Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5
От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 8
2. Методологические вопросы....................... 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 14
4. Греческие племена и наречия...................... 18
5. Язык древнегреческой литературы ................... 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 22
7. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 47
2. Содержание «Илиады»......................... 48
3. Содержание «Одиссеи».......................... 52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 86
4. Время создания поэм.......................... 89
5. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 98
4. Пародии на героический эпос...................... 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 109
2. Греческая лирика и ее формы ..................... 111
3. Элегия и ямб, их представители.................... 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 150
2. Первые греческие философы...................... 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 154
4. Философы-поэты ........................... 156
5. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 165
4. Организация драматических представлений ............... 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 177
2. Биография Эсхила........................... 180
3. Произведения Эсхила ......................... 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 194
7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 195
8. Образы трагедий Эсхила........................ 197
9. Язык Эсхила............................. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 204
2. Строительство и художественная жизнь................. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ........... 210
6. Политическая литература........................ 216
7. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 222
2. Произведения Софокла......................... 223
3. Социально-политические воззрения Софокла............... 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 231
6. Общий характер творчества Софокла .................. 235
7. Образы трагедий Софокла ..................... 237
8. Язык Софокла............................. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 246
2. Произведения Эврипида ........................ 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 258
5. Общий характер творчества Эврипида ............... 261
6. Образы трагедий Эврипида....................... 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 277
3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 287
6. Литературные взгляды Аристофана ................ 293
7. Драматургия Аристофана........................ 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 300
9. Язык комедий Аристофана....................... 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 317
5. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 334
4. Речи Демосфена и его мастерство.................... 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 341
6. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 347
3. Эстетическое учение Платона...................... 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля................ 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 362
2. Менандр и его творчество ....................... 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 416
3. Аттицизм и вторая софистика .................... 421
4. Плутарх............................... 428
5. Лукиан ................................ 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 448
3. Позднегреческий роман......................... 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470
Библиография.............................. 472

Скачать

438

6. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. ГРАММАТИКИ И ЛЕКСИКОГРАФЫ

Научная мысль во II и III вв. имела весьма разносторонний характер, но в противоположность эллинистической эпохе она была мало оригинальной. Она занималась не столько исследовательской работой, сколько популяризацией прежних достижений, заботясь более всего о занимательности изложения.
К сочинениям этого рода принадлежит прежде всего «Описание Греции» Павсания из Магнесии в Малой Азии (II в. н. э.). Это — нечто вроде путеводителя по Греции в пределах Балканского полуострова. Автор знакомит путешественника, прибывающего в страну, с местными достопримечательностями, с памятниками, постройками, преданиями, мифами и историческими событиями. Преследуя чисто практическую цель, это сочинение не отличается ни глубиной содержания, ни художественностью изложения, зато дает неоценимые све-

