Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5
От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 8
2. Методологические вопросы....................... 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 14
4. Греческие племена и наречия...................... 18
5. Язык древнегреческой литературы ................... 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 22
7. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 47
2. Содержание «Илиады»......................... 48
3. Содержание «Одиссеи».......................... 52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 86
4. Время создания поэм.......................... 89
5. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 98
4. Пародии на героический эпос...................... 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 109
2. Греческая лирика и ее формы ..................... 111
3. Элегия и ямб, их представители.................... 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 150
2. Первые греческие философы...................... 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 154
4. Философы-поэты ........................... 156
5. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 165
4. Организация драматических представлений ............... 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 177
2. Биография Эсхила........................... 180
3. Произведения Эсхила ......................... 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 194
7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 195
8. Образы трагедий Эсхила........................ 197
9. Язык Эсхила............................. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 204
2. Строительство и художественная жизнь................. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ........... 210
6. Политическая литература........................ 216
7. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 222
2. Произведения Софокла......................... 223
3. Социально-политические воззрения Софокла............... 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 231
6. Общий характер творчества Софокла .................. 235
7. Образы трагедий Софокла ..................... 237
8. Язык Софокла............................. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 246
2. Произведения Эврипида ........................ 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 258
5. Общий характер творчества Эврипида ............... 261
6. Образы трагедий Эврипида....................... 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 277
3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 287
6. Литературные взгляды Аристофана ................ 293
7. Драматургия Аристофана........................ 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 300
9. Язык комедий Аристофана....................... 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 317
5. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 334
4. Речи Демосфена и его мастерство.................... 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 341
6. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 347
3. Эстетическое учение Платона...................... 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля................ 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 362
2. Менандр и его творчество ....................... 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 416
3. Аттицизм и вторая софистика .................... 421
4. Плутарх............................... 428
5. Лукиан ................................ 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 448
3. Позднегреческий роман......................... 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470
Библиография.............................. 472

Скачать

411

ГЛАВА XX
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЭПОХУ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

1. Римское завоевание и влияние его на культурную жизнь Греции. 2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки. 3. Аттицизм и вторая софистика. 4. Плутарх. 5. Лукиан. б. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы. 7. Начало христианской литературы. «Священное писание».

1. РИМСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ ГРЕЦИИ

Римский период греческой литературы, в строгом смысле слова, начинается со времени полного подчинения Риму всех греческих областей, т. е. с 30 г. до ч. э., когда был присоединен Египет. Но новые условия подготовлялись постепенно, еще в период эллинизма, по мере того как римляне стали вмешиваться в дела Греции. Сами римляне признавали, что только «лучшие», т. е. богатые, люди в Греции стояли за союз с ними и приглашали их для улаживания своих дел — а под этим разумелось обеспечение их интересов, — тогда как народные массы и все недовольные существующим положением выступали против них (Ливии, «История», XXXV, 34, 3). В течение двух столетий римляне по известному своему принципу divide et impera — «разделяй и властвуй» —добились господства над греками. В 196 г. римский полководец Т. Квинкций Фламинин, победив македонского царя Филиппа V, торжественно на Истмийских играх в Коринфе объявил от имени римского правительства свободу Греции (Ливии, XXXIII, 32, 5). Однако вскоре же грекам пришлось узнать, что значила на деле эта «свобода»: владычество македонян они сменъ ли на владычество римлян. Естественно, что это повело к новой борьбе, которая временно разрешилась в 146 г. превращением балканской Греции в

412

римскую провинцию (причем был взят и разрушен богатейший город Коринф), а закончилась покорением и остальных областей греческого мира.
Подчиняя греков, римляне приобретали не только материальные 1 богатства, но и большие моральные ценности греческой культуры. Это было очень метко определено римским поэтом Горацием в следующих стихах («Послания», II, 1, 636—637):

Греция, пленницей став, победителей грубых пленила,
В Лацийум сельский искусства внесла.

