Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
230

§ 3. Возникновение астрономии и первые попытки применения научных методов для объяснения физических явлений

Из всех отраслей естествознания научного уровня достигла в Греции только астрономия. Процесс становления древнегреческого естествознания часто характеризуют как один из аспектов перехода «от мифа к логосу».77 Мы полагаем, что подлинное положение вещей гораздо точнее можно охарактеризовать формулой: оттеснение мифа, его замена знанием,78 возникающим из повседневного опыта и наглядной очевидности и преодолевающим эту очевидность.
О том, что совершенно необходимое для возникновения науки стремление к объяснению мира, соединенное с сильной тенденцией к систематизации, было свойственно грекам в VIII—VII вв. до н. э., отчетливо говорит «Теогония» Гесиода, несущая на себе несомненный отпечаток личности автора,79 но явно отвечавшая потребностям времени.80 Особенно поучительна содержащаяся в стихах 116-133 космогония.81 Хаос, Мрак, Ночь, Океан, Небо, Земля образуют генеалогическую схему, которая должна объяснить возникновение мира. Однако олицетворения начинаются только с пары Небо (Уран) и Земля (Гея). Тем самым первые — не олицетворенные — члены схемы подготавливают уже в рамках мифической картины мира центральное для ионийских философов представление о природных стихиях (элементах).82
У Гесиода мир возникает из Хаоса. Ряд народов имел космогонические мифы, рассказывавшие о возникновении мира из первоначальной воды. В аккадском мифе о сотворении мира «Энума Элиш» в начале

77 См. даже заглавие книги В. Нестле «От мифа к логосу».
78 Burnet J. L'aurore de la Philosophie grecque. Paris, 1919. P. 49-50.
79 См.: Рожанский. Развитие естествознания. С. 125; Falus. Ор. cit.
811 Ср.: Seilschopp I. Stilistische Untersuchungen zu Hesiod. Hamburg, 1934. S. 43.
81 Ср.: Gigon О. Der Ursprung der griechischen Philosophie, von Hesiod bis Parmenides. Basel, 1945. Kap. 1; Vernant. Origines. P. 116 sv.
82 Ср.: Wilamowitz-Moellendorff U. von. Hesiods Erga. Berlin, 1928. S. 156 f.; Nilsson. Geschichte. Bd. 1. S. 620 f. См. уже: Schelling F. W. J. Einleitung in die Philosophie der Mythologie. Stuttgart, 1856. S. 43 ff.
231

находятся Апсу — мужская пресная вода и Тиамат — соленая морская вода, женское начало.83 В нашем распоряжении имеется целый ряд египетских космогонии, причем во всех этих космогониях мир возникает из воды. Однако вода персонифицируется как бог Нун в недавно опубликованной космогонии из Эсны I или II в. н. э.84 точно так же, как в древнейшей гелиопольской: египтяне остановились на этом.85
Аналогичные представления бытовали и у греков гомеровской эпохи: в «Илиаде» мировой поток Океан назван «рождением всех вещей».86 Но уже Фалес (ср. гл. V, § 1) делает огромный шаг вперед. Он также постулирует воду в качестве начала и основы всех вещей, но при этом не персонифицирует ее.87 Вода у него свободна от мифологических ассоциаций, и Фалес, очевидно, пытался показать ее роль в мире ссылками на повседневный опыт (11 А 12 DK). Попыткам преувеличить близость Фалеса к традиционной мудрости и мифу88 противоречит, прежде всего, свидетельство Аристотеля, который отчетливо противопоставил Фалеса и следовавших за ним философов, искавших «начала», древнейшим (Met. 983 а 7-33). Дикс не прав, утверждая, что у Аристотеля не было письменной традиции о Фалесе.89 Как показали Снелль и Классен, в распоряжении Аристотеля, кроме ряда разрозненных сведений, было доксографическое сочинение Гиппия (ср. гл. V, § I).90 Разумеется, Аристотель видел теории своих предшественников в свете своей собственной философской проблематики,91 но совершенно невероятным явля-

83 Ancient Near Eastern texts relating to the Old Testament / Ed. by J. B. Pritchard. 2nd ed. Princeton, 1955. P. 331-334.
84 Sauneron S. Les fetes religieuses d'Esna aux derniers siecles du paganisme. Le Caire, 1962. P. 253 sv.
85 Morenz S. Ägyptische Religion. Stuttgart, 1960. S. 169-191; Коростовцев Μ. Α. Религия Древнего Египта. М., 1976. С. 99-102.
86 γένεσις πάντεσσι (II. XIV, 246). У. Хёльшер видит здесь заимствование с Востока (Hölscher U. Anfängliches Fragen. Göttingen, 1968. S. 42 f.), и так считали уже в древности (Plut. De Iside et Osir. 34 « Mor. 314 С); ср. еще: Buffierre. Ор. cit. Р. 86-89; Rudhardt J. Le theme de l'eau primordiale dans mythologie grecque. Berne, 1971.
87 Силами природы являются, очевидно, и боги Фалеса (11 А 22-23 DK).
88 Лебедев А. В. 1)Об изначальной формулировке традиционного тезиса Фалеса την αρχήν ύδωρ είναι// Balcanica: Лингвистические исследования. Μ. 1979. С. 167— 176; 2) Демиург у Фалеса // Текст: семиотика и структура. М., 1983, 51-66. Лебедев, видимо, все же прав, считая, что Фалес не употребил слова άρχή в отношении воды.
89 Dicks. Thaies. Р. 298. N. 4.
90 См. в особенности: Classen. Ор. cit. S. 175. Anm. 2.
91 Cherniss. Aristotle's criticism. Р. 347 ff.
232

