Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
77

5. Литературные произведения

Значение литературных произведений как исторического источника. Как ни важны для современного историка Греции вещественные памятники и надписи, все же главным источником для него являются памятники литературные 2,— конечно, в самом

2 Произведения греческих авторов собраны в коллекции А. F. Didоt (Scriptorum Graecorum Bibliotheca. Paris), слатин. пер. и В. G. Teubner: Bibliotheca Teubneriana. Leipzig; нем. перев. в коллекциях Oslander Ch. Ν., Schwab О. Griechische Prosaiker и Griechische Dichter. Stuttgart; Reclam и др. Справочное пособие: Engelmann W. Bibliotheca Scriptorum classicorum. 8. Aufl. Leipzig, 1880. I (подробный указатель изданий и литературы предмета, начиная с 1700 г.); продолжение: Klussmann R. (до 1896 г.), I. Leipzig, 1909. Указание нарусск. пер. см.: Прозоров П. И. Систематический указатель книг и статей по греческой филологии. СПб., 1898. Лучшее новейшее пособие по истории греческой литературы: Christ W. Geschichte der griechischen Literatur. 6. Aufl. / Bearbeitet v. W. Schmid. München, 1912 (собр. Iw. v. Müller. Handbuch der klassischen
78

широком смысле этого слова, т. е. разумея не только произведения поэтические, но и философские, исторические и проч. Они дают нам самый богатый и разнообразный материал. В литературе «народ, в течение веков, последовательно выражает свои понятия и убеждения, радости и печали, верования и надежды и вообще все задушевные интересы своей нравственной жизни» (Ф. И. Буслаев), и ничто, никакая надпись не познакомит нас так с настроением, идеалами, запросами эпохи, как произведения литературные. По справедливому замечанию Тэна, литературное произведение — не простая игра воображения или изолированный каприз пылкой головы; это — снимок окружающих нравов и признак известного состояния умов. Помощью литературных памятников можно воскресить мировоззрение, каким руководились люди, жившие несколько столетий тому назад. Не говорю уже о фактических сведениях, содержащихся в литературных произведениях, в особенности исторических.
Гомеровский эпос. Знакомством с т. наз. гомеровской эпохой и ее бытом мы обязаны произведениям поэтическим — «Илиаде» и «Одиссее» 1. Но для правильной оценки эпоса

Altertumswissenschaft); краткий, но блестящий очерк: Wilamowitz-Möllendorff U. v. в многотомной «Die Kultur der Gegenwart». Berlin; Leipzig: P. Pinnenberg. 1912.3. Aufl.; Schwartz Ed. Charakterköpfe aus der antiken Literatur. Bd. f—II. Leipzig, 1910; на франц. яз.: Croiset A. et M. Paris, 1887—1899.5 Vol.; их же более краткая «История греческой литературы», в одном томе, имеющаяся в русск. пер.: СПб., 1912; на англ.: Mahaffy J. P. (есть рус. пер.: «История классического периода греческой литературы». М., 1882-1883. В2т.); Jebb R. С. (русск. пер. М., 1891); Коган Я. Очерки по истории древней литературы. М., 1907,1; Денисов Я. А. Значение истории греческой литературы. Харьков, 1913. Из монографий см.: Bruns I. Das literarische Porträt der Griechen. Berlin, 1896; Misch C. Geschichte der Autobiographie. Leipzig; Berlin, 1907; «Историю греческой литературы» на чешском языке написал Slâdek (1898). Библиографию по греческой литературе см.: Masqueray P. Bibliographie pratique de la littérature greque des origines à la fin de la période romain. Paris, 1914.
1 См.: Джебб P. Введение в Илиаду и Одиссею. Пер. с англ. СПб., 1892; Buchholtz Ε. Die Homerischen Realien. Leipzig, 1871-1885.3 Bd.; Heibig W. Das Homerische Epos aus den Denkmälern erläutert. 2. Aufl. Leipzig, 1887;
79

как исторического источника и для надлежащего пользования им необходимо иметь в виду, как возник этот эпос 1.

Fanta A. Der Staat in der Ilias und Odyssee. Innsbruck, 1882; Reichel W. Uber Homerische Waffen. Wien, 1894; Nägehbach K. F. Homerische Theologie. 3. Aufl. Nürnbreg, 1884; Hedén Ε. Homerische Götterstudien. Uppsala, 1912; Drerup E. Homer. Die Anfänge der Hellenistischen Kultur. München, 1903 (нов. изд. на ит. яз.: Bergamo, 1910); Finsler С. Homer. Berlin; Leipzig, 1908 (2. Aufl. 1914) ; его же.Homer in der Neuzeit. Leipzig; Berlin, 1912; Beizner E. Homerische Probleme. Leipzig; Berlin, 1911—1912.2 Teile; Seymour T. D. Life in the Homeric Age. London, 1907; Lang A. Homer and his Age. London, 1906; его же. The World of Homer. London, 1910; Chadwick Η. M. The Heroic Age. Cambridge, 1912; Петрушевский Д. M. Общество и государство у Гомера. М., 1913 (2-е изд.); а из общих трудов по истории Греции следует отметить «Griechische Alterthümer» Шемана, где имеется превосходный очерк гомеровской эпохи. Напомним, что на русском языке, кроме Гнедича, есть новый перевод «Илиады» Н. М.Минского (М.,1896),а «Одиссея» переведена Жуковским. «Поэмы Гомера» впер. Н. И. Гнедича (несколько подновленном) и В. А. Жуковского, со вступительной статьей Вяч. Иванова, в коллекции «Европейские классики» (1912). Есть иллюстрированное издание «Одиссеи» в пер. В. А. Жуковского, с картинами Преллера. [Гомер. Одиссея. Поэма в 24 песнях. Пер. с древнегреческого В. А. Жуковского с 6 оригинальными композициями Фр. Преллера. СПб., 1913; Гомер. Одиссея. Поэма в 24 песнях. Пер. В. А. Жуковского. С рисунками в тексте и 16 отдельными картинами Ф. Преллера. Предисловие Φ. Ф. Зелинского. СПб. [Б. г.]; Inama V. Omero nell'eta micenea. Milano, 1913.
1 Важнейшие труды по этому вопросу: Wolf Fr. Α. Prolegomena ad Homerum [Prolegomena ad Homerum sive de operum homericorum prisca et geniuna forma variisque mutationibus et probabili ratione emendandi]. Halle, 1795; новое изд.: Halle, 1859; 1884; Lachmann K. Betrachtungen über Homers Ilias. Berlin, 1847; Hermann G. De interpolationibus Homeri. Leipzig, 1832; Nitzsch G. W. Meletemata de historia Homeri. 1830; Sagenpoesie der Griechen. Braunschweig, 1852; Beiträge zur epischen Poesie der Griechen. Leipzig, 1862; Grote G. History of Greece. T. II [12 vol. London, 1846-1857]; Kirchhoff Ad. в издании «Одиссеи». 2. Aufl. Berlin, 1879; Niese В. Die Entwicklung der homerischen Poesie. Berlin, 1882; Wilamowitz-Möllendorff U. v. Homerische Untersuchungen // Philologische Untersuchungen. Berlin, 1881. Bd. VII; Erhardt F. Die Entstehung der
80

