Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

164

«Мифопея»: происхождение деления на фабулы

Ясность изложения, присутствующая в лучших фабулах Гигина, требует ясности излагаемого; этой ясности и служит фабульная мифография, выделяющая главное, отсекающая ненужное, но прежде всего — членящая мифологию на внутренне единые (связанные единством действия), легко обозримые и легко сочетающиеся друг с другом отрезки; эти отрезки — фабулы, озаглавленные именами мифологических персонажей. Подобного членения не имелось в мифографической литературе нигде прежде возникновения фабульной мифографии; зато с тех пор оно использовалось и используется при изложении греческой мифологии регулярно вплоть до двадцатого века1. Идея



1 В том числе у Куна и Грейвса (последний специально имитирует даже особенности стиля античной мифографии).

 
165

мифологического словаря — также одно из следствий фабульного принципа; достаточно расставить в сборнике Гигина фабулы по алфавиту, чтобы получился словарь1.

Фабулы с трагической «мифопеей»

Иллюстрируемое данной таблицей понятие — то, которое Аристофан Византийский называл в своих аргументах μυθοπούα, «мифопея»: у Еврипида в «Финикиянках», говорит Аристофан, та же мифопея, за исключением смерти Иокасты, что у Эсхила в «Семерых против Фив»; точно так же, например, у гигиновой фабулы «Медея» или «Орест» та же мифопея, что у трагедии Еврипида (и многих других), хотя вовсе не обязательно данная фабула является пересказом данной трагедии. Сумма всех мифопей вместе — это мифология, historia fabulosa, которую разделила на фабулы прежде всего трагедия в своих драматургических целях, а разделив, нарекла результаты именами героев: «Орест», «Медея».
Чтобы показать, что из трагедии происходит не только сам принцип подобного членения и именования, но и конкретные результаты этого членения, можно сравнить список фабул в книге Гигина со списком дошедших заголовков трагедий.
Из 277 фабул, имеющихся во Фрейзингском кодексе (не считая двух, вставленных из Фульгенция), 82 являются различными каталогами; из оставшихся 195 более чем две трети, около ста тридцати, посвящены сюжетам, некогда использованным трагедией. Речь идет не о фабулах, являющимися пересказами конкретных трагедий, но лишь о фабулах, охватывающих такой участок мифологической системы, который был выделен трагедией или сатировской драмой.



1 За это замечание автор благодарит А. И. Солопова.

 
166
Варьируя один и тот же сюжет, древние трагики иногда писали трагедии с одинаковыми названиями десятками (с учетом неизвестных; если сохранились сведения о десяти «Эдипах» и «Медеях», то сколько же их было?). Таким образом «Филоктет» или «Медея» — имена, подразумевающие сколь угодно много варьируемый, но все же определенный сюжет — становятся своего рода категориями фабульной мифографии, элементами ее системы, как эпическая поэма — категория киклической мифографии.
Речь не обязательно идет о совпадении заголовков фабулы и трагедии (хотя такое имеет место в большинстве случаев); например, одна и та же трагедия могла называться и «Телеф» и «Мизийцы», или «Семеро против Фив» и «Финикиянки», или «Амфиарай» и «Эрифила», или «Алкмеон» и «Алфесибея». Если учесть, что каждое из указанных названий носило несколько (или много) трагедий, то становится ясно, что «Колхидянки» (так называлась трагедия Софокла) могли у другого трагика называться и «Абсиртом» (как называется фабула Гигина), а «Ойней» — «Агрием».
Сведения о всех трагиках, кроме Еврипида, приводятся по четырем томам последнего издания «Tragicorum Graecorum Fragmenta», осуществленному Снеллем, Радтом и Каннихтом, о Еврипиде — по TGF Наука. Различие собственно трагедий и сатировских драм в таблице не учитывается.
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
1
2
3
4
Абсирт (23)
Авга (99)
Автолик (201)
Агамемнон, который случайно убил лань Дианы (261)
«Колхидянки» Софокла
«Авга» Софокла, Еврипида
«Автолик» Еврипида
«Ифигения в Авлиде» Эсхила, Софокла, Еврипида, неизв. автора
 