ется лежащее в основе всех попыток «мифологизировать» Фалеса и других досократиков допущение, будто Аристотель (а за ним и Феофраст), говоря о досократиках, систематически обходил будто бы доминировавшие у них мифические мотивы.92
Для истории возникновения науки особенно важен не философский, а космологический аспект представления Фалеса о воде как основе сущего: Земля плавает на поверхности воды как кусок дерева. При этом Аристотель передает взгляды Фалеса в форме, говорящей за то, что тот пытался обосновать свое предположение аналогией с общеизвестным явлением (11 А 14 DK).93 Небо Фалес считал вогнутым полушарием. Сообщения о том, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э. (11 А 5 DK), остаются загадочными. Учитывая, что предсказание Фалеса засвидетельствовано не только Геродотом (1,74), но и близкими по времени к Фалесу Ксенофаном и Гераклитом (D. L. 1, 23), никак нельзя согласиться с Нейгебауером, оспаривающим историчность традиции об этом предсказании.94 У нас нет лучшего решения, чем предположить, что Фалес мог, руководствуясь вавилонскими эмпирическими правилами,95 назвать год, когда солнечное затмение является вероятным.96 То, что оно действительно произошло и было видно в Малой Азии, было, разумеется, чистой случайностью,97 ибо зону видимости солнечного затмения не мог вычислить заранее никто на Земле вплоть до александрийских астрономов.

92 CM.:Guthrie W. К. Cn. 1) Aristotle as а historian of philosophy // JHS. 1957. Vol. 77. P. 35—41; 2) History. Vol. 1. P. 40-43.
93 Дело не меняется от того, что Фалес мог как-то иметь в поле зрения только что упомянутые греческие, а возможно, и ближневосточные космогонические идеи; ср. также: Whitley Cn. F. The pattern ofcreation in «Genesis»: Chap. 1 //JNES. 1958. Vol. 17 P. 35.
94 Нейгебауер. Точные науки. С. 144-145; см.: Guthrie. History. Vol. 1. Р. 46^19; Kahn Ch. Η. On early Greek astronomy // JHS. 1970. Vol. 90. P. 99-116 (см. особенно: Р. 115 ff.).
95 В частности, нам известно, что вавилоняне использовали 18-летний цикл для предсказания лунных затмений.
96 Фалес мог опираться на то обстоятельство, что как раз за 18 лет до 585 г. до н. э" т. е. в 603 г. до н. э., имело место солнечное затмение, которое было видно в Египте и о котором Фалес мог знать.
97 Robin. Ор. cit. Р. 45; Waerden В. L. van der. 1) Die Voraussage von Finsternissen bei den Babyloniern // BSGW. 1940. Bd. 92. S. 113. Anm. 2; 2) Anfänge der Astronomie. S. 121 f. Ср.: Dicks D. R. Early Greek astronomy. London, 1970. P. 43 ff, 174.
233

Процесс формирования астрономии как науки начинается с Анаксимандра.
Одной из предпосылок формирования естественных наук, и в частности астрономии, было наличие, пусть весьма неопределенного, представления о правильном чередовании и повторяемости явлений в природе. X. Ллойд-Джоунс справедливо отмечает, что ощущение закономерности того, что происходит в мире, отражается уже в гомеровском эпосе.98 В. Краус явно не прав, когда утверждает, что для этого нужно было сначала «постулировать субстанциональное единство мира, что было сделано только милетскими мыслителями».99 Естественный порядок развития здесь именно от ощущения к теоретическим постулатам.
Особенно ярким свидетельством формирования представления о царящей в мире закономерности является элегия Солона к Музам (fr. 1 G-Р.).100 Другой необходимой предпосылкой формирования научной системы объяснения мира было желание, выйдя за пределы видимого, раскрыть подлинное строение мира, не довольствуясь, как это делали вавилоняне, отысканием эмпирических формул для предсказания практически интересовавших их небесных явлений (см. гл. III, § 1).
Анаксимандр из Милета, которого наши источники характеризуют как ученика Фалеса, был первым человеком на Земле, который свои собственные соображения о Вселенной предложил на обсуждение всем интересующимся в книге, позднее получившей заглавие «О природе».101 Согласно традиции, он был первым, кто ввел в обиход в Греции давно известный в Вавилонии гномон (12 А 1, 4 DK; ср. Hdt. II, 109),102 а это было бы невозможно без известного навыка в простейших наблюдениях