«Гомеровский вопрос» поднят в конце XVIII ст. немецким ученым Фр. Авг. Вольфом, который, указывая на противоречия, встречающиеся в поэмах, и отвергая существование письменности у греков во время Гомера, доказывал, что древние песни о Троянской войне передавались от поколения к поколению устно, хранились в памяти певцов, и что впервые они были записаны, собраны и приведены в порядок лишь позднейшими редакторами при Писистрате. Последователем Вольфа и крайним представителем «теории песен» («Liedertheorie») был К. Лахман; с особенною яркостью выставлял он противоречия и недостаток связи в «Илиаде» и полагал, что «Илиада» — конгломерат первоначально отдельных, совершенно самостоятельных песен. Против «вольфианцев» выступили «унитарии» (например, Г. В. Нитч), отстаивавшие единство плана и основной темы поэм, принадлежность их Гомеру и существование письменности у греков в те времена, а противоречия и недостаток связи, на которые указывали последователи Вольфа, нередко объяснялись интерполяциями, благодаря которым первичные «Илиада» и «Одиссея», поэмы небольшого объема, могли постепенно разрастись (Г. Герман). Английский историк Дж. Грот занял как бы среднее положение между обоими лагерями: ввиду явных признаков связи и единства в гомеровских поэмах, он не мог допустить, чтобы подобные про-

homerischen Gedichte. Leipzig, 1894; Terret L.-V.. abbé. Homère. Etude historique et critique. Paris, 1899; Bréal M. Pour mieux connaître Homère. Paris, 1906; Murray G. The Rise of the Greek Epic. Oxford, 1911. 2 ed.; Cauer P. Grundfragen der Homerkritik. Leipzig, 1909 (2. Aufl.); упомянутая монография Finsler'a; Mülder D. Die Ilias und ihre Quellen. Berlin, 1910; Rothe K. Die Ilias als Dichtung. Paderborn, 1910; его же. Der augenblickliche Stand der homerischen Frage. Berlin, 1912; его же. Die Odyssee als Dichtung und ihr Verhältnis zur Ilias. Padeborn, 1913; Bethe. Die Einheit unsener Ilias // NJb. XXXII. 1914. На русск. яз.: Соколов Φ. Φ. Гомеровский вопрос // ЖМНП. 1868 и в его «Трудах» (СПб., 1909); Шестаков С. П. О происхождении поэм Гомера. В 2 т. Казань, 1892—1900; Зелинский Φ. Ф. Старые и новые пути в гомеровском вопросе // ЖМНП. 1900. Май; его же. Закон хронологической несовместимости и композиция «Илиады» / Χαριστήρια. Сборник статей по филологии и лингвистике в честь Φ. Е. Корша. М., 1896.
81

изведения возникли из отдельных атомов,— из песен, первоначально ничего общего между собою не имевших; и он отстаивал в общем единство «Одиссеи», но в «Илиаде» различал две главные составные части — первоначальную поэму «Ахиллеиду» (песни I, VIII, XI—XXII) и присоединенную к ней собственно «Илиаду» (песни II—VII); песни же IX и XXIII—XXIV считал позднейшими вставками или добавлениями. Не буду касаться других теорий по «гомеровскому вопросу» 1. Отмечу только еще мнение, по которому поэмы эти — продукт не индивидуального, единоличного творчества, а творчества народного: это — эпос народный, подобно «Нибелунгам» или финской «Калевале»; он слагался постепенно и создателем его может считаться весь греческий народ (Ф. Эрхардт).
Вообще же крайности в воззрениях обоих лагерей, вольфианцев и их противников, унитариев, с течением времени значительно сгладились и с обеих сторон сделаны большие уступки. Оказалось, что в гомеровских поэмах есть известное единство плана и темы и в то же время — отступления и противоречия; есть общие рамки, но в пределах их более или менее самостоятельное развитие отдельных частей и эпизодов. Одна из главных опор Вольфовой теории — отсутствие будто бы письма в гомеровскую эпоху — пала: доказана сравнительная древность греческого письма; существование его в начале VIII в. засвидетельствовано надписями. Можно сказать, что в последние годы преобладает теория единства: если не «Одиссея», то «Илиада» считается произведением одного великого поэта, Гомера, и Гомер признается не фикцией, не каким-либо коллективным именем, а реальною, историческою личностью. Таким образом, мы как будто возвращаемся к положению, существовавшему до Вольфа.