Но совершенно обратное — разлагающее действие оказывало это завоевание на греков. Хотя власть Рима оставляла большую самостоятельность греческим городам и в большинстве случаев не касалась их внутренней жизни, однако она ложилась на них тяжелым бременем, так как населению приходилось жестоко страдать от произвола римских наместников и действовавших под их покровительством разных дельцов, особенно откупщиков податей, публиканов, как это видно из речей и писем римского оратора Цицерона. Недаром же в 88 г., когда Понтийский царь Митридат VI Эвпатор начал войну против римлян, по его призыву дружно поднялись города Греции и Малой Азии. Это восстание было жестоко подавлено римским полководцем Суллой, и в 86 г. до н. э. Афины были захвачены и разгромлены. Политическая борьба в самом Риме также тяжело отражалась на населении греческих городов, так как с него взыскивались средства на ведение междоусобных войн и военные действия часто велись в его областях. Так, столкновение Юлия Цезаря с Помпеем в 49 г. произошло при Диррахии (в Эпире) и при Фарсале (в Фесалии), а завершилось боями в Александрии, причем сгорела знаменитая «царская» библиотека. После убийства Юлия Цезаря республиканцы с Брутом и Кассием во главе направились собирать войска в Грецию и Малую Азию, и peшительное сражение с их новыми противниками разыгралось в 42 г. при Филиппах (в Македонии), а война Октавиана с Антонием в 31 и 30 гг. завершилась битвами при Актии на море у берегов Эпира и в Александрии. Результаты этих событий выразились в явном ^истощении и оскудении материальных и моральных сил Греции. Историк Полибий в середине II в. до н. э. отмечал упадок хозяйственной жизни и обезлюдение страны («История», XXXVII, 9,5—8). В середине I в. Сервий Сульпиций, утешая Цицерона по случаю смерти его любимой дочери, указывал на крупные общественные бедствия — на то, что лежат в развалинах целые города: Коринф, Эгина, Мегары, Пирей («К близким», IV, 5, 4). А в конце I в. до н. э. географ Страбон говорил о плачевном состоянии многих областей Греции — Спарты, Мессены, Аркадии, Беотии, Этолии1. В этих условиях и надо искать причину упадка греческой культуры и литературы, который стал заметен уже в последнюю пору эллинизма — со II в. до н. э.
Поскольку Рим сделался владыкой вселенной и политическим центром, он стал привлекать к себе и торговцев, и ремесленников,