98 Lloyd-Jones. Ор. cit. Р. 80-81. — Трудно оспаривать и его мысль о том, что развивающиеся элементы монотеизма в греческой религии с концентрацией власти в руках Зевса могли способствовать упрочению этого ощущения.
99 Kraus. Ор. cit. S. 245.
100 Ср.: Vlastos G. Solonian justice// CPh. 1946. Vol. 41. Р. 65-83; Dodds. Greeks. P. 42; Snell. Entdeckung. S. 282 f.; Guthrie. History. Vol. 3. P. 125-126.
101 В VI в. до η. э. книги еще не имели заглавий. Поставленное в заглавии Περί φύσεως, скорее всего, извлечено из первой, вступительной фразы сочинения.
102 Уже «Одиссея» (XV. 403) упоминает так называемый гелиотроп на острове Сиросе. т. е. два определенных заметных ориентира, выбранные так, что Солнце во время солнцеворота восходит на горизонте в точке, лежащей на пересечении с прямой, проходящей через эти две фиксированные точки; ср. еще: van der Waerden. Anfänge der Astronomie. S. 80 ff; Kahn. Early Greek astronomy; Szabo A. Anaximander und der Gnomon//AAntHung. 1977. T. 25. P. 341-357.
234

за небом. В то же время Анаксимандр попытался использовать свои наблюдения для того, чтобы ответить по-своему на вопросы о строении и происхождении мира. Его космология, несмотря на некоторые произвольные допущения, знаменует колоссальный шаг вперед в направлении научности.103 Анаксимандр смело экстраполировал дневное движение Солнца по дуге и ночные движения по дуге прочих светил, постулировал их движение по окружности и тем самым получил из видимого небосвода наполовину невидимую небесную сферу.104
Анаксимандр, по-видимому, первый обнаружил, что круг Зодиака расположен наклонно по отношению к небесному диаметру.105 Движения светил по окружности Анаксимандр объяснил самым естественным для его времени способом — как вращение небесных колес вокруг Земли, находящейся в центре, а сами светила — как отверстия, через которые светит небесный огонь (12 А 18, 21-22 DK).106 Земля, которая у Фалеса еще плавает на поверхности воды, не падает у Анаксимандра вниз потому, что у нее нет никакой причины двигаться в том или ином из абсолютно эквивалентных в действительности направлений (12 А 26 DK).107 Тем самым Анаксимандр поступается ради последовательно-

103 Kahn. Early Greek astronomy; von Fritz. Grundprobleme. S. 142 ff.—В частности, Кан справедливо возражает Диксу (Dicks D. R. Solstices, equinoxes and the Presocratics // JHS. 1966. Vol. 86. P. 26-40), который, с одной стороны, упоминает свидетельства, связывающие Анаксимандра с гномоном, чтобы подметить в них противоречия, подрывающие достоверность всей традиции об Анаксимандре, с другой — не оспаривает его работу с гномоном, что было бы совсем неправдоподобно, но в то же время не делает неизбежного вывода о связи астрономических теорий Анаксимандра с наблюдениями. Роль наблюдения в формировании системы Анаксимандра недооценивает и Ж.-П. Вернан (Vernant. Origines. Р. 120 sv.).
104 Schottländer R. Früheste Grundsätze der Wissenschaft bei den Griechen. Berlin 1964 S. 20.
105 Kahn. Early Greek astronomy; Szabo. Anaximander. S. 341-357.
106 Сходство с херувимами с колесами в книге Иезекииля, подчеркиваемое Уэстом (West. Early Greek philosophy. Р. 88), является слишком отдаленным, чтобы думать о заимствовании Анаксимандра с Востока.
107 Не может быть принято защищаемое А. Ф. Лосевым давнее предположение, согласно которому уже Гомер представлял себе мир шарообразным, а Тартар — нижней полусферой, симметричной небу (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранняя классика. М. 1963. С. 170-171). Против этой гипотезы говорит и беспрецедентность эквивалентности направлений «вверх» и «вниз» для дописьменной эпохи, и характеристика Тартара как царства мрака, противостоящего небу (II. VIII, 480). Совершенно справедливо возражает А. Ф.Лосеву И. Д. Рожанский (Рожанский. Развитие естествознания. С. 118-119, 122).
235