167
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Агрий (175)
Адмет (50)
Адраст (69)
Актеон (180)
Александр Парис (91)
Алет(122)
Альцеста (51)
Алкмена (29)
Алопа (187)
Алфея (171)
Амик (17)
Амимона (169)
Амфиарай, Эрифила и Алкмеон (73)

«Ойней» Софокла, Еврипида, Филокла, неизв. автора
«Адмет» Софокла
«Адраст» Ахея
«Актеон» Эсхила, Клеофона, Фриниха ст., Иофона
«Александр» Софокла, Еврипида
«Алет» Ликофрона, неизв. автора
«Альцеста» Софокла, Еврипида, Фриниха ст.
«Алкмена» Эсхила, Еврипида, Астидаманта, Дионисия Сиракузского; «Амфитрион» Софокла, Эсхила Александрийского
«Алопа» Еврипида, Каркина мл.. Херила
«Мелеагр» Софокла, Еврипида, Сосифана, Антифона, неизв. автора; «Плевронянки» Фриниха ст.
«Амик» Софокла
«Амимона» Эсхила, Никомаха Афинского, неизв. автора
«Амфиарай» Софокла, Клеофона, Каркина мл., неизв. автора; «Эрифила» Софокла, Никомаха, неизв. автора; «Алкмеон» Софокла, Еврипида. Астидаманта, Тимофея, Феодекта, Агафона, Ахея, Никомаха, Эварета; «Алфесибея» Тимофея, Ахея; «Амфилох» Каллистрата
 
168
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
18
19
20
21
22
23
24
25

26
Андромеда(64)
Антигона(72)
Антиопа (7)
Антиопа, еврипидова, которую перевел Энний (8)
Ариадна(43)
Архелай (219)
Аталанта(185)
Атрей (88)

Атрей и Фиест (258)

«Андромеда» Софокла, Еврипида, Ликофрона, Фриниха мл.
«Антигона» Софокла, Еврипида, Астидаманта
«Антиопа» Еврипида
«
«Тезей» Софокла, Еврипида, Гераклида, Ахея
«Архелай» Еврипида
«Аталанта» Эсхила, Аристия
«Атрей» Софокла, Диогена 1; «Фиест» Софокла, Еврипида, Клеофона, Диогена, Аполлодора из Тарса, Агафона; «Аэропа» Агафона, Каркина мл.
— « —


1 Того самого.
 
169
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
27
28

29
30
31
32
33
34

35
36
37

Афамант (5)
Ахилл (96)

Бусирис(56)
Выкуп Гектора (106)
Гекуба (111)
Гипсипила (74)
Данай (168)
Даная (63)

Дедал (39)
Деянира (36)
Диана (181)
«Афамант» Эсхила, Софокла, Астидаманта, Ксенокла, неизв. автора
«Ахилл» Эварета, Иофона, Аристарха Тегейского, Каркина мл., Астидаманта, Клеофона, Диогена; «Скирийцы» Софокла, Еврипида, неизв. автора
«Бусирис» Еврипида
«Выкуп» Эсхила, Дионисия Сиракузского, Тимесифея
«Гекуба» Еврипида, неизв. автора
«Гипсипила» Эсхила, Еврипида
«Данаиды» Эсхила, Фриниха ст., Тимесифея; «Просительницы» Эсхила
«Даная» Софокла, Еврипида; «Акрисий» Софокла; «Полидект» Эсхила; «Персей» Пратина, неизв. автора; «Форкиды» Эсхила, Тимокла, неизв. автора
«Дедал» Софокла
«Геркулес на Эте» Спинфара, неизв. автора; «Трахинянки» Софокла
«Актеон» Эсхила, Клеофона, Фриниха ст., Иофона
 
170
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54


Дочери Даная (169)
Дочери Океана(182)
Европа (178)
Елена (79)
Икарий и Эригона (130)
Иксион (62)
Илиона (109)
Ино (2)
Ино, еврипидова (4)
Ипполит (47)
Ифигения (98)
Ифигения в Тавриде (120)
Кадм (6)
Каллисто(177)
Кассандра
Кастор (80)
Кентавры (33)

