Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5
От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 8
2. Методологические вопросы....................... 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 14
4. Греческие племена и наречия...................... 18
5. Язык древнегреческой литературы ................... 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 22
7. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 47
2. Содержание «Илиады»......................... 48
3. Содержание «Одиссеи».......................... 52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 86
4. Время создания поэм.......................... 89
5. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 98
4. Пародии на героический эпос...................... 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 109
2. Греческая лирика и ее формы ..................... 111
3. Элегия и ямб, их представители.................... 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 150
2. Первые греческие философы...................... 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 154
4. Философы-поэты ........................... 156
5. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 165
4. Организация драматических представлений ............... 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 177
2. Биография Эсхила........................... 180
3. Произведения Эсхила ......................... 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 194
7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 195
8. Образы трагедий Эсхила........................ 197
9. Язык Эсхила............................. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 204
2. Строительство и художественная жизнь................. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ........... 210
6. Политическая литература........................ 216
7. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 222
2. Произведения Софокла......................... 223
3. Социально-политические воззрения Софокла............... 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 231
6. Общий характер творчества Софокла .................. 235
7. Образы трагедий Софокла ..................... 237
8. Язык Софокла............................. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 246
2. Произведения Эврипида ........................ 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 258
5. Общий характер творчества Эврипида ............... 261
6. Образы трагедий Эврипида....................... 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 277
3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 287
6. Литературные взгляды Аристофана ................ 293
7. Драматургия Аристофана........................ 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 300
9. Язык комедий Аристофана....................... 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 317
5. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 334
4. Речи Демосфена и его мастерство.................... 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 341
6. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 347
3. Эстетическое учение Платона...................... 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля................ 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 362
2. Менандр и его творчество ....................... 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 416
3. Аттицизм и вторая софистика .................... 421
4. Плутарх............................... 428
5. Лукиан ................................ 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 448
3. Позднегреческий роман......................... 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470
Библиография.............................. 472

Скачать

461

6. БОРЬБА ЯЗЫЧЕСТВА С ХРИСТИАНСТВОМ. ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ОРАТОРЫ И УЧЕНЫЕ. «ОТЦЫ ЦЕРКВИ»

Христианство начало свое существование как религия рабов. Но, как и при всех движениях рабов, к нему примкнули «страждущие и обремененные» и из числа свободных. Борьба религий имела, таким образом, под собой глубокую классовую основу. Само высшее общество было захвачено общим кризисом, поэтому многие его представители восприняли новое учение. Загорелась последняя борьба между разлагавшимся язычеством и крепнувшим христианством, которое в эту пору еще сохраняло прогрессивное значение. После ряда жестоких преследований христиан — особенно сильны были гонения на них в 250 г. при Деции и в 303 г. при Диоклетиане — распространение новой религии не только не снизилось, но, наоборот, сильно возросло. В 313 г. император Константин так называемым «Миланским эдиктом» объявил веротерпимость, а к 381 г. христианство сделалось уже господствующей, государственной религией. Ослабевшая императорская власть постаралась обеспечить себе силу привлечением масс населения и богатств христианской церкви. Затем, после кратковременной реакции и восстановления языческих культов при Юлиане (361—365 гг.), устанавливается окончательное торжество христианства при Феодосии в 381 г. С тех пор христианская церковь становится орудием политической власти и превращается в средство эксплуатации народных масс.
В IV в. на защиту умирающего язычества выступил ряд выдающихся и высокообразованных деятелей. Кроме того, риторские и философские школы оставались оплотом старой религии. Сведения о некоторых деятелях этого направления содержатся в сохранившихся частях труда Эвнапия (346—415 гг.) «Жизнеописания философов и софистов». Этот труд охватывает время с 270 по 404 г., но страдает

