковых соединений с идентичной внутренней структурой для обеспечения ведения военных действий на разных театрах, повышения уровня дисциплины и управления войсками. Превращение милиционного войска в постоянную армию и важнейший политический орган государства к началу Пунических войн.

24

Боевое построение центуриатной фаланги

Тяжеловооруженная фаланга (classis) из воинов 1-го имущественного разряда (40 центурий юниоров) — база ударных сил Рима ранней Республики. Гоплигское вооружение: панцирь, шлем, поножи, круглый щит (clipeus). Фаланговый способ боевого построения тесными сомкнутыми рядами.

Греческое влияние из колоний Южной Италии на развитие римской гоплитской тактики. Этрусское влияние на введение в Риме фаланги. Археологические находки гоплитского вооружения в Риме и Лации VII—VI вв. до н. э. Особенности формирования в Риме фалангового строя лишь как одной из форм многовариантной самобытной войсковой организации.

Разделение воинов категории infra classem на четыре разряда в течение первой половины IV в. до н. э. Воины 2-3-го разрядов (по 20 центурий юниоров в каждом), вооруженные длинными щитами (scutati), — вторая боевая линия войска, выстроенная вне фаланги. Построение скутатов по когортам для поддержки в бою наступления фаланги. Когорты — крупные отдельные формирования, идентичные вексиллам; соединения ряда центурий, в бою действовавшие самостоятельно как мини-фаланга.

Непостоянный численный состав центурий, их действие в нерасчлененном строю. Более крупный состав центурий скутатов по сравнению с центуриями собственно фаланги (classis) — обеспечение равной длины боевых линий полевого войска.

Тема 10. От центуриатной фаланги к манипулярному легиону

Манипулярный легион

Классическое манипулярное войско II в. до н. э. в изложении Полибия (Polyb. VI. 16-23). Возрастной принцип деления пехоты на категории велитов, гастатов, принципов и триариев. Унификация вооружения легионеров. Разделение легиона на манипулы. Архаические черты Полибиева легиона: пережитки ценза; двойная структура манипула; сохранение центурии в качестве военно-административной единицы манипула и всего войска.

«Легион Ливия» 340 г. до н. э. (Liv. VII. 8-9) — отражение этапа перехода от центуриатной боевой тактики к манипулярной. Сочетание построения гастатов и принципов в манипулах по возрастам и арха-

25

ического деления триариев и рорариев на вексиллы. Центурия — база формирования войска и боевого строя на протяжении всей Римской республики.

Завершение процесса утверждения манипулярной структуры войска во второй половине IV в. до н. э. в ходе Самнитских войн. Легионная структура армии Рима в III—II вв. до н. э. Преимущества манипулярной тактики в эпоху Пунических и Македонских войн.

Виды и категории воинов

Типологическое различие возрастных категорий воинов манипулярного легиона и имущественного принципа построения центуриатного войска. Возрождение в построении воинов по возрастам традиций римского куриатного ополчения царской эпохи.

Введение боевого порядка манипулярного легиона в три линии (acies triplex) во время Второй Пунической войны. Разделение воинов на гастатов и принципов в III в. до н. э. Выделение гастатов в период Македонских войн II в. до н. э. в первую боевую линию на место принципов. Триарии — резерв центуриатного войска.

Деление центуриатного войска на юниоров (младших — до 46 лет) и сениоров (старших). Юниоры — основной контингент военнообязанных. Сениоры — военнообязанный резерв, пополнение, гарнизонная служба. Легковооруженные воины 4-5-го разрядов (рорарии, ферентарии, акцензы).

Сервианская центуриатная организация — качественно новый тип боевого построения, неразрывно связанный с общественно-политической системой формирующегося государства. Сочетание фаланговой структуры классиса воинских сил с гибкой когортной тактикой скутатов — причина нарастания военной мощи Рима в ранней Республике и условие органической трансформации центуриатного войска к эпохе Пунических войн в более совершенный тип построения — манипулярный легион.

Тема 11. Военная организация Рима в сакрально-правовом аспекте Развитие военного права и эпоха архаики

Коренное различие гражданского и военного права: принцип действия закона или неограниченной власти военачальника. Развитие юридических норм взаимоотношений в армии с четким определением

26

обязанностей солдат и прерогатив начальников. Номенклатура проступков и соответствующих им наказаний. Теория военного права в трудах Цинция Модестина, в Дигестах.