сти своей модели мира так называемым здравым смыслом, который, обобщая повседневные наблюдения, делает вывод, что все тяжелые предметы по своей природе падают вниз.108 Это смелое допущение имело исключительное значение для развития научного метода, ибо научные объяснения систематически вступают в противоречие с повседневным опытом.109
Расстояние солнечного колеса от Земли Анаксимандр определял в 27 земных радиусов; расстояние Луны, по очень правдоподобной реконструкции П. Таннери,110 должно было заключать в себе 18 земных радиусов, а расстояние остальных светил, вероятно, 9(12 А 11, 18,21-22 DK). По-видимому, Анаксимандр считал, что тела, испускающие более сильный свет, должны находиться ближе к огненной периферии космоса.111 Величину Солнца он представлял себе, опять-таки вопреки зрительному впечатлению, равной величине Земли (12 А 21 DK). Естественнее всего объяснить это более или менее сознательным перенесением на космос известных из повседневной жизни явлений перспективного сокращения, но не обязательно знанием Анаксимандром начал учения о геометрическом подобии.112 Саму Землю Анаксимандр представлял себе в форме цилиндра (12 В 5 DK).113 Верхнее основание цилиндра, на котором

108 Весьма привлекательным является предположение И. Боднара, по которому Анаксимандр постулировал колеса вместо отдельных звезд потому, что они, симметрично расположенные вокруг Земли, могут постоянно находиться в равновесии (Вodnar I. Anaximander's rings // CQ. 1988. Vol. 38. Р. 49-50).
109 Ср.: Kahn Ch. Η. Anaximander and the origins of Greek cosmology. New York, 1960. P. 76-82.
110Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902. С. 95-96.
111 Diels Н. Über Anaximanders Kosmos // AGPh. 1897. Bd. 10. S. 220-237; Kahn. Anaximander. P. 90. — Принимаемое В. Буркертом (Burkert W. Iranisches bei Anaximander // RhM. 1963. Bd. 100. S. 97-134), M. Уэстом (West. Early Greek philosophy. P. 89 f.) и И. Д. Рожанским (Развитие естествознания. С. 52-53, 150) заимствование из иранских представлений является недоказуемой и излишней гипотезой. Не принимают ее иранист Дюшен-Г'ийемен (Duchesne-Guillemin J. D'Anaximandre ä Empedocle: Contacts Greco-Iraniens // La Persia e il mondo Greco-Romano. Roma, 1966. P. 423-431) и классик Керк (Kirk G. S. [Rec.:]West M. L. Early Greek philosophy//CR. 1974. Vol. 24. P. 82-86). Точные числа Анаксимандра, разумеется, спекулятивного происхождения.
112 Ср.: Burkert. Lore and science. Р. 310.
113 Убедительно выглядит предположение Т. Гомперца о том, что Анаксимандр представлял себе диаметр дискообразно-цилиндрической Земли в три раза больше, чем высота, потому что, как ему казалось, это обеспечивало стабильное равновесие Земли (Gomperz Th. Griechische Denker. Bd. 1. S. 43).
236

обитают люди, он пытался изобразить на первой греческой карте мира (12 A6DK).
Анаксимандр создал также собственную космогонию, которая, однако, известна нам еще более фрагментарно, чем его представления о нынешнем состоянии Вселенной. Форма высказывания в единственном сохранившемся дословном фрагменте Анаксимандра (12 В 1 DK) находится под сильным влиянием словоупотребления наделенного правосознанием человеческого общества. В какой мере аналогия с обществом повлияла на ход его мысли, решить нелегко.114 Общий облик его мировоззрения, как он предстает перед нами в античной традиции, говорит, скорее, против определяющего характера такого влияния. Не разделяю я и тенденции преувеличивать значение встречающихся у Анаксимандра отзвуков мифологических представлений.115
Учение третьего милетского философа Анаксимена не представляет собой бесспорного прогресса по сравнению с системой Анаксимандра.116 Хотя Анаксимен понял, что Луна отражает воспринятые от Солнца лучи, открыл причину лунных затмений (13 А 16 DK) и, в общем, правильно объяснил радугу (13 А 18 DK), он отбросил гениальную мысль Анаксимандра о том, что Земля не нуждается в опоре, и представлял себе плоскую Землю на воздушной подушке (13 А 6, 7 DK). Важно, однако, что он, как и все милетские философы, не строил свои теории на произвольных домыслах, а подкреплял их повседневным опытом.117 Так, он использует для своих наивных теорий совершенно правильное наблюдение над воздухом, который кажется теплым, если его выдыхать спокойно, и холодным, когда дуют с силой (13 В 1 DK).