462
отсутствием критики и неровностью изложения. Автор восторженно пишет о Юлиане Плотине, Порфирии и Ямблихе.
Из большого множества риторов выделялись в это время трое: Гимерий, Фемистий и Либаний.
Гимерий (прибл. 310—393 гг.) из Прусы в Вифинии преподавал риторику в Афинах и написал более 70 речей, из которых сохранилось 24. Часть из них — декламации на вымышленные или исторические темы, часть на торжественные случаи из современной жизни — на свадьбу Севера, на смерть сына Руфина и т. п. Они отличаются торжественностью и высокопарностью стиля, подражают знаменитым ораторам прежних времен и переполнены цитатами из старых поэтов — Алкея, Сапфо, Анакреонта. Гимерий был учителем некоторых христианских ораторов — Василия Великого, Григория Богослова и оказал на них влияние.
Фемистий из Пафлагонии (прибл. 317—388 гг.), оставаясь язычником, пользовался милостями даже христианских императоров — Константина и его преемников, а Феодосии назначил его воспитателем своего наследника Аркадия. Торжественными речами на разные события придворной жизни Фемистий снискал себе большую известность. От него сохранились «Парафразы» (т. е. пересказы) некоторых сочинений Аристотеля — важное пособие для изучения текстов последнего, а также 35 речей, живо рисующих современную жизнь. В речи «Софист» он знакомит читателя со своей собственной личностью, отказываясь признать себя софистом. В речи «О власти» он оправдывается в том, что при своих философских взглядах принял на себя должность префекта города. В некоторых речах он призывает к веротерпимости и гуманности.
Наибольшей известностью из риторов этого времени пользовался Либаний из Антиохии (314—393 гг.), получивший образование в Афинах. Он создал собственную школу в Константинополе, а позднее в Антиохии и пользовался исключительной славой. Он был учителем императора Юлиана и выдающихся христианских проповедников — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Сохранились его школьные декламации и сочинения по риторике, в том числе объяснения к речам Демосфена, но главный интерес представляют его 64 речи — отчасти на вымышленные сюжеты, отчасти на моральные темы, преимущественно по вопросам современности. Тут есть и его автобиография — речь «О своей судьбе», где он рассказывает о себе, а в то же время знакомит нас вообще с жизнью риторских школ. Большой интерес представляет слово в честь его родного города Антиохии (с подробным описанием его) и слово в защиту этого же города перед Феодосием по поводу случившегося там восстания. Две речи посвящены памяти Юлиана. Есть речь «О храмах», в которой он протестует против погромов и разрушения языческих храмов, обвиняя монахов в невежестве и фанатизме.
Кроме этого, от Либания сохранилась огромная переписка (1607 писем). Либаний имел большой круг друзей как среди язычников, так г. среди христиан и пользовался уважением даже среди последних. Он отстаивал точку зрения религиозной терпимости. Но он был грек
463

