Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5
От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 8
2. Методологические вопросы....................... 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 14
4. Греческие племена и наречия...................... 18
5. Язык древнегреческой литературы ................... 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 22
7. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 47
2. Содержание «Илиады»......................... 48
3. Содержание «Одиссеи».......................... 52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 86
4. Время создания поэм.......................... 89
5. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 98
4. Пародии на героический эпос...................... 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 109
2. Греческая лирика и ее формы ..................... 111
3. Элегия и ямб, их представители.................... 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 150
2. Первые греческие философы...................... 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 154
4. Философы-поэты ........................... 156
5. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 165
4. Организация драматических представлений ............... 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 177
2. Биография Эсхила........................... 180
3. Произведения Эсхила ......................... 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 194
7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 195
8. Образы трагедий Эсхила........................ 197
9. Язык Эсхила............................. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 204
2. Строительство и художественная жизнь................. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ........... 210
6. Политическая литература........................ 216
7. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 222
2. Произведения Софокла......................... 223
3. Социально-политические воззрения Софокла............... 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 231
6. Общий характер творчества Софокла .................. 235
7. Образы трагедий Софокла ..................... 237
8. Язык Софокла............................. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 246
2. Произведения Эврипида ........................ 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 258
5. Общий характер творчества Эврипида ............... 261
6. Образы трагедий Эврипида....................... 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 277
3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 287
6. Литературные взгляды Аристофана ................ 293
7. Драматургия Аристофана........................ 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 300
9. Язык комедий Аристофана....................... 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 317
5. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 334
4. Речи Демосфена и его мастерство.................... 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 341
6. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 347
3. Эстетическое учение Платона...................... 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля................ 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 362
2. Менандр и его творчество ....................... 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 416
3. Аттицизм и вторая софистика .................... 421
4. Плутарх............................... 428
5. Лукиан ................................ 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 448
3. Позднегреческий роман......................... 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470
Библиография.............................. 472

Скачать

282

4. АРИСТОФАН — «ОТЕЦ КОМЕДИИ» И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В творчестве Аристофана «древняя» аттическая комедия достигла высшего завершения. Для нас он остается единственным представителем этого рода поэзии и родоначальником всего направления комической поэзии в мировой литературе. Ф. Энгельс называл его «отцом комедии»2.
О жизни Аристофана мы знаем очень мало. Родился он в деме Кидафине приблизительно в 445 г. Предполагают, судя по его замечанию в «Ахарнянах» (653 и схолии), что он был клерухом — афинским колонистом на острове Эгине. Одна сохранившаяся надпись начала IV в.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 36, с. 333. Так называл его и Н. В. Гоголь. См.: Гоголь Н. В. Театральный разъезд. — Полн. собр. соч., М., 1949, т. 5, с. 143.
283
упоминает его имя как члена Совета пятисот в составе пританов (дежурных) филы Пандиониды.
Аристофан говорит, что начал писать еще очень молодым и первые произведения (427—425 гг.) — «Пирующие», «Вавилоняне» и «Ахарняне», из которых сохранилось только последнее, — ставил под именем актера Каллистрата. Аристофан выступал иногда в качестве актера. Он, например, играл роль Пафлагонца-Клеона во «Всадниках». Последнее из дошедших до нас произведений, комедия «Богатство», было поставлено им в 388 г. После этого он написал еще комедии «Кокал» и «Эолосикон», которые были поставлены его сыном Араром, может быть, уже после смерти автора, и не дошли до нас. Время смерти Аристофана можно отнести приблизительно к 385 г.
Аристофан написал свыше 40 комедий, а до нас дошло одиннадцать. В хронологическом порядке они располагаются следующим образом: «Ахарняне» — 425 г., «Всадники» — 424 г., «Облака» — в первой редакции в 423 г., «Осы» — 422 г., «Мир» — 421 г., «Птицы»— 414 г., «Лисистрата» — 411 г., «Женщины на празднике Фесмофорий»—по-видимому, в 411 г., «Лягушки» — 405 г., «Женщины в Народном собрании» — в 392 или 389 г., «Богатство» — 388 г.