114 Ср.: Vlastos G. Equality and justice in early Greek cosmologies // CPh. 1947. Vol. 42. P. 156-178; Jaeger W. The theology of early Greek philosophers. Oxford, 1947. P. 35; Vernant J.-P. 1) Structures geometriques et notions politiques dans la cosmologie d' Anaximandre // Eirene. 1968. Vol. 7. P. 5-23; 2) Origines. P. 121-123.
115 В такое преувеличение впадают, как мы полагаем: Rivaud А. Le probleme du devenir et la notion de la matiere dans la pilosophie grecque depuis les origines jusqu'ä Theophraste. Paris, 1906. P. 93 sv.;Solmsen F. Chaos and «apeiron»//SIFC. 1950. Vol. 24. P. 235-248; Сornford. Ор. cit. Р. 139 ff.; Ηölsсher. Anfängliches Fragen. S. 87 f.; Jürss. Von Thaies zu Demokrit. S. 33; Лебедев Α. Β. To άπειρον: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // ВДИ. 1978. № 1. С. 39-54; № 2. С. 43-58.
116 Еще категоричнее судил Дж. Вернет (Burnet J. Early Greek philosophy. 3rd ed. London. 1920. P. 25).
117 Guthrie. Op. cit. Vol. LP. 124АГ;Рожанский. Развитие естествознания. С. 159 сл.
237

Завоеванию научными объяснениями их позиций в греческой картине мира, очевидно, немало способствовала популярная в Греции критика антропоморфической религии Ксенофаном из Колофона (21 В 23, 24, 25, 26 DK).
Дальнейшие шаги вперед греческого естествознания были связаны с Пифагором и его школой. Самому Пифагору приписывается открытие шарообразности Земли (D. L. VIII, 48) —допущение, стоящее в вопиющем противоречии с наглядной очевидностью. Однако согласно другим свидетельствам (28 А 1,44 DK), это открытие принадлежит Пармениду (родился не позднее 515 г. до н. э.).118
Если это действительно был Парменид, то естественно возникает подозрение, что он пришел к этой идее не на основе идущих от опыта доводов (как, например, круглая форма тени от Земли при лунном затмении),119 а по аналогии со своей метафизической шарообразной вселенной. Однако попытка Парменида подразделить Землю на обитаемые и необитаемые зоны (28 А 44 а DK), как и его предположение об относительных расстояниях Венеры, Солнца и звезд от Земли (28 А 40 а DK), указывают на то, что для него были решающими соображения, опирающиеся на реальность.
Анаксагору принадлежит, в общем, правильное объяснение не только лунных, но и солнечных затмений (59 А 42,49 DK). Он же сформулировал одобренный затем Демокритом общий руководящий принцип греческой науки начиная с милетских натурфилософов: οψις άδηλων τα φαινόμενα: «явления — облик скрытых вещей» (59 В 21 а DK).120
Уже частично упомянутые нами достижения греческой астрономии и космологии к концу V в. до н. э. были колоссальны и далеко превосходили все, чего достигли другие народы древности. Однако дальнейший прогресс был возможен только на пути точного вычисления, какая модель солнечной системы может вызывать к жизни видимые движения светил. Для этого были необходимы геометрические познания, которые

118 См.: Kahn. Anaximander. Р. 115-118; Burkert. Lore and science. Р. 303-306. В пользу приоритета Пифагора высказываются: Heidel W. Α. The Pythagoreans and Greek mathematics // AJP. 1940. Vol. 62. P. 1-33; Guthrie. Op. cit. Vol. 1. P. 294.
119 Полностью неопровержимым не является и этот, принятый Аристотелем, довод: Neugebauer О. Α history of ancient mathematical astronomy. Part 3. Berlin; New York, 1975. P. 1093-1094.
120 Regenbogen O. Eine Forschungsmethode antiker Naturwissenschaft// Q&S. 1930. Bd. 1. S. 147 ff.; Diller Η. 'Όψις άδηλων τα φαινόμενα//Hermes. 1932. Bd. 67. S. 14-42.
238

именно в это время быстро приобретали, отчасти в прямой связи с потребностями астрономии, греческие математики. Для развития астрономии оказалось благоприятным то обстоятельство, что греческая математика, в отличие от вавилонской, приняла не алгебраическое, а геометрическое направление, благоприятствовавшее построению теории движения планет.121
Крайне неопределенны сообщения Симпликия о пифагорейской геоцентрической системе мира (In Arist. De Coelo, р. 512, 9 sqq.), которая могла быть очень древней в своих истоках.122 К сожалению, мало знаем мы и о модели мира пифагорейца Филолая (вторая половина V — начало IV в. до н. э.) с его Центральным огнем, вокруг которого должны были вращаться все остальные небесные тела, в том числе и Земля, постулировавшаяся Филолаем Противоземля и Солнце (44 А 16, 17; 58 В 37-37 а DK). Хотя в те времена геометрия, необходимая для формирования астрономии, развивалась еще преимущественно среди пифагорейцев, мы не можем утверждать, что Филолаем были предприняты серьезные попытки привести свою модель в соответствие в частностях с тогдашними знаниями о движении светил. В отношении Земли и Центрального огня такое согласование было бы, во всяком случае, едва ли возможно; также и расстояния орбит небесных светил друг от друга пифагорейцы пытались установить спекулятивно — по аналогии с гармоническими интервалами высоты звука.
И все же вращение Земли у Филолая представляется вполне рациональной попыткой объяснить суточное вращение небесной сферы, попыткой, опирающейся на важный принцип возможного несовпадения видимых движений с действительными.123 То, что у Филолая Земля не могла вращаться вокруг своей оси, а должна была двигаться по орбите вокруг иного центра, может быть объяснено тем, что вращение вокруг собственной оси было невозможно наблюдать и трудно было представить себе, опираясь на данные опыта, в то время как движение по