«Линкей» Феодекта
«Кормилицы Диониса» Эсхила
«Европа» Эсхила
«Пирифой» Еврипида, Крития, Ахея, неизв. автора
«Эригона» Софокла, Клеофона, Филокла, Фриниха мл., неизв. автора
«Иксион» Эсхила, Софокла, Каллистрата, Тимесифея, неизв. автора
«Илиона» неизв. автора (переложена Пакувием )
«Ино» Софокла
«Ино» Еврипида
«Ипполит» Еврипида, Лико-фрона; «Федра» Софокла
«Ифигения» Эсхила, Софокла, Еврипида, неизв. автора
«Ифигения в Тавриде» Еврипида, Полиида (?)
«Кадм» Еврипида
«Каллисто» Эсхила
«Кассандра» неизв. автора
«Кастор» Тимесифея
«Дексамен» Клеофона, Иофона

 
171
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

Клитемнестра(117)
Кокал (44)
Куреты (139)
Лай (66)
Лаодамия (104)
Лаокоон (135)
Лаомедонт (89)
Леда (77)
Лемниянки (15)
Ликаон (176)
Ликург (132)
Макарей (207)
Мегара (32)
Мед (27)
Медея (25)

«Клитемнестра» Софокла, Полемся; «Агамемнон» Эсхила, неизв. автора
«Камикийцы» Софокла
«Рождение Зевса» Тимесифея
«Лай» Эсхила, Ликофрона
«Протесилай» Еврипида, Гелиодора, Гармодия
«Лаокоон» Софокла
«Гесиона» Деметрия (?)
«Леда» Дионисия Сиракузского
«Лемниянки» Эсхила, Софокла
«Ликаон» Ксенокла, Астидаманта
«Ликург» Эсхила, Полифрасмона, Тимокла
«Эол» Еврипида, Ликофрона
«Геракл» Софокла, Еврипида, Диогена, Ликофрона, Тимесифея, Астидаманта, неизв. автора
«Мед» неизв. автора (переложен Пакувием)
«Медея» Софокла, Еврипида, Диогена, Меланфия, Мор-сима, Феодорида, Биота, Помпея Макра, Неофрона, Дикеогена, Каркина мл., неизв. автора

 
172
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
Медея-изгнанница (26)
Меланиппа (186)
Мелеагр (174)
Меропа (137)
Минос (41)
Навплий (116)
Неоптолем(123)
Ниоба (9)
Ниоба или Ио (145)
Нис (198)
Одиссея (125)
Ойней (129)
Орест (119)

«Эгей» Софокла, Еврипида
«Меланиппа» Еврипида
«Мелеагр» Софокла, Еврипида, Сосифана, Антифона, неизв. автора; «Плевронянки» Фриниха ст.
«Кресфонт» Еврипида
«Минос» Софокла
«Навплий» Софокла, Филокла, Астидаманта, Ликофрона
«Неоптолем» Софокла, Никомаха, Мимнерма, неизв. автора; «Гермиона» Софокла, Феодора
«Ниоба» Эсхила, Софокла, Мелитона, неизв. автора
«Ио» неизв. автора; «Инах» Софокла
«Сцилла» неизв. автора
«Навсикая» Софокла; «Цирцея» Эсхила
«Мелеагр» Софокла, Еврипида, Сосифана, Антифона, неизв. автора; «Плевронянки» Фриниха ст.
«Орест» Еврипида, Тимесифея, Каркина мл., Феодекта, неизв. автора; «Электра» Софокла, Еврипида; «Хоэфоры» Эсхила

 
173
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
Орион (195)
Паламед (105)
Пандора(142)
Пасифая (40)
Пелий (12)
Пелопиды (86)
Пенфей и Агава (184)
Полиид (136)
Поликсена (110)
Полиник (68)
Прокрида (189)
Прометей (144)
Протей (118)
Протесилай (103)
Рес