1 Между новейшими оригинальными гипотезами обращают на себя внимание мнения: Bérard V. Les Phéniciens et l'Odyssée. 2 Vol., по которому описание странствований Одиссея есть перевод, переложенный в стихи, с финикийского Перипла; Butler S. The autoress of the Odyssey. L., 1897, где доказывается, что «Одиссея» есть произведение женщины и что в ней описывается плавание вокруг Сицилии.
82

Но как бы ни решался вопрос собственно о Гомере, для нас в данном случае важно то, что с точки зрения современной теории, если и допускать здесь в конце концов участие и всю важность роли единоличного, индивидуального творчества певца или поэта вроде Гомера, все-таки оказывается несомненным, что гомеровский эпос имеет в своей основе, как материал, народные сказания и песни, петые певцами-аэдами, и в этом смысле является продуктом долгого, многовекового последовательного развития. Поэтому в нем отразились черты не одной какой-либо тесно ограниченной эпохи; перед нами тут воззрения не одного какого-нибудь поколения. «Илиада» несколько древнее «Одиссеи»: первую в главных ее частях можно отнести к IX—VIII вв. до P. X., вторую — к VIII—VII вв. К сравнительно новым частям принадлежат «Каталог кораблей» в «Илиаде» и первые песни («Телемахия») в «Одиссее». Вообще же в той и другой обнаруживается несколько наслоений, есть элементы более древние и более новые. Такие черты, например, и подробности, как упоминание о храме, о статуе, о талантах золота; указания на вред многовластия, на могущество знати, зарождающуюся оппозицию демоса; карикатурное изображение Ферсита,— все это характеризует уже сравнительно позднюю эпоху. Эпос воспевает деяния давно минувшего времени, подвиги и приключения прежнего поколения — поколения героев, которых он отличает от людей, ему современных, более слабых и мелких; он различает прошедшее и настоящее; традиция и условный, «конвенционный» элемент в нем сильны; в нем отразились воспоминания о микенской эпохе и затем о колонизации эолян. Но с чертами более древнего времени невольно смешиваются и черты более нового: окружающая действительность не могла не оказать влияния, не могла не отразиться в эпосе, и он воспроизводит преимущественно ее черты, дает картину греческой жизни и быта за X— VIII вв. до P. X., т. е. в течение периода, который теперь некоторые историки склонны называть «греческим средневековьем».
Гесиод. Немалое значение для историка имеет и эпос Гесиода (приблизительно за VII в. до P. X.). Его «Феогония»1,

1 Некоторые отвергают принадлежность ее Гесиоду.
83

попытка привести в систему греческий пантеон,— важна для знакомства с мифологией и космогонией греков, а «Труды и дни» ("Εργα και 'ημέραι) 1 интересны не только, как нравоучительная поэма, как кодекс нравственных правил: здесь изображается реальная жизнь с ее трудами и заботами; по этой поэме мы знакомимся с положением сельского класса лет за 700 до P. X., с первыми зачатками последующей социальной и политической борьбы, с признаками зарождающейся оппозиции и недовольства.
Лирика. Такие лирики конца VII и VI в., как Солон, Феогнид 2, Алкей 3, освещают нам дальнейшую борьбу общественных классов в Греции в эпоху тирании и возникновения демократии. Их произведения — элегии и песни,— из которых сохранились далеко не все и притом нередко лишь в отрывках 4, имеют политический характер и касаются современных им событий. Стихотворения Солона — наш главный, наиболее достоверный источник для знакомства с личностью великого законодателя Афин, его программой, его воззрениями и стремлениями, с отношением к нему партий и т. п. Феогнид раскрывает истинный характер той ожесточенной борьбы партий, которая происходила в Мегаре. А лирик Тиртей — древнейший наш свидетель касательно Спарты. Знаменитые лирики V века — Симонид, воспевавший победителей при Марафоне, Саламине и Платеях, автор известной «эпиграммы» (в древнегреческом смысле слова) в честь

1 Русск. пер. Г. К. Властова (СПб!, 1885).
2 Hudson-Williams Т. The elegies of Theognis and other elegies included in the Theognidean sylloge. London, 1910; Wendorff F. Die aristokratischen Sprecher der Theognis-Sammlung. Göttingen, 1909.
3 Алкей и Сафо — в русск. пер. Вяч. Иванова. М., 1914 (в серии «Памятники мировой литературы»).
4 Bergk Th. Poëtae lyrici graeci. Leipzig, 1878. 3 Teile; Poëtarum Graecorum Fragmenta / Ed. U. v. Wilamowitz-Möllendorff. Стихотворения Солона имеются в нем. пер.: Peppmüller R. Stralsund, 1904; Wdamowitz-Möllendorff U. v. Sappho und Simonides. Berlin, 1913; Семенов А. Ф. Греческий лирик Симонид Кеосский и сохранившиеся отрывки его поэзии / / ИНИФИ-XXVII-XXIX. 1912-1914.
84

павших при Фермопилах, Пиндар и Бакхилид, оды и баллады которого недавно открыты 1,— лучшие свидетели и выразители того высокого, приподнятого настроения, того подъема духа, которые обнаружились в Греции после торжества над персами, не говоря уже об указаниях и намеках на исторические лица и события или на предания и мифы, встречающиеся в произведениях этих поэтов.
Трагики. Произведения трагиков 2 — целая сокровищница по части греческой мифологии и легендарной истории. Но, кроме воспроизведения мифов и сказаний, нередко в различных версиях, в них найдем мы богатый материал для характеристики общего миросозерцания греков, их идеалов, в особенности их этических воззрений 3. Но от воззрений народа, от народной этики нужно отличать, конечно, элемент индивидуальный, что принадлежит собственно поэту, составляет его личное воззрение,— и то, что он влагает в уста выводимым им действующим лицам как слова и мысли, свойственные их положению, характеру или роли в драме.
Нечего и говорить, что трагики являются яркими представителями своей эпохи 4: Эсхил (524—456) — поры только что пережитой победоносной борьбы с персами и времени Кимона, Софокл (496—406) — «Периклова века», Еврипид (ок. 480— 406) — эпохи умственного перелома и своего рода разлада, сомнений, столкновения веры и разума, развития рационализма и скептицизма, эпохи господства крайней демократии. Их произве-