121 Обычно считают, что греки встали на этот пусть в результате открытия несоизмеримых отрезков и невозможности построения теории действительных чисел (Ван дер Варден. Указ. соч. С. 174-175).
122 Рожанский. Развитие естествознания. С. 243-245; van der Waerden. Pythagoreer. S. 427-454.
123 Ван дер Варден приписывает эту идею пифагорейцу Гикету (van der Waerden. Pythagoreer. S. 462-464).
239

круговой орбите можно видеть непосредственно, наблюдая вращение звезд вокруг северного небесного полюса.
То, что Земля при вращении обращена всегда одной и той же стороной к Центральному огню, было, вероятно, также не вполне произвольным допущением: идея эта могла появиться по аналогии с поведением Луны по отношению к Земле.124 Даже само утверждение о существовании Центрального огня было, возможно, обосновано не чисто спекулятивно: пепельно-бледное слабое свечение всего лунного диска перед новолунием могло побудить к поискам иного источника света, кроме Солнца.125
Таким образом, нам представляется, что система Филолая приближалась по своему характеру к статусу научной гипотезы.126 Об этом же говорит и та легкость, с которой принадлежавшие к тому же пифагорейскому направлению Гикет и Экфант отказались от Центрального огня и пришли к геоцентрической системе с Землей, вращающейся вокруг своей оси, т. е. к системе, которая в этом пункте превосходила птолемеевскую (50 А 1; 51 A5DK).
Учеником пифагорейца Архита Таренского (современника Платона) был величайший греческий математик и основатель научной астрономии Евдокс Книдский127 (ок. 390-337). По словам Симпликия, который, возможно, опирался на сообщение Евдема Родосского, Платон побудил Евдокса разработать геометрическую модель движения небесных светил (Eud. fr. 148 Wehrli). Истинные движения должны были быть равномерными движениями по окружности, так как только такие совершенные движения Платон считал достойными божественной природы светил.128

124 Dreyer J. L. Ε. Α history of astronomy from Thaies to Kepler. 2nd ed. New York, 1953. P. 41.
125 Ibid. Ρ 46.
126 Против этого возражают, например. Буркерт (Burkert. Lore and science. Р. 337-350) и Ван дер Варден (van der Waerden. Pythagoreer. S. 455-464). Принимает научный характер системы Филолая Ст. Цеппи (Zeppi St. Studi nel pensiero dell'etä sofistica-soeratica. Roma, 1977. P. 8). To, что мы имеем еще от Филолая, способно скорее подорвать доверие к нему; см., напр.: Hübner W. Die geometrische Theologie des Philolaos// Philologus. 1980. Bd. 124. S. 18-32; van der Waerden. Pythagoreer. S. 385 ff. Ср., однако, новейшую работу: Huffman С. Α. Philolaus of Croton. Pythagorean and Presoeratic. Cambridge, 1993.
127 Рожанский. Развитие естествознания. С. 39.
128 Simpl. In Arist. De caelo. P. 488; ср.: Krafft F. Physikalische Realität oder mathematische Hypothese?//PhN. 1973. Bd. 14. S. 243 ff.; van der Waerden. Pythagoreer. S. 247-251.
240

Евдокс построил такую модель из 27 концентрических сфер, вращающихся вокруг различных осей, модель, реконструированную на основе позднейших свидетельств итальянским астрономом Скиапарелли.129
Весь метод науки в целом представлен уже в образцовом виде в предложенной Евдоксом теории движения светил, невзирая на серьезные дефекты, недавно снова подчеркнутые О. Нейгебауером130 и легко заметные даже при тогдашних возможностях наблюдений. Не случайно также и то, что именно теоретик Евдокс первый в Греции организовал в Кизике необходимые для развития астрономии систематические наблюдения.
Платон, как известно, мотивировал теологически свое представление о равномерных движениях небесных тел по окружности, однако это предположение возникает раньше других и при рассмотрении вопроса без предвзятых идей. Ведь уже Анаксимандр объяснял движения светил вращением колес, не прибегая ни в малой степени к божественному вмешательству. Движение по окружности является простейшим криволинейным движением, которое можно было уже в древности наблюдать на каждом шагу, в особенности в различных простейших механизмах.131 Даже комбинацию движений по окружности можно наблюдать на примере вращения колеса двигающейся по кругу повозки. Наоборот, движение по эллипсу или по параболе вообще не существует для повседневного наблюдения, а геометрическая теория этих кривых —учение о конических сечениях — была создана лишь позднее Аполлонием из Перги (III в. до н. э.).
Поэтому нелегко ответить на вопрос, в какой мере Евдокс разделял спекулятивные предпосылки Платона, а в какой мере равномерное движение небесных тел по окружности было для него, как считал уже Скиапарелли, просто самой естественной гипотезой.132 Во всяком случае