Органическая связь воинской дисциплины с сакральными и конституционными основами civitas. Понятие воинской дисциплины: 1) воинское искусство и распорядок действий воина в строю; 2) подчинение воина правовым и сакральным институтам общины, и прежде всего империю военачальника.

Военный империй и власть военачальника

Понятие «империя» как воплощение мощи общины. Формы и права империя в эпоху республики. Неразрывная связь империя и права совершения ауспиций. Ауспиции как публичный акт передачи воли богов через наделенного соответствующим откровением носителя империя.

Сфера компетенции военного империя. Военный империй — символ наделения военачальника богами магической сакральной силой и властью. Вручение империя посредством куриатного закона об империи. Передача общиной вождю части своего суверенитета и полномочий представлять и защищать народ и его войско перед богами.

Ограничения военного империя: право провокации, принцип коллегиальности высшей магистратуры, право интерцессии плебейских трибунов.

Причины подчинения воинов власти военачальника в раннем Риме. Отчуждение воина от гражданских прав и переход под власть патрона-командующего. Набор войск как символ перехода граждан-общинников в состояние воинов-неграждан.

Основа воинской дисциплины — сакральные культы и вера в покровительство богов войску. Требование тщательного соблюдения священнодействий и божественных ауспиций военачальниками как условие повиновения войска. Сохранение преобладания в ранней Республике религиозных ритуалов над правовыми нормами для поддержания воинской дисциплины — показатель переходного этапа военной организации от родоплеменной к государственной.

Ритуалы подготовки к войне в раннем Риме

Религиозные празднества подготовки общины к военным действиям. Празднества в честь Марса: шествия салиев 1 марта, освящение оружия в честь Юноны (Quinquatrus) 19 марта, очищение военных

27

труб (Tubilustrum) 23 марта. Обряд люстрации оружия (Armilustrum) 19 октября с целью превращения воинов в мирных граждан после завершения военных походов. Люстрация — сакральное очищение воинов от скверны убийства.

Религиозные представления римлян о богах как верховных предводителях войска. Культ Марса и Юпитера. Обряды поклонения Янусу, Квирину и Юноне Сорории. Древнейшие ритуалы испрашивания покровительства богов.

Военная организация в качестве объекта сакрального почитания общины. Особенность римлян — внимание к ритуальной стороне подготовки войска, его организации, поддержанию дисциплины и ведению военной кампании.

Тема 12. Воинская дисциплина и политическая роль войска Воинская присяга и проблема взаимосвязи воинов и гражданской общины

Институт присяги — осуществление связи между воином и гражданским коллективом в лице империя полководца. Торжественные обеты воинов богам после набора. Присяга (sacramentum) воинов на Марсовом поле повиноваться консулам и без приказа не расходиться. Священный характер присяги — посвящение воинами себя покровительству богов.

Введение в присягу в течение V—III вв. до н. э. правовых формул, устанавливающих связь воина с государственными институтами. Служба в войске как исключительное право и священная обязанность гражданина. Наложение наказаний на воинов за нарушение божественных установлений и гражданских норм. Развитие системы государственных мер принуждения по мере укрепления государственного строя. Закладывание основ публично-правового регулирования отношений civitas и воинских сил.

Войско как субъект политической борьбы и жизнедеятельности в раннем Риме

Восприятие нобилитетом в итоге длительной «борьбы сословий» понятий pietas, fides и virtus в качестве базовых установок общественного и политического поведения после завершения в IV—III вв. до н. э. складывания патрицианско-плебейского государства.

28

Формирование полноценного гражданина, разделяющего все традиционные ценности общины и государства, как важнейшее общественное дело в менталитете римлян. Нацеленность системы воспитания на формирование в гражданине чувств любви к своей общине, необходимости и почета защиты ее интересов и усиления могущества.

Преломление общегражданских воинских ценностей в сословном делении общества и «военная эксплуатация» плебеев. Перенесение политической борьбы в сферу военной политики. Превращение римского войска в фокус общественных конфликтов. Влияние воинской службы на общественную психологию военнообязанных граждан. Осознание плебеями в рамках центуриатной военной организации своих прав и обязанностей и повышение психологической зрелости плебеев на политической арене.

Выработка в войске самостоятельного кодекса взаимоотношений воинов с верховным командованием и отстаивание своих гражданских прав и военных интересов.