старого закала, очарованный великим прошлым своего народа, а в христианстве видел полуварварство. Особенно он возмущался монахами, считая их врагами культуры. Подобно некоторым из своих единомышленников, он был мечтателем, который не видел совершившихся перемен в общественной жизни. Он и в литературе хотел возродить старину, подражая старым писателям. Однако, возрождая форму, он не мог сообщить ей прежней силы и впадал в расплывчатость, высокопарность и многословие.
Мечты о восстановлении старой религии как выразительницы прежней великой культуры пытался осуществить во время своего трехлетнего правления император Юлиан (331—363 гг.). Юность свою он провел в немилости, в удалении от двора императора Констанция и даже в ожидании казни (как казнен был его брат Галл). Юлиан был учеником Либания и горячим поклонником Платона. Сделавшись императором, он объявил равноправие религий и этим вызвал ожесточенное сопротивление и ненависть христиан. Но он не учел того, что уже не было необходимых условий для существования старой религии, и поэтому попытка возродить ее не имела успеха. «Это направление, — писал Маркс в передовице к № 179 «Кельнской газеты», — к которому принадлежал еще император Юлиан, полагало, что можно заставить совершенно исчезнуть дух времени, пролагающий себе путь, — стоит только закрыть глаза, чтобы не видеть его»1. Несмотря на преследования, которым в позднейшие времена подвергались сочинения императора, получившего прозвище «Отступника», значительное количество их сохранилось и дошло до нас. К сожалению, особенно интересное для нас сочинение «Против христиан» погибло и известно нам только по полемике против него. Он показывал, что христианская Библия содержит не менее мифов, чем греческая поэзия, и что бог, как изображает его Библия, — жестокий и несправедливый. Свои религиозные верования в духе неоплатонизма он выразил в двух замечательных речах «В честь Царя-Солнца». В речи «В честь Матери богов» он дает философское истолкование старым мифам. В пору борьбы с императором Констанцием (361 г.) он обратился с письмом «К совету и Народу афинскому», где ставил их судьями в своем споре с императором, рассказывал о своей жизни и выражал преклонение перед древней культурой. В сатире «Цезари» он подверг осмеянию претензии императоров на обожествление, особенно же резко высмеял расчеты своего дяди Константина на помощь Христа. В «Ненавистнике бороды» (Мисопогон) он дал едкую сатиру на жителей Антиохии, осмеивая роскошь и изнеженность их образа жизни. Сам он в противоположность новой моде носил бороду, подобно философам-киникам, чем и возбуждал насмешки некоторых современников из местного христианского населения, подстрекаемого своим духовенством. Образ Юлиана интересно выступает в его обширной переписке, из которой сохранилось 78 писем. Живость и воодушевление отражаются во всех его произведениях, но все они подтверждают безнадежность его стремлений.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 99.
464
Античная литература после Юлиана уже начинает проявлять свое бессилие и несостоятельность; на ее развалинах создается новое. Религия, проповедовавшая покорность властям, призывавшая к смирению и обещавшая награды в загробном мире, в IV в. сделалась удобным орудием угнетения в руках правящего класса. Начались преследования во имя веры, натравливание толпы на язычников фанатичными проповедниками. Так, в Александрии в 391 г. по подстрекательству епископа Феофила был разгромлен храм Сараписа с его богатой библиотекой, а в 415 г. толпа, руководимая изувером епископом Кириллом, растерзала замечательную ученую женщину-философа Гипатию. Христианство сделалось господствующей религией, но вместе с тем в его собственной среде начались раздоры, питавшиеся различиями социального состава, борьба с разными уклонами в учениях, так называемыми «ересями». В этой борьбе господствующее течение выработало основные принципы «православия» и формулировало их в так называемом «символе веры». Деятелей, которые вырабатывали эти учения, называют «учителями» и даже «отцами церкви».
Некоторые христианские писатели начали применять в своих трудах достижения языческой науки. Вместе с этим были перенесены в христианскую литературу художественные принципы античности, которыми пренебрегали вначале. Пример этого дает известный церковный деятель начала IV в. Арий, заклейменный названием еретика за то, что отрицал божественность Христа — его «единосущность богу-отцу». Свое еретическое учение Арий излагал не только в виде речей-проповедей, но и в художественных произведениях, например в «Пире». Кроме того, он распространял свое учение в виде народных песенок — песен мельников, матросов, носильщиков и т. п., которые отчасти сохранились. В них появляются уже признаки «тонического» стихосложения.
Старшим из христианских писателей, которые стали пользоваться средствами языческой литературы, был Афанасий Александрийский (295—373 гг.), деятельный и непримиримый участник первого «вселенского» собора в Никее в 325 г. Он выступал против учения Ария. Особенно важное значение имели его речи: «Против греков», «Против язычников», «Против ариан» и др. Он обладал большим ораторским талантом и был искусен и в памфлетах и в панегириках. Он живо изображает борьбу и интриги в окружающей среде. Его «Житие святого Антония», полное невероятных чудес, созданных аскетическим воображением, послужило материалом для Флобера в «Искушении святого Антония».
