Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

144

Асклепиад из Трагила

Самые знаменитые1 «Трагедумены» в шести книгах составил ученик Исократа Асклепиад из Трагила2. В сохранившихся фрагментах Асклепиад, помимо подробного изложения мифов, бывавших фабулами трагедий, сравнивает версии различных поэтов и предпосылает сюжетам длинные генеалогии3, ссылается на прозаических мифографов4, перечисляет противоречивые варианты; следы перипатетического анализа фабулы в уцелевших фрагментах отсутствуют.
На этом основывалось категорическое мнение Виламовица: «Асклепиад излагал не аргументы трагедий, но мифологию целиком (historiam fabulosam), которая благодаря заботам трагических поэтов стала совсем другой, чем та, которую изложил Ферекид по произведениям эпиков и лириков»5. Виламовица поддержал Карл Роберт6. Таким образом, «Трагедумены» Асклепиада — это не собрание пересказов-аргу-



1 Может быть, единственные (если Демарат вымышлен).
2 FGrHist ΙΑ 12.
3 F 31 Jac.
4 На Ферекида — F 3 Jac.
5 Asclepiades tragoediarum argumenta non narravit, sed historiam fabulosam, qualis post tragicorum curas longe alia reddita erat atque qualem ex epicis lyricisque carminibus Pherecydes narraverat — Wilamowitz-MöUendorf U. von, Analecta Euripidea, p. 181.
6 Robert C. De Apollodori Bibliotheca. Diss., Berlin, 1873, p. 74.

 
145
ментов, а собственно мифографическое произведение, опирающееся на опыт ферекидовской школы и охватывающее цикл «трагической» мифологии, своего рода «трагический кикл». Сохранившиеся фрагменты позволяют предположить скорее слитное изложение, чем деление на отдельные фабулы или аргументы. Важнейшим для понимания места Асклепиада в развитии мифографии является вопрос о композиционном принципе этого изложения: Якоби, следуя за Виламовицем и Робертом, склоняется к традиционному, киклико-генеалогическому (в начале Девкалиониды, в конце — Троянская война), но не отрицает и возможности «филологического» (в начале Эсхил, в конце — Еврипид).
Не будучи, вероятно, предшественником Гигина в фабульном строении, Асклепиад, по-видимому, не входил и в число его источников: те мифы, изложение которых сохранилось в его фрагментах, у Гигина рассказаны иначе1. Однако идея воссоздания historiae fabulosae, мифологической системы, по трагедиям, быть может, воплощенная Асклепиадом, важна для становления фабульной мифографии.


1 О Беллерофонте (F 13 Jac. = sch. Ζ 155, Hyg. Fab. 57), о Финее (F 31 Jac. = sch. μ 69, Hyg. Fab. 19), об Ипполите (F 28 Jac. - sch. λ 321, Hyg. Fab. 47) и др.
 

 

 



Rambler's Top100