Тема 13. Комиции в рамках центуриатной военной организации Центуриатные комиции как политическое зеркало военной организации

Коллектив полноправных общинников-граждан — Populus Romanus Quiritium — носитель верховного суверенитета римской общины. Роль центуриатных комиций как основного типа народных собраний после реформы Сервия Туллия.

Принципы и особенности функционирования и организации центуриатных комиций. Место и процедура проведения комиций. Военизированный характер комиций и его проявление в коллективном принципе голосования. Понятие exercitus urbanus.

Превращение военного собрания в стержень политической системы римского государства в середине V в. до н. э.

Выборные прерогативы и место центуриатных комиций в системе народовластия

Роль центуриатных комиций в выборах высших магистратов. Выборы цензоров, плебейских трибунов до 471 г. до н. э., квесторов и других младших военных командиров.

29

Пассивная роль комиций как органов народовластия в результате сохранения военизированного принципа организации, отсутствие законодательной инициативы, механизма обсуждения законопроектов, рычагов управления, подконтрольность сенату и магистратам. Центуриатные комиции — основа верховного суверенитета народа.

Центуриатные комиции и военные дела

Военные прерогативы центуриатных комиций. Право объявления войны как законодательный акт волеизъявления гражданского коллектива. Формулировки объявления войны и повышение с развитием государства роли комиций в военной сфере.

Дарование военных триумфов центуриатными комициями в результате эмансипации от подчинения сенату. Центуриатные комиции в роли высшего органа судебной власти и законодательства.

Воплощение комициями основного принципа раннеримской civitas — участия воинов в решении дел общины в зависимости от своего вклада в военную систему.

Роль куриатных комиций в Сервианской военной организации

Причины сохранения куриатными комициями важных общественно-политических, сакральных и родовых функций в рамках центуриатной конституции. Патрицианский состав и виды комиций: куриатные и калатные. Способ функционирования и голосования посредством принесения «священных клятв».

Компетенция куриатных комиций: вопросы семейного права, отправления родовых и государственных культов, религиозные дела. Дискуссия о праве куриатных комиций избирать плебейских трибунов и значение закона Волерона 471 г. до н. э. для оформления плебейской организации и магистратур.

Lex curiata de imperio — сакрально-политический акт легитимизации избранного магистрата и важнейшая функция куриатных комиций как символа изначальной римской общины (civitas) в ее сакральной ипостаси.

От concilium plebis до трибутных комиций

Возникновение собраний плебеев и возрастание их значения по мере усиления позиций плебеев в государстве. Преобразование concilia

30

plebis в трибутные комиции по закону 449 г. до н. э. Борьба за признание плебисцитов обязательными для всех граждан по закону Публилия Филона 339 г. до н. э. и lex Hortensia 287 г. до н. э.

Демократический характер трибутных комиций. Сосредоточение ими в конце V—III в. до н. э. в своих руках права объявления войны и принятия большинства видов законов. Реформы цензора Аппия Клавдия Цека по демократизации трибутных комиций.

Комиции как основа формирования гражданского общества и правовых принципов политической и военной организации.

Тема 14. Консулы как верховные командующие ранней Республики

Институт верховного командования — проявление типологического характера военной организации, порядка ее взаимоотношений с государством и его органами управления, способа ее функционирования и степени отчуждения от общества.

От военных преторов к общегражданским магистратам

Происхождение термина “praetor" («предводитель»), функции и число преторов в начале Республики. Praetor maximus как единоличный в данный момент верховный военачальник в период 509-450 гг. до н. э.

Изменение названия высшей магистратуры в 449 г. до н. э. после 2-й сецессии плебеев и принятия законов Валерия-Горация. Прерогативы консулов и правовые отличия от преторов. Слияние в консулате институтов военного командования и гражданской администрации. Зависимость власти консулов от сената. Внедрение коллегиальности консулов и права интерцессии. Постепенное превращение консулата из военной должности в преимущественно общегражданскую магистратуру.

Расширение полномочий консулов по отношению к войску. Право консулов созывать сенат в случае угрозы войны. Издание консулом эдикта о наборе войск только по постановлению сената. Руководство набором войск — одна из важнейших прерогатив консулов. Определение провинций (районов боевых действий) консулов по жребию или в порядке очередности. Право консулов распределять военную добычу. Право консулов заключать предварительный мир. Участие в этой процедуре фециалов.

31

Отчет консула перед сенатом и центуриатными комициями в своих действиях после окончания военной кампании. Право плебейских трибунов привлекать консулов за плохое командование к суду и штрафам после сложения ими своих полномочий.