«Кедалион» Софокла
«Паламед» Эсхила, Софокла, Еврипида, Астидаманта, Февдота
«Пандора» Софокла
«Минос» Софокла
«Пелий» Софокла
«Пелопиды» Ликофрона; «Плисфен» Еврипида
«Пенфей» Эсхила, Феспида, Ликофрона; «Вакханки» Эсхила, Софокла, Еврипида, Клеофона, Ксенокла, Иофона, неизв. автора
«Полиид» Софокла, Еврипида, «Главк» Эсхила
«Поликсена» Софокла, Никомаха; «Отплытие» неизв. автора
«Семеро против Фив» Эсхила, неизв. автора; «Финикиянки» Еврипида, Фриниха ст., неизв. автора
«Прокрида» Софокла
«Прометей» Эсхила, неизв. автора
«Протей» Эсхила
«Протесилай» Еврипида, Гелиодора, Гармодия
«Рес» [Еврипида], неизв. автора

 
174
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
98
99
100

101
102
103
104
105
106
107
108
109
Салмоней (61)
Семела(179)
Семеро эпигонов, то есть их сыновей (71)
Сизиф и Салмоней (60)
Смирна (58)
Суд об оружии (107)
Сфенебея (57)
Тантал (82)
Тевфрант(100)
Телегон (127)
Телеф(101)
Тезей у Минотавра (42)
«Салмоней» Софокла
«Семела» Эсхила, Диогена, Каркина мл., Спинфара
«Эпигоны» Эсхила, Софокла, Астидаманта, неизв. автора

«Сизиф» Эсхила, Софокла, Еврипида, Крития
«Кинир» неизв. автора
«Суд об оружии» Эсхила; «Аякс», «Фракиянки» Эсхила, Софокла, Астидаманта, Каркина мл., Феодекта, Полемея, неизв. автора
«Сфенебея» Еврипида; «Беллерофонт» Еврипида, Астидаманта; «Иобат» Софокла
«Тантал» Софокла, Пратина, Аристарха Тегейского, Фриниха ст.
«Мизийцы» Эсхила, Софокла, Еврипида, Никомаха, Агафона, неизв. автора
«Телегон» Ликофрона
«Телеф» Эсхила, Софокла, Еврипида, Клеофона, Мосхиона, Иофона, Агафона, неизв. автора
?«Тезей» Софокла, Еврипида, Гераклида, Ахея

 
175
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
Тиндарей (78)
Триптолем (147)
Троянский конь (108)
Узнавание Улисса (126)
Улисс (95)
Фаэтон (152а)
Фаэтон, гесиодов (154)
Фемисто (1)
Феоноя (190)
Филоктет (102)
Филомела (45)
Финей (19)
Фрикс (3)
«Тиндарей» Софокла, Никомаха; «Елена» Софокла, Еврипида, Диогена, Феодекта; «Свадьба Елены» Софокла
«Триптолем» Софокла, неизв. автора
«Синон» Софокла; «Взятие Илиона» Иофона
«Итакийцы» неизв. автора; «Одиссей» Софокла, Аполлодора из Тарса; «Пенелопа» Эсхила, Филокла
«Безумный Одиссей» Софокла
«Фаэтон» Еврипида, Феодорида; «Гелиады» Эсхила
— « —
«Афамант» Эсхила, Софокла, Астидаманта, Ксенокла, неизв. автора
неизв. трагедия?
«Филоктет» Эсхила, Софокла, Еврипида, Филокла, Антифона, Ахея, Феодекта, неизв. автора
«Пандион» Филокла; «Терей» Софокла, Филокла
«Финей» Эсхила, Софокла, неизв. автора
«Фрикс» Софокла, Еврипида, Тимокла, Ахея; «Гелла» неизв. автора

 
176
  ФАБУЛЫ ГИГИНА ТРАГЕДИИ
123
124
125
126
127
128

129
130
131
132
133
134
Хрис (121)
Хрисипп (85)
Церера(263)
Эвридика (216)
Эгисф (87)
Эдип (67)