В первой из этих комедий, в «Ахарнянах», представлено, как крестьянин Дикеополид, испытывая тяжесть войны, пришел в Народное собрание, чтобы добиться заключения мира. Но видя тщетность своих ожиданий, он заключил мир сам, единолично. Его земляки из большого аттического дема Ахарн, составляющие в комедии хор — по этому хору названа и комедия, — хотят убить его как предателя. А Ахарны как раз сильно пострадали в первые же годы войны (Фукидид, II, 21), и Дикеополид доказывает, что война выгодна только демагогам да стратегам, вроде Ламаха. Дикеополид справляет праздник, веселится и пирует, в то время как другие страдают от войны На его свободный рынок прибывают люди из чужих городов. Мегарец с голоду продает ему своих дочерей. Даже сам полководец Ламах присылает к нему за дроздами и угрями, чтобы попировать на празднике, но Дикеополид ничего не дает тем, кого считает виновниками войны. Ламаху во время праздника приходится спешить на границу, чтобы отразить нападение врагов, а возвращается он в весьма жалком виде, так как разбился, перескакивая через ров.
Комедия «Всадники» получила название по хору афинских всадников, выступающему в ней. Поставленная в 424 г., она была откликом на недавнюю победу афинян над спартанцами при Сфактерии в 425 г. Демагог Клеон, богатый владелец кожевенной мастерской, приняв на себя командование афинским войском, взял в плен на острове Сфактерии и привез в Афины 120 спартиатов, цвет спартанской аристократии. После этой победы Клеон приобрел в народе еще большую популярность и стал держать себя с крайней самоуверенностью. Между тем было ясно, что эта победа одержана благодаря тщательной подготовке и длительной блокаде острова стратегами, главным образом Демосфеном. Клеон, таким образом, присвоил себе славу, которую должен был разделить с другими. Не ясно ли, что такие зазнавшиеся
284
выскочки затирают дельных и преданных народу людей? Эту мысль и выразил Аристофан в своей комедии.
Он представил в ней хозяйство старого, дряхлого брюзги Дема (дем — по-гречески «народ»), сына Пникса (название холма, на котором происходили заседания Народного собрания), большого охотника до бобов (с помощью бобовых зерен иногда производилось голосование). Старик купил нового раба — наглого и бесстыдного Пафлагонца. Рабы из Пафлагонии (область в северо-западной части Малой Азии) известны были своей наглостью. Этот хитрец, в котором сразу можно было узнать Клеона, сумел вскоре втереться в доверие к хозяину и сделал невыносимым положение верных и преданных рабов, т. е. Никия и Демосфена. Они в противовес Пафлагонцу нашли еще большего наглеца и невежду — Колбасника Агоракрита, и тот самой беззастенчивой лестью и подхалимством добивается расположения Дема: он доверяет ему управление всем своим хозяйством. Дело заключается сказочным концом: Колбасник возвращает Дему молодость, и у того начинается счастливая жизнь, уже без прежних ошибок.
Осмеянию новых научных и философских теорий посвящена комедия «Облака». Новые и оригинальные учения, которые порывали со старыми традициями, показываются тут с точки зрения простого крестьянина Стрепсиада. Вследствие того, что Фидиппид, сын Стрепсиада от жены, взятой из знатного рода, водит знакомство с аристократической молодежью и увлекается конным спортом, он втянул отца в долги, заставляя покупать для себя рысаков. Не зная, как расплатиться с долгами, Стрепсиад идет в «думальню» Сократа, чтобы поучиться у него науке не платить долгов. Сократ призывает новых богов — Облака как покровителей новой науки, затуманивающей головы вздором, и они являются в виде хора — отсюда и название комедии. В ряде комических сцен представлено обучение Стрепсиада, причем Сократу, в карикатурном виде, приписываются теории современных физиков, естествоиспытателей, религиозных мыслителей, софистов и т. д. Он представлен настоящим мошенником и обманщиком. Стрепсиад оказывается слишком тупым, он не может усвоить такой науки, и Сократ прогоняет его. Тогда Стрепсиад вместо себя посылает своего сына Фидиппида. Ему представлено на выбор взять за руководство Справедливое слово или Несправедливое. Фидиппид предпочитает последнее и идет в «думальню» Сократа. Между тем к Стрепсиаду являются кредиторы. Но он, нахватавшись у Сократа мошеннических уверток, прогоняет их ни с чем. Когда вскоре по окончании курса возвращается Фидиппид, отец по этому случаю устраивает пирушку. Но тут между ними загорается спор, во время которого Фидиппид колотит отца и доказывает, что по современным научным взглядам это в порядке вещей. Тогда только Стрепсиад понимает лживость новых учений, видит корень зла в Сократе и поджигает его «думальню».