Место консулата в политической системе

Полновластие консула на войне. Патронат претора (консула) над воинами. Военный империй — источник и символ власти военачальника. Право налагать наказания и казнить. Ограничение действий консулов волей богов (ауспициями). Реальная зависимость консула от поведения войска. Практика неповиновения войска в случае нарушения консулом границ империя и обязательств по получению воинами добычи.

Эволюция отношений консула и воинов в течение V-IV вв. до н. э.: от преобладания авторитета личности к доминированию юридических норм и процедур. Введение функций консулов в конституционные рамки со второй половины V в. до н. э.

Продление с конца IV в. до н. э. полномочий консулов после окончания военной кампании. Введение института проконсулов и prorogatio imperii. Усложнение с III в. до н. э. института верховного командования и превращение его в часть государственного механизма.

Тема 15. Происхождение и военные прерогативы раннеримской диктатуры Социально-политические условия возникновения диктатуры

Происхождение названия dictator. Теории о тождестве диктатора с magister populi царского периода. Внутри- и внешнеполитические условия возникновения диктатуры — война с Латинской лигой в начале Республики и обострение социальной конфронтации плебеев и патрициев.

Власть и компетенция диктаторов

Неограниченность власти диктатора. Назначение диктаторов для выполнения конкретной задачи. Ограничение срока предельных полномочий диктатора шестью месяцами или исполнением поставленной цели. Ограничения власти диктатора: запрет производить траты из государственной казны, командовать конницей.

32

Экстраординарный характер магистратуры диктаторов — перерыв в функционировании ординарных магистратур; отсутствие выборности; назначение диктатора исключительно консулом и из бывших консулов. Процедура назначения диктатора. Обязательное постановление сената о введении диктатуры. Диктатура — форма прямого сенатского руководства военными силами ранней Республики.

Обязательное назначение диктатором начальника конницы (magister equitum). Полномочия начальника конницы по снабжению войска, проведению дополнительного набора.

Цели введения диктатуры и ее историческая роль

Причины введения диктатуры — серьезная внешняя угроза, для сосредоточения военной власти в одних руках. Реальное назначение диктаторов в условиях внутренних смут для преодоления сопротивления плебеев. Назначение диктатуры сенатом для изъятия на время империя у неугодных сенату консулов.

Положение раннереспубликанской диктатуры вне конституционного поля римской общины — свидетельство незрелости политических институтов и правовых норм формирующегося государства.

Отсутствие во время диктатуры права провокации и трибунского права вето — главный инструмент снятия сенатом внутренних противоречий в раннеримском обществе и обеспечения «военной эксплуатации» плебеев как сословия. Диктатура — форма прямой узурпации власти сенатом в условиях непрерывного состояния военной готовности римского общества.

Тема 16. Институт верховного распоряжения военной организацией. Римский сенат ранней Республики

Военные прерогативы и взаимоотношения сената и верховного командования

Права и военные прерогативы сената по данным Полибия. Назначение сроков воинских наборов. Определение состава и величины легионов. Распределение театров боевых действий между военачальниками. Снабжение войск. Распоряжение военной добычей. Награждения полководцев.

Данные источников о вынесении сенатом в период ранней Республики декрета об объявлении войны (сенатусконсульта), о проведении набора и о провозглашении сенатусконсультом окончания войны.

33

Координационная роль сената и превращение его в «генеральный штаб» римского военного ведомства. Сенат как верховный распорядитель воинскими силами.

Юридическая неопределенность положения сената в политико-правовой системе римской гражданской общины в ранней Республике. Узкосословный, наследственный характер сената. Отсутствие у сената механизмов осуществления своего полновластия. Развитие в V-IV вв. до н. э. противоречия между патрицианским сенатом и выборной магистратурой консулов.

Auctoritas patrum как основа власти сената

Auctoritas patrum как основа и источник власти сената. Право сената предварительно обсуждать законопроекты перед внесением их консулами в центуриатные комиции. Право утверждения решений куриатных и центуриатных комиций. Первое ограничение этой власти законом Публилия Филона 339 г. до н. э.

Причины узурпации сенатом власти после установления республики в 510 г. до н. э. Сохранение куриатной организации и родовых традиций в качественно новой центуриатной государственной системе. Постоянный состав сената — стабилизирующий фактор в борьбе сословий внутри общины, обеспечение преемственности ее политики и поддержания в боевой готовности военной организации. Использование сенатом военной организации Рима в интересах патрициев. Поддержание сенатом политического господства патрициев в период ранней Республики — одна из причин длительности и напряженности «борьбы сословий».