1 «География», VIII, 4, 11, р. 362; 8, 1—2 р. 388; IX, 2, 25, р. 410; X, 2, 3, р. 450.
413
и строителей, и художников, и писателей — всех, кто хотел выдвинуться, сделать карьеру. Греческая литература и наука стали делать быстрые успехи в Риме. Греческий язык сделался там языком высшего общества, передовой аристократии, как видно особенно на примере фамилии Сципионов. Первые римские историки-летописцы (анналисты) писали на греческом языке, например Фабий Пиктор. Однако в Рим из Греции потянулись далеко не лучшие люди, а по преимуществу различные искатели счастья или карьеристы, утратившие чувство родины, и потому у многих римлян складывалось о них нелестное мнение: они называли их презрительно «греченки» (graeculi) и относились к ним с подозрением, боясь их вредного влияния на молодежь. Таков был прославившийся своей строгостью Марк Порций Катон. Однако и он в своих сочинениях обнаруживает хорошее знакомство с греческой литературой, а под конец жизни занялся даже изучением греческого языка. Это — наглядный показатель того значения, которое приобрела греческая культура в жизни римлян. Большую роль в ее распространении сами римляне приписывали пребыванию у них в 168 г. греческого философа стоической школы (см. с. 387) Кратета, который знакомил их с греческой литературой. Затем в 155 г. из Афин прибыло посольство в составе академика Карнеада, стоика Диогена и перипатетика Критолая. Римская молодежь с восторгом слушала их лекции. Особенно важную роль сыграло пребывание в Риме стоического философа Панетия (180—110 гг. до н. э.) и историка Полибия. Оба они входили в кружок Сципиона Эмилиана (185—129 гг. до н. э.) и сделались руководителями и вдохновителями передовой римской аристократии. Книга Панетия «О долге» позднее послужила основой для сочинения Цицерона «Об обязанностях». В ней Панетий проводил мысль о необходимости для мудрого быть в постоянной готовности и бдительности ко всяким ударам судьбы (Авл. Геллий, «Аттические ночи», XIII, 28). Однако по временам прежняя подозрительность давала себя знать, как видно из запрещения греческих риторских школ, наложенного в 92 г. по настоянию известного оратора Красса.
Крупнейшим представителем греческой литературы II в. до н. э. был Полибий (прибл. 203—120 гг. до н. э.), бывший весьма деятельным проводником греческих просветительных идей в римском обществе. Полибий был сыном стратега (вождя) Ахейского союза и сам в 169 г. занимал важную должность начальника конницы. По окончании третьей Македонской войны (171 —167 гг.) он как видный общественный деятель был взят в качестве заложника в Рим и провел там 16 лет (166—150 гг.). Живя в доме Эмилия Павла, победителя в этой войне, он сблизился с выдающимися представителями римской передовой аристократии, особенно с Сципионом Эмилианом, сыном Эмилия Павла, усыновленным одним из Сципионов, и оказал на них сильнейшее влияние. В «Истории» Полибия (XXXII, 9—10) сохранился интересный рассказ о начале его дружбы с Сципионом и блестящая характеристика этого деятеля (XXXII, 11 —16). Благодаря своим связям с руководителями римской политики Полибий получил возможность вернуться на родину и не раз оказывал помощь своим сооте-
414
чественникам, особенно городам Пелопоннеса при новой организации их.
Полибий застал Рим на высоте его могущества, которое особенно поражало его в противоположность раздираемой междоусобицами Греции, и он сделался искренним поклонником римского государственного строя, который описал в VI книге своей «Истории» (сохранилась только в отрывках). Несмотря на полученную свободу, Полибий сопровождал Сципиона Эмилиана в его походах и, как очевидец, описал взятие и разрушение городов Карфагена в 146 г. и Нуманции в Испании в 133 г. до н. э.
Полибий был высоко образованным человеком, воспитанным в духе учений Аристотеля. Он был автором огромного исторического труда в 40 книгах — «Всемирной истории», как он его называл. Он имел в виду (XL, 14) продолжать подобный же труд Тимея (см. гл. XIX, с. 388). После беглого обзора в первых двух книгах событий со времени царя Пирра (начало III в. до н. э.) он начинает систематический рассказ с 220 г., описывает события II Пунической войны и доводит изложение до 146 г., кончая разрушением Карфагена и Коринфа. Его главная задача — показать, как римляне в короткий срок, в течение пятидесяти трех лет, подчинили своей власти почти весь известный в то время мир, и он объясняет это прочностью организации Рима.
Унаследовав политические взгляды Аристотеля о трех лучших видах государственного устройства, он по-своему изменил их, признав в Риме счастливое соединение этих трех форм — монархии в виде магистратуры, аристократии в сенате и демократии в комициях (народном собрании). Этот взгляд был потом усвоен римскими политическими деятелями.