При постановке в 423 г. «Облака» потерпели неудачу. Аристофан потом несколько переделал текст, добавил в парабазе (518 сл.) жалобу на несправедливость публики, спор между Справедливым словом
285
и Несправедливым и конечную сцену, когда Стрепсиад поджигает «думальню». Мы имеем только вторую редакцию.
В «Осах» осмеивается пристрастие афинян к судебным процессам, которое развилось вследствие политики, проводимой демагогами, особенно Клеоном. Комедия была поставлена как раз после того, как Клеон повысил плату судьям до трех оболов (около 18 коп.) и этим старался снискать себе популярность. В комедии выведен старик, завзятый судья Филоклеон, т. е. Клеонолюб, который все время проводит в суде и у которого это превратилось в настоящую страсть. Сын его Бделиклеон, т. е. Клеонохул, чтобы заглушить у отца вредную страсть, запер его в доме. К дому собираются в виде хора Ос (отсюда и название комедии) старые судьи, приятели Филоклеона, чтобы вместе идти в суд. Бделиклеон доказывает отцу, который прославляет силу и могущество присяжного, что своей страстью к судебным процессам он становится рабом демагогов. Бделиклеон объясняет, что все преимущества присяжных — только хитрая приманка ему, которой демагоги морочат головы бедных людей и которая нужна им для устройства своих собственных дел, что это ложится тяжелым финансовым бременем на государство. Филоклеон вынужден признать справедливость этих соображений. Но страсть настолько вошла у него в привычку, что сын для удовлетворения ее дает возможность отцу судить домочадцев, собаку, стащившую кусок сыра, и т. п. В заключение дана картина веселой жизни, какую будет с этих пор вести старик.
В «Мире» представлено, как крестьянин Тригей взлетает на навозном жуке на небо, чтобы добиться от Зевса прекращения войны. Но он застает там только Гермеса, от которого узнает, что все несчастья пошли с тех пор, как богиня мира Ирина заключена богом войны в пещеру. Тогда он призывает на помощь всех трудовых людей и освобождает ее. А вместе с Миром приходит на землю Опора — богиня урожая, и комедия заканчивается веселым пиром на свадьбе Тригея и Опоры.
Сюжет «Птиц» фантастический. Два афинских гражданина, Писфетер и Эвелпид, разочаровавшись в современной жизни с ее интригами и кляузами, уходят к птицам и вместе с ними основывают новое государство Тучекукуйск между небом и землей. Писфетер становится там царем, и начинается счастливая жизнь. Однако вскоре на земле узнают о существовании этого благодатного государства, и туда устремляются разные искатели счастья — поэты, гадатели, мошенники, кляузники и т. п. Но Писфетер их не допускает. Затронутыми оказываются и сами боги, так как государство, устроенное между небом и землей, преграждает доступ жертвенному дыму на небо, и боги вследствие этого остаются без пищи. В результате переговоров, которые вели Посейдон, Геракл и фракийский бог Трибалл, заключается договор, причем боги вынуждены выдать замуж за Писфетера богиню Басилею, олицетворяющую власть над миром. Свадебным пиром и заканчивается комедия.
Комедия «Лисистрата» названа по имени афинской женщины, которая организует заговор женщин всех государств с тем, чтобы положить конец войне. Страдая от хозяйственной разрухи военного вре-
286
мени и томясь тоской по находящимся постоянно в походах мужьях, женщины заставляют их согласиться на заключение мира.
Комедия «Женщины на празднике Фесмофорий», написанная накануне олигархического переворота 411 г., совершенно не затрагивает политических вопросов, а подвергает осмеянию поэтов Агафона и Эврипида. Эврипид узнает, что женщины, озлобленные его нападками, сговариваются его убить. Тогда он обращается к поэту Агафону, известному изнеженным образом жизни, прося заступиться за него. Тот отказался, но дал из своего гардероба женский костюм родственнику Эврипида, и этот родственник в женском платье проник на собрание женщин, справляющих праздник Фесмофорий (в честь Деметры и Персефоны), куда мужчинам не было доступа. В ответ на обвинение женщин он пытался защитить Эврипида, говоря, что на самом-то деле женщины много хуже, чем он их изображает. Этим он возбудил подозрение и был разоблачен. Ему на выручку пришел сам Эврипид и, обещав женщинам больше не позорить их, хитростью освободил родственника из рук скифа-полицейского.