Эномай (84)
Эрехфей (46)
Эрихтоний (166)
Эскулап (49)
Эфра (37)
Ясон. Пелиады (24)
«Хрис» Софокла, неизв. автора (переложена Пакувием)
«Хрисипп» Еврипида, Ликофрона, Диогена, неизв. автора
«Церера» Аристия
«Орфей» Аристия, неизв. автора
«Эгисф» Софокла, неизв. автора
«Эдип» Эсхила, Софокла, Еврипида, Диогена, Никомаха, Никомаха Афинского, Филокла, Ксенокла, Тимокла, Каркина мл., Ахея, Феодекта, Ликофрона, неизв. автора; «Эдиподия» Мелета мл.; «Сфинкс» Эсхила, неизв. автора
«Эномай» Софокла, Еврипида; «Гипподамия» Софокла
«Эрехфей» Еврипида
«Гефест» Ахея, неизв. автора
?«Асклепий» Аристарха Тегейского
?«Тезей» Софокла, Еврипида, Гераклида, Ахея
«Пелиады» Еврипида

 
177
Повторим, что эта таблица нисколько не подразумевает, будто фабула из левой колонки обязательно имеет своим источником трагедию из правой или ее аргумент — в подавляющем большинстве случаев недоказуемо и это утверждение, и противоположное. Цель таблицы — показать, что фабульная мифография унаследовала у трагедии стихийно созданное ею деление мифологии на участки, на «мифы» в аристотелевском смысле; а так как зерно такого «мифа» — стоящее в заголовке имя, «титул», решающее значение для нас имеет именно массовое совпадение титулов. Два значения слова «миф» — аристотелевское («фабула») и обычное («предание о герое») — оказываются тождественны на грани между трагедией и фабульной мифографией; в правой колонке «миф» значит первое, в левой — второе.
Если обратить внимание на хронологию названных трагедий, можно заметить, что трагедии Эсхила и его современников реже соответствуют гигиновским фабулам, а Еврипида и его современников — чаще. Это может приоткрыть процесс выделения в мифологии подходящих для трагедии (и для фабульной мифографии) фабул (вспомним Аристотеля: «поэтому ... трагедии бывают о немногих родах; ведь не нарочно, но случайно был найден в мифах такой (подходящий для трагедии — Д. Т.) порядок, так что поэты поневоле стали говорить о семьях, в которых произошли подобные беды»1). Но рассмотрение этого процесса увело бы нас далеко.

1 Δια γαρ τοΰτο ό'περ πάλαι ειρηται ου περί πολλά γένη αϊ τραγιρδίαι είσίν. ζητοΰντες γαρ ουκ άπό τέχνης άλλ' άπο τύχης eupov то τοιούτον παρασκευάζειν έν τοις μύθοις- αναγκάζονται ουν έπι ταύτας τάς οικίας άπανταν οσαις τα τοιαύτα συμβέβηκε πάθη — Aristot. Poet. 1454Α.
 
178

Фабулы с комической «мифопеей»

Единство действия может присутствовать не только в трагедии, и мифопея у фабулы может быть общей не только с трагедией, но и с другим литературным произведением. Обзор известных комедий на мифологические сюжеты может добавить некоторые штрихи к картине членения мифологической системы на части-фабулы. Так, сюжеты о драчуне-Амике или о мести Гефеста своей матери рассматривались как комические, и еще прежде указанных выше сатировских драм Софокла и Ахея Эретрийского им были посвящены комедии Эпихарма1. Некоторые мифологические фабулы являлись скорее достоянием комедии и редко использовались трагиками: таковы несколько самых распространенных сюжетов мифологических комедий:
- «Аталанта», о которой известны две указанных выше трагедии (или сатировских драмы) и не менее шести комедий2;
- «Бусирис» (одна драма Еврипида, пять комедий3);
- «Ио» («Инах» Софокла и четыре комедии4);
- «Лемниянки» (на излюбленную древней комедией тему женского бунта — два драмы Эсхила и Софокла, три комедии, в том числе самого Аристофана);



1 F 6-8 Kaibel.
2 Эпихарма, Страттида, Алексида, Эвтикла, Филетера, Филиллия. Фрагменты Эпихарма см.: Comicorum Graecorum Fragmenta / Ed. G. Kaibel. Berlin, 1899. Vol. I, 1; аттических комедиографов: The Fragments of Attic Comedy / By J. M. Edmonds. Leiden, 1957-1961. Vol. I-III.
3 Эпихарма, Антифана, обоих Кратинов, Эфиппа, Мнесимаха.
4 Саннириона, Анаксандрида, Анаксилая, Платона Афинского.