Полибий описывал Рим как иностранец, которому бросались в глаза многие черты, ускользавшие от самих граждан, и это представляет особенную ценность. Кроме того, его рассказ отличается научной точностью и объективностью: прославляя римлян, он отдает дань справедливости и смертельному врагу их — Ганнибалу. Правда, он не может скрыть своих личных симпатий к вождям Ахейского союза Филопемену и Арату и к представителям круга Сципионов. Некоторые моменты он излагал как очевидец, для освещения других событий почерпнул сведения из архивов. Всюду он руководствовался своим собственным политическим и военным опытом, а также знанием географии, ради чего сам предпринимал путешествия. Так, он лично осматривал путь Ганнибала через Альпы.
Полибий называет свою историю «прагматической», обращая главное внимание на политические и военные события, и излагает их в логической последовательности, учитывая причины и последствия. При этом в истории он видит полезное поучение для политических деятелей. Изложение его отличается простотой и даже некоторой сухостью, которая иногда оживляется речами, построенными по правилам риторики. К сожалению, от этого большого труда Полибия сохранилась лишь малая часть — пять первых книг и довольно значительные отрывки из других.
415
Сочинение Полибия заслужило общее признание; автора называли даже вторым Фукидидом. Ввиду высокой ценности этого труда им много пользовались последующие историки, как, например, римский историк Ливий. Описание римского государственного и общественного устройства в отрывках VI книги принадлежит к числу замечательных произведений исторической мысли.
Полибию принадлежали и еще некоторые исторические труды, как «Жизнеописание Филопемена», «История Нумантийской войны», «О тактике»; но эти сочинения не сохранились.
Из ученых, оказавших сильное влияние на римлян, надо указать еще на Посидония из Апамеи (прибл. 135—51 гг. до н. э.), который в самом начале I в. до н. э. предпринимал с научной целью путешествие на запад — в Испанию, Галлию, северную Африку, причем заезжал и в Рим. Его сочинением «Об Океане» много пользовался впоследствии Страбон. Позднее Посидоний основал школу на острове Родосе и в качестве посла от этого государства в 86 г. вторично приезжал в Рим, где и увлек своим преподаванием молодежь. К нему на Родос приезжали учиться Цицерон, Помпей и другие. Посидоний был весьма разносторонним ученым. Он занимался стоической философией как ученик Панетия, но придал ей несколько мистическое направление, причем оправдывал рабовладение. Он оказал сильное влияние на Цицерона (особенно в сочинениях «О гадании» и «О природе богов»), В области истории Посидоний продолжил труд Полибия и довел изложение до 82 г. до н. э., отдавая свои симпатии нобилитету. Этот труд его не сохранился, но известно, что им пользовались позднейшие греческие историки — Диодор, Плутарх, Аппиан и римские историки Цицерон, Юлий Цезарь, Саллюстий, Ливии и Тацит, — проводя его концепцию об идеальной простоте и нравственной чистоте первобытных людей, а также его аристократическую точку зрения.
Еще можем назвать Филодема (I в. до н. э.), представителя, хотя и поверхностного, эпикурейской философии, отрывки из произведений которого сохранились в папирусе из Геркуланея. Он же известен нам как автор ряда эпиграмм, хотя и неглубоких по содержанию, но остроумных и изящных по форме.
Поэзия II и I вв. до н. э. представляет небольшой интерес и оставила малозаметные следы. Наибольшее значение имел жанр эпиграммы. Антипатр Сидонский (конец II в. до н. э.) и Архий из Антиохии (начало I в. до н. э.) по собственной инициативе приехали в Рим и пользовались большим успехом как поэты-импровизаторы. Римский собиратель учености Авл Геллий (II в. н. э.) ставил Антипатра на один уровень с Анакреонтом, но мы не можем этого проверить. До нас дошло лишь несколько его эпиграмм, содержащих по преимуществу характеристики древних поэтов. Ему, может быть, принадлежат некоторые из так называемых «анакреонтических» стихотворений. Архий известен нам главным образом по речи Цицерона 62 г., где оратор, превознося значение поэтического таланта, этим самым оправдывает дарование ему прав римского гражданства. По-видимому, Архию обязан римский поэт Катулл (прибл. 87—54 гг. до н. э.) своим увлечением поэзией Каллимаха.
416
Из поэтов этого времени наибольшей известностью пользовался Мелеагр из Гадары (в Палестине) конца II и начала I в. до н. э. От него сохранилось около 130 произведений сатирического и любовного содержания. Он первый составил сборник — Антологию — (букв, «цветник») из произведений 40 поэтов под названием «Венок», которые впоследствии были включены в так называемую «Палатинскую антологию», сохранившуюся до нашего времени (см. гл. XXI, с. 451).

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.



Rambler's Top100