439
дения по истории, археологии, истории искусства и мифологии, а также по вопросам обрядов быта. Мы находим, например, подробное описание афинского Акрополя со всеми памятниками, находившимися там в его время, в том числе описание Парфенона и знаменитых статуй работы Фидия — Афины-Девы (Парфенос), Афины-Поборницы (Промахос) и т. д. (в I кн.), такое же описание Дельф с их святилищами и сокровищницами (X кн.) и Олимпии (V—VI кн.) со всеми ее памятниками, в том числе со статуей Зевса работы Фидия и с ценным указанием относительно статуи Гермеса работы Праксителя, которая при раскопках и была найдена как раз на указанном месте. Из исторических эпизодов большой интерес представляет история Ахейского союза и завоевания Греции римлянами, слабо освещенная у других писателей.
Для истории философии представляет значительную ценность труд Диогена Лаэртского (начало III в. н. э.) «Жизнеописания знаменитых философов». В этом сборнике в десяти книгах содержатся сведения о многих философах с древнейших времен до начала III в., перечисляются их сочинения и излагаются их философские взгляды, причем нередко приводятся выдержки из их сочинений и из сочинений о них. Однако собранные материалы включались в сборник без всякой критики, в изложение вошло много анекдотов, и потому приводимые сведения имеют неодинаковую ценность; лучшими признаются главы о Пифагоре, Солоне, Платоне, Зеноне и Эпикуре.
Сохранился ряд сочинений, приписываемые четырем Филостратам, деятельность которых относится ко II—III вв. Одному из них принадлежат два больших сочинения: «Жизнеописание Аполлония Тианского» и «Жизнеописания софистов». В последнем труде автор хотел дать историю софистов, начиная с знаменитых софистов V в. до н. э. вплоть до своего времени, но фактически дал отрывочные и разнохарактерные очерки и характеристики отдельных из них. «Жизнеописание Аполлония Тианского» в восьми книгах рассказывает о жизни этого пророка-философа неопифагорейской школы, которому в кругах падающего язычества приписывали роль какого-то «Мессии». Это жизнеописание полно чудес, невероятных приключений и мудрых изречений в мистическом духе во вкусе времени. Рассказ крайне растянут побочными эпизодами. Основную часть его составляют беседы Аполлония с учеником его Дамидом и отчасти императором Веспасианом.
Поиски чудесного нашли выражение в сочинении другого Филострата «Разговор о героях», где пересказываются в соответствующем освещении мифы о героях. В сочинении «Картины» того же автора дается описание 64 картин разных художников из какой-то галереи в Неаполе. Эти описания становятся предметом художественной критики и риторических рассуждений и содержат ценный материал для знакомства с античной живописью, которая вообще мало известна нам. Описания сопровождаются мифологическими объяснениями, однако без указания имен живописцев. К этому сборнику примыкают подобные же 17 описаний Филострата Младшего и 13 «Описаний статуй» какого-то Калистрата, вероятно их современника. Стиль всех
440
этих сочинений страдает манерностью. Мотив описания картин мы встретим далее в некоторых романах, например Лонга, Гелиодора, Ахилла Татия.
Из сочинений энциклопедического характера особенно важен труд Афинея из Навкратиса (начало III в. н. э.). Этот труд под названием «Пирующие софисты», состоявший, по-видимому, из 30 книг, дошел до нас в сокращении, в виде 15 книг. По образцу «Пира» и других сочинений Платона Афиней изображает софистов на пиру у богатого римлянина Лаврентия и вкладывает в уста их разговоры на самые разнообразные темы — о поэзии, риторике, грамматике, музыке, философии, истории, искусстве, медицине, технике и т. д. Многие из выведенных лиц названы историческими именами — врач Гален, юрист Ульпиан и др. В общем получается своеобразная энциклопедия, не имеющая, правда, художественного значения, так как действующие лица обрисованы весьма шаблонно, но представляющая ценность по собранному в ней материалу. Притом автор знакомит нас со многими утраченными в настоящее время сочинениями, а из некоторых приводит даже более или менее значительные отрывки, например из средней и новой комедии, воспоминания Иона Хиосского о Софокле и т. п.
В области специальных наук к этому периоду относится много сочинений по разным отраслям — по астрономии, медицине, естественным наукам и т. д. Выдающийся астроном Клавдий Птолемей (вторая половина II в.) в противоположность Аристарху Самосскому (см. с. 431) вернулся к геоцентрическому представлению о мироздании, считая вслед за учителем своим Гиппархом центром мира землю. «Учебник» Птолемея служил руководством в течение многих веков вплоть до Коперника, и его учение было утверждено христианской церковью. В XI в. он был переведен на арабский язык и получил известность под арабским названием «Алмагест». Птолемеем была составлена и географическая карта, имевшая хождение в начале Нового времени.
В медицинской науке в течение многих веков авторитетом был Клавдий Гален из Пергама (131—200 гг. н. э.). Им написано огромное количество сочинений по теории и практике медицины. Среди них большое значение имеют «Объяснения к Гиппократу», характеризующие его как продолжателя этого ученого, «Деятельность частей тела» и «О естественных свойствах», «Метод лечения» и др. Эти сочинения легли в основу современной анатомии и физиологии. Правда, он подходил к науке с идеалистической точки зрения, во всем видя действие божества. Особенное значение в средние века получило его учение о четырех «соках», которыми будто бы определялся характер человека: откликом этого до сих пор остается представление о четырех темпераментах — сангвиническом, холерическом, меланхолическом и флегматическом. Медицинские теории Галена нашли отражение у Шекспира и Микеланджело.
Элиану принадлежат три сочинения: «О природе животных», «Географическое руководство» и «Пестрая история» — сборник занимательных рассказов и анекдотов, главным образом из прошлых
441
времен, в том числе много рассказов на литературные и мифологические темы. Конечно, эти его произведения не принадлежат к области художественного творчества, но характеризуют умственное состояние рассматриваемой эпохи.
Полное разочарование в современных научных знаниях мы находим у Секста, прозванного Эмпириком (конец II и начало III в.). В «Пирроновских положениях» в трех книгах он в общих чертах установил скептическое отношение к философским учениям, а подробнее развил эту точку зрения в скептических замечаниях «Против догматиков» в пяти книгах и «Против учителей» («математиков») в шести книгах, где дал систематическое опровержение логических, физических, этических, математических, риторических, грамматических и вообще научных теорий. Сочинение это, несмотря на свою парадоксальность, представляет большую ценность потому, что дает почти энциклопедию современной ему философии.
Более оригинальным было сочинение «Правдивое слово» Цельса (конец II в.), содержавшее опровержение христианства и доказательство бессмысленности его учений. Однако оно не сохранилось и известно нам только по полемике с ним христианского писателя Оригена (III в.). и по цитатам, которые там приводятся. По всему видно, что его насмешкам придавали силу рассыпанные в его сочинении пародии и сатиры.
В области риторики руководящее значение в это время имели сочинения Гермогена (II в.), о котором уже говорилось (с. 383).
Необходимость подведения итогов накопленным знаниям требовала создания первых грамматик и словарей. Из словарей сохранились «Словарь к десяти ораторам» Валерия Гарпократиона (начало III в.) и «Ономастикой» Юлия Полидевка (Поллукса) из Навкратиса (конец II — начало III в.) в десяти книгах, сохранившихся в сокращении. Полидевк был воспитателем императора Коммода и за свое пресмыкательство был едко осмеян Лукианом в «Лексифане» и в «Учителе красноречия» (особенно гл. 24). В его словаре слова подобраны тематически; например, в IV книге помещены слова, относящиеся к музыке, танцам, театру, в IX — к играм и т. п. Эти словари являются важным пособием для понимания и изучения всей вообще античной культуры.
Наконец, необходимо упомянуть и о показателе начинающегося культурного разложения. Типичное античное суеверие — вера в вещее значение снов — нашло выражение в книге Артемидора «Толкование снов» («Онирокритика»). Это — своего рода «сонник», пользовавшийся большим распространением даже в новое время.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.



Rambler's Top100