Заключение

Специфические черты генезиса раннеримского государства:

1. Начало преобразования общественных отношений и правовых норм с реорганизации войска.

2. Превращение войска в основу и форму гражданства. Зависимость степени политических прав гражданина от его отношения к военной службе.

3. Упразднение Сервианской реформой родовых принципов формирования войска, открытие массам плебеев пути в ряды граждан.

4. Сохранение в центуриатной общине куриатной организации — пережитка родоплеменного строя — специфика генезиса государства в Риме.

34

5. Центуриатная конституция — крупный шаг на пути объединения в едином populus патрициев и плебеев, признак большей способности и демократичности общества в Риме по сравнению с Древней Грецией. Преодоление полисной узости благодаря открытости общества и войска к принятию в свои ряды новых членов (плебеев) и упрочение в II—I вв. до н. э. мощного централизованного государства.

Этапы эволюции центуриатного строя:

1. От реформы войска при Сервии Туллии (середина VI в. до н. э.) до установления республики и обретения центуриатным войском политических функций (510 г. до н. э.).

2. Борьба плебеев за полноправное положение в центуриатной военной организации и создание писаных законов (493-450 гг. до н. э.).

3. Трансформирование военной организации в политическую систему, высший этап генезиса раннеримского государства (civitas) (449-367 гг. до н. э.).

4. Завершение эволюции центуриатной системы в чисто избирательную и замещение ее трибутной, оформление раннеримского государства (середина IV - середина III в. до н. э.)

Главная особенность римского государства — преобладание военной организации над гражданским обществом.

Тематический план спецкурса «Армия и государство в Риме от эпохи царей до Пунических войн (VI-III вв. до н. э.)»


№ темы Тема, подтема Тип занятия Кол-во часов
1 Введение. Вопросы источниковедения и историографии архаического Рима Лекция 2
2 Реформа Сервия Туллия: традиция и история Лекция 2

темы

Тема, подтема

Тип

занятия

Кол-во

часов

1

Введение. Вопросы источниковедения и исто¬
риографии архаического Рима

Лекция

2

2

Реформа Сервия Туллия: традиция и история

Лекция

2

35

темы

Тема,подтема

Тип

занятия

Кол-во

часов

3

Трансформация центуриатного строя в пер¬
вый век республики

Лекция

2

4

Утверждение Сервианской конституции:
от царей к республике

Лекция

2

5

Расширение военной организации и эволю¬
ция понятия “populus"

Лекция

2

6

Социальный базис центуриатного строя
в V—III в. до н. э.

Лекция

2

7

Военная организация и «борьба сословий»:
от плебейских сецессий до реформ Аппия
Клавдия Цека

Лекция

2

8

Система комплектования центуриатного
войска

Лекция

2

9

Боевые порядки центуриатной фаланги ран¬
ней Республики

Лекция

2

10

От центуриатной фаланги к манипулярному
легиону

Лекция

2

11

Военная организация Рима в сакрально-пра¬
вовом аспекте

Лекция

4

Подтема 1. Развитие военного права и импе¬
рий военачальника

Лекция

2

Подтема 2. Ритуалы подготовки к войне
в раннем Риме

Лекция

2

12

Воинская дисциплина и политическая роль
войска

Лекция

2

13

Комиции в рамках центуриатной военной
организации

Лекция

2

14

Консулы как верховные командующие воин¬
скими силами

Лекция

2

15

Происхождение и военные прерогативы ран¬
неримской диктатуры

Лекция

2

36

Продолжение

Продолжение таблицы

темы

Тема, подтема

Тип

занятия

Кол-во

часов

16

Институт верховного распоряжения военной
организацией. Римский сенат ранней Респуб¬
лики. Заключение

Лекция

4

Подтема 1. Военные прерогативы и взаимоот¬
ношения сената и верховного командования

Лекция

2

Подтема 2. Auctoritas partum как основа влас¬
ти сената.

Заключение

Лекция

2

Итого

36

Подготовлено по изданию:

Токмаков В. Н.
Армия и государство в Риме: от эпохи царей до Пунических войн : учебное пособие / В. Н. Токмаков. — М.: КДУ, 2007. — 264 с.
ISBN 978-5-98227-147-1
© Токмаков В. Н., 2007
© Издательство «КДУ», 2007



Rambler's Top100