§ 1. «Древнегреческая религия» — Новая задача. — Иллюзия
продольности. — Последовательные разрезы. — § 2. Понятие
эллинизма. — Условия его возникновения. — Культурное объединение
эллинских племен. — Падение междуэллинской гегемонической
идеи. — Централизующая сила извне. — Эллинизация «варваров».
— § 3. Распад державы Александра Великого. — Македония.
— Фрако-фригия. — Галлы и Пергам. — Царство Селевкидов.
— Египет. — Судьба эллинизма в этих государствах. — Коренная
Греция. — Поглощение эллинистического мира Римом. — § 4.
Религия эллинизма. — Процесс религиозного становления. —
Путь исследования. — Религиозное чувство и конфессионализм.
— Интерконфессионализм и супраконфессионализм.
§ 5. Два течения в древнегреческой религии. — Религия Земли.
— Деметра элевсинская. — Элевсин и Дельфы. — § 6. Прозелитизм
в религии Деметры. — Гомеровский миф о Деметре. — § 7. Боги
элевсинского культа. — Соединение Элевсина с Афинами. —
«Дельфийское прорицание». — Шествие в Элевсин. — Иакх-Дионис.
— Эвмолпиды, Керики, Ликомиды. — § 8. Талисман Аристомена.
— Возрождение Мессении. — Анданийские таинства. — Апостол
Мефап. — Таинства Кабиров. — Анданийская надпись. — § 9.
Видоизменения культа. — Энна и Рим. — Александрия; гимн
Каллимаха и религиозный сентиментализм. — Анатолия, Кизик
и Пергам. — § 10. Характер эволюции религии таинств.
§11. Деметра и Земля. — Богиня-Мать. — Ее исконно-греческий
образ. — Ее азиатский образ в Пессинунте. — Ее греко-азиатский
образ. — § 12. Идейская Мать — Молчание Гомера — Афродита
и Анхиз. — Великая Мать в Кизике. — Анахарсис — Ясон и Аргонавты.
— § 13. Великая Мать в Пессинунте. — Пессинунтский миф.
— Реформа Тимофея. — § 14. Таинства Великой Матери. — Горная
Мать и экстаз. — Черный камень. — Самооскопление галлов.
— Его смысл. — Обрядность реформированного культа. — Смерть
и воскрешение. — § 15 Взгляд назад. — Мать и любовница.
— Развитие культа.
§ 16. Характер египетской религии. — Особое положение Исиды.
— Миф Плутарха. — Удвоение гибели Осириса. — § 17. Эллинизованный
культ Исиды и Сараписа. — Рассказ Тацита. — Тимофей и Манефон.
— Возражения. — Кумир Бриаксида. — § 18. Распространение
дореформенного культа. — Распространение реформированного
культа. — Освобождение рабов. — Сицилия, Помпеи, Рим. —
§ 19. Характер реформированного культа. Отсутствие териоморфизма.
— Отсутствие магии. — Феоскрасия. —Жречество и литургия.
— Мистерии Исиды.
§ 20. Астарта и Адон. — Их вавилонская родина. — Иштар
и Таммуз. — Сошествие Иштар. — Элементы религии природы.
— Вопрос о мистическом характере культа. — § 21. Библос
и Кипр. — Кипрский миф об Афродите и Адонисе. — Распространение
их культа в Греции. — Его частный характер. — Сафо и Праксилла.
— § 22. Изменение в эпоху эллинизма. — Александрийский праздник
и Феокрит. — § 23. Аттис, Осирис, Адонис. — Религиозный
сентиментализм. — Отличие от Деметры: религиозный эротизм.
§ 24. Мнимое оскудение многобожия. — Соотношение литературных
и эпиграфических источников. — Заботы общин о богослужении
по надписям. — § 25. Аполлон Дельфийский. — Нашествие галлов.
— § 26. Власть этолийцев. — Праздник Сотерий. — Рост дельфийского
влияния. Переход гегемонии к Риму. — Сулла и падение Дельфов.
— § 27. Селевк-эллинизатор. — Культ бога-Солнца. — Селевк
и Аполлон. — Аполлон Дафнейский. — § 28. Торжество Аполлона
на Востоке. — Идея Аполлона как бога-сына. — Скромная роль
прочих богов в религии эллинизма. — Ее итоги: бог-сын и
богиня-мать.
§ 29. Герои в эпосе. — Герои-основатели, архегеты, спасители.
— Героизация и заслуга. — § 30. Прикрепление героя к могиле.
— Роль оракула. — Культ героев. — Их помощь. — «Благодать».
— Темесейский герой и Клеомед. — § 31. Герои-святые и герои-упыри.
— Сила как условие героизации. — § 32. Исторические герои-основатели.
— Героизация живых. — Апофеоз. — Ориентализация греческой
религии. — § 33. Апофеоз фараонов. — Параллели в Персии.
— Диадохи. — Апофеозы Птолемеев и Селевкидов. — § 34. Постулаты
апофеоза. — Евгемер и евгемеризм. — Разновидности героизации
и апофеоза. — Идея воплощения бога в человеке.
§ 35. Обе силы в ахейский, эллинский и аттический периоды.—
§ 36. Переход к эллинизму. — Искусство. — § 37. Наука. —
«Метеорология», космология, астрология. — Медицина: школы
догматическая, эмпирическая и методическая. — Храмовые здравницы;
Асклепий и жажда чудес. — Историческая наука; Фукидид и
Полибий. — § 38. Быт. — Вера и суеверие. — Магия. — § 39.
Исполнение времен. — Реакция Востока. — Тиха-фортуна. —
Равновесие элементов миросозерцания и его нарушение.
§ 40. Философские школы эллинизма. — Религиозная философия
Стои. — Клеанф и его гимн Зевсу. — Война Академии и Стои.
— Секуляризация Стои: Панэтий. — § 41. Роль Посидония. —
Внешние данные его жизни. — Его литературная деятельность.
— § 42. Философия Посидония. — Догмат всемирной симпатии.
— Рок. — Прогностика и ведовство. — «Согласие». — Астрология.
— § 43. Учение о душе. — Догмат вознесения души. — Души
и демоны. — Рай в религиозной философии Посидония. — «Сновидение
Сципиона». — От Посидония к Данте. — § 44. Посидоний как
ученый. — Отношение Посидония к истории. — фортуна Полибия
и рок Посидония. — § 45. Посидоний и сакрализация философии;
причины его успеха.
§ 46. От эллинизма к христианству. — Зародыши христианства
в религии эллинизма. — § 47. От эллинства к эллинизму. —
Аспекты природный, трудовой, политический. — § 48. Эллинистическая
религия как продолжение древнеэллинской. — Прогресс или
регресс?