1 Впервые изд.: Kenyon F. 1897; Wilamowitz-Möllendorff U. v. Bakchylides. Berlin, 1898; ст. Φ. Φ. Зелинского в I т. его «Из жизни идей».
2 Прекрасные комментарии и переводы (на нем. яз.) предлагает Wilamowitz-Möllendorff U. v.(например, Еврипидова «Геракла»); популярное изд.: «Griechische Tragödien» в его переводе. Berlin, 1899 ff.
3 Деревицкий А. И. Из истории греческой этики // ВиР. Харьков, 1886.
4 См., например: Варнеке Б.В. Политическая роль античного театра // ФЗ. 1905; Мищенко Ф. Г. Отношение трагедий Софокла к современному поэту действительной жизни в Афинах. Киев, 1874; его же. Опыт по истории рационализма в Древней Греции. Киев, 1881; ст. Φ. Ф. Зелинского в РМ и ВЕвр за последние годы и его перевод Софокла.
85

дения 1 отражают общий характер времени. Кроме того, они имеют и более прямую связь с окружающею действительной жизнью: в них есть указания на современные поэту события и явления, на его отношение к ним. Это нужно сказать даже о таком далеко стоящем от современности и от ее «злобы дня» трагике, как Эсхил. В своих «Персах» он описывает, между прочим, Саламинскую битву, и в данном случае это — лучший наш источник, как свидетельство очевидца и участника сражения. В его «Евменидах» есть стихи, в которых можно видеть намеки и указания на политические события того времени, союз Афин с Аргосом, борьбу из-за реформы ареопага.
Но несравненно ближе к современной ему жизни и к «злобам дня» стоял Еврипид. Его действующие лица, хотя и носят имена героев, но это — не титаны и герои, подобные Эсхиловым или даже Софокловым; это — простые смертные, с их страстями, их страданиями, их воззрениями и сомнениями. Еврипид — не представитель «чистого искусства», а проповедник новых идей, истый поэт греческого «Просвещения», писатель тенденциозный. Для историка он особенно интересен. От воззрений общенародных, от этики народной Еврипид, правда, далек — гораздо дальше Эсхила и Софокла; он — крайне субъективный автор, с

1 Из трагедий Эсхила до нас дошло 7 («Прометей», «Персы», «Семь протива Фив», «Просительницы» и трилогия «Орестия», в состав который входят «Евмениды»), Софокла — тоже 7 («Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Электра», «Аякс», «Филоктет», «Трахинянки»; кроме того, недавно найденные остатки (ок. половины) сатирической драмы «Следопыты»), Еврипида —19, из которых наиболее известны: «Медея», «Ипполит», «Ифигения вТавриде», «Алкестида», «Электра», «Геракл», «Гераклиды», «Ион», «Просительницы», «Вакханки»; недавно найден большой отрывок из «Ипсипилы» (Зелинский Φ. Ф. Царица-прислужница// ВЕвр. 1909. Июль — авг.). Многие трагедии имеются в рус. пер. Водовозова,Д.С.Мережковского,И.Ф.Анненского. Ф. Ф. Зелинского и друг. И. Ф. Анненский предпринял полный перевод Еврипида в 3 т., но не окончил (Театр Еврипида. Т. 1.СП6., 1906). «Драмы» Софокла в переводе и со вступительным очерком Φ. Ф. Зелинского. М., 1914. T. I. [В 3 т.М., 1914-1915].
86

резко выраженною индивидуальностью. Но зато он отзывался на самые животрепещущие для тогдашнего образованного общества темы и вопросы. Это был «сценический философ», и его произведения чрезвычайно важны для характеристики умственной жизни того времени: философские взгляды, софистическое направление, вообще движение в области религиозной и философской мысли, развитие гуманности,— все это нашло себе отражение в трагедиях Еврипида. Его произведения важны и для характеристики политических стремлений второй половины V в.; Еврипид касается положения различных классов населения, борьбы политических и социальных партий, даже внешней политики, например, отношения к Спарте, положения Афин в Греции
Но мы должны быть готовы к тому, что встретим у Еврипида противоречия. Объясняются они отчасти тем, что миросозерцание этого поэта-скептика не отличалось строгою последовательностью и цельностью, да и выражался он иногда с оговорками, быть может, чтобы не навлечь на себя беды, а отчасти — тем, что Еврипид разделял, конечно, не все те суждения (часто диаметрально противоположные), которые он влагает в уста действующих лиц: как было замечено выше, нельзя все то, что говорят герои трагедии, без дальних рассуждений приписывать автору как его собственное убеждение. Противоречия у Еврипида особенно бросаются в глаза в отзывах о богах. Наряду с явным скептицизмом и рационализмом, после прославления разума как «лучшего прорицателя» и подчас смелых критических отзывов о народных верованиях и богах, после горячих тирад против безнравственности, насилий и несправедливости этих богов в других трагедиях,— в «Вакханках» Еврипид показывает всю тщетность мудрствований, всю непоколебимость «унаследованных от отцов заповедей, которых никакой ум не в состоянии низвергнуть», всю