Большой историко-литературный интерес представляет комедия «Лягушки». Она поставлена в январе 405 г. под свежим впечатлением смерти Эврипида и Софокла. Бог Дионис, в ведении которого считалось театральное дело, очень обеспокоен тем, что со смертью этих поэтов и с отъездом в Македонию младшего трагического поэта Агафона театр опустел. Поэтому он решает отправиться в загробный мир, чтобы вернуть на землю Эврипида. Так как, по мифам, в загробный мир однажды сходил Геракл и увел оттуда адского пса Кербера, Дионис надевает, подобно ему, львиную шкуру, берет палицу и в сопровождении раба Ксанфия, который несет багаж, отправляется в путешествие. Ему приходится переезжать через адское озеро. Там раздается кваканье хора Лягушек — отсюда название комедии. Дионис после ряда приключений, когда его принимают за Геракла и бьют за похищение Кербера или хотят пытать как раба, и т. п., наконец, достигает дворца Плутона. Там в это время происходил спор между Эсхилом и Эврипидом из-за первенства. Долгое время первое место занимал Эсхил. Но, когда в царство мертвых пришел Эврипид, он собрал шайку грабителей, мошенников, отцеубийц и т. п. злодеев и стал требовать себе первого места. Дионис видит в этом удобный случай, чтобы убедиться, кто из них лучший поэт. Эсхил выставляет требование, чтобы поэт был учителем народа, и в пример ставит свои произведения «Персы» и «Семеро против Фив», которые поднимают бодрость и мужество граждан. А Эврипид изображает жизнь, как она есть, и развращает молодежь. Дионис отдает предпочтение Эсхилу и берет его с собой на землю, а заместителем Эсхила остается Софокл.
«Женщины в Народном собрании» — пародия на какие-то планы социальных преобразований, во множестве предлагавшиеся в конце V и в начале IV в. Энергичная Праксагора подговаривает афинских женщин взять в свои руки управление государством. Так как в это время участие граждан в заседаниях Народного собрания уже оплачивалось, желающих оказывалось так много, что пришлось установить определенный кворум, которым ограничивалось число участ-
287
ников. Поэтому женщины еще до рассвета, одетые в мужские одежды и с подвязанными бородами, явились в Народное собрание и заняли там места. Для пришедших позднее мужчин уже не нашлось места. Праксагора внесла предложение: ввиду того, что управление мужчин обнаружило свою несостоятельность, передать все дела женщинам, которые показали свое умение управлять, как домашние хозяйки. Большинством голосов управление и передано женщинам. Затем Праксагора выступила с новым предложением — об отмене частной собственности и об обобществлении всех вещей. После этого конкретно показывается новый порядок. Одни честно отдают свое имущество в общее достояние, другие выжидают, что будет дальше. Происходит комический спор между двумя женщинами — старой и молодой из-за обладания молодым человеком. Комедия заканчивается веселым шествием на обед.
Последняя комедия Аристофана — «Богатство» сильно отличается от всех предыдущих отвлеченным характером своей темы и отсутствием личных нападок, за исключением беглого упоминания о демагоге Агиррии, стратеге Памфиле и злостном должнике Филепсии (174—177). Хор не играет тут. почти никакой роли. Эта комедия была первоначально поставлена в 408 г., а в 388 г. Аристофан возобновил постановку ее в переработанном виде. Эта переделка сохранилась. Бедный старик Хремил по совету оракула идет за встретившимся ему на улице слепым и приводит его к себе в дом. Оказывается, что это — бог богатства Плутос. Так как он слепой, он приходит к первым попавшимся людям, не разбирая, честные они или нет. Хремил отводит его в храм Асклепия, где тот и получает прозрение. Хремил и его приятели делаются богатыми. Тщетно Бедность доказывает свои нравственные преимущества. Честные люди благодарят бога богатства, а негодяи, потеряв возможность вредить другим, недовольны и даже видят в этой перемене низвержение демократии (949). Зевс гневается на Хремила за то, что люди разбогатевшие уже не нуждаются в нем. Заканчивается комедия процессией, которая идет на Акрополь, чтобы там установить культ бога богатства.
Эта пьеса-аллегория начинает собой ряд комедий нового типа — «средней» аттической комедии.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.



Rambler's Top100