129 Schiaparelli G.-V. Le sfere omocentriche di Eudosso, di Calippo e di Aristotele. Milano, 1875; Tannery P. l)Note sur le Systeme astronomique d'Eudoxe// Tannery P. Memoires scientifiques. Т. 1. P. 1-11; 2) Seconde note sur la Systeme astronomique d'Eudoxe // Ibid. P. 317-338.
130 Neugebauer. Mathematical astronomy. Part 2. P. 677-685.
131 Платон, чтобы охарактеризовать вращательное движение, называет его των έντόρνων <...> μίμημά τι κύκλων, т. е. подражанием какому-то механическому приспособлению (Leg. 898 a-b).
132 Платон говорит в «Тимее» (40 d) о δίοψις <...> των μιμημάτων, которое может помочь разобраться в сложных движениях небесных тел. Если принять во внимание увлечение Платона создававшейся на его глазах стереометрией (Leg. 819 е sqq.), становится правдоподобным перевод С. С. Аверинцева «наглядное изображение» (Платон.
241

именно в астрономической модели Евдокса совершился скачкообразный переход в гипотетико-дедуктивную, т. е. научную, стадию, который был подготовлен еще в V в. до н. э.
Не раз делались и продолжают делаться попытки доказать, будто греческие астрономы, начиная с Евдокса, стремились (подобно вавилонянам) только к тому, чтобы построить эффективные модели для вычисления видимых движений небесных светил, не заботясь о том, отражают ли эти модели реальную действительность.133 Однако, несмотря на крайнюю отрывочность наших сведений об астрономии Евдокса, сам характер его модели говорит не в пользу ее феноменалистической интерпретации.134
Мы не имеем оснований приписывать феноменалистический подход также и позднейшим астрономам — Гиппарху, Птолемею и позднеантичным компиляторам и комментаторам, как это убедительно показал, разбирая подробно аргументацию П. Дюгема и соответствующие тексты, Дж. Ллойд.135 Греки, в отличие от вавилонян, уже в лице Анаксимандра стали пытаться выяснить, каково подлинное расположение и подлинные движения небесных тел, и в результате создали научную астрономию.136 Это различие между греческой астрономией и ее предшественниками, в том числе вавилонскими астрономами, отметили уже сами греки.

Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 480), под которым, очевидно, нужно понимать пространственную модель. Если Платон имел случай познакомиться с такого рода моделями, едва ли без них обходился Евдокс (Рожанский. Развитие естествознания. С. 258). Плутарх, во всяком случае, утверждает, что Евдокс пользовался механическими моделями для решения геометрических проблем (Mare. 14). Ю. Миттельштрасс вообще отвергает традицию о задаче, поставленной Платоном перед Евдоксом, и считает самого Евдокса инициатором предпринятой им попытки (Mittelstraß J. Die Rettung der Phänomene: Ursprung und Geschichte eines antiken Forschungsprinzips. Berlin, 1962. S. 140 ff.). См. также: Dicks. Early Greek astronomy. P. 176.
133 Dreyen Op. cit. P. 196-210; Duhem J. Р. 1) Σωζειν τά φαινόμενα //AnPhC. 1908. Т. 6. Р. 113-139, 277-302, 352-377, 482-514, 561-592; 2) Le Systeme du monde. 2-е ed. Т. 1. Paris, 1954 (1913). P. 104; Wasserstein A. Greek scientific thought//PCPhS. 1962. N. S. Vol. 8. P. 51-63. — Дюгем прямо говорит о том, что он считает такой подход адекватным, противопоставляя его реализму Кеплера.
134 Toulmin S.,Goodfield J. Modelle des Kosmos. München, 1970.S. 84 f.; Wright L. The astronomy of Eudoxus: geometry or physics? // SHPS. 1973-1974. Vol. 4. P. 165-172. См. также: Зайцев А. И. Роль ЕвдоксаКнидского в становлении астрономической науки в Древней Греции // Некоторые проблемы античной науки. Л., 1989. С. 116-120.
135 Lloyd G. Ε. R. Saving the appearances // CQ. 1978. Vol. 28. P. 202-222; см. также: Geschichte des wissenschaftlichen Denkens. S. 548-553 (D. Ehlers).
136 Sarton. Ancient science. P. 120.
242

Теон Смирнский, опираясь явно на более ранних авторов, четко отличает методы греческой астрономии от формальных приемов ее предшественниц,

«которые, не прибегая к изучению природы (явлений), сами сделали несовершенными свои методы, так как эти вещи (т. е. небесные явления) надлежит рассматривать и с точки зрения их (подлинной) природы, что и пытались делать занимавшиеся астрономией греки» (Ехр., р. 177, 20 sqq.).