1 Беляев Д. Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. Казань, 1878; его же. Воззрения Еврипида на сословия и состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин // ЖМНП. 1882—1883; Decharme P. Euripide et l'esprit de son théâtre. Paris, 1893. Nestle W. Euripides, der Dichter der griechischen Aufklärung. Stuttgart, 1901; Steiger H. Euripides. Leipzig, 1912 (Ser.: Das Erbe der Alten).
87

пагубность сопротивления богам, пути которых «неисповедимы», и выводит такое нравоучение: «быть благоразумным и чтить все божественное — таково лучшее и самое мудрое решение для смертных»; «если есть человек, не воздающий уважение богам, пусть он взглянет на участь Пенфея и уверует в них!» 1. Но даже и эта трагедия представляет для историка глубокий интерес с точки зрения характеристики того умственного движения, которое совершалось в Греции во время Еврипида.
Комедия. Еще более близкое, непосредственное отношение к тогдашней действительности, к историческим деятелям и событиям имеют произведения комедиографов — Кратина, Евполида, Телеклида, Гермиппа (V в.), от комедий которых сохранились, к сожалению, лишь немногие жалкие отрывки 2, и в особенности Аристофана (ок. 450—385 г.) 3, выступившего на литературное поприще в 427 г. Аттическая комедия V века была комедией по преимуществу политической. Война и мир («Ахарняне», «Мир», отчасти «Лисистрата»), демократия с ее вождями и демагогами, подобными Клеону («Всадники»), афинский суд присяжных и его темные стороны ( «Осы» ), своего рода «женский

1 См.: «Вакханки» в русск. перев. Φ. Ф. Зелинского // ФОб. 1894. T. VII. Прил. Из попыток объяснить эту трагедию см.: Verrall A. W. The Bacchants of Euripide and Other Essays. Cambridge, 1910; Michaud. Le problème de Bacchantes d'Euripide. Paris, 1914.
2 Meineke Aug. Fragmenta Comicorum Graecorum. Berlin, 1839. 5 Bde.; Kock К. Comicorum atticorum fragmenta. Leipzig, 1880—1888. 3 Bde. Новейшее изд.: Comicorum Graecorum Fragmenta / Ed. G. Kaibel (1899). Отрывки из комедий можно найти и в собрании Didot; Варнеке Б. В. Новые домыслы о происхождении греческой комедии / Προπεμπτηρια. Сборник статей в честь Э. Р. фон Штерна. Одесса, 1912.
3 Müller-Strübing Η. Aristophanes und d. historische Kritik. Leipzig, 1873; Couat A. Aristophane et l'ancienne comédie attique. Paris, 1889; Croiset M. Aristophane et les partis à Athènes. Paris, 1906; Süss W. Aristophanes und d. Nachwelt. Leipzig, 1911. Прекрасный нем. пер. Аристофана: Aristophanes' Werke / Uebers. von J. G. Droysen. Lpz., 1880; Gabe S. Die geistigen und sozialen Bestrebungen Athens im V. vorchristlichen Jahrhundert im Spiegel der Aristophanischen Komödie. I. Czernowtz, 1913; Kneisel A. B. Aristophanes, ein Spiegel unserer Zeit. Köthen, 1913.
88

вопрос» 1 и стремления к коммунизму, не чуждые уже той эпохе («Лисистрата», «Женское народное собрание»), тогдашние социальные отношения, борьба бедных и богатых («Богатство»), столкновение старых и новых направлений в литературе ( «Лягушки», «Женщины на празднике фесмофорий»), софистика («Облака»),— всего этого касается Аристофан, у которого, кроме того, рассеяно множество намеков на исторические лица и события. Даже такая фантастическая, «утопическая» комедия, как «Птицы», не совсем чужда действительности и рисует некоторые черты тогдашней афинской демократии и афинской жизни 2.
Произведения комедиографов представляют для историка интерес еще и в другом отношении: они знакомят с внутренним состоянием и бытом Афин; они выводят не героев, а заурядных граждан; они изображают наглядно и ярко обыденную жизнь, с ее повседневными интересами и заботами. Словом, комедия — отражение, хотя бы и карикатурное, тогдашней действительности. Самые намеки комедиографов по поводу той или другой исторической личности, того или другого явления должны иметь хоть отдаленную связь с каким-нибудь действительным происшествием или, по крайней мере, с толками и сплетнями, ходившими тогда в Афинах; иначе бы такие намеки не имели смысла и не были понятны для зрителей.
Но все эти шутки, подчас грубые, все эти личные нападки, отзывающиеся нередко сплетней, клеветой и карикатурой,— принимать за чистую монету, на них основываться при оценке исторического деятеля никоим образом нельзя. Какое, например, превратное представление было бы у нас о Сократе, полагайся мы на одного Аристофана и его «Облака» и не имей мы других источников! Вообще пользование комедией требует большой осмотрительности: это хотя и важный источник, но все же довольно мут-

1 См. мою статью: Бузескул В. П. Женский вопрос в Древней Греции / К свету. СПб., 1904 (и в моих «Исторических этюдах». СПб., 1911); Варнеке Б. В. Женский вопрос на афинской сцене. Казань, 1905.
2 Droysen J. G. Des Aristophanes «Vögel» und die Hermokopiden / / RhM. III—IV. 1835—1836; Шварц А. H. Триумф Пейфетера в «Птицах» Аристофана // ФОб. 1901. XX.
89