 
179
- дракам Геракла с пьяными кентаврами (известно две таких — на пирах у Фола и у Дексамена) чаще посвящались комедии, чем сатировские драмы1.
Фабулы с «мифопеей» из других литературных произведений
Сюжеты гомеровских гимнов редко использовались трагиками, чаще — комедиографами; не существовало (насколько можно судить) трагедий о любви Афродиты к Анхизу (фаб. 94) или о рождении Аполлона (фаб. 53), но известны такие комедии2. Некоторые другие сюжеты, неизвестные трагедии, можно обнаружить в комедии:
- о Девкалионе и Пирре (фаб. 153, пять комедий3),
- «Эндимион» (фаб. 153, комедия Алкея),
- «Геката» (фаб. 210, комедии Дифила и Никострата),
- «Сирены» (фаб. 141, комедии Никофона и Феопомпа) и др.
Таким образом, выделением еще нескольких мифопей фабульная мифография обязана комедии.
Происхождение остальных 60 фабул достаточно пестро; две из них — «Юнона» (13) и «Забота» (220) — являются баснями (о которых пойдет речь особо); одна — «Арион» (194) — исторической легендой, ошибочно попавшей в мифографический сборник, пять — «Кизик» (16), «Лик» (18), «Стимфалийские птицы» (20), «Сыновья Фрикса» (21), «Ээт» (22) — эпизодами плавания аргонавтов, в описании которого Гигин следует Аполлонию, а еще две — «Иола» (35) и «Несс» (34) —

1 См. комедии Эпихарма, Тимокла, Линкея Самосского, Никохара, Офелиона, Феогнета.
2 «Анхизы» Анаксандрида и Эвбула, «Рождение Аполлона и Артемиды» Филиска Керкирского.
3 Эпихарма, Антифана, Дифила, Эвбула, Офелиона.
 
180
эпизодами биографии Геракла. Несколько фабул — «Прозерпина» (146), «Тиррены» (134) — пересказы гомеровских гимнов (к ним можно присовокупить фабулу 148, «Вулкан», о Гефесте, Аресе и Афродите из «Одиссеи»). Две фабулы — «Нис» (131), «Фороней» (143) — несут следы эвгемеристической прозы. Многие из оставшихся посвящены превращениям1; есть мифы о зодиакальных созвездиях — «Аммон» (133), «Венера» (197), «Пан» (196, о Козероге) — и многое другое2.


1 «Алкиона» (65), «Арга» (205), «Гарпалик» (193), «Гиацинт» (218), «Дафна» (203), «Коронида» (202), «Линк» (259), «Нарцисс» (214), «Никтимена» (204), «Сова» (262), «Сцилла, другая» (199), «Теофана» (188), «Тиресий» (75), «Фили-ра, которая превратилась в липу» (138), «Филлида» (59).
2 Список оставшихся 28-и: «Атис» (213), «Афины» (164), «Гарпалика» (206), «Гермафродит» (215), «Герса» (211), «Гиант» (192), «Кассандра» (93), «Кирена» (209), «Либер» (167), «Малей» (217), «Марсий» (165), «Ойней» (172), «От и Эфиальт» (28), «Пелопс» (83), «Пифон» (140), «Родос» (208), «Суд Париса» (92), «Титаномахия» (150), «Титий» (55), «Тифон» (152), «Фетида» (54), «Хиона» (200), «Хлорида» (10), «Царь Мидас» (191), «Эгина» (52), «Эндимион» (212), «Эпаф» (149), «Эрик» (260).
 

 

 



Rambler's Top100