Особую группу составляют проповедники из Каппадокии (Малая Азия). Главою их был Василий, прозванный впоследствии за свое красноречие Великим (330—379 гг.). Он получил образование в Афинах и Константинополе и был учеником Гимерия и Либания, но, разочаровавшись в светской науке, принял христианство. Он был выдающимся оратором, причем умел сочетать с искусством глубину философской мысли и многое заимствовал у Платона и Плотина (сохранилось много сочинений и 365 писем). Среди его сочинений наибольшей известностью пользуется «Шестоднев» — объяснение библейского
465
рассказа о шести днях творения мира. Это сочинение сделалось в пору средневековья основой естествознания в странах христианского Востока, в том числе и у нас на Руси. Стиль Василия соединяет в себе черты классической литературы с библейской и вместе с тем сохраняет оригинальность и простоту, религиозное рвение и художественную силу.
Григорий из Назианзы в Каппадокии (прибл. 330—390 гг.), прозванный Богословом, был близким другом Василия Великого и учился с ним в Афинах у Гимерия. Его личность особенно хорошо обрисовывается в его многочисленных письмах. В публичных речах — их сохранилось 45 — он защищал догматы православия, разъяснял различные моральные принципы — о мире, о нестяжательстве, о любви к бедным и т. д., выступал против Юлиана, прославлял память Афанасия и Василия после их смерти, давая интересные характеристики их. Особенно замечательна речь памяти Василия, пронизанная искренним чувством, воспоминаниями о совместной жизни в Афинах в годы учения.
В своих речах Григорий обнаруживает большое искусство и даже изящество. От речей Василия его речи отличаются большей живостью и красочностью. Отдельные места проникнуты лирическим чувством. Но в целом речи страдают растянутостью. Обладая артистической натурой, он был лучшим из христианских поэтов своего времени. Он писал стихотворения разными размерами. Им написаны «Стихотворения богословские» и «Стихотворения исторические» — всего— 185; кроме того, можно упомянуть 129 «Надгробных стихотворений» и 94 «Эпиграммы». В «Исторических стихотворениях» большой интерес представляет его автобиография, которую он назвал: «О страданиях моей души». Необходимо отметить, что в некоторых стихотворениях, как в «Вечерней песне» и в «Похвале девственнице», он отступает от метрического стихосложения и переходит к тоническому. В эпоху феодализма ему приписали драму «Страждущий Христос», составленную главным образом из отдельных стихов из трагедии Эврипида.
К этому же кругу проповедников принадлежал младший брат Василия Григорий, епископ Нисский (341—395 гг.), много сделавший для утверждения основ христианского учения. Его диалог «О душе и воскресении» сравнивали с «Федоном» Платона, где также речь идет о бессмертии души. Большое сочинение «Против Эвномия» в четырнадцати книгах посвящено опровержению арианства.
Наибольшей высоты достигает христианское проповедничество в лице Иоанна, прозванного за его красноречие Хрисостомом, т. е. Златоустом (344—407 гг.). Он был учеником Либания и сначала вел светский образ жизни, но потом сделался ревностным служителем церкви. Он был епископом сначала в Антиохии, потом в Константинополе. Своими обличительными речами он вызвал гнев императрицы Евдокии; по проискам ее партии он был два раза низложен, по дороге в ссылку на восточный берег Черного моря он умер.
Сохранилось до 1000 разных сочинений Иоанна — философских рассуждений, речей, бесед и писем. Главная слава принадлежит ему
466
как оратору, проповеднику и моралисту. С большой силой и широтой он сумел изобразить жизнь больших городов — Антиохии и Константинополя; роскошь, разврат, страсть к играм и зрелищам, придворные интриги, безнравственность духовенства — все это нашло яркое отражение в его обличительных речах. Ни один проповедник не мог с такой силой показать современную жизнь. Замечательна его беседа «О статуях» (XXI) по поводу того, что в 387 г. народ в Антиохии, возмущенный тяжелыми налогами, повалил статуи императора Феодосия.
Речи Иоанна отличаются последовательностью аргументации, форма их блещет богатством, разнообразием — от задушевной беседы до едкой сатиры и гневного обличения — и неисчерпаемым запасом образов, метафор, сравнений и фигур. Правда, в них бывает иногда растянутость. Но замечательно, что у него ораторское слово, давно уже превратившееся в школьную декламацию, снова оживает и получает действенную силу, напоминающую ораторов классической поры. Он — христианский писатель, совмещающий в себе качества античного грека.
Синесий из Кирены (370—412 гг.), ученик Гипатии, с 409 г. епископ в Птолемаиде, соединял в себе классическую образованность с христианским мировоззрением, греческую жизнерадость с мистическим созерцанием. Он не раз выступал ходатаем за интересы народа перед императорской властью. Кроме сатирической пародии на софистов — «Похвального слова плеши» и торжественной речи «О царской власти», обращенной в весьма смелых выражениях к императору Аркадию, он написал нечто вроде исторического романа «Египетские истории, или Провидение», где под видом борьбы доброго Осириса с злым Тифоном аллегорически изображаются события в Константинополе в 397—400 гг. Еще имеется более 150 писем, в том числе 5 к Гипатии, и десять гимнов, написанных восьмисложными стихами. Все показывает, что это был человек гуманных взглядов, с широким кругозором и большой начитанностью; он нередко цитирует языческих поэтов и философов.
Таковы были христианские ученые и проповедники, положившие начало «богословской науке». Однако этот подъем был непродолжителен, и за ним последовал уже явный упадок литературы.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.



Rambler's Top100