ный. Нельзя упускать из виду, что комедиограф не историк, что тут мы имеем дело с произведением поэтическим, что Аристофан, например, прежде всего — комический поэт, цель которого заставить зрителей смеяться. Но этого мало: древняя аттическая комедия не только произведение поэтическое, но и политическое, тенденциозное. Перед нами тут выражение духа партии, иногда в самой резкой, беспощадной форме. Это — голос оппозиции. Все комедиографы V в.— враги афинской демократии, хотя только благодаря терпимости и свободному духу этой демократии возможны были представления таких произведений, как Аристофановы комедии, с их насмешками и глумлением над самим державным демосом. У комедиографов ясно проглядывает аристократическая тенденция. В числе, например, тех недостатков, которые, по Аристофану, должны служить позорным клеймом для выводимых в его комедиях лиц, незнатность происхождения занимает далеко не последнее место. Понятно, что вожди демоса и лица, расположенные к нему, не встречают пощады со стороны комедиографов. От последних нечего ждать сколько-нибудь беспристрастной оценки деятелей демократии. Зато аристократов комедиографы щадят, а Кратин, например, даже восхвалял Кимона. Такое отношение комедиографов к демократии едва ли может быть объяснено одним лишь расчетом с их стороны (так как от аристократов и вообще людей богатых зависела удачная постановка их пьес). Скорее это объясняется самою природою и назначением комедии: она должна была стоять в оппозиции вообще по отношению к существующему; комедиографы должны были осмеивать господствующие нравы, порядки и т. п., а таким порядком тогда в Афинах была именно демократия. Но нельзя сказать, по крайней мере об Аристофане, чтобы его воззрения и идеалы отличались определенностью; напротив, у него замечаются непоследовательность и противоречия.
Иным характером отличается т. наз. «новая комедия» IV в. Это — комедия не политическая: она дает картину частной жизни и частных нравов1. Ее представитель — Менандр,

1 Legrand Ε. L. Daos. Tableau de la comédie grecque pendant la période dite nouvelle. Lyon; Paris, 1910.
90

несколько пьес которого в значительной их части недавно найдено 1.
Обратимся к прозаической литературе Греции. Оставляя историков пока в стороне, я коснусь здесь прежде всего произведений философских и ораторских.
Философы. Первые 2 являются нашим источником не потому лишь, что служат выразителями умственных течений и свидетельствуют о степени умственного прогресса в древности, показывая, до какой широты и глубины доходила философская мысль греков в лице их величайших умов, какие проблемы ставились ими и как они решались; и не потому только, что как бы ни был велик и своеобразен философский гений отдельного мыслителя, как бы ни была ме-

1 См. во 2-й части «Введения».
2 В собр. Didot и Teubner; Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Berlin, 1912. 2 Bde. (3. Aufl.). Главнейшие пособия по истории греческой философии: Ζeller Ε. (неск. изд.; в рус. пер.: Целлер Эд. Очерк истории греческой философии / Пер. с 10-го нем. изд. Н. Стрелкова. М., 1913). Windelband W. (собр. Iw. ν. Müller. 3-е изд.; рус. пер.: История древней философии. 4-е изд. СПб., 1908); Gomperz Th. Griechische Denker. Leipzig, 1896—1909.3 Bde.; (со2-гоизд. рус. пер.: Гомперц Т. Греческие мыслители. Т. I—II. СПб., 1911—1913; он же. Жизнепонимание греческих мыслителей и идеал внутренней свободы. СПб., 1912; Арним Г. ф. История античной философии. СПб., 1910; Arnim G. v. Die politische Theorien des Altertums; Schmidt L. Die Ethik der alten Griechen. Berlin, 1882. 2 Bde.; Wundt M. Geschichte der griechischen Ethik. Leipzig, 1908—1911. 2 Bde.; Benn A. W. The Philosophy of Greece Considered in Relation to the Character and History ofit is People. London, 1898; Livingstone R. W. The Greek Genius and its Meaning to us. Oxford, 1912; Bumet Th. Die Anfänge der griechischen Philosophie. 2. Aufl. Leipzig; Berlin, 1913 (пер. с англ.); Трубецкой С. Η. История древней философии. М., 1906—1908. В 2 т. На русском языке см., кроме того: Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869. T. I ; его же. Политические мыслители древнего и нового времени // БдС. М., 1897. Вып. 1; Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права. СПб., 1889 след. 7 т.; Коркунов Η. М. История философии права. СПб., 1898 (несколько изданий); Новгородцев П. И. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1910—1913. Вып. 2; Общая история философии / Под ред. А. И. Введенского и Э. Л. Радлова. СПб., 1910.
91

тафизична и, казалось, лишена реальной основы его философия, все же его воззрения так или иначе имеют связь с характером и историей народа, с современной ему эпохой, так как никакой мыслитель не может совершенно отрешиться от мира реального, от окружающей действительности. Произведения философов являются нашим источником и в более прямом смысле: они нередко содержат фактические сообщения и наблюдения над историческою жизнью, над современным философу порядком; в них трактуются, например, вопросы о государстве, его цели и задачах, о его наилучшем устройстве; на основании опыта исторической жизни высказываются политические идеалы, приводятся примеры из прошлого, характеризуются афинская демократия и ее вожди и т. д.
В особенности это нужно сказать об Аристотеле и Платоне. Аристотель, как реалист, исходит в своей «Политике» постоянно от фактов и наблюдений над прошлым и над современною ему действительностью, и его «Политика» — драгоценнейший источник для историка; но так как она тесно связана с другим, чисто историческим, произведением великого философа — его «Политиями», то об Аристотеле я скажу далее, в отделе об историках. Что касается Платона 1, то, несмотря на весь «идеализм» его философии, не говоря уже об «Апологии» и вообще его отношении