В пифагорейской школе возникла также и элементарная теория звуковых явлений. Там был изобретен монохорд — первый известный нам физический прибор.137 С помощью этого прибора впервые в истории человечества были предприняты систематические опыты, которые имели целью не какие-либо непосредственно полезные результаты, а установление закономерностей и причинных связей в протекании явлений природы, иными словами, эти опыты положили начало научному эксперименту.138
С помощью монохорда были открыты поразительные соотношения между длиной струны и высотой музыкального тона, и ведущая свое начало из первобытных представлений и развивавшаяся пифагорейцами умозрительно числовая мистика причудливо сплелась с гениальным прозрением относительно господства в природе в целом упорядоченных числовых соотношений, являющихся выражением физических законов. Тем не менее, открытые пифагорейцами акустические закономерности были лишь эмпирическими. Вследствие сложности колебательных движений, не говоря уже о том, что функционирование слухового органа требует психофизического теоретического объяснения, рациональная гипотеза, объясняющая эти явления, была в древности невозможна, и путь к теории звука был тем самым закрыт.
В заключение нужно сказать несколько слов о роли древнегреческой медицины в процессе становления науки в Греции. Научная медицина, опирающаяся на знание подлинного механизма болезненных изменений в организме человека, возможна только на основе развития химии и фи-

137 Ван дер Варден (Указ. соч. С. 410) относил прежде изобретение монохорда и соответствующие измерения ко времени после 300 г. до н. э., но сейчас допускает даже опыты с монохордом самого Пифагора (van der Waerden. Pythagoreer. S. 368 ff.), о которых свидетельствует античная традиция (D. L. VIII, 12).
138 Платон говорит, что пифагорейцы подвергают струны пыткам (Res. 531 b); см.: Regenbogen. Forschungsmethode. S. 153; von Fritz. Grundprobleme. S. 545 ff.
243

зиологии. Греческая медицина не могла даже подойти к порогу научности, который медицина перешагнула только в XIX в. В отличие от греческой математики и астрономии, сделавших качественный шаг вперед, греческая медицина смогла лишь развить сложившиеся уже в Двуречье и, особенно, в Египте традиции методического эмпиризма. Именно поэтому идут такие споры относительно того, в какой мере новаторским был метод греческой медицины.139
В то же время не вызывает никаких сомнений огромное влияние греческой медицины на греческую литературу, философию и науку. Бесспорно влияние греческих врачей на Фукидида и Еврипида. Взгляды, высказываемые Геродотом, находят параллели в Гиппократовском корпусе. В научных интересах Аристотеля основательно усматривают следы влияния того, что отец его был врачом.140 Из огромной литературы, посвященной этому кругу вопросов, назову только работы трех исследователей разных направлений: М. Поленца, В. Йегера и Ф. Корнфорда.141
В основе глубокого влияния греческой медицины на философию и науку лежит, как признают исследователи, развитие в ней методического эмпиризма, свободного от веры во вмешательство сверхъестественных сил и преклонения перед человеческими авторитетами. И если тот же самый методический эмпиризм лежал в основе множества разновидностей ремесленного производства, навыки, складывавшиеся внутри ремесел, не могли сыграть свою роль в культурном перевороте из-за твердо сложившегося пренебрежительного отношения ко всем ремеслам и ремесленникам, считавшимся низкими (βάναυσοι).
В силу сложившейся в греческом мире идеологии из всех профессий, в которых потребности практического успеха вызвали к жизни систематический эмпирический подход, только греческие врачи, на которых не распространялось презрительное отношение к тем, кто занимается физическим трудом, создав очень рано свою профессиональную литературу, смогли внести свой вклад в культурный переворот в целом и, в частности, помогли внедрить приемы методических проб и наблюдений в рождающуюся греческую науку.

139 См. критический обзор литературы: Harig G.. Kollesch J. Neue Tendenzen in der Forschung zur Geschichte der antiken Medizin und Wissenschaft // Philologus. 1977. Bd. 121. S. 114-136.
140 Fiedler W. Analogiemodelle bei Aristoteles. Amsterdam, 1978.
141 Pohlenz. Hippokrates; Jaeger. Paideia. Bd. 2. S. 11-58; Cornford. Op. cit. P. 31 ff.

Подготовлено по изданию:

Зайцев А. И.
Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э./ Под ред. Л. Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. — 320 с.
ISBN 5-8465-0015-3
© А. И. Зайцев и наследники, 2000.
© Л. Я. Жмудь. Вступительная статья, составление, перевод, 2000
© Филологический факультет СПбГУ, 2000.



Rambler's Top100