1 Кроме собр. Didot и Teubner, следует отметить капитальное издание: Stallbaum С. Leipzig, 1821 ff. 10 Bde., с коммент.; из более новых: Schanz Μ., v. Leipzig, 1875 ff.; из переводов Платона нем. пер.: Schleiermacher. С введениями. 1804 ff.; 3. Aufl. München, 1861; рус. пер.: Карпов В. H. (М., 1867—1879. В 6 т.) и начатый Вл. Соловьевым (Творения Платона / Пер. М. С. Соловьева. T. I. М., 1899; Пер. кн. С. Н. Трубецкого. T. II. 1903); Законы / Пер. Г. А. Янчевецкого / / Гимназия. 1898. Прил. О Платоне см.: Грот Н. Я. Очерк философии Платона. М., 1896; Трубецкой Ε. Н., кн. Политические идеалы Платона и Аристотеля в их всемирно-историческом значении // ВФиП. I. 1890; его же. Социальная утопия Платона / / Там же. 1908. Кн. 1—2; Zeller Ε. Der Platon. Staat in seiner Bedeutung für die Folgezeit / / Vorträge und Abhandlungen. Leipzig. I. 1875; Windelband W. Plato (русск. пер.: СПб., 1900); Natorp Р. Platons Ideenlehre. Eine Einführung in den Idealismus. Leipzig, 1903; Ritter C. Platon. München, 1910 f. 2 Bde.
92

к Сократу и софистам 1, такие диалоги, как, например, «Горгий», «Менексен» 2, и особенно «Государство» и «Законы», содержат богатый материал для характеристики демократии (преимущественно темных ее сторон), тех внутренних недугов, которыми страдал общественный строй Эллады в ту эпоху, ненормальных социально-экономических отношений и социального вопроса в Греции. VIII книга его «Государства» — жестокий обвинительный акт против господства материальных интересов как у тогдашних плутократов, так и у охлократов. Его собственная теория — это естественная реакция против крайностей тогдашнего индивидуализма: против индивидуализма Платон выдвинул социализм и коммунизм 3. Конечно, к отзывам Платона следует относиться с некоторою осторожностью и не принимать их безусловно на веру. Он судит, например, об афинской демократии и ее вождях слишком уж строго и не вполне объективно. Уже как ученик Сократа, Платон должен был относиться к демократии с антипатией, большим или меньшим презрением. Под влиянием печальных явлений окружавшей действительности, после рокового для афинян исхода Пелопоннесской войны, утратилась вера в благотворность и целесообразность демократического строя; в нем усматривали главную причину и источник всех бедствий и упадка. По демократии IV в. судили и о демократии V в., Периклова времени. Для примера возьмем отзыв Платона о Перикле, находящийся в «Горгии»; насколько можно на него полагаться? Платон здесь не считает Пе-

1 Здесь возникает вопрос: 1) где граница между воззрениями выводимого Платоном Сократа и воззрениями самого Платона и 2) насколько Платонов Сократ соответствует действительному, историческому Сократу. — На русском языке см.: Гиляров А. H. Платон как исторический свидетель. Киев, 1891.
2 Принадлежность Платону этого диалога, равно как и некоторых других, подвергается сомнению. Вообще вопрос о подлинности и времени написания Платоновых диалогов — один из самых спорных.
3 Пёльман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910 (в серии: Общая история европейской культуры); во 2-м изд. подлин.: Pöhlmann R. Geschichte der sozialen Frage und des Sozialismus in der antiken Welt. München, 1912. Bd. II.
93

рикла хорошим государственным деятелем: он говорит, что Перикл испортил афинян, и соглашается, по-видимому, с обвинениями его в том, что именно он «сделал афинян празднолюбивыми, трусливыми, болтливыми и жадными до жалованья» ; ставит ему в вину даже то, что афиняне под конец его жизни осмелились обвинять его в расхищении казны. Но такой отзыв совершенно логически, неизбежно вытекает из общего взгляда философа на истинные обязанности государственного деятеля и на демократию, по отношению к которой Платон был принципиальным противником. По Платону, дело хорошего гражданина — совершенствовать нравственно граждан, и с этой точки зрения он осуждает Перикла, при котором, по его мнению, афиняне испортились. Вину за разложение общества он слагает, однако, не на одного Перикла: наравне с последним виновниками бедствий у него являются и Кимон, и Фемистокл, и даже Мильтиад; он прямо говорит, что «в Афинах мы не знаем ни одного поистине хорошего государственного деятеля». Таким образом, Платон — против всего того направления, которое приняла история Афин, против всего ее хода и исторически сложившегося афинского строя, и на отзыв и оценку Платона мы не можем всецело полагаться; это — голос не совсем беспристрастного и — добавлю — далеко не точного свидетеля.
Ораторы. В речах ораторов 1, кроме цитат из законов и вообще документов 2, находим данные относительно афинского

1 Кроме не раз уже названных общих собраний Teubner и Didot, специальные издания: Bekker I. (Berlin, 1823—1824. 5 Bde.), Dobson W. С. Oratores Attici. London, 1828.16 Vol. (J. G. Baiter et H. Sauppe). (1838-1850.9 fasc.), с критическими примечаниями, фрагментами и схолиями и др. Монография об ораторах: Blass F. Die attische Beredsamkeit. 2. Aufl. Leipzig, 1887—1998. 3. Abt.; из старых: Westermann Α. Geschichte der Beredsamkeit in Griechenland und Rom. Nach den Quellen bearbeitet. Leipzig, 1833.2 Bde.; ср. еще: Perrot G. L'éloquence politique et judiciaire à Athènes. Paris, 1883; Girard P. Études sur l'éloquence attique. Paris, 1874; общие пособия по истории греческой литературы на русск. яз. : Покровский А. И. О красноречии у древних эллинов. Нежин, 1903.
2 Подлинность отрицали Дройзен И. Г. (см.: Kleine Schriften zur alten Geschichte. Leipzig, 1893.1 ) и Вестерман. За подлинность стоит, например,
94

права — уголовного и гражданского,— суда присяжных, судопроизводства и порядка законодательства и материал для характеристики нравов, имущественных и социальных отношений. В них же найдем богатый материал и для истории политической, так как многие речи имеют характер политический. Так, речь Андокида о мистериях, наряду с Фукидидом,— главный наш источник для знакомства с положением и происками партий в Афинах под конец Пелопоннесской войны и с эпизодом, известным под именем «процесса гермокопидов»; а речи Лисия (например, против Эратосфена и против Агората) — один из важнейших источников для истории времени «Тридцати» и восстановления в Афинах демократии, в частности — для характеристики Ферамена. Ораторы нередко были своего рода публицистами того времени. Исократа, по крайней мере, можно смело назвать афинским публицистом IV века 1. Его речи — большею частью политические трактаты. Фактической достоверности мы в них не найдем; но по ним мы знакомимся с общественным настроением Греции в эпоху ее упадка, с политическими идеалами и программой той партии, которая мечтала о взаимном примирении греков, о соединении их хотя бы под эгидою Македонии и о национальной борьбе с Персией. В этом отношении интересен Исократов «Филипп». В своем «Ареопагитике» Исократ прославлял «доброе старое время», старинный строй, πάτριος πολιτεία. Речь полна фактических ошибок, анахронизмов и неточностей; но она показывает, как смотрели на старину в IV в. в Афинах лица, подобные Исократу, и какие политические

Э. Дреруп: Drerup Ε. Über die bei den attischen Rednern eingelegten Urkunden//NJb. 1898. Supplem.-bd.XXIV.
1 Kessler J. Isocrates und die panhellenistische Idee. Paderborn, 1910; Wendland P. Beiträge zur athenescher Politik und Publizistik des IV. Jrh. / / Göttingische gelehrte Nachrichten. 1910; Pöhlmann R. Isocrates und das Problem der Demokratie //SB München, 1913 ; из прежних: Oncken W. Isocrates und Athen. Heidelberg, 1862; Hubbel H. M. The Influence of Isocrates on Cicero, Dionysius and Aristides. N.-Haven; London, 1913.
95

идеалы выставляли они. Другие речи Исократа («Панегирик», «Панафинейская», «О мире») тоже имеют отношение к событиям IV в. и содержат в себе некоторые исторические указания. А его «Евагор» с фактической стороны не имеет значения, но важен в культурно-историческом отношении как первый опыт подобного анализа исторической личности и схема характеристики, с подведением итогов жизни умершего деятеля 1.
Но особенно важны речи Демосфена 2. Они — главнейший источник для истории Филиппа Македонского, борьбы с ним греков и падения независимости Эллады. Если этот период греческой истории известен нам так, как ни один другой, если мы можем проследить весь ход борьбы афинян с Филиппом шаг за шагом, все ее перипетии, то это благодаря именно ораторам и более всего — Демосфену. Некоторые моменты представляются нам с редкою наглядностью и живостью: вспомним, например, то известное место в речи Демосфена «О венке», где описывается впечатление, произведенное на афинян вестью о занятии Филиппом Элатеи. Вообще Демосфен говорит, как очевидец и участник в борьбе против Македонии, да и самые его речи — один из актов этой борьбы.
Но полагаться безусловно на свидетельство ораторов и в частности Демосфена, разумеется, нельзя. При пользовании их речами как историческим источником нужно помнить, что ораторы большею частью говорят cum ira et studio. Здесь мы имеем перед собою крайне субъективную окраску, неверное освещение, иногда даже искажение фактов. В намерение оратора

1 Исократу приписываются и письма, числом 10; но относительно подлинности их мнения спорны.
2 Издания Dindorf L. А. Oxon., 1846—1851. 9 Vol., с примечаниями и схолиями; Weil H. Les harangues et les plaidoyers politiques. Paris, 1881 — 1883 (тоже с примечаниями); Demosthène, Discours judiciaires / Traduction par C. Poyard. Paris, 1905. Есть греческий текст с немецким переводом и примечаниями. 10 ч. (Leipzig, 1856—1876). Монография: Schäfer Arn. Demosthenes und seine Zeit. 2. Aufl. 1889. 3 Bde.
96

входит произвести на слушателей известное впечатление во что бы то ни стало, нередко очернить противника, и он пускает в ход все средства, лишь бы доставить торжество отстаиваемому им делу. Нельзя, например, верить на слово Демосфену, когда он говорит об Эсхине, о его бесчестности и продажности, или о Филиппе. Речи Демосфена надо сопоставлять с речами Эсхина, его противника, и Гиперида, большею частью его союзника.
Таким образом, при пользовании произведениями ораторов необходимы, более чем где-либо, осторожность, критическая проверка и анализ 1.
Гиппократ. Говоря об источниках, нельзя не упомянуть и о знаменитом греческом враче Гиппократе (V в.), которому в древности приписывалось огромное собрание медицинских сочинений 2 и которому, между прочим, принадлежит трактат «О климате, воде и местности» 3: здесь мы находим интересные наблюдения относительно влияния природных условий на физические и нравственные свойства жителей и сообщения об обитателях Припонтийских стран 4, дополняющие известия Геродота.

1 Из позднейших риторов отметим Либания (IV в. по P. X.), речи которого переведены на рус. яз. С. П. Шестаковым (Казань, 1914).
2 Изд. Littré E. Paris, 1839—1861. 10 V. В настоящее время международною ассоциациею академий (Берлинской и др.) предпринято изд. «Corpus medicorum Graecorum».
3 Περί αέρων, υδάτων, τόπων; Hippocrates. De aëre, aquis, locis (с древним латин. перев.). Bonn, 1911 (Собр. Lietzmann H. Kleine Texte...).
4 Эти главы (текст и рус. пер.) имеются в изд.: Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. СПб., 1893. T. I.

Подготовлено по изданию:

Бузескул В. П.
Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова.— СПб.: Издательский дом «Коло», 2005.— 672 с.
ISBN 5-901841-28-Х
© Фролов Э. Д., вступ. ст., 2005.
© Издательский дом «Коло», оформление, подготовка текста, 2005.



